Моя мама привела меня за ручку в музыкальную школу, когда мне было шесть лет. Сидящая у рояля тётенька проверила мой музыкальный слух, одобрительно кивнула маме и невзначай поинтересовалась: «Деточка, а ты хочешь заниматься музыкой?». «Нет!» – простодушно ответила я, и сконфуженная мама увела деточку от рояля. А что ещё я могла ответить, если понятия не имела, чем мне придётся там заниматься! Я знала только то, что несколько раз в неделю меня будут отрывать от моих игр и приводить к этой тётеньке. Через год-другой моё внимание таки привлёк «дивно бренчащий инструмент», стоявший в моей комнате. Я стала подбирать на пианино любимые мелодии на слух, а в девятом классе ударилась в поиски репетитора по сольфеджио. Но это уже другая история. Просто теперь мне частенько приходит в голову мысль: а что изменилось бы, если б тогда я ответила «да»?
Можно ли зайца научить танцевать?
Если говорить научными определениями, способности – это индивидуальные особенности, которые ускоряют, облегчают процесс приобретения определённых знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности. Такой особенностью может быть хорошая зрительная память, которая помогает художникам, или тонкий музыкальный слух, присущий композиторам и музыкантам, наблюдательность и воображение, нужные писателю. Способности, в свою очередь, развиваются из врождённых задатков, особенностей анатомии и физиологии. Совокупность задатков называется одарённостью. Каждый малыш рождается одарённым, это не раз доказывалось психологами и медиками. К сожалению, часто родители «без спросу» выбирают занятия для своих детей. Дочь занимается теннисом, поскольку у её мамы не сложилась карьера теннисистки, а к сыну ходят репетиторы английского и немецкого, потому что «сегодня престижно говорить на нескольких языках». Неудивительно, что порой это вызывает бурный протест. Впрочем, иногда родительское принуждение даёт миру известных артистов и чемпионов. Как же быть?..
Моя двухлетняя кудряшка напрочь отказывается запоминать цифры. А вот английские слова учит на раз-два. Однако больше всего этому ангельскому созданию нравится… футбол. Когда ей исполнился годик, любимым развлечением было наблюдение во дворе за игрой соседских мальчишек. Она так восторженно кричала: «Гоол!!!» – что юные спортсмены вздрагивали и оборачивались. Естественно, теперь шкаф в её комнате завален мячами разного калибра, и прогулка без этого атрибута считается неудавшейся. Честно сказать, поначалу меня это огорчало. Ну что за девочка, которая гоняет мяч?.. А потом я посмотрела фильм «Играй, как Бэкхем» об индийской девушке, увлечённой футболом. И мне подумалось, что на самом деле не всё так ужасно. Я по-прежнему буду стараться увлечь «футболистку» всем понемножку, а там – что она выберет.
Ещё академик Павлов говорил, что лучший отдых – это смена деятельности. Причём в идеале бОльшая часть этих «деятельностей» должна доставлять удовольствие. Ребёнок вправе сам выбирать себе занятия, но для этого родители сначала должны показать ему мир во всём его разнообразии. Водить в театры и музеи, на концерты и в картинные галереи, путешествовать вместе с ним, заниматься спортом и общаться с разными людьми. Замечательно сказала по этому поводу одна молодая мама, мечтающая увлечь своего малыша музыкой: «Я буду стараться постоянно подпитывать в нём интерес: таскать на всевозможные концерты и к друзьям музыкантам, играть в весёлые музыкальные игры, создам семейный оркестр, вручив бабушкам и дедушкам бубны! Если мы поедем за границу, то непременно на какой-нибудь музыкальный фестиваль, чтобы усилить эмоции путешествием. И педагога тоже найду такого, чтобы ребёнок видел вдохновенно горящие глаза и неподдельный интерес к музыке. А если после этого он не захочет играть на пианино, я от него отстану! И буду гордиться им, чем бы он ни увлёкся». Действительно, не место разочарованию, если ребёнок не выберет воплощение родительской мечты. Пусть у него нет желания играть на скрипке, зато он лепит из теста и пластилина волшебных зверей или шьёт наряды для кукол. Также не стоит ставить во главу угла будущую выгоду от этих занятий: «Учи иняз, он тебе пригодится, а музыка – баловство». А вдруг это начинающий великий композитор?..
