Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2014 г.

Человек как национальная идея

Сохранение и возрождение народа, повышение его образовательного, культурного и нравственного уровня или, говоря принятым сегодня бесстрастным языком экономики, развитие «человеческого капитала» — вот идея, претендующая в настоящее время на статус национальной. Осмыслить это можно лишь преодолев определённое эмоциональное замешательство, вызванное пониманием того, что
на такой статус подобная идея может претендовать только в самом крайнем случае. А именно — когда все остальные отпадают сами собой перед угрозой утраты основания для использования прилагательного «национальная».

Угроза эта вполне реальна, но к счастью, пока преодолима. Об этом и шёл разговор на одном из круглых столов недавно прошедшего Красноярского экономического форума, где среди прочих участников выступил заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Львович ЛЮБИМОВ. Своими впечатлениями от этого выступления с читателями газеты поделился председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Геннадьевич ВАСИЛЬЕВ.

— Признаться, первая реакция на это выступление была шоковая. Не потому, что мы не знали о катастрофическом снижении уровня образования за последние двадцать лет, а просто докладчику удалось исключительно ёмко и выпукло продемонстрировать нам весь драматизм ситуации. До сих пор у нас, и у меня в том числе, сохранялись какие-то иллюзорные представления о наших трудовых ресурсах и нашем грамотном, хорошо образованном народе. И это несмотря на то, что отголоски, идущие «с поля боя», подавали совсем другие сигналы. Казалось, что это временные трудности, и всё вот-вот образуется. Но понемногу приходило и осознание, что те, кто приходит, не в состоянии заменить тех, кто уходит.

А всё потому, что качество подготовки приходящих не соответствует не только сегодняшнему дню, но и дню вчерашнему. И это начиная с детского сада. Чего стоит один только факт, что словарный запас нынешних выпускников детского сада в два раза меньше, чем у их сверстников двадцать лет назад!

Если ещё в начале девяностых ребёнок, поступая в школу, мог свободно формулировать свои мысли, используя шесть тысяч слов, то сегодня он знает только три. Но и этими тремя оперирует с трудом, не имея достаточных навыков для изложения своих мыслей.

А ведь мы знаем, что язык и навыки его использования закладываются в первые годы жизни. Позднее восполнить образовавшиеся пробелы будет очень сложно. Если вообще возможно.

Слушать всё это было достаточно грустно. Но мероприятие проводилось, конечно, не для того, чтобы нас напугать. Главное внимание было всё же уделено реперным точкам, позволяющим выровнять ситуацию в российском образовании и начать отстраивать его дальше.

— Но не все из названных точек очевидны. А какие-то даже и спорны. Например, как вы оцениваете высказывание профессора Любимова о том, что массовый характер высшего образования, сравнимый с США и Европой, России приносит только вред, и что наша реальная планка (в смысле потребности в квалифицированных специалистах) пока ниже Бразилии. А потому какую-то часть вузов надо закрыть.

— Возможно, это и правильно. В этом вопросе я не считаю себя специалистом, а потому не берусь судить. Но от имени потребителей, то есть промышленников, могу сказать, что найти нужного специалиста у нас, тем не менее, не так-то просто. И это несмотря на то, что мы в своих потребностях «ниже Бразилии».

Есть у вопроса и другая сторона: а куда девать эти сотни тысяч ребятишек, которые, не попав в вузы, окажутся на улице? Профессии у них нет, и рынок их не подберёт. Армии они тоже в последние годы не очень-то нужны. Например, только у нас в крае в этом году взяли меньше новобранцев, чем было возможно.

К тому же есть серьёзный риск оголить регионы. Всем понятно, что наиболее крепкие вузы сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Но в этих городах живёт 10-15 процентов населения. А все остальные живут там, где вузы надо бы закрыть в связи с их несостоятельностью.

В то же время правомочен и вопрос, который задают ректоры эффективных вузов — почему на бюджетное место может претендовать человек, набравший по ЕГЭ минимум баллов? А это происходит при наборе на отдельные специальности. Причём в условиях, когда делимый вузами бюджетный «пирог» относительно невелик, и в ближайшие годы его увеличения ждать не приходится. Так что утилитарный подход здесь вполне понятен.

