Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2013 г.

Примерить будущее

Сегодня много проектов по дизайну, в которых лейтмотивы подсмотрены у природы. И если о вязаных зданиях говорят ещё только в будущем времени, то в дизайне одежды вдохновение природы и экологичность уже сейчас являются трендами. Что ждёт костюм в будущем, мы спросили у Анны КИВИ, дизайнера одежды, преподавателя дизайна костюма, и Алисы БУГЛОВОЙ, преподавателя живописи, цветоведения, основ композиции и методологии костюма.

— Как в ближайшие десятилетия будет меняться мода, какие факторы влияют на её развитие?

Анна

Анна

Анна: В первую очередь на моду будут влиять экономические факторы, они уже её меняют. Так, много говорят о том, что мир погрязнет в кризисе, который уже сказывается на нашей жизни, в том числе отражается и в костюме. Уже сейчас есть тенденции к простоте в одежде. С одной стороны, это хорошо и демократично, с другой… Когда все одинаковые, проще управлять массами. Если очень глобально и далеко смотреть, можно вспомнить роман Замятина «Мы», в котором описан и образ жизни, и униформа людей. Конечно, возникает резонный вопрос: «А как же индивидуальность»? Может быть, нам и не понадобится индивидуальность в таком будущем.

Мы не можем исключить также возможности ужасной катастрофы, которая изменит всю нашу жизнь, хотя бы в результате глобального изменения климата. Пока этого не случилось, но уже наметилась тенденция к упрощению в формах и силуэтах, стремление к лаконичности. Люди устали от избытка и вычурности. С формами уже все эксперименты были и закончились, мы всё перепробовали. Например, сейчас, когда говорят «ретро», мы даже не понимаем, что имеют в виду. Не было ярких двухтысячных, и поэтому «ретро» — это весь 20 век. Эксперименты с формами могут двигаться только в сторону неудобства, а этого, конечно, не произойдёт. Человеку должно быть комфортно и удобно. Поэтому я также думаю, что сохранится тенденция стремления к объёму.

Алиса

Алиса

Алиса: Я согласна, мы уже сталкиваемся с упрощением форм, но зато можем позволить себе более сложные сочетания — как цветов, так и стилей, и вещей между собой. Появляется больше людей, разрешающих себе смелые колористические решения. Эта категория всегда была немногочисленна, но сейчас она расширяется.

Самое простое — носить всё в одном цвете, меняя лишь оттенки. Такие провокационные сочетания, как, например, оранжевый+болотный+
синий+капелька фиолетового с красным далеко не все могут просто принять как возможные, а уж тем более носить в реальной жизни. Я думаю, что более тонкие, интеллектуальные сочетания будут развиваться. Тем более, производители сами предлагают такие сочетания, и масса, волей-неволей, примет то, что ей не устают давать.

Позволю себе небольшую ремарку. В России не развивают цветовосприимчивость человека. Например, в Японии проводят тест, по которому ученик средней школы должен знать и называть 100 оттенков, а выпускник уже 400. Это способствует развитию не только способности видеть более богатую цветовую палитру, но и воображения, нестандартности мышления в целом.

— Были ли какие-то тенденции в последние 10 лет, из которых можно сделать прогноз на будущее, или тенденция в том и состоит, что ничего предсказать нельзя?

Алиса: Многие люди не понимают, откуда берётся мода. Большинство тех, кто работает в индустрии моды, утверждают, что без трендов никак нельзя обойтись. Их разрабатывают на 2-3 года вперёд специальные агентства, и марки одежды, до того как заняться разработкой своих костюмных линий, приобретают так называемые тренд-буки, где почти детально прописано, что будет актуально. Если этого не сделать, есть большая вероятность не продать то, что произвели и выпустили на рынок. Так и получается, что у нас в магазинах висят вещи очень сильно похожие, выбрать нечего, а когда ходишь по магазинам, не запоминаешь, что где видел.

Есть предсказатели трендов, их называют трендсеттерами. Одно из самых авторитетных агентств Trend Union возглавляет Ли Эделькорт. Перевести термин «трендсеттер» на русский язык можно следующим образом: «человек, вносящий что-то новое; основатель всяческого новшества». Эти специалисты влияют на образ жизни остальных людей, ищут новые тренды, разнообразные инновации, следят за событиями мира моды, современными тенденциями, прогнозируя наперёд спрос покупателя. Это инноваторы в определённой товарной категории, будь то костюм или электронные технологии.

