Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2013 г.

Время духовных практик

Cегодня, если ты не практикуешь медитации, не занимаешься йогой и не читаешь Ошо, то могут подумать, что ты отстал от жизни. А чтобы собрать группу людей, не надо звонить и говорить, можно один раз нажать на кнопку «рассказать друзьям». В современном обществе модно быть осознанным и духовным, в то же время информационный прогресс делает нашу жизнь автоматизированной. Как это отражается на нашей повседневности? Об этом мы поговорили с психологом Диной ГАЙДАМАК.

Досье
Дина Гайдамак, психолог, консультант, ведущая психотерапевтических групп. В 2007 году закончила Институт психологии, педагогики и управления образованием КГПУ им. В.П. Астафьева. Год практики посвяnила детской психологии. Участвовала в различных фестивалях и тренингах по разным направлениям психологии: гештальт, психоанализ, телесно-ориентированная терапия, системные расстановки, трансперсональная терапия, психодрама и др. В настоящий момент активно развивает арт-терапию и женскую психологию.

— Дина, какие направления в психологии сейчас популярны на Западе, а значит, придут к нам через 5-7 лет? Предлагает ли Россия что-то новое в области психологии?

— Тенденции развития науки в мире и России перекликаются, сегодня между ними нет разрывов в десятилетия. Но, безусловно, есть свои особенности. Расскажу о нескольких основных течениях.

Первое. Изучение типологических особенностей личности.

В США развитие этого направления происходило на базе идей Карла Юнга в 20-х годах XX века. Изабель Майерс-Бриггс и её мать Кэтрин Кук Бриггс сумели существенно дополнить теорию Юнга и создать собственный метод изучения типов людей — получилась авторская типология личности Майерс-Бриггс (MBTI).Развитию данной типологии они посвятили всю свою жизнь, проводя исследования, разрабатывая инструменты диагностики и т.д. В 1975 году эта методика стала набирать популярность. В настоящее время типология личности MBTI является одним из самых популярных методов в США и Европе.

В России эта методика используется, но альтернативой стала другое направление. Также базируясь на учении Юнга о психологических типах, литовский учёный, педагог и экономист Аушра АУГУСТИНАВИЧЮТЕ построила новую науку соционику. Соционика изучает не просто психику человека, а способы обмена информацией между людьми, описывает информационную структуру личности. Говоря проще, соционика показывает, как мы обмениваемся информацией с миром и как это отражается на нашей психике. В настоящий момент всё больше психологов открывают для себя соционику и её ресурсы. В последнее время соционика активно развивается в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Красноярске.

Типологии личности используются в бизнесе и консультировании (построение команды, взаимодействие с клиентами и продажи), в определении карьеры (выбор профессии, отвечающей сильным сторонам вашей личности), в личной жизни (выбор партнёра и построение семейных отношений), в воспитании детей, в самопознании и саморазвитии.

Второе. Акцент на духовное развитие.

В Западной Европе и США в ХХ веке зародилось направление «нью эйдж» — совокупность различных мистических и эзотерических движений, духовных практик и т.д. С английского new age переводится «новая эра». Откуда она берёт отсчёт?

В результате научно-технического прогресса многие табу были сняты, а традиционные представления разрушены, утверждались ценности материального мира. Люди утрачивали доверие к институту церкви. Тогда наступил духовный кризис, и пустующую нишу у европейцев заняло движение нью эйдж, ставшее оппозицией доминирующим культурным и религиозным традициям. Пришло время обращения к восточной философии и эзотерическим практикам. Движение нью эйдж cформировало свои ценности: достижение высшего духовного состояния (нирвана, самадхи, реализация, просветление), видение необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры астральных миров), общегуманные постулаты (любовь, ощущение духовного единения, добрые дела), правильный образ жизни (вегетарианство, воздержание, искоренение вредных привычек, физические упражнения, соблюдение правильной ритуальности), избранность (посвящение, приобщённость к тайне, вход в закрытое духовное братство).

В России течение нью эйдж представлено очень разнообразно и, пожалуй, продолжает расти. Тренинги личностного роста, медитативные практики, Ошо-центры, активное развитие трансперсональной психологии (холотропное дыхание и другие практики измененного состояния сознания), Свияш, Норбеков, Виссарион, Кастанеда, Гурджиев, кришнаиты, коммуны, эко-поселения, йогические практики, рейки и другие формы — это всё нью эйдж. Движение отвечает на новые запросы современного человека, ищущего альтернативные пути своего духовного развития.

