Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2013

За прекрасным на восток

Одна из форм любви к пространству — кстати, именно так звучит тема нынешней Красноярской биеннале! — должна выражаться в тяге к перемещениям. Поэтому даже если вы (как и я, увы) не совершили этим летом паломничества в какую-нибудь цивилизационную мекку, есть смысл продумать маршрут будущих культурных приключений.

Ни для кого не станет открытием, если сказать, что прекрасное следует искать в Лувре или Прадо. Даже и более молодыми арт-пространствами — вроде Тейт-модерн или Центра Жоржа Помпиду — никого не удивишь. В то же время статистика вопиет о том, что красноярцы осваивают, преимущественно, путешествия в восточном направлении: Таиланд, Китай, Арабские Эмираты, Индия, Вьетнам… А какие художественные интересности можно обнаружить на востоке? Этот вопрос имеет весьма неочевидные ответы, так что план азиатского арт-путешествия может быть актуален. Тем более что современное искусство Востока приобретает всё большую популярность в мире — вспомнить хотя бы имена Ай Вэйвэй, Яёи Кусама, Цай Гоцян, Аниш Капур, Субодх Гупта и другие.

Китай

Современное китайское искусство сегодня — одно из самых востребованных. В первую очередь, благодаря своему революционному настрою, выражающемуся, например, в творчестве Ай Вэйвэя, без произведений которого не обходится ни один музей современного искусства или крупное художественное событие. А ещё благодаря эффектным технологиям — фигурным фейерверкам Цай Гоцяна (на фото внизу) и тому подобному.

Любителям современного искусства и культуры, посещающим Китай, рекомендуют отправляться в Пекин и в Шанхай. Там появляются целые новые культурные районы. В Пекине и Шанхае можно увидеть выставки ведущих китайских художников — Ю Миньцзюня, Чжан Сяогана, Ван Гуаньи, Фан Лицзиня, Фэн Чжэнцзея ...

Так, в Пекине ареалом концентрации искусства является 798-й район. В 2007 году бельгийскими коллекционерами бароном Ги Улленсом и его супругой Мириам здесь был открыт Центр современного искусства. Основу музея составило их собрание китайского искусства 1980-х годов — поколения первых революционных китайских художников. Помещение Центра построено в стиле баухауза в здании бывшей фабрики (архитектор Жан Мишель Вильмотт участвовал и в преображении московской фабрики «Красный Октябрь» в культурный центр). Миссия Центра подобна миссии многих восточноазиатских музеев — сближение восточного и европейского искусств. Сегодня здесь можно увидеть порядка двух тысяч произведений в разных жанрах — живопись, инсталляции, фото, видео и др.

Но, возможно, скоро музей прекратит своё существование: после того, как Улленсу запретили проводить выставку опального в Китае художника Ай Вэйвэя, он решил распродать своё собрание и переехать в Непал, где планирует коллекционировать на этот раз произведения Индии. Зато это должно стимулировать любителей современного искусства со всего мира поскорей посетить данное культурное пространство!

Более крупным центром современного искусства в Китае выступает Шанхай. Наибольшее число институций, имеющих отношение к искусству, здесь концентрируется в районе М50.

В национальном художественном музее до 2012 года традиционно проводилась биеннале современного искусства. Последняя биеннале прошла уже в новом помещении — опять-таки на перестроенной фабрике, которая получила название «Электростанция искусства» и претендует теперь на звание Шанхайского музея современного искусства в Шанхае. При этом такой музей здесь уже существует, его здание представляет собой отдельное произведение архитектурного искусства. Выставки актуальных китайских художников проходят также в павильоне «Экспо 2010», архитектурные формы которого навеяны образом традиционной китайской пагоды, только в перевёрнутом виде.

Особенной областью развития китайского и восточноазиатского искусства в целом выступает Гонконг — новый центр арт-мира, куда съезжаются все галеристы, дилеры, кураторы и арт-критики, так как Гонконг — зона, свободная от огромных налоговых сборов, которые налагаются на транспортируемые произведения современного искусства.

В Гонконге создан музей современного искусства M+, здание которого обещают построить к 2017 году. На территории будущего музея уже проводят разного рода события, которые и по пространственным масштабам, и по концепции были бы невозможны в иных музеях. Например, фестиваль надувных скульптур, где были представлены самые разные фигуры: и чёрный кинетический лотос корейского художника Цой Джонг-Хва (кстати, знакомого красноярцам по его красному аналогу, представленному на АТР-фестивале), и скульптура знаменитого американского Пола МакКарти, и надувной аналог Стоунхенджа Джереми Деллера, и огромная свинья, по надувным внутренностям которой (анатомически точно расположенным) могли путешествовать зрители.

