Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2014 г.

Выставка выставок

Пять лет назад в Новосибирске открылся филиал Гёте-Института. А четыре года назад Маттиас ВИНЦЕН, профессор истории искусств, начал готовить выставку «Пути немецкого искусства», которую институт им. Гёте привезёт в этом году в Россию. Выставка откроется в октябре в Красноярском музейном центре. В России этот проект помимо Красноярска (где в СФУ с 2009 года открыт центр
изучения немецкого языкапри поддержке Немецкого культурного центра им. Гёте) будет представлен только в Московском музее современного искусства.

Жителям города представится возможность познакомиться с историей немецкого искусства, начиная с поствоенных времён и заканчивая молодыми художниками современности. Красноярские зрители впервые увидят произведения Йозефа Бойса, Герхарда Рихтера, Нам Джун Пайка, арт-движения «Флуксус», фотографии Бернда и Хиллы Бехеров, Арчила Гурски, работы многих других немецких художников, всего порядка четырёхсот произведений.

Выставка создана на основе коллекции IFA — Института связей с зарубежными странами, основной целью которого является распространение современного немецкого искусства по всему свету. Многие знаковые выставки-туры немецкого искусства были подготовлены при поддержке IFA, некоторые из них мы уже видели в Красноярске — выставка Зигмара Польке, Отто Дикса, Барбары Клемм и др.

Куратор выставки Маттиас Винцен в феврале приезжал в Красноярск, чтобы «вплавить» выставку в реальные пространства Красноярского музейного центра. И нам удалось записать с ним разговор (который шёл на английском).

— Расскажите поподробнее о выставке, которую красноярцы увидят в октябре: её концепция; художники, которые будут представлены.

— Со-куратор Маттиас ФЛУГЕР и я готовили эту выставку четыре года, работая с коллекцией IFA. IFA, постоянно занимаясь подготовкой выставок-туров по всему свету либо с разными художниками, либо с темами наподобие «Фотография из Германии», приобретал работы у художников и фотографов, потому что покупка произведений искусства обходилась дешевле, чем их страховка. Этот процесс продолжался несколько лет, и неожиданно IFA обнаружил, что у него появилась собственная коллекция. Это была не специально собранная коллекция, она формировалась без особого плана. Маттиас Флугер и я пришли её посмотреть. Всего она включает 23 тысячи предметов, но многие из них не столь значимы — просто декоративные вещи для украшения посольств. А три тысячи работ — это серьёзные произведения искусства.

Сибилле Бергеман, Памятник, 1975-1986

Сибилле Бергеман, Памятник, 1975-1986

Мы отобрали для выставки 400 работ порядка 100 художников. Эти работы отражают историю немецкого искусства за последние 60 лет. Здесь собрано искусство из обеих частей Германии — с Запада и Востока. Мы собираемся представить выставку в новом ключе. Дело в том, что когда на выставке одновременно объединяют произведения из Восточной и Западной Германии, то сразу понятно, что речь идёт о «политических вещах». Что делали в ФРГ? Что в ГДР? И т.п. И это не слишком умно. Взглянув на коллекцию, мы заметили, что художники из Западной и Восточной частей Германии часто развивались параллельно.

История искусства не должна идти вслед за политикой. Политическая история считается настолько важной, что искусство часто используется, чтобы проиллюстрировать её. Но художники — это художники. Поэтому мы решили подчеркнуть взаимосвязи между западногерманским и восточногерманским искусством через призму десятилетий.

То, что мы пытаемся проиллюстрировать, — это «временной туннель», «узор времени», сложившийся за последние 60 лет. Мы хотим переложить этот «узор времени» в пространственное повествование. То есть, когда вы придёте на выставку, то сначала окажетесь в 1950-х.

Потом в 1960-х увидите «Флуксус», в 1970-х перейдёте к феминистическому искусству, потом к перформансу и телесным произведениям искусства 1980-х. После увидите возвращение к фигуративности, к лицам, но к наивному и простодушному способу их изображения, как будто абстракции никогда не существовало, концептуализм никогда не существовал. Лица и фигуры людей помещены в проблемные ситуации, соотношение фигуры и контекста становится главным вопросом.

— Вы сказали, что будет представлен перформанс. В какой форме?

Йозеф Бойс. No weekend

Йозеф Бойс. No weekend

— Перформансы будут представлены в документах, а иногда сами художники переводят результат своих действий в перформативную фотографию. Такие фотографии — это не просто документация, они очень большие, подобны театральной фотографии. В том смысле, что перформанс не просто сфотографирован, но само фотографирование — это перформанс. Например, Катарина Зивердинг использует лицо как фасад здания, фотографирует его очень крупно, поэтому фотография в данном случае — это перформанс.

— Как вы полагаете, произведения каких художников будут пользоваться особым интересом у российского зрителя?

