Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2013 г.

Свободная Сибирь

Приблизительно пять лет назад куратор Марат ГЕЛЬМАН практически запрограммировал развитие Перми, предложив лозунг «Пермь — новая культурная столица». И сегодня мы как раз наблюдаем результат культурного прогресса: в Перми есть Музей современного искусства, проводятся фестивали российского уровня; не как следствие, но есть всё-таки сериал пермского производства, интересный всей стране, и т.д.
Если попытаться заглянуть в культурное будущее Красноярска, то, очевидно, что на данный момент подобного лозунга для культуры города не сформулировано. По сути, будущее не загадано в определённом направлении и просто движется туда, куда занесёт. Хотя несколько лет назад нам хотелось, чтобы культурное пространство в Красноярске стало более плотным и насыщенным. Конечно, не как в Москве, где в один день ты можешь оказаться перед выбором посещения десяти разных интересных выставок… Но хотелось хотя бы просто иметь возможность постоянно открывать для себя что-то новое — и с этой точки зрения культурный рост очевиден.

Теперь помимо традиционно интересных выставок Красноярского музейного центра свежие направления (например, «новое эмоциональное искусство») создаёт молодое поколение красноярского Союза художников; можно посмотреть документальные спектакли в ТЮЗе; ежегодно проходят «Норильские сезоны», где можно увидеть качественные театральные постановки и уличные театры со всего мира; театр им. Пушкина и оперный активно включают в свои спектакли видеотехнологии. Появляются и новые культурные пространства: немного далёкая, но насыщенная открытиями нетрадиционных культурных форматов (обмен одеждой, ресторанный день и т.п.) «Каменка»; освоение бывших заводских помещений за «Квантом», где открылись анти-кафе «Accent-holl» и «Театр на крыше»; ежегодно можно отправиться в Канск и посмотреть арт-хаусное и экспериментальное кино; появляются новые музыкальные группы и т.п.

А на российском уровне Красноярск приобретает черты этакого островка относительной творческой свободы. Потому что красноярские художники, поэты, музыканты, дизайнеры и начинающие режиссёры не подстраиваются ни под какие столичные творческие тренды, создают такие произведения, которые на федеральном уровне расцениваются как провокационные, а в самой Сибири воспринимаются спокойно и с чувством юмора (например, история с олимпийскими плакатами Василия СЛОНОВА). Исходя из этого нашим ключевым лозунгом могла бы стать максима «Хочешь свободного творчества — поезжай в Сибирь!».

Ну, а если попытаться сконструировать какие-то конкретные ближайшие изменения в красноярской культуре, то обозначить можно несколько.

Открытие масштабного художественного музея в Красноярске

Разговоры о том, что Красноярску требуется новое здание для создания художественного музея, велись ещё с советских времен — действительно, горожанам негде увидеть не только значительные произведения из коллекции художественного музея им. В.И. Сурикова (например, картины К. МАЛЕВИЧА и В. КАНДИНСКОГО), но негде выставить и многие произведения знаменитых красноярских художников — Андрея ПОЗДЕЕВА, Юрия ХУДОНОГОВА, Николая РЫБАКОВА и других авторов. На данный момент пространство для создания нового филиала Художественного музея им. В.И. Сурикова определено, и в обозримом будущем он откроется.

В преддверии этого события X Красноярская биеннале с подходящей темой «Любовь пространства» не могла не облюбовать несколько комнат в будущем музее и совершила первую художественную интервенцию в предназначенное для него здание с проектом французских художников «Комната желаний».

Здание, в котором появились графическая композиция и архитектурно-дизайнерская деревянная инсталляция, имеет богатую историю — Дом братьев Ревильон был построен архитектором Владимиром Соколовским в начале XX века: первоначально там располагалась французская компания названных братьев по экспорту сибирской пушнины, позднее — норвежское консульство, призвавшее путешественника Фритьофа Нансена исследовать сибирские просторы, в результате чего он написал важную книгу с поэтическим и, стоит надеяться, пророческим названием «В страну будущего». Пока же в интерьере здания перед человеком открывается «поэтика руин»: ощущение трагического сопровождается переживанием обнажившейся красоты старинного помещения.