А в качестве яркого кинематографического примера, иллюстрирующего постулаты Нью эйдж, можно привести фильм «Аватар» Дж. Кэмерона.

Третье. Изучение возможностей человека.

В 1970-х годах на Западе стало активно разрабатываться нейро-лингвистическое программирование – NLP - которое занимается глубоким изучением природы человеческих мыслей, поведения и языка. Как общаются люди, почему человек делает тот или иной выбор, который влияет на формирование его характера и дальнейший ход событий в его жизни, как он принимает решения? NLP разрабатывает системы специальных приёмов, направленных на совершенствование тех или иных качеств человека, моделирует технологии успешности. Сейчас область NLP расширяется. Настоящим креативом этого направления стал Design Human Engineering (дизайн человеческих ресурсов). DHE подразумевает создание динамических и мощных внутренних стратегий и состояний, развитие тех заложенных в человека возможностей, которыми он до сих пор не пользуется или даже не подозревает об их существовании.

В России пик популярности NLP миновал, но новый виток его развития может вызвать новый спрос. Лично я за то, чтобы каждый человек не просто проживал свою жизнь, а развивался, рос, просветлялся, повышал свою личную эффективность и осознанность, улучшал качество своей жизни! И ведь есть для этого инструменты, нужно только выбрать то, что подходит вам.

— Много говорят, что в будущем нас ждёт одиночество, социопатия, cвязанные с тем, что люди разучились коммуницировать… Так ли это?

— Удивительная история, но сейчас модно быть социопатом! Один мой знакомый, когда я его приглашаю на встречу с друзьями, с чувством превосходства говорит: «Я же грёбаный социопат!».Многие считают, что социопатия – это внутренняя свобода. Но не все до конца понимают, что социопатия — диссоциальное расстройство личности, форма расстройства психики. Лица, страдающие этим нарушением, и называются социопатами. Такие люди пренебрежительно относятся к правам окружающих и легко нарушают их. В МКБ-10 (или Международной классификации болезней десятой редакции) социопатию относят к пятому классу психических расстройств поведения человека. Её характеризуют:

>> бессердечное равнодушие к чувствам других;
>> грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
>> неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении;
>> крайне низкая способность выдерживать фрустрацию (тщётное ожидание), а также низкий порог агрессии, включая насилие;
>> неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно из наказания;
>> выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.

Такие люди нетерпеливы и раздражительны. Им тяжело сознательно удерживать внимание на чём-то одном. Они могут часто критиковать других, но никогда — себя, предпочитают списывать свои ошибки на обстоятельства и окружающих. Социопаты зачастую не отдают себе отчёт в своих эмоциях, особенно негативных, и словно не испытывают их. Срабатывает защитный механизм «не чувствуй», происходит устранение вытесненных в бессознательное переживаний, связанных с воспоминанием о травмирующих событиях прошлого.

Совершенно очевидно, что за тысячелетия развития у человека закрепились (в геноме, в системе передачи наследственности) свойства человечности, способность быть человеком. Мы эволюционировали и приобрели навыки, связанные с пониманием чувств другого, научились учитывать желания других людей, не ущемляя при этом свои. В общем, научились быть приспособленными, социализированными — в своём гендере, культуре, организации, семье и т.д. Без социализации человек в частности и человечество в своей массе не выживут.

Социапаты, как и все психически больные люди, имеют различные степени проявления своего заболевания — от умеренной формы до ярко выраженной. Но когда у нас возникает желание уединиться, когда мы бываем холодны в общении с другими, когда мы не хотим никого видеть, потому что чем-то расстроены — это ещё не называется социопатией. Поэтому выбирайте, как называть себя в следующий раз, когда будете отвечать на приглашение сходить на вечеринку.

— Социум, общественная жизнь переместилась в Интернет. Говорят, что уходить в виртуальную реальность — опасно для психики. Но ведь люди, которые сознательно себя от этого ограждают, обречены на отставание?

— Конечно, современная жизнь уже немыслима без Интернета, и от этого никуда не денешься. Но надо чётче отдавать себе отчёт, что это влечёт определённые изменения и в вашей психологии, и в вашем сознании. Были проведены исследования мозга пожилых людей, которые раньше не сталкивались с работой в Интернете — а потом им показали, как это делать. Удивительно, что за неделю мозг начинает работать по-другому, меняется шаблон его деятельности. А те поколения, которые выросли в Интернете, думают иначе в буквальном смысле.