— Но в Европе тоже произошёл рост университетов. Где был один — стало пять. Правда, там это показатель улучшения качества общества, которое может себе позволить поддерживать и воспроизводить население, имеющее хоть какую-то тягу к знаниям. При этом эта группа наиболее социально устойчива. А разве у нас нет потребности в увеличении количества социально-устойчивых граждан?

— Эту устойчивость, подозреваю, Европе в основном обеспечивает бакалавриат. Он там повсеместен. А вот магистра можно получить лишь в десятках университетов. Так же и в США. В любом городе есть университеты, в которых можно получить хоть какой-то уровень знаний. А вот для следующей ступени уже надо куда-то ехать.

Справедливости ради надо сказать, что Любимов назвал массовое распространение в России высшего образования уже случившимся и исторически необратимым фактом. Упор в обсуждении делался на то, как избежать снижения качества высшего образования. Как избежать его имитации, получившей в России широкое распространение. Важно именно это.

А в том, что сегодня во всех слоях общества высшее образование воспринимается универсальной установкой на пути к преуспеванию, думаю, вреда нет. Тем более беря во внимание эту самую социальную устойчивость.

На мой взгляд, сейчас надо понять другое. Посмотрите на Европу. Там уже сегодня ощущается острейшая нехватка специалистов в сфере науки и технологии. Так что не всё упирается в количество университетов. Можно и при их изобилии иметь дефицит кадров. У нас, как я уже сказал, происходит то же самое. Университетов много, а попробуйте найти необходимых специалистов. Мне даже кажется, что вырастить их в нужном количестве в ближайшее время самостоятельно у нас не получится. Думаю, придётся привлекать со стороны. И, конечно, необходим пересмотр списка специальностей, которые должны в первую очередь соответствовать потребностям региональной экономики.

— В этой связи, Михаил Геннадьевич, хочется вспомнить прозвучавшее на круглом столе предложение вернуть вузы федерального подчинения, расположенные в регионах, в местную юрисдикцию. Правда, с оговоркой обязательного сохранения их общенационального статуса.

— Да, это было сказано. Более того, отмечалось, что университеты не только должны вносить решающий вклад в региональную экономику, но и влиять на развитие местного общества. Конечно, среди аргументов был и тот очевидный факт, что на местах лучше видно, кого и для чего готовить. Но надо признать, что это «видно» очень зависит от первого лица.

Вообще, ректор вуза и попечительский совет, на который он должен опираться в своей деятельности, — это два ключевых института в системе высшего образования. А потому отбор ректоров и принципы формирования попечительских советов — это вопросы, требующие первоочередного осмысления. Убеждён, отставные политики не должны становится ректорами, как это зачастую происходит. Не должны ими быть и чиновники. И ни в коем случае политику в образовании не должно определять министерство. Это всего лишь исполнительный орган. И министр не должен быть здесь идеологом. Его задача организовать эффективное освоение ресурса, выделенного под развитие, направление которого определило ректорское сообщество.

Понятно, что при таких полномочиях ректорского сообщества должны существовать реальные возможности для его независимой внешней оценки. Только в этом случае можно будет говорить о качественных изменениях в образовании.

«Мониторинг вузов не должен проводиться под наблюдением и с участием «ведущих вузов страны» — статус, который не расшифровывается. Мониторинг «объекта» не должен проводиться непонятно как выделенной частью его самого». (Из представленной на 11-м Красноярском экономическом форуме Советом по внешней и оборонной политике «Стратегия XXI», глава 2. Образование).

— Михаил Геннадьевич, говоря о качестве высшего образования, невозможно не вспомнить о его связи с наукой, с передовыми научными исследованиями. В зарубежных университетах, где преподавание зачастую есть лишь продолжение исследовательской работы, эта связь существует. У нас же её нет. Да, собственно, по-настоящему никогда и не было.

