Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2014 г.

Книга. Ум. Будущее

«КУБ», или «Книга. Ум. Будущее» — литературный фестиваль, который прошёл в нашем городе во второй раз. Нынче он расширил географию не только местожительством гостей, но и площадками — расположился в краевой библиотеке, концертных залах, в независимых книжных магазинах, на встречах с молодёжью в отдалённых районах, оккупировал ТЮЗ и Дом кино.

Фестивальная неделя оказалась насыщена разными событиями — традиционными, вроде встреч с писателями и литературных семинаров, и новыми: поэтическими инсталляциями, музыкальными импровизациями.

Олеся РОСТОВСКАЯ, одна из признанных исполнителей на терменвоксе (электронный музыкальный инструмент, не предполагающий касания руками) поучаствовала в музыкально-поэтической импровизации, показав, что музыка — это магия. В Доме кино прошёл цикл документальных фильмов о Викторе АСТАФЬЕВЕ и Михаиле ТАРКОВСКОМ. Краевой литературный конкурс на соискание премии имени известного сибирского поэта Игнатия РОЖДЕСТВЕНСКОГО собрал огромное число заявок, и в рамках фестиваля победителям раздали призы.

Литературы много не бывает

Фестиваль провёл Дом искусств при поддержке министерства культуры Красноярского края. Директор Дома искусств Татьяна ШНАР рассказала, для чего организаторы всё это затеяли.

— Сейчас не только организациям, но и мероприятиям модно обозначать свою «миссию». Какая миссия у литературного фестиваля?

— Первая — повышение профессионального уровня тех, кто уже пишет. На это работал краевой литературный конкурс на соискание премии им. И. Рождественского, мастер-класс литературного агента Ирины ГОРЮНОВОЙ, семинары прозаика Михаила Тарковского и поэта Геннадия КАЛАШНИКОВА. И вторая, более глобальная цель — встряхнуть наше сообщество, акцентировать внимание на том, что читать нужно. Современная литература не умерла, и она действительно качественная, сделанная на высоком художественном уровне.

— Какую аудиторию вы ждали на мероприятия?

— Целевая аудитория КУБа — это, с одной стороны, профессионалы и начинающие писатели, с другой — красноярцы, которые потенциально могут взять в руки книгу и что-то прочитать. В названии фестиваля есть слово «будущее» — это дети, молодёжь. Новые мероприятия (поэтические шоу, литературно-музыкальные импровизации) более адекватны как раз их возрасту, восприятию.

— В городе уже проводится КРЯКК — масштабное мероприятие, тоже адресованное любителям книги, чтения. Зачем нужен ещё литературный фестиваль?

— КРЯКК — это всё-таки ярмарка, там идёт постоянный нон-стоп: встречи, тут же книги, презентации. У нас цель — дать возможность пообщаться, обменяться опытом, осмыслить, что сейчас происходит с литературой, понять, что пишут, что читают. И писатели у нас не только околостоличные, а из разных регионов: Нижний Новгород, Вологда, Кемерово, Новосибирск, Иркутск, Хакасия.
На КРЯКК писатель приехал, поучаствовал в заявленной для него акции и уехал. А у нас практически все гости находятся здесь всю неделю, это даёт живое и глубокое общение. Позволяет писателям обсудить планы, помочь друг другу, обменяться опытом, начать движение. Мы делаем акцент на общении.

Лидия Александровна, редактор: «Я случайно узнала, что у нас в этом году будет литературный фестиваль «КУБ». Пошла туда с удовольствием, потому что привлекли интересные авторы. Некоторых вообще не знала, услышала о них впервые. Это, например, Николай АЛЕКСАНДРОВ, новосибирский писатель, прозаик, немного поэт, издатель. Была на встрече с ним в магазине «Бакен». Не только по текстам о человеке судишь, но и по личности; а когда больше знаешь, интереснее читать. Предприняла и попытку посмотреть фильм «Замороженное время» Владимира ВАСИЛЬЕВА о Михаиле Тарковском, но из-за технических неполадок фильм был заменён на литературную встречу с героем. И, по мнению многих, это было ничуть не хуже, даже более захватывающе. Потому что фильм мы ещё посмотрим, а вот так пообщаться с автором… Он очень позитивный человек, глубокий, творческий, необычный».

