Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2010

Мозаика детского мира

Выставка детского рисунка «Енисейская мозаика» занимает одно из самых эффектных пространств Красноярского музейного центра – «Светёлку», из окон которой открываются красивейшие виды на панораму Красноярска, что символично соответствует разнообразной географии участников конкурса: это и Алтайский, Забайкальский, Приморский края, и Астраханская, Иркутская, Челябинская, Ярославская и другие области, республики Бурятия, Тыва и Хакасия. Наш край представляют яркие работы из 38 районов (Минусинского, Енисейского, Ачинского, Канского и других).

Работы юных мастеров преимущественно размещены так называемой шпалерной развеской (несколькими сплошными рядами), что может показаться не очень удобным простому зрителю, пожелавшему взглянуть на мир глазами детей. Однако такое расположение продиктовано спецификой выставки и удобством оценочной деятельности. Выбор победителей конкурса будет происходить именно в самом выставочном пространстве, поэтому приоритетными при размещении выставки были качества компактности и обширности обзора работ. Однако такое «сгущение» произведений юных художников в музейном пространстве удивительным образом отражают пестроту, яркость и мозаичность детского художественного творчества.

Общая тема конкурса звучала как вопрос, обращённый юными творцами к самим себе: «Что для меня Родина?». Отобранные для выставки произведения представляют самые разнообразные варианты ответов и по сюжету, и по жанру, и по технике исполнения.

Взгляду зрителя одновременно предстают бытовые сюжеты (городская суета, вид из окна, прогулка по парку, свидание у фонтана, бег наперегонки, проводы Масленицы), портретные работы (очень много автопортретов), пейзажные зарисовки (золотая осень, зимний мороз, весенняя капель, летний полдень), батальные сцены (исторические сражения, богатыри, Великая Отечественная война, новобранцы), сказочные и декоративные мотивы, лирические темы семьи и дружбы, забавные и удивительно трогательные изображения птиц, зверей, домашних питомцев и многое другое.

На выставке можно увидеть и разнообразные художественные техники: живопись (гуашь, акварель), рисунок (карандаш, сепия, уголь, пастель и др.), графика (тушь, воскография), изделия декоративно-прикладного творчества (батик, керамика, кружева и др.), скульптурные произведения (керамика).
Интересно, что рядом часто располагаются работы детей разного возраста, иногда контрастируя, а иногда и не уступая друг другу в оригинальности и качестве исполнения. Конечно, работы более взрослых художников демонстрируют владение техникой и традицией художественного творчества, отточенность линии, стройность композиции, выверенность пропорций. Но работы малышей завораживают яркостью и непосредственностью в выборе цвета, характером динамичных мазков и линий, оригинальностью композиционных решений и «странным» для взрослого человека выбором пропорциональных соотношений, что связано, прежде всего, с особенностями детского видения мира и счастливым незнанием академических художественных приёмов.

Это явление – детский рисунок – не обошло стороной ни одного живущего на Земле человека. Все мы, когда были детьми, с упоением следили за тем, как из-под карандаша появляется линия, а из-под кисти – клякса. И рисовали, рисовали без устали. И даже не особенно рассчитывали на оценку взрослых «получилось – не получилось», просто мчались показать им, как у нас замечательно вышло вместить целый мир в границы листа бумаги, поделиться этой радостью. Не каждый становится художником, но у каждого было время, когда он был талантлив в рисовании. Маленький художник удивительно искренен в своих рисунках, и разглядывать его произведение – всё равно что общаться с ребёнком. Своими на первый взгляд нехитрыми творениями юные художники приоткрывают нам дверцу в их интимный, детский, но уже такой богатый душевный мир. Ведь маленький автор озабочен не столько задачами совершенствования техники или освоения нового художественного метода, сколько задачей освоения окружающего его мира и нахождения своего места в нём. Рисунок – его инструмент в решении этой задачи, его способ, его помощник.

Рисунки детей, особенно сотворённые в раннем возрасте, кажутся взрослым довольно типичными или примитивными, но это только потому, что ребёнок-художник склонен избирать предельно простые и ясные формы. На деле же дети – величайшие экспериментаторы, они способны совершенно нетривиально видеть и изображать. Радует, что на выставке есть возможность увидеть подобные рисунки. Такие, как рисунок семилетнего Самсона Шлафтшайна из Берлинской художественной школы «Эрмитаж» под названием «Нерождённые птицы», где скрытые от невооружённого глаза птенцы легко представлены зрителю – ведь они уже есть, и автор не видит препятствий в том, чтобы их изобразить ещё в животе у мамы-птицы. Так ребёнок делает видимыми и осязаемыми внешне скрытые сущности явлений и отношений.