— Согласен. Но исключения, конечно, были. Например, мне посчастливилось учиться в новосибирском Академгородке. Там модель, объединяющая образование и науку, была реализована с самого начала. По сути, университет был составной частью научного центра. Как правило, преподаватели университета были штатными сотрудниками Академии наук. И это сильно отличало университет в Новосибирске от других сибирских вузов.

Убеждён, современный университет должен обязательно заниматься фундаментальными исследованиями. Преподаватель университета должен быть вперёдсмотрящим. Иначе что он может дать студентам в нашу информационную эпоху, когда любой желающий может в Интернете найти любые уже известные знания?

«Исследования не станут главной миссией университетов до тех пор, пока учебная нагрузка на преподавателя не сократится до 150-250 часов в год. Сейчас она втрое больше». («Стратегия XXI»)

Очевидно, что помимо фундаментальных исследований университеты должны заниматься и прикладными задачами, большей частью связанными с региональной тематикой. Без этого говорить о качественной подготовке, например, инженерных кадров, вообще не приходится. Кстати, здесь невольно вспоминается, что многие нынешние управленцы в нашем городе и крае — это выпускники Красноярского политехнического.

— Видимо, инженерное мышление во многом универсально, а потому позволяет преуспеть в, казалось бы, далёких от техники областях. И здесь хотелось бы поговорить о предложении разделить высшее образование на классическое и профессиональное.

— У меня нет оснований не доверять мировому университетскому сообществу, которое делит образование на профессиональное и так называемое либеральное, или классическое. В чём суть первого, думаю, понятно. Оно учит конкретному ремеслу, осуществляя подготовку врачей, агрономов, бухгалтеров и т.д. А вот второе призвано готовить так называемую интеллектуальную элиту, развивая у студентов исследовательские компетенции и когнитивное мышление. То есть классическое образование должно поставлять обществу аналитиков, исследователей, преподавателей.

В связи с этим прозвучала тема закрытия педагогических университетов. Понятно, что учитель должен обладать широким кругозором, а это может дать только классическое образование. Таким образом, беря во внимание роль учителя в обществе, значимость классического образования для формирования так называемого человеческого капитала исключительно велика.

Кстати, все эти термины — «человеческий капитал», «интеллектуальное, социальное и духовное производство» и прочее — мне не очень-то нравятся, несмотря на то, что по образованию я экономист. Но других просто нет. Анализ происходящего, его осознание и осмысление, к сожалению, очень запаздывает. Вот и приходится оперировать терминами, у которых нет чётких смыслов, но есть способность вызывать не совсем уместные ассоциации.

Не стану сейчас гадать, каким будет результат развернувшейся дискуссии о закрытии педагогических университетов, но одно очевидно — учитель сегодня во многом не соответствует современным требованиям. И не только как преподаватель. Можно как угодно оценивать качество знаний учителей, которые меня учили, но все они для своих учеников были образцами с точки зрения социализации.

Говоря о профессиональных качествах сегодняшнего учителя, приходится вспомнить, что нынешние школьники не умеют толком ни писать, ни читать, ни говорить. Но вправе ли мы ожидать других результатов, когда учитель вынужден работать на две ставки, чтобы хоть как-то прокормить себя и свою семью? Те восемнадцать часов в неделю, что составляют ставку — они же не случайны, они не просто так придуманы.

— Трудно даже представить, какие результаты выдали бы те, чья трудовая неделя с сорока часов выросла бы до восьмидесяти. Не говоря уже о том, каково было бы качество их жизни. Кстати, каких результатов можно достичь, повышая качество образования, не повышая качества жизни? Очевидно, с таким же успехом можно лить воду в решето.

— Думаю, в этом случае научные центры Запада скажут нам большое спасибо. Мы потратим свои ресурсы, а плоды получат они. И это ещё более усугубит тот разрыв, который уже существует. Мы и сейчас покупаем много технологичных продуктов. И всё больше и больше теряем способность генерировать идеи и самостоятельно доводить их до реализации.