Из интервью Ли Эделькорт «Д. Журналу»: «Я очень оптимистично смотрю на будущее. Есть множество факторов, которые говорят, что общество движется в сторону более гармоничной структуры, где между людьми существует больше согласованности. Это новая естественная эволюция человека. Раньше, к примеру, если вы хотели быть в компании хиппи, вам нужно было одеваться как хиппи и заниматься со всеми любовью, иначе вас бы не приняли. Сейчас же, если вы хотите быть частью группы, вы привносите в неё свою индивидуальность и свой талант, отдавая себя группе, но при этом оставаясь самим собой. .. Современные сообщества находятся в постоянном движении, они неустойчивы, не закостенелые. Такой порядок вещей принесёт новые решения для общества, новые способы обучения, новые способы решения проблем, организации бизнеса, взаимодействия правительства и общества. И именно поэтому, мне кажется, у нас как у вида будет шанс выжить».

— Почему, когда говорят об одежде будущего, обычно рисуют космические наряды? Ведь в повседневности никто такое не носит.

Алиса: Коcмические темы стали набирать популярность уже очень давно, после первого полёта Юрия Гагарина в 1961 году. Эта интересная и захватывающая тема, которая будет актуальна на подиумах, но массовой не станет никогда.

Когда я узнала об этом интервью, попросила своих студентов пофантазировать, каким же будет костюм в ближайшие десятилетия. Одна девушка как раз и написала, что в сознании масс застряла тема космоса, утрированно, как в кино, но сейчас на самом деле актуальна тема экологии. И это действительно так.

— То есть основная тенденция на будущее известна уже сейчас, и это экологичность?

Алиса: Основная тенденция — это экологичность материалов вкупе с новыми технологиями. Сейчас на Западе не приветствуют использование меха, кожи. В России не так. Хотя лично мне тоже не нравится кожа, я выбираю её только для обуви, поскольку мы живём в Сибири, здесь иначе никак нельзя.

В ближайшем будущем технологии и экологичность будут править балом, и когда они встретятся, материалы станут дешёвыми и по качеству близкими к натуральным. Здесь мы уже переходим к глобальному вопросу невосполнимости ресурсов, который сейчас очень актуален во всём мире. Необходимо искать альтернативу, а не продолжать использовать ресурсы, которые утекают с каждым днём. Как бы прискорбно это ни звучало, но в недалёком будущем вообще может вымереть половина человечества. Наша чудесная Земля накажет нас за безмерное использование того, что не мы родили и никак не можем воспроизводить.

— А вот Анна как-то утверждала, что если кто и вымрет, так это профессия «дизайнер костюма». Это правда?

Анна: Я не так категорична в суждениях, но тенденция к отказу от сочетания «дизайнер по костюму» есть. Происходит путаница с профессией «стилист». Но на самом деле дизайнер точно так же продумывает весь образ, а не только обособленно одежду. Никому не интересна вещь сама по себе, интересно, когда она вписана в историю, в контекст. Дизайнер занимается созданием бэкграунда вещи. Чтобы было более понятно: одежда и костюм — это разные понятия. Костюм — это и есть образ целиком. А одежда — это то, что на теле. Но обувь — это обувь, и она является частью костюма.

— Вернёмся к тенденциям будущего. Об экологичности мы поговорили, а что подразумевается под новыми технологиями для одежды?

Анна: Уже есть разработки новых тончайших тканей, которые позволяют человеку чувствовать себя комфортно, не испытывая чрезмерный холод или жару. Но пока они очень дорогие и некрасивые, и в Россию придут, возможно, лет через 20-30.

— Сейчас популярность приобретает конструирование одежды через Интернет: заходишь на сайт, выбираешь цвет, фасон, и пошёл придумывать себе наряд, как в компьютерной игре «Симс». Будет ли развиваться это направление?

Алиса: Вообще, конструирование одежды — это когда ты сам разрабатываешь конструкцию, т.е. фасон костюма, а не используешь готовое. Конструирование — это именно стилистическая работа. Стилист — тот, кто составляет образ на основе имеющихся «кубиков». У нас есть много всего одинакового, о чём уже говорилось выше. А вот как из этого набора сделать более-менее свежий продукт — актуальная задача. Получается, что это и есть реальный конструктор. Мы все в детстве играли, и игровой элемент всё чаще используют в разных «взрослых» областях. Так что, конечно, это направление будет развиваться.

— Как вы думаете, что из стилей останется с нами навсегда?

Алиса: Если не стереть всю историю, как описано у Оруэлла, то человечество будет черпать вдохновение в прошлом всегда.

Анастасия АНДРОНОВА