Дети-художники предельно искренни в своих творениях, они нисколько не лукавят до тех пор, пока не встречают вмешательство взрослых – с их оценками умения и таланта, сходства изображения с реальными предметами и внесением корректив. Как же должен быть осторожен и деликатен учитель рисования, чтобы не заставить маленького художника свернуть на дорогу угождения взрослым, а продолжать свой путь освоения мира через рисунок. Ведь задача взрослого – не нарушить творческий мир ребёнка, лишив его непосредственности, а только вооружить художника новыми средствами и методами по пути рисования. А ребёнок и сам никогда не остановится на достигнутом и станет с удовольствием развивать своё умение рисовать.

Для взрослых людей ценна возможность приобщиться к детским образам. Это окно в мир ребёнка, который всегда событиен, полон людей, явлений и действий, в этом мире нет пустот и даже «паузы рисунка» порой говорят больше, чем линии. Рисунок Безруких Дарьи «Все на лыжню» (6 лет, г. Красноярск, на фото внизу) представляет разноцветный, радостный и насыщенный мир. В нём есть место и людям, и животным, и птицам, и деревьям, и домам, и даже небо не пусто – оно всё полно цвета. Этот мир настолько тесен, что в нём возникает «толчея» разных сцен жизни – девочка и, вероятно, мама собираются на лыжню, зайцы глядят на зрителя, один из них поскользнулся на снегу, птицы ведут беседы… И все они живут здесь вместе, и всем в этом мире хорошо – чего стоит энергетический заряд цвета этой работы. Мир этот так богат, что не умещается на листе бумаги – всё выходит за его границы, и когда глядишь на рисунок, ощущаешь, что и ты в этот мир включён и заражён его радостностью.

Мир рисунка «В выходной с друзьями» шестилетнего Алишера Ауталипова из Казахстана также вмещает в себя целый Космос – это и природа (поле, горы, солнце, трава птицы), и мир её обитателя – человека (дети, дома). А главное – это общая радость на всех. Потому так похожи все трое друзей, хотя выделить автора не составляет труда – подробнее всего ребеёнок изображает себя, себя он лучше знает. А в этой радости особое качество – то, что дети включены в порядок мира, который существует. Стоит только обратить внимание, как рисунок тяготеет к симметрии, как упорядочивает, выстраивает всех, кто в этом образе мира живёт – ребёнку важно быть включённым в общую жизнь и порядок вещей.

Рисунок ребёнка отнюдь не копирует, а моделирует мир. Это текст, и можно прочесть его. Нужно только быть внимательным зрителем, чутким взрослым, тем, кто способен вспомнить себя ребёнком и понять другого. Особенно ценен этим период так называемого «наивного» рисунка – до возникновения желания родителей развивать художественные способности своего чада. Но и при тщательном руководстве взрослых с их авторитетным мнением – и в десять, и в четырнадцать, и в восемнадцать лет – дети способны сохранять чистоту мысли в рисунке.

Замечательный рисунок Анны Тихоновой (восьми лет): девочки, стоящие на дне реки, их фигуры пронизывают весь пейзаж. Это их мир и их настроение, оно во всём – от цвета до погоды и улыбок. Этот мир целостен, он не разваливается на части – все они связаны: небо и облака; дом, деревья и небо; косогор, тропинки и река; река, каменистое дно и девочки. И опять же не составит труда выделить из представленных героинь рисунка его автора – девочку с длинными распущенными волосами.

Ребёнок, рисуя, редко обращается к натуре – он не склонен копировать, а строит этот образ мира. Но и искуснейший художник-реалист нечасто оказывается способен настолько точно передать особенности, которые легко схватывает детский рисунок, как «Девушка» Олеси Раковой (8 лет, г. Дивногорск). Застенчивость, но вместе с тем игривость, скромность и чувственность, и, возможно, влюблённость, и «многоцветность» – таков образ девушки в мире девочки-автора. А по сути взрослый способен увидеть здесь и образ будущего девочки, увиденного и воплощённого ею. Ведь ребёнок всегда понимает себя внутри рисунка – он включён в этот мир или хочет быть включённым. Дети изображают мир – действительный или желаемый. Дети ориентированы в будущее, чего так не хватает нам всем, когда мы становимся взрослыми. Но у нас есть такая возможность – возобновить в себе «детское» видение мира, хотя бы обратившись к детским рисункам – своих ли детей или выставочным. Окунуться в мир ребёнка, поучиться обновлять свой образ мира и себя, жить настоящим – но всегда с радостью глядя в будущее. Некоторые работы так и хочется иметь у себя дома.

Анастасия КЛЫКОВА