Современный мир сформулировал перед обществом большое количество новых, не известных ранее вызовов. И мы к ним оказались не готовы. Пресловутая конкуренция не только за территории и ресурсы, но и за человека, по сути, вымывает то лучшее, что у нас есть. Отток за рубеж выпускников вузов — это один из сигналов, что мы не способны воспроизводить человеческий капитал. Так как это задача не только образования.

«По данным опроса ФОМ, с 2007 по 2012 год доля россиян, желающих переехать за границу навсегда, увеличилась с 14 до 17%. Среди молодёжи до 30 лет эта доля достигла в 2012 году 33%» («Стратегия XXI»).

Ситуация усугубляется ещё и тем, что прошли времена стихийных перемещений по миру отдельных интеллектуалов. Дело поставлено на поток. Сегодня ведущие державы мира разрабатывают специальные программы для привлечения необходимых им специалистов. Об этом тоже говорилось на форуме. Так, в одном из докладов прозвучало, что сейчас в развитых странах довольно успешно борются с дефицитом учёных, программистов, инженеров и математиков путём разработки и внедрения специальных программ эмиграции. Такие программы работают, например, в Германии. В США к концу этого года начнёт действовать реформа, позволяющая значительно упростить въезд в страну самых разных специалистов. Наши аналитики считают, что только эта реформа может вызвать отток из России более двадцати пяти тысяч молодых специалистов.

Это завершающее разговор утверждение есть все основания расширить.

Дело в том, что на мировом рынке труда все большее количество специалистов могут работать, физически находясь где угодно — был бы компьютер и Интернет. Но «где угодно», к сожалению, чаще всего не означает «в России». Да и в Европе тоже. Новые азиатские «драконы» в последние годы всё с большим интересом наблюдают за подрастающим поколением российских интеллектуалов. Сегодня они тоже в состоянии предложить достаточно высокое качество жизни тем, в ком заинтересованы.

Похоже, ничего не остаётся, как попытаться с одинаковой скоростью повышать и качество образования, и качество производства, и качество жизни. И альтернативы этому нет — все три участника гонки обречены бежать в одной упряжке. Вот такая получается новая русская тройка.

Галина ДМИТРИЕВА

КОММЕНТАРИЙ

А что понимают под качеством человеческого капитала экономисты? Этот вопрос мы задали Ирине Петровне ВОРОНЦОВОЙ, заведующей кафедрой управления человеческими ресурсами Института экономики, управления и природопользования СФУ.

— На современном этапе общественного развития производство конечного продукта всё больше зависит от того, насколько развит человеческий капитал. Это объясняется тем, что он рассматривается как долговременный экономический ресурс воспроизводства. Так, его оборот в несколько раз продолжительнее средних сроков оборота основного капитала, поскольку последний в процессе эксплуатации обесценивается, а уровень компетентности работника и, соответственно, его ценность с течением времени возрастает.

Кроме того, в настоящее время наиболее значительная часть населения практически всех стран в мире относится к категории наёмных работников, для которых заработная плата представляет собой основной источник доходов. И в конечном итоге от этого источника зависят показатели совокупного спроса на внутреннем рынке товаров и услуг, а следовательно, инвестиционные возможности экономики.

В настоящее время доминирует позиция, что экономический рост является следствием человеческого развития и свободы.

Существующий стереотип, что главная цель и само по себе развитие государства определяется экономическим ростом, а свобода и социальная поддержка населения — это следствие экономического роста страны, своеобразный бонус, получаемый от эффективности экономики, все чаще критикуется сторонниками концепции человеческого развития.

Сами по себе расходы на так называемую социальную сферу не являются гарантией прироста человеческого капитала, так как должны быть сформированы условия реализации полученных компетенций, при которых происходит увеличение дохода индивида и общества.

Среди экономистов существуют различные точки зрения на структуру человеческого капитала, соотношение понятий человеческого потенциала и человеческого капитала.