— Мы представим работы Йозефа Бойса, насколько мне известно, этого художника знали в Восточной Европе ещё до падения Берлинской стены. Будет показана одна его большая работа: витрина с рядами рисунков. Это фантастические рисунки – революция в области того, чем является рисунок. Рисунок — это не шедевр, это в большей степени внутренние ассоциации и попытка записать их, хорошая запись твоего внутреннего воображения; не продукт, а попытка запечатлеть процесс воображения. Это совершенно новый тип рисунка, который Бойс начал практиковать. Это соотносится с идеями «Флуксуса», с перформативными практиками, которые возникнут позднее.

На выставке также будет представлена очень хорошая работа Нам Джун Пайка «Будда, смотрящий телевизор», а в телевизоре горит свеча. Это одно из самых умных медиа-арт-произведений из тех, что я знаю.

Также можно будет увидеть картины Герхарда Рихтера, Зигмара Польке.

Фотография играет большую роль во всей выставке. Будет представлена Бехеровская школа из Дюссельдорфа с Томасом Штрутом и Андреасом Гурски, Томасом Руффом, Кандидой Хёфер, Акселем Хютте. Но на выставке собраны также и другие фотографы, имеющие отношение не только к школе Бехеров — например, Барбара Клемм, Сибилле Бергеман из 1950-х; Арно Фишер, то есть действительно крайне важные фотографы.

Нам Джун Пайк. Улыбающийся Будда. 1992

Нам Джун Пайк. Улыбающийся Будда. 1992

Можно будет увидеть, как за последние шестьдесят лет в немецком искусстве фотография превратилась в вид искусства. В середине прошлого столетия либо сами фотографы довольно просто относились к фотоснимкам, либо, даже если сами фотографы были серьёзны, считали себя художниками, то никто другой не воспринимал их работу как искусство. Только в 1980-е годы широкая публика осознала, что фотография – это такой легитимный вид искусства. Каждый сможет увидеть эту эволюцию отношения к фотографии на выставке.

В области фотографии также сильно ощущаются пересечения между Западной и Восточной Германией, в обеих частях страны фотографы работали над одной и той же проблемой, темой. Мы собираемся представить их работы лицом друг к другу, чтобы можно было увидеть то, что их менталитет очень близок, независимо от политического контекста, потому что искусство — это что-то отличное от политики. И также вы сможете почувствовать, что фотография была довольно свободной практикой в Восточной Германии, поскольку она не рассматривалась как искусство. В то время как живопись цензурировалась (отсеивались буржуазные признаки, доминировал социалистический реализм), идеологи полагали, что фотография — это просто фотография, нет смысла контролировать эту сферу. И Сибилле Бергеман, Ульрих Вюст и другие могли делать фантастические произведения фотографического искусства, это действительно самый либеральный вид искусства в ГДР. Мы обнаружили это, пока работали с коллекцией, мы не знали об этом раньше.

— Поскольку на выставке будет представлено и нынешнее положение в немецком искусстве, не могли бы вы обратить внимание на тех молодых художников, работы которых крайне интересны?

— Современная немецкая арт-сцена очень разнообразна. Нет доминирования одного стиля или одного вида искусства – живописи или скульптуры. Я бы сказал, что работы молодых художников объединены очень утонченным и структурированным юмором. Например, Питер Пиллар. Он выставляет фотографии, но не свои фотографии, а те, которые он подбирает в газетах. В газетах есть разные группы фотографий: например, есть фотографии, которые не помещают на переднюю страницу, а они оказываются в частях, посвященных местным новостям города. И это всегда один и тот же тип фотографий в разных городах. И художник коллекционирует подобные снимки. Например, одна из тем, которая появляется всегда — «стреляющие девушки». Когда проходят спортивные соревнования по стрельбе, и местные журналисты должны сделать репортаж об этом событии, они всегда фотографируют девушек. Огромное количество фотографий в местных немецких газетах со стреляющими девушками. Другой тип фотографий— о происшествиях на улицах. Например, образовалась яма на дороге, канализацию прорвало и т.п. И на фотографиях представлено, как собрались городские чиновники, делать по сути нечего, поэтому пять офисных работников внимательно смотрят в эту яму. Питер Пиллар собирает такие группы фотографий и делает картины из картинок. Это очень смешно, но также наполнено рефлексией.