Певцы малой родины

Центральное событие фестиваля — краевой литературный конкурс на соискание премии имени Игнатия Рождественского (отдельно — дети и взрослые). Было объявлено четыре номинации, две стандартные «Поэзия» и «Малая проза». И специальные номинации памяти известных поэтов: «Я себя не мыслю без Сибири» (название повторяет строчку с мемориальной доски на доме, где жил Игнатий Рождественский, а номинация предполагает написание стихов о Сибири); «Чем писать, как не любовью» (в память о поэте Нине ШАЛЫГИНОЙ — для лирических произведений).
В этом году на конкурс подали заявку 340 участников, все они — жители края.

Один из членов жюри, писатель Михаил Тарковский, высказал мнение о текстах, которые прислали на конкурс: «Произведения разнообразны по жанрам, опыту, взглядам. Из детского конкурса я бы все тексты оставил в финале — среди них не было плохих. Немного смешные, чуть-чуть неграмотные, но они все были милые. Там один мальчишка, видимо, прямо в тексте исправлял, сначала написал: «Я и моя сестра Лёлька», а потом заменил «я» на имя и получилось «Колька и моя сестра Лёлька», вот в таком духе.

Взрослых труднее оценить в силу неоднородности, потому что авторы разной зрелости, разного возраста, есть начинающие, есть продолжающие и просто серьёзно пишущие. Разные и объёмы: одни прислали этюд на четверть странички, а другие — воспоминания на много страниц о военном времени, близких людях. Были, конечно, и слабые тексты, но в целом работы интересные, хорошо, что такие мероприятия проводятся».

На торжественном объявлении результатов, кроме вручения подарков и цветов, были прочитаны стихи победителей. Ещё до начала награждения, в фойе, пока собирались зрители, одна женщина говорила дочери: «Пройдёшь через зал, все проводят тебя глазами». Оказалось, что девочка из Железногорска выиграла конкурс (в номинации «Поэзия»); её поздравили первой и прочли два стихотворения, оба про домашних животных — кота и собаку. В номинации «Чем писать, как не любовью» подарки вручил сын Нины Шалыгиной. Он прочитал прощальное стихотворение красноярской поэтессы, умершей год назад, и рассказал, каким она была «настоящим солдатом поэзии»: когда плохо себя чувствовала, работала двенадцать часов, а когда чувствовала себя хорошо — шестнадцать».

Ни дня без строчки

Ключевыми «профессиональными» событиями фестиваля стали литературные семинары «Поэзия: вдохновение и мастерство» московского поэта Геннадия Калашникова и «Дорогой русской прозы» писателя Михаила Тарковского. Обучение проводилось в течение трёх дней, и это была реальная возможность поучиться у профессионалов и познакомиться с людьми, которые тоже пишут. Формат таких встреч довольно распространённый: после каждого прочитанного самим автором куска или произведения целиком выступает один «главный рецензент», то есть человек, ещё вчера специально получивший рукопись «на дом». Дальше в свободном порядке комментируют из аудитории. Руководитель семинара говорит в конце — или не говорит. Но одно его присутствие вызывает восторг авторов.

«Секунды лопаются и утекают сквозь пальцы», — читает писатель, пока секунды действительно теряются между спинами зрителей — за первый час успевают прочесть только трое. Один из текстов (воспоминания женщины о детстве, подчёркнуто метафоричные, по-деревенски простые, почти лишённые генеральной линии, кроме основной идеи) очень хвалят. Историю про одинокую старую женщину, «брошенную» родственниками и уехавшую жить за пять тысяч километров от дома, но всё ещё ждущую приезда детей, — ругают за описательность. Зал реагирует безапелляционно и кратко. Подошедший на семинар новосибирский писатель Николай Александров подбадривает: «Даже если читать перед зеркалом, это не даёт такой же отдачи, как незнакомый зал, и текст принимает форму зрителей». По итогам семинаров тексты троих писателей Михаил Тарковский порекомендовал в рубрику «Дебют» альманаха «Енисей».

Людмила Александровна, участник семинара по прозе (Канск, член Союза писателей): «Я сама пишу и стихи, и прозу, и литературный семинар нам очень многое даёт. Что-то объясняют, разбирают произведение, показывают ошибки. То, что я сегодня услышала в адрес своей работы (в первый раз за долгое время), даже шокировало меня. Живёшь в одном месте и слушаешь, что ты замечательный и хороший. И вдруг сегодня нам показали столько ошибок. Это полезно, ведь критика опускает людей с небес на землю, отрезвляет. Начинаешь задумываться, анализировать, работать. Конечно, я знаю, что у меня есть ошибки, я над ними работаю. Но оказалось, что этого недостаточно, надо ещё больше работать!».