Особый интерес, на мой взгляд, с позиции актуальных проблем экономического роста регионов Сибири представляет определение человеческого потенциала, данное новосибирской экономико-социологической школой, и соответствующая ему структура четырёх компонент.

Социально-демографический потенциал: баланс половозрастной структуры населения; институт семьи; брачность и разводимость; рождаемость и смертность; продолжительность жизни; качество генофонда; доля безнадзорных детей; физическое и психическое здоровье; качество базового образования.

Социально-экономический: уровень и структура занятости; профессионально-квалификационный состав населения; характер и условия труда; востребованность интеллектуальных ресурсов; уровень реальных доходов населения; доступность социальных благ; соцзащита; гарантии прав и свобод; жизненные шансы групп.

Социокультурный: состояние науки, высшего образования, культуры; менталитет (политические убеждения, верования, мораль, типы мотивационных комплексов и способы поведения); степень культурной интеграции разных групп; способность людей к эффективному взаимодействию.

Деятельностный: уровень активности населения; деловые качества социальных акторов; возможность реализовать инновационный потенциал; способность вести активную, полноценную жизнь; возможность непрерывного образования.

Так вот, социально-экономическое развитие территории зависит в первую очередь от деятельностного потенциала населения региона.

В продолжение темы

Недавно — 25-26 марта — в Красноярске состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования». Конференция проводилась на базе гимназии № 11 им. А.Н. Кулакова и явилась этапом в разработке проблемы формирования человеческого капитала в системе «школа-вуз», которой занимаются на кафедре социальных технологий Института педагогики, психологии и социологии СФУ.

Результатом этих усилий кафедры являются:

— разработка программ повышения квалификации учителей, директоров школ и педагогов вузов;

— создание автоматизированных диагностических комплексов, зарегистрированных в Роспатенте;

— разработка различного рода диагностических методик с целью как проведения исследований, так и контроля знаний студентов.

— организация совместных исследований в системе «школа-вуз» на базе научно-образовательного центра «Профориентационный менеджмент» (школа № 82, гимназия № 11 им. А.Н. Кулакова г. Красноярска);

— создание сети дистанционного образования и повышения квалификации учителей школ в области управленческой деятельности в масштабах Красноярского края;

— открытие магистратуры «Управление человеческими ресурсами в системе образования» и др.

По материалам конференции опубликован сборник материалов. Для заинтересовавшихся предлагаем одну из опубликованных статей (в сокращении) — «Система образования — сфера накопления человеческого капитала» (автор — В.Т. Ковалевич).

…Если в качестве исходной максимы принять тезис о том, что человеческий капитал не возникает вдруг, из ничего, то становится очевидным, что первой ступенью его накопления должны стать образовательные структуры, обладающие значительными, но не всегда эффективно используемыми возможностями.

Отмечая значимость образовательных учреждений в решении проблем формирования человеческого капитала, необходимо ответить на ряд вопросов:

— какие качества личности наиболее важны в условиях рыночных отношений;

— какие специализированные структуры должны заниматься этими вопросами;

— кто должен стать субъектом деятельности в сфере управления человеческими ресурсами.

Следует заметить, что термины «ресурс», «фактор», «капитал» по отношению к человеку имеют определенный абстрактно-метафорический оттенок, что позволяет их употреблять в качестве научных понятий.

Совокупность человеческих качеств, востребуемых объективно развивающимися процессами рыночной экономики можно разделить на три категории.

Первая. Это наиболее общие, присущие абсолютному большинству людей качества: адаптивность, мотивация, коммуникация, антиципирование и др.
Вторая – специализированные качества, востребованные определенной социальной средой, сферой деятельности. Это многочисленные качества, по наличию которых можно человека отнести к той или иной сфере профессиональной деятельности (врач – милосердие, гуманность, сострадание; учитель – чуткость, внимание, доброта; полицейский – строгость, ответственность, здоровье и т.п.).

Третья. Это индивидуальные особенности, представляющие неповторимость каждого отдельного человека и требующие индивидуального подхода.