Питер Пиллар. Всматриваясь в дыры

Питер Пиллар. Всматриваясь в дыры

Другой пример — известная женщина-художник Коринн Васмут. Она довольно влиятельна, сейчас она профессор в Карлсруэи, мне кажется, она играет наставническую роль для многих молодых художников. Она делает гигантские картины маслом на дереве, как в эпоху Ренессанса. Качественная масляная живопись, но содержание её работ — очень яркий свет. Она использует древнюю изобразительную технику, примерно как в Средневековье, но совмещает её с современными медиа для презентации изображений. И это действительно очень сильно связано с концепцией человеческого видения, потому что это странный микс разных изображений (абстрактные яркие свето-цветовые пятна и фотографические силуэты людей), которые то появляются, то исчезают по мере того, как ты всматриваешься в картину. Рефлексия над эпохой цифровых изображений: образы появляются и теряются вновь. И она фиксирует это состояние. Диалог между древней живописной техникой и текущим цифровым измерением. Таким образом, её работы о том, как проходит время: сейчас мы видим что-то, а в следующее мгновение уже другое изображение сменяет его, и следующее, и следующее. Звучит просто, но это не просто. Станет понятно, только когда вы это увидите.

— Вы собираетесь полностью перестроить экспозиционное пространство для презентации выставки, насколько я слышала. Что именно вы собираетесь сделать?

— Это очень большая выставка. Она займёт три этажа в здании музея. Идея заключается в том, чтобы отобразить шестьдесят лет развития искусства в пространственном повествовании. Движение от эпохи к эпохе. И это требует пространственной структуры, в которой ощущалась бы это протяженность во времени, пространство должно рассказать вам историю. Чтобы зритель понял: «А! Здесь речь идёт о 1950-х годах о постнацистском времени: искусство не слишком разрешено, не слишком много экспериментов». Потом: «Ага, теперь это «Флуксус»: произведение искусства как продукт отходит на второй план, теперь это в большей степени об искусстве как течении, как креативности. А здесь само тело становится знаком, само тело становится изображением, что раскрывается в перформансах, боди-арте», — это вы уже скажете, когда придёте к 1970-м.

Мартин Хонерт. Летающая комната

Мартин Хонерт. Летающая комната

Как я уже отметил, фигура и лица вновь появляются в живописи в 1980-е, но уже не в простодушном ключе. Например, будет представлена огромная работа Мартина Хонерта с детьми: большие фигуры, которые создают практически театральную постановку, разворачиваются в театральной перспективе. Но это в большей степени не о детях, а о том, как нам запоминаются вещи, о структуре памяти. Мартин Хонерт представлял Германию на Венецианской биеннале в 1995 году. На самом деле довольно большое число художников, чьи работы будут представлены на выставке, были участниками Венецианской биеннале.

— Как вам понравилось путешествие в Красноярск и пространства Красноярского музейного центра?

— Мой визит в Красноярск слишком короткий, поэтому у меня не успело сложиться неформальное представление о городе, а формальное представление — очень позитивное. Люди в музее работают активные. Мне понравился проект Красноярской биеннале — хорошее дело, важные проект и инициатива. И я вижу, что Красноярский музейный центр находится в процессе трансформации из Музея Ленина в Музей искусства, то есть ведётся постоянный диалог между тем временем, когда был построен музей, 1980-ми годами, и современностью.

— Вы работали в Баден-Бадене, о котором часто упоминается в классической русской литературе. Есть ли русская публика там сейчас, как она относится к современному немецкому искусству?

— Да, в Баден-Бадене много влиятельных и богатых покупателей искусства из России.

Александра СИТНИКОВА

КОММЕНТАРИЙ

Александра ТАЯНЧИНА, журналист «Стольника»:

— Немецкая культура в целом всегда представляла для меня явление весьма значительное, позволю себе сказать, даже всеобъемлющее. И, безусловно, запоминающееся и яркое. Необыкновенные фантасмагории ГОФМАНА, страстные идеи НИЦШЕ, которые по сей день толкуются и интерпретируются на разные лады, грозная и удивительно пронзительная музыка ВАГНЕРА, полная живой энергии бурлящего океана. А блистательная эпоха йенских романтиков и фантастическая веймарская четвёрка... Сколько удивительных граней и талантов!
Именно поэтому выставка «Пути немецкого искусства», я думаю, станет удивительным приключением, полным неожиданностей. Поистине поражает масштаб, ведь будет представлена галерея образов и мгновений, запечатленных в художественной форме за 60 лет. А самое важное — сложных для немецкой культуры 60 лет, насыщенных невероятными историческими перипетиями и трагическими событиями, расколом нации и тотальным контролем.

Однако от этого современное искусство и духовный мир Германии становятся ещё интереснее. Ведь это время наполнено сильными фигурами художников и писателей, которые умели не только шокировать зрителей с наивной картиной мира. Противоречивая, двусмысленная картина современного немецкого искусства, в которую требуется вглядываться, как в стекло, затуманенное хрустальными каплями дождя, конечно, требует от зрителя определённой степени интеллектуальной и эмоциональной подготовки. А иногда даже смелости. Потому что многие мастера зачастую поражают иронической диалектикой обывательского и художнического!

Надеюсь, что выставка прозвучит для меня самыми тонкими лейтмотивами и фейерверком экстравагантностей, а не будет похожа на барабанную дробь мрачного фарса в духе Гюнтера ГРАССА.