Однако, задавая бесконечную цепь поисковых запросов, перепрыгивая с одного ресурса на другой без конкретной цели, мы оказываем мозгу медвежью услугу. В результате многие из тех, кто так работает в течение нескольких часов, жалуются на усталость, раздражительность и сложности восприятия. Постоянное воздействие гормонов стресса может изменить нейронные цепи тех зон мозга, которые отвечают за познание и контроль настроения. Поэтому имеет смысл делать усилие и время от времени отрываться от экрана, возвращаясь из виртуальной жизни в реальную, где есть прогулки по лесу, общение, чтение книг, готовка еды и так далее.

— Во многих странах посещение психолога, психоаналитика —– норма. У нас не так. Почему? Изменится ли это в ближайшие годы?

— Этому вопросу уже много лет. В России принято обсуждать личные проблемы тихо на кухне с подругой или за рюмкой чего-нибудь в другом месте. Признаваться в чём-то личном малознакомому человеку было просто опасно в советское время.

Второе — иллюзия, что к психологам ходят только слабаки, а я сильный. Заметьте при этом, когда у нас болит живот, мы можем лечить его сами, но если это тянется день-два-три, то всё-таки идём к врачу.

Наша душа живая. Это движущийся, изменяющийся организм. И то, как мы о ней заботимся, напрямую отражается на нашем настроении, уровне счастья и качестве жизни.

С каждым годом всё больше людей обращаются к психологам и, мне кажется, это связано ещё и с тем, что мы перестали выживать и начали жить. Хотя установки, что надо выживать, в нас ещё очень сильны. Это тянется от поколения к поколению. Но сегодня мы уже разрешаем себе получать удовольствие от жизни, у нас есть деньги, есть ресурсы на то, чтобы заботиться о себе. В ближайшие десятилетия эта тенденция будет расти.

— Сейчас психология активно идёт в массы и приобретает некую попсовость. Как с этим бороться и нужно ли? И что тогда читать — не научные же статьи по психологии?

— Психология идёт в массы, и это радует. Но то, что я вижу на полках в книжных магазинах, меня удивляет. Всё завалено «стервологией» и тем, как быть счастливым. Ну, вы же понимаете,— это продаётся хорошо. Книги с названиями про родительские установки, про повышение осознанности, про личную ответственность за свою жизнь уже не так хочется покупать.

Что читать? Самое ценное, что у нас с вами есть, — это выбор! Выбирайте то, что вам нужно, вы имеете на это право.

— Мир перемешан, мы легко можем чуть ли не ежегодно ездить в другие страны, жить среди другой культуры. Что это значит: стирание различий, толерантность или утрата своеобразия, забвение собственной идентичности? Вообще, легко ли утратить генетическую связь с отечественной культурой, и чем это грозит современному человеку? А может это, наоборот, даёт новые возможности?

— Я тут вспомнила свои ощущения, когда жила полгода в Таиланде, в другой культуре. Некоторые психологи процесс адаптации эмигрантов сравнивают с процессом развития новорожденного ребёнка. В первые дни человек, чувствует себя «не в своей тарелке». При этом успокаивающий эффект даёт нам связь с прошлой жизнью — звонки друзьям и близким, сообщения о том, что всё хорошо.

Второй этап — это любопытство и эйфория от нового мира. И страх, что освоить этот огромный и непонятный мир невозможно. У меня был этот ужас — столько нюансов, начиная с языка. Как у ребёнка, который сталкивается с трудностями внешнего мира, и для решения которых он слишком мал. В эти моменты ребёнок бежит к матери или отцу, чтобы почувствовать заботу и защищенность. Я же привезла из России посуду, полотенце у бабушки взяла, фотографии друзей. И это для меня являлось, как я сейчас понимаю, связью и защитой. В момент стресса бессознательно я обращалась к привезённым с собой предметам, воспоминаниям, ощущениям. В этот момент происходит временный процесс закрывания от внешнего мира для того, чтобы эмоционально «подпитаться» от материнской культуры. Помню, в одной из статьей про адаптацию к другой культуре было написано, что при удачной адаптации периоды подпитки становятся короче, периоды успешности и отсутствия стресса дольше, а сам стресс менее травматичен. И этот процесс бесконечен.

Невозможно в один прекрасный день почувствовать себя «коренным жителем новой культуры», невозможно однажды сказать, что я, мол, полностью переродился... И ещё интересным мне показалось, что возможны две линии адаптации. Первая - когда материнская культура идеализируется, а приёмная демонизируется. И наоборот — человек отвергает и не приемлет материнскую культуру, стремится искоренить её в собственном сознании и идеализирует местную.