Скульптуры, представленные на фестивале, уж слишком напоминают современные рекламные образы по типу тех, что встречают красноярцев у входа в кинотеатр «Луч», и тут возникает много вопросов о том, что искусством является, а что нет. Но, как отмечает одна из лидирующих кураторов Японии Юко Хасегава, азиатское искусство и отличается от европейского тем, что более открыто к сближению массового и элитарного, развлекательного и интеллектуального.

Таиланд

Отдых в Таиланде прочно вошёл в повседневную жизнь красноярцев. Помимо моря, солнца и дружелюбных улыбок там также можно обнаружить немного современного искусства — в частности, в Бангкокском художественном центре культуры и искусства. Центр был основан в 2000 году, но построен лишь в 2008-м — в промежутке его строительство было приостановлено из-за коррупции. Центр побоялись громко именовать музеем современного искусства, так как большую часть коллекции представляет тайское традиционное искусство, не слишком известное современному зрителю. Но всё же центр специализируется на выставках современного искусства. Например, здесь можно встретить мистические видео-арт-работы местного режиссёра Апичатпонга Вирасетакула, который принёс мировую известность тайскому кино, получив награду Каннского кинофестиваля 2010 года.

Бангкокский художественный центр

Бангкокский художественный центр

Арабские Эмираты

Не менее популярное направление для путешествий у сибиряков — Арабские Эмираты, где полным ходом идёт строительство не только небоскрёбов, но и музеев с культурными центрами.

Арабские Эмираты закупают огромные коллекции западного современного искусства (так как с местными талантами ситуация обстоит не так просто) и выстраивают архитектурные шедевры для презентации коллекций в Абу-Даби, Дубаи и других городах.

Выставочные залы-дворы в Шардже

Выставочные залы-дворы в Шардже

Особенную известность на карте Арабских Эмиратов приобрёл небольшой город Шардж, в котором проводят биеннале современного искусства. Развитием биеннале долгое время занимался европейский куратор, который был уволен после того, как представил на биеннале работу о бесправности исламских женщин, чем оскорбил чувства местных мусульман. После данного инцидента многие художники бойкотировали данную биеннале, но она продолжает существовать, последняя открылась в марте этого года, её курировала Юко Хасегава, которая представляла творчество азиатских и европейских художников наравне, в небольших залах-двориках в историческом центре Шарджа. Многие критики отмечают, что Шардж не стремится к грандиозному размаху арабских столиц и сохраняет провинциальную камерность, при этом Шарджская биеннале имеет солидный вес на мировой арт-сцене, чем демонстрирует потенциальные возможности любого провинциального городка превратиться в художественную столицу.

Биеннале в Шардже

Биеннале в Шардже

Индия

Индийское искусство приковывает внимание арт-критиков последнее десятилетие, и в его развитии многие видят искусство будущего. Так, один из самых знаменитых художников современности — Аниш Капур — индийского происхождения, а творчество Субодха Гупта можно увидеть в передовых музеях мира. В Индии музеи современного искусства существуют в Дели и Мумбаи, а к 2015 году такой музей должен появиться в Калькутте — городе, который считается центром культурной жизни в Индии, но до сих пор не имеет достойного пространства для презентации произведений искусства.

Работа Субодха Гупта

Работа Субодха Гупта

Идея создания музея в Калькутте была окончательно утверждена после неприятного случая, когда шедевр Пабло Пикассо путешествовал по Индии, но для него не подошло ни одно из калькуттских зданий.

Интересно, что проект музея современного искусства в этом городе разрабатывает та же архитектурная контора, что и для Гонконга.

Национальная галерея современного искусства в Мумбаи

Национальная галерея современного искусства в Мумбаи

Япония

Японское современное искусство развито гораздо в большей степени, чем в других азиатских странах, соответствующие музеи здесь можно встретить по всей стране. Директором музея современного искусства в Токио является как раз влиятельный куратор Юко Хасегава, которая и участвует в создании Гонконгского музея «М+», и выступала куратором биеннале в Шардже.

Т. Ниши (фото С. Ятмасова)

Т. Ниши (фото С. Ятмасова)

Одна из самых знаменитых японских художников на данный момент — Яёй Кусама. Через всё своё творчество она проводит орнамент «в горошек», нанося его на стены музеев и галерей, создавая светящиеся цветовые «горошины» в пространстве, среди которых теряется зритель.

А пока у вас не появилась возможность отправиться в Японию для знакомства с образцами японского искусства, такая возможность есть в Красноярске по адресу — ул. Ады Лебедевой, д. 105: японский художник Татуро Атц (или Тацу Ниши, о творчестве которого мы говорили в предыдущих номерах) создал здесь своё произведение «Любовь к родному пепелищу».

Александра СЕМЁНОВА