Под занавес

Кажется, последним событием фестиваля стала встреча на малой сцене ТЮЗа с писателями Михаилом Тарковским и Захаром Прилепиным. Они — друзья, а так, как пишет Прилепин о Тарковском в своих литературных обзорах и книжках, вообще мало кто скажет: «он показывает жизнь, как птенца в ладонях, — бережно, нежно, тепло, и сердце щемит от этого».

Вообще, жаль, что здесь не опубликуешь стенограмму двух часов вопросов и ответов с этими замечательными — из первого эшелона— современными русскими писателями. Говорил в основном Прилепин, — но это такой блестящий знаток современного литературного процесса, что слушать было — одно удовольствие. Некоторыми их наблюдениями и суждениями всё-таки хочется поделиться (см. «Именины сердца»).

Олеся ПОЗДНЯКОВА
Фото Анатолия СТЕПАНЕНКО

В рамках литературного фестиваля КУБ проходил краевой литературный конкурс на соискание премии им. И.Д. Рождественского. Публикуем стихи одного из лауреатов конкурса — Ольги ГУЛЯЕВОЙ

Волки

Твои невидимые штандарты меняют форму, меняют цвет,
И ты, разумный такой когда-то, несёшь сегодня полнейший бред.
И ты, когда-то такой разумный, живущий радостно и легко,
Даёшь таксисту такую сумму, что хватит сотне твоих волков.
И ты выходишь как будто голый (смотрите, суки, — ещё живой);
К тебе приходит домой психолог, а может, переодетый волк,
И ты спокоен, пока рисуешь, пока танцуешь и говоришь,
И людям кажется — ты разумен, и ты разумен, но не внутри.
А не внутри ты — почти громада (в тебя вмещается весь Хичкок),
И ничего, что дышать на ладан тебе сегодня не так легко.
И надо лечь, закурить, размякнуть, уснуть, не думая ни о ком -
Твои невидимые собаки облают стаю твоих волков.
И надо лечь, закурить, и только, и ты спускаешь своих собак.
Не все, кричавшие «волки-волки», от них отделывались вот так.

Разбей башку, собери осколки, послушай, как зазвенит в ушах.
Твои невидимые волки не стоят ломаного гроша.

Стихи участников Дома-2

Скажи мне слово, открой мне тайну, устрой салют и девятый вал.
Но вместо этого мы читаем стихи участников Дома-2.
Давай мне руку, веди к вершинам, давай напьёмся, пойдём гулять.
Туда, где шлюхи и их мужчины, туда, где носит таких земля,
Туда, где нежный герой-любовник срывает розы со страстных губ.
Но вместо этого есть половник, вчерашний плов и остывший суп.
Пойдём гулять по ночным карнизам, по звёздам, тучам и проводам.
Но вместо этого — телевизор, и там сказали, что снег — вода.
Пойдём на все мировые войны, пойдём и гитлера там убьем.
Но вместо этого мы довольны, поскольку нам хорошо вдвоём.
Пойдём куда-то, где всё случайно, туда, где выживем мы едва.

Но вместо этого мы читаем стихи участников Дома-2.

До-ре-ми

Эй, кукушка, не щёлкай клювом —
Тебе не холодно этим утром,
И сотню сверху даёт кондуктор,
И конкуренты не при делах.
На остановке толпятся люди
В цветных пальто и китайских куртках,
И подрезает таксист-придурок —
Ещё секунда прошла за так.

Но мы догоним и перегоним —
Бабуля, вталкивайся плотнее!
А тот пацан, что стоял за нею,
Хотел бы влезть, но уже не влез.
Толкнул принцессу мужик в погонах,
Принцесса ойкнула, покраснела,
Народ увидел принцессу в гневе,
Народ не любит таких принцесс.

— Мне на работу, мне на работу, —
Принцесса плачет — каблук сломался.
Никто принцессу не трогал пальцем -
Сапог китайский, пардон, мадам.
Выходит бабка — вперёд, пехота,
Не в ритме блюза, а в темпе вальса.
Мужик в погонах опять толкался,
Толкались дамы и господа.

Немного грустный Андрей Поздеев
Смотрел с проспекта, сжимая зонтик,
Одетый, в общем-то всесезонно,

С проспекта Мира смотрел на мир.
Живые люди. Желают денег.
Ругают близких и посторонних,
Жалеют близких и посторонних...
А дождь выстукивал:
до
ре
ми.