Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2010

Дрессировка таланта

Все родители хотят видеть своих детей способными, одарёнными, талантливыми. Но как узнать, талантлив ли ребёнок?.. Жаль, но учёным до сих пор не удалось изобрести агрегат по диагностике врождённых способностей. Как было бы здорово: надеваешь на голову шляпку, она мигает лампочками и изрекает механическим голосом: «В математики!.. В музыканты!.. В художники!..» Однако в жизни всё иначе.

Моя мама привела меня за ручку в музыкальную школу, когда мне было шесть лет. Сидящая у рояля тётенька проверила мой музыкальный слух, одобрительно кивнула маме и невзначай поинтересовалась: «Деточка, а ты хочешь заниматься музыкой?». «Нет!» – простодушно ответила я, и сконфуженная мама увела деточку от рояля. А что ещё я могла ответить, если понятия не имела, чем мне придётся там заниматься! Я знала только то, что несколько раз в неделю меня будут отрывать от моих игр и приводить к этой тётеньке. Через год-другой моё внимание таки привлёк «дивно бренчащий инструмент», стоявший в моей комнате. Я стала подбирать на пианино любимые мелодии на слух, а в девятом классе ударилась в поиски репетитора по сольфеджио. Но это уже другая история. Просто теперь мне частенько приходит в голову мысль: а что изменилось бы, если б тогда я ответила «да»?

Можно ли зайца научить танцевать?

Если говорить научными определениями, способности – это индивидуальные особенности, которые ускоряют, облегчают процесс приобретения определённых знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности. Такой особенностью может быть хорошая зрительная память, которая помогает художникам, или тонкий музыкальный слух, присущий композиторам и музыкантам, наблюдательность и воображение, нужные писателю. Способности, в свою очередь, развиваются из врождённых задатков, особенностей анатомии и физиологии. Совокупность задатков называется одарённостью. Каждый малыш рождается одарённым, это не раз доказывалось психологами и медиками. К сожалению, часто родители «без спросу» выбирают занятия для своих детей. Дочь занимается теннисом, поскольку у её мамы не сложилась карьера теннисистки, а к сыну ходят репетиторы английского и немецкого, потому что «сегодня престижно говорить на нескольких языках». Неудивительно, что порой это вызывает бурный протест. Впрочем, иногда родительское принуждение даёт миру известных артистов и чемпионов. Как же быть?..

Моя двухлетняя кудряшка напрочь отказывается запоминать цифры. А вот английские слова учит на раз-два. Однако больше всего этому ангельскому созданию нравится… футбол. Когда ей исполнился годик, любимым развлечением было наблюдение во дворе за игрой соседских мальчишек. Она так восторженно кричала: «Гоол!!!» – что юные спортсмены вздрагивали и оборачивались. Естественно, теперь шкаф в её комнате завален мячами разного калибра, и прогулка без этого атрибута считается неудавшейся. Честно сказать, поначалу меня это огорчало. Ну что за девочка, которая гоняет мяч?.. А потом я посмотрела фильм «Играй, как Бэкхем» об индийской девушке, увлечённой футболом. И мне подумалось, что на самом деле не всё так ужасно. Я по-прежнему буду стараться увлечь «футболистку» всем понемножку, а там – что она выберет.

Ещё академик Павлов говорил, что лучший отдых – это смена деятельности. Причём в идеале бОльшая часть этих «деятельностей» должна доставлять удовольствие. Ребёнок вправе сам выбирать себе занятия, но для этого родители сначала должны показать ему мир во всём его разнообразии. Водить в театры и музеи, на концерты и в картинные галереи, путешествовать вместе с ним, заниматься спортом и общаться с разными людьми. Замечательно сказала по этому поводу одна молодая мама, мечтающая увлечь своего малыша музыкой: «Я буду стараться постоянно подпитывать в нём интерес: таскать на всевозможные концерты и к друзьям музыкантам, играть в весёлые музыкальные игры, создам семейный оркестр, вручив бабушкам и дедушкам бубны! Если мы поедем за границу, то непременно на какой-нибудь музыкальный фестиваль, чтобы усилить эмоции путешествием. И педагога тоже найду такого, чтобы ребёнок видел вдохновенно горящие глаза и неподдельный интерес к музыке. А если после этого он не захочет играть на пианино, я от него отстану! И буду гордиться им, чем бы он ни увлёкся». Действительно, не место разочарованию, если ребёнок не выберет воплощение родительской мечты. Пусть у него нет желания играть на скрипке, зато он лепит из теста и пластилина волшебных зверей или шьёт наряды для кукол. Также не стоит ставить во главу угла будущую выгоду от этих занятий: «Учи иняз, он тебе пригодится, а музыка – баловство». А вдруг это начинающий великий композитор?..

Талант – это любовь

Как же узнать, в каком виде деятельности имеются максимальные способности? Всё просто: у человека не появится стремление заниматься чем-либо, если у него нет соответствующих способностей. О задатках ребёнка также может рассказать специалист: учитель музыки – о музыкальном слухе, лингвист – об особенностях артикуляционного аппарата и т.д. Впрочем, успешность зависит далеко не только от задатков. Важную роль играет обучение, ведь при этом происходит не только приобретение новых знаний и навыков, но и совершенствование нервной системы – то есть дальнейшее развитие способностей. Поэтому достоверно судить об одарённости можно лишь по результатам обучения – насколько быстро и легко происходит этот процесс. В последнее время всё больше появляется доказательств тому, что научиться можно всему и всем – разница лишь в объёме затраченных усилий. Не существует неспособности к языкам – бывает слабая память или особенности артикуляционного аппарата. Однако с помощью тренировки памяти обычные люди со временем добивались феноменальных результатов. Музыкальный слух тоже есть у всех, просто выражен слабее или ярче. Однако миллионы китайцев говорят на китайском без акцента, а ведь для правильного произношения китайских фраз необходимо наличие музыкального слуха.

Наличие одной ярко выраженной способности ещё не говорит о высокой одарённости в данной области. Также и слабость какой-либо одной способности не может служить основанием для «профнепригодности». Биографии многих знаменитых людей подтверждают расхожую истину: «главное – желание». Все помнят из школьных учебников, как упорство и тренировки сотворили из неуверенного и косноязычного Демосфена талантливого оратора. Впрочем, далеко не все находят в себе силы упорно тренироваться благодаря лишь собственной воле – особенно дети. И вот в этом случае родителям следует настоять на продолжении занятий. Когда со временем он овладеет мастерством, то начнёт получать удовольствие и от самой деятельности. По мере совершенствования мастерства будет повышаться его самооценка и социальный статус в глазах сверстников. И тогда, возможно, из одарённости вырастет талант. И наоборот: попытка развить способности без желания на то их обладателя чаще всего приводит к тому, что занятие будет заброшено – рано или поздно. Зайца можно научить танцевать без его на то желания. Человека – тем более. Но стоит ли?.. Ведь успешность – не синоним счастья.

Алёна Грудницкая

Комментарий специалиста

Наталья Валерьевна Елтышева, детский медицинский психолог детского амбулаторного отделения Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1

«С раннего детства родители могут заметить, какие занятия больше нравятся их ребёнку, что у него вызывает положительные эмоции. Иногда родители пытаются навязать ребёнку те занятия, которые они считают интересными, модными или перспективными, но не всегда это интересно ему самому. И если мама и папа будут игнорировать его отрицательные переживания, это может привести к их накоплению, а впоследствии – к формированию невроза. По моему мнению, нужно не заставлять ребёнка заниматься чем-либо, а прививать интерес. Дошкольное детство – самое благоприятное время для знакомства ребёнка с окружающим миром, разными занятиями. Это знакомство должно происходить в виде игры, а ещё лучше – совместной игры с малышом. Не нужно «застревать» на чём-то одном, надо предложить ребёнку различные варианты, чтобы он сам выбрал то, что ему понравится. Именно понравится! Интерес к занятиям должен возникнуть спонтанно и поддерживаться положительными эмоциями, только тогда ребёнок будет в нём успешен. Я бы не советовала совмещать выбор дополнительной деятельности с началом школьного обучения, потому что в этот период на ребёнка и так ложится большая нагрузка, как физическая, так и эмоциональная. А настоящий осознанный выбор относительно своего будущего ребёнок может сделать только тогда, когда закончится морфологически формирование той части головного мозга, которая отвечает за осознание, самопонимание (лобные доли). В «норме» это происходит к 13 годам. Задача взрослых – помочь ребёнку получить к этому возрасту разнообразный опыт, для того чтобы он сам мог выбрать то, что ему нравится».