При успешной интеграции в новую атмосферу границы стушевываются, и культуры в сознании человека сосуществуют, не противореча друг другу. Но со временем местная культура становится доминантой, если материнская не обновляется. И это отличный способ развиваться, узнавать новое, обогащаться и чувствовать мир, который прочно вошёл в нашу жизнь и уже вряд ли уйдет.

— В какой степени наши поступки нам навязаны, а не продиктованы нашим характером? В частности, агрессия — это реакция на невозможность решить проблему или результат культивирования агрессии в СМИ, фильмах?

— Смотря что понимать под агрессивностью. Есть так называемая здоровая агрессия. Это реакция на угрозы витальным интересам индивида. Она заложена в историческом развитии организмов. Для того, чтобы вид выжил, нужно быть агрессивным. Получение и удержание власти, продвижение своих интересов, отстаивание своих убеждений и защита территории, личного пространства, умение сказать «нет», агрессивная сексуальность (яркий макияж, яркая одежа), чтобы привлечь партнёра — всё это происходит благодаря стремлению сохраниться как вид. Мальчики играют в войнушку с детства, и это прекрасно. Так они осваивают гендерные роли. Ребёнок рвёт рисунок или злится — тоже агрессия, но таким образом он позволяет накопившемуся стрессу выходить (он просто не знает других способов).

Но, безусловно, есть деструктивная агрессия. Первичный потенциал активности может быть направлен как наружу, против окружающего социума и предметного мира (деструктивное реагирование, сексуальность, преступность, а также разрушительные фантазии, чувства мести, цинизма и т.д.), так и внутрь, против себя, своих целей и планов (психосоматика, депрессия, наркомания, суицидальные тенденции, склонность к несчастным случаям и самоповреждениям). На поведенческом уровне это проявляется так же склонностью к конфронтации, эмоциональным и интеллектуальным обесцениванием других людей, разрушением контактов и межличностных отношений. Возникают разрушительные вспышки гнева и насилия, стремление к силовому решению проблем, активное словесное выражение своего гнева и ярости.

Причины деструктивной агрессии обычно кроются в семейном воспитании и детско-родительских отношениях, а так же в культурных особенностях. Я не верю родителям, которые говорят, что ребёнок стал агрессивным из-за того, что много играет в стрелялки на компьютере. Есть люди, которые смотрят боевики и играют в компьютерные игры, и они не агрессивны. Потому что важно смотреть глубже в эту ситуацию. Откуда корни деструктивной агрессии? Чувство неудовлетворенности? Интерпретация любых неоднозначных стимулов как враждебности? Желание самоутвердится? В каждом конкретном случае нужно разбираться.

— Наши дети изучают айфоны быстрее, чем учатся читать, и это данность современного мира, которая будет только углубляться. Какие ещё социальные тренды будут влиять на нашу жизнь в ближайшие годы и как?

— Увеличение количества работы. Это погружает современного человека в непрерывный стресс. И если кроме алкоголя и клубов мы не будем находить способы выхода из этого, такое положение приведёт к плачевным последствиям.

Мы перестаём запоминать. Уменьшается объём памяти, норма снижается. Мы предпочитаем найти при надобности информацию в Интернете или в собственном айфоне и становимся более рискованными.

Рождение детей альтернативными способами и узаконенность однополых браков. Это приводит к построению новых семейных систем.

Снижается физическая активность. Это влечет за собой снижение жизненного тонуса и приводит к более частым депрессиям.

У подростков снижаются навыки реального общения. Говорят: «Да кто же ходит в клуб знакомиться?». Знакомятся в Интернете. Очевидно, что навык лёгкого, свободного и содержательного живого общения может быть массово утрачен.

Персонализации. Персональные тренеры, диетологи, компьютеры, индивидуальное обучение, индивидуальный коучинг. Личность сейчас в приоритете перед обществом. Мы предпочитаем свои интересы общественной пользе. Это новый виток в человеческой психологии, прочно связанный с техническим прогрессом. Человек начинает заботиться о себе, хотя, конечно, душа меняется значительно медленнее, чем все внешние показатели.

Мир вокруг нас уже другой, мы не всегда успеваем за ним. Я вижу позитивную тенденцию в том, что мы отказываемся от общественного ради своего душевного спокойствия, ради того, чтобы делать осознанный выбор, а не идти на поводу у предрассудков.

Анастасия АНДРОНОВА