При всей условности и неполноте данной классификации, она может быть положена в основу как общей стратегии деятельности школы в развитии личности учащихся, так и составить программу конкретной воспитательной работы. Тогда планы воспитательной работы могут уйти от абстрактно-лозунговых призывов, а ее эффективность может возрасти.

Современная школа нуждается в специалистах, профессионально готовых выполнять функции менеджера по развитию потенциальных возможностей учащихся.

Проблема менеджмента по управлению человеческими ресурсами и подготовки соответствующих специалистов в последние десятилетия резко актуализировалась, что, в частности, проявляется в наполнении смыслами понятий: управление персоналом (УП) и управление человеческими ресурсами (УЧР).

Сторонники выделения собственно менеджерской деятельности в сфере УЧР считают необходимой специальную подготовку профессионалов, работающих в специализированных службах. Предполагается, что такие менеджеры должны обладать знанием природы человеческого ресурса, способны осваивать существующие и разрабатывать новые технологии управления людьми, которые выступают в качестве основы кадровой стратегии развития организации.

Такие специалисты должны готовиться в вузах на базе так называемых поведенческих наук (социология, социальная психология, культурология) на факультетах социологии либо психологии в рамках узких специализаций. Данную позицию занимают представители Государственного университета – Высшая школа экономики, где в 2001 г. была разработана модель подготовки менеджера, которая послужила отправной точкой для разработки концепции вузовской специальности – менеджер в сфере управления человеческими ресурсами.

В СФУ на кафедре социальных технологий ИППС в 2009 году была открыта магистратура «Управление человеческими ресурсами», направление «Педагогическое образование». Учебный план включает в себя дисциплины психолого-педагогического цикла, управленческой сферы, в также инструментальной области (современные информационные технологии). Выпускники магистратуры, обучающиеся по этой программе, проходят практики главным образом в школах и готовятся как менеджеры по управлению человеческими ресурсами в образовательных структурах.

Кафедра активно взаимодействует со школами города и края в рамках научно-образовательного комплекса «школа-вуз». Работа выполняется на основе договоров о совместной деятельности по организации процесса формирования человеческого капитала ресурсами системы образования.

Создается «команда», включающая в себя руководство школы, учителей и представительство университета (кафедры), выполняющих функции стратегического направления деятельности, контролирующих его процесс, а также включаются студенты, магистранты, преподаватели.

Основными видами деятельности являются:

1) Разработка автоматизированного пакета методик для выявления склонностей, интересов, предрасположенности учащихся к тем или иным видам деятельности;

2) Индивидуально-психологическая диагностика учащихся девятых и одиннадцатых классов;

3) Организация деятельности 72-х часового семинара повышения квалификации учителей по программам УЧР;

4) Организация совместных исследовательских работ (учителя и преподаватели вуза) в плане разработки тех или иных аспектов УЧР, подготовки публикаций;

5) Проведение заключительного семинара (либо конференции) по обобщению наработанного опыта;

6) Работа с родителями с использованием результатов диагностики и разработанными рекомендациями;

7) Разработка индивидуальных Web-сайтов, отражающих процесс развития и личностного роста учащегося;

8) Мониторинг профориентационных траекторий выпускников, обучающихся в школах, входящих в состав научно-образовательного комплекса.

Конечным продуктом всех проводимых работ являются:

— получение студентами эмпирического материала, используемого в исследовательской части рефератов, курсовых работ, дипломных работ, магистерских диссертаций;

— индивидуально-психологические портреты учащихся, фиксируемые в Web-сайтах (portfolio);

— сертификация учителей по 72-х часовой программе повышения квалификации;

— публикация результатов исследований в конференциях разного уровня.

Известно, что в ряде регионов в школах, в вузах, наработан позитивный опыт, при этом, исследуются различные аспекты проблемы УЧР, создаются организационные структуры и т.д. Назрела необходимость обобщения имеющегося опыта и разработки управленческих решений, узаконивающих деятельность образовательных учреждений в контексте требований реальной жизни и с использованием «нематериальных», но чрезвычайно мощных ресурсов, имеющихся в арсенале образовательных систем.