Французские художники сопоставили современный облик здания с художественно-пространственным решением фильма Андрея Тарковского «Сталкер», поэтому граффитист Морф внедрил портрет одноименного персонажа из фильма на одну из стен здания высотой в трёхэтажный пролёт, чтобы он пронзительным взором держал дозор за жаждущими осуществить свои мечты красноярцами. В творчестве Морфа интересно то, что его графические композиции отталкиваются от методов работы граффитистов (внедрение рисунков в городскую среду), но преодолевают ограниченность разбросанных по городскому пространству тегов, в которых практически невозможно обнаружить эстетическую составляющую, и представляют собой масштабные чёрно-белые портреты, приближающиеся в чём-то по стилистике к работам центрального мастера по данной части — JR.

Коллега Морфа — скульптор по дереву Самбр — создал инсталляцию «Призрачные стены», которая представляет собой ностальгическое воспоминание о крыше и стенах данного помещения: с фактурными балками, штукатуркой и разнообразными каминами, напоминающими о крепости строительных технологий начала века.

Создавая свою, по сути, интер­активную скульптуру (особенные смельчаки могут полазить по ней в редкий экскурсионный день), Самбр хотел заставить зрителей любоваться зданием, открывать для себя новые точки зрения на архитектуру, которые обычно никогда не доступны человеку: смотреть изнутри дома в открытое небо, видеть все комнаты через один дверной пролёт, иметь окно, открывающее вид не вовне, а внутрь комнаты и т.д.

В общем, художники и первые произведения в здании уже появились, теперь же надо ждать появления целого нового музея в центре города.

Творческая повседневность

Опять-таки X Красноярская биеннале ставила перед собой задачу посмотреть, можно ли сделать так, чтобы каждый человек находил собственное место в культуре — подобное можно сделать только тогда, когда человеку предложено принять непосредственное участие в творческом процессе. Очевидно, что в городе растёт число людей, заинтересованных в создании эксклюзивных рукотворных предметов дизайна. Хотелось проверить, насколько для горожан важно увлечение творческими практиками... Оказалось, что есть красноярцы, которым крайне сложно свести свою жизнь к работе, семье и повседневным делам: они стремятся дополнить свою жизнь творческими практиками. Это и делает жизнь нескучной, по-хорошему сумасшедшей, позволяет с юмором относиться к себе и миру. Результатом такого исследования творческого потенциала города стала акция ярн-бомбинга «Одень матрёшку», когда порядка пятнадцати участниц интернет-клуба вязальщиц в течение двух недель создавали наряд для четырёхметровой уличной скульптуры «Родина-мать» Василия Слонова. Можно предположить, что число людей, которые будут выходить за рамки традиционного распорядка рабоче-семейного дня с помощью творческих увлечений, будет расти. Возможно, итоги народных творческих процессов сблизятся с профессиональными художественными практиками и получат интересные презентационные формы.

Причём важно, что хэнд-мэйд может иметь форму не просто креативного дополнения дизайну вещей для своей семьи и близких, но изготовители оригинальных футболок, сумок, аксессуаров уже стараются наладить бизнес-производство своих вещей. Вполне возможно, что в перспективе в городе появится центр, где оригинальные творческие мануфактуры будут собраны все вместе.

Новые видео-технологии везде

Как уже было отмечено, практически все красноярские театры начали вводить видео в современные постановки. Это было использовано, например, в оперном театре в современном танце по мотивам «4510 по Фаренгейту». Создавая футуристическую атмосферу, на экране парило что-то вроде космического корабля. Эстетика интернет-коммуникаций присутствует в постановке «Вий» театра Пушкина. Появившийся на правом берегу кинотеатр «Мечта» запустил эксклюзивную программу «Погружение в искусство 3D», где можно увидеть мировой балет в максимально реалистическом приближении. Стоит полагать, что подобное внедрение современных технологий в культурную сферу только началось и будет успешно осваиваться и дальше.

В Красноярск постепенно начинают завозить 3D-принтеры, и в таком случае рано или поздно в городе начнут появляться произведения, созданные с помощью этих новых технологий. Подобное направление в мире уже получило название «цифровой гротеск» и предполагает создание эклектичных (барокко, готика, киберпанк) пространств или предметов с помощью объёмных принтеров. Наверное, возможность свободно пользоваться подобным мощным принтером у красноярских художников появится ещё не скоро, но всё-таки стоит ждать...

На фото — созданные на 3D-принтере колонны

Помимо этого, конечно, хочется надеяться, что начатая с появлением «Каменки» джентрификация рай­онов — создание произведений искусства и открытие новых культурных институций в удалённых от центра районах города — продолжится.

Александра СЕМЁНОВА