Талант – это любовь
Как же узнать, в каком виде деятельности имеются максимальные способности? Всё просто: у человека не появится стремление заниматься чем-либо, если у него нет соответствующих способностей. О задатках ребёнка также может рассказать специалист: учитель музыки – о музыкальном слухе, лингвист – об особенностях артикуляционного аппарата и т.д. Впрочем, успешность зависит далеко не только от задатков. Важную роль играет обучение, ведь при этом происходит не только приобретение новых знаний и навыков, но и совершенствование нервной системы – то есть дальнейшее развитие способностей. Поэтому достоверно судить об одарённости можно лишь по результатам обучения – насколько быстро и легко происходит этот процесс. В последнее время всё больше появляется доказательств тому, что научиться можно всему и всем – разница лишь в объёме затраченных усилий. Не существует неспособности к языкам – бывает слабая память или особенности артикуляционного аппарата. Однако с помощью тренировки памяти обычные люди со временем добивались феноменальных результатов. Музыкальный слух тоже есть у всех, просто выражен слабее или ярче. Однако миллионы китайцев говорят на китайском без акцента, а ведь для правильного произношения китайских фраз необходимо наличие музыкального слуха.
Наличие одной ярко выраженной способности ещё не говорит о высокой одарённости в данной области. Также и слабость какой-либо одной способности не может служить основанием для «профнепригодности». Биографии многих знаменитых людей подтверждают расхожую истину: «главное – желание». Все помнят из школьных учебников, как упорство и тренировки сотворили из неуверенного и косноязычного Демосфена талантливого оратора. Впрочем, далеко не все находят в себе силы упорно тренироваться благодаря лишь собственной воле – особенно дети. И вот в этом случае родителям следует настоять на продолжении занятий. Когда со временем он овладеет мастерством, то начнёт получать удовольствие и от самой деятельности. По мере совершенствования мастерства будет повышаться его самооценка и социальный статус в глазах сверстников. И тогда, возможно, из одарённости вырастет талант. И наоборот: попытка развить способности без желания на то их обладателя чаще всего приводит к тому, что занятие будет заброшено – рано или поздно. Зайца можно научить танцевать без его на то желания. Человека – тем более. Но стоит ли?.. Ведь успешность – не синоним счастья.
Алёна ГрудницкаяКомментарий специалиста
Наталья Валерьевна Елтышева, детский медицинский психолог детского амбулаторного отделения Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1
«С раннего детства родители могут заметить, какие занятия больше нравятся их ребёнку, что у него вызывает положительные эмоции. Иногда родители пытаются навязать ребёнку те занятия, которые они считают интересными, модными или перспективными, но не всегда это интересно ему самому. И если мама и папа будут игнорировать его отрицательные переживания, это может привести к их накоплению, а впоследствии – к формированию невроза. По моему мнению, нужно не заставлять ребёнка заниматься чем-либо, а прививать интерес. Дошкольное детство – самое благоприятное время для знакомства ребёнка с окружающим миром, разными занятиями. Это знакомство должно происходить в виде игры, а ещё лучше – совместной игры с малышом. Не нужно «застревать» на чём-то одном, надо предложить ребёнку различные варианты, чтобы он сам выбрал то, что ему понравится. Именно понравится! Интерес к занятиям должен возникнуть спонтанно и поддерживаться положительными эмоциями, только тогда ребёнок будет в нём успешен. Я бы не советовала совмещать выбор дополнительной деятельности с началом школьного обучения, потому что в этот период на ребёнка и так ложится большая нагрузка, как физическая, так и эмоциональная. А настоящий осознанный выбор относительно своего будущего ребёнок может сделать только тогда, когда закончится морфологически формирование той части головного мозга, которая отвечает за осознание, самопонимание (лобные доли). В «норме» это происходит к 13 годам. Задача взрослых – помочь ребёнку получить к этому возрасту разнообразный опыт, для того чтобы он сам мог выбрать то, что ему нравится».