Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2014 г.

Социальное нестандартное
История о нестандартной теме научных исследований и необычном виде бизнеса

Неопознанный объект

В октябре 2012 года я подготовил документы на конкурс Российского гуманитарного научного фонда. Заявка одновременно подаётся в электронном виде на сайте РГНФ и в печатном виде в Красноярский краевой фонд поддержки научно-технической деятельности. Делал я это первый раз в жизни, и если с электронной версией документов у меня всё было нормально, то когда я привёз кипу бумаг в Краевой фонд науки, чего-то не хватало.

— Вы один в проекте прописаны как участник?

— Да.

— И больше никто над проектом работать не будет? Никто не согласился или никого не нашли?

— Просто объём работ достаточен, чтобы его выполнил один человек.

— А ваша организация правда может проводить научные исследования? У нас обычно только университеты подают заявки.

— Да, научная деятельность прописана у нас в ОКВЭД.

— Ну ладно. Но если до конца дня не подвезёте недостающих бумаг, то мы вашу заявку не примем.

Через два часа я сдал всё необходимое, позвонил жене и сказал, что обязательно выиграю этот грант. Поэтому когда через четыре месяца был опубликован список проектов-победителей, в котором от Красноярского края значились одни университеты и моё ничем не примечательное некоммерческое партнёрство, я не был сильно удивлён.

Я занимаюсь исследованиями социальных сетей с 2007 года. После поступления в аспирантуру на кафедру философии СФУ к профессору Альберту Яновичу РАЙБЕКАСУ (1933-2010) я почти полгода не мог определиться с темой исследований. Меня интересовал весь комплекс взаимоотношений человека и медиа в современном обществе, а медиа (и традиционные, и электронные) на глазах переставали формировать повестку дня для поколения моих сверстников. При этом созданный в конце 2006 года сайт www.vkontakte.ru начинал играть всё большую роль в их жизни.

В определённый момент я понял, что социальные сети отчуждают личность человека, делая его звеном в коммуникации, а не источником оригинальной информации. Из этого тезиса выросла тема моих научных исследований.

Социальные сети как способ индивидуального бытия

При ответе на вопрос, что такое социальные сети, каждый из вас, во — первых, начнёт перечислять названия основных из них — Фейсбук, ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер, Инстаграм, Форсквер. Период с 2004 года называют «бумом социальных сетей», в это время был запущен ряд ключевых проектов, которые получили широчайшее распространение. На данный момент в мире существует более десятка социальных сетей с численностью сообщества более 100 млн человек.

Кажущееся разнообразие социальных сетей, на самом деле, обернулось монополией. Фейсбук сегодня только в трёх местах в мире не является самой популярной социальной сетью — на постсоветском пространстве (конкретно — в России, Украине, Белоруссии, Казахстане и Молдове, где лидирует ВКонтакте и Одноклассники), в Китае (Qzone и ряд других китайских социальных сетей) и Иране (Cloob).

Во-вторых, вы попытаетесь охарактеризовать их как сайты, т.е. перечислить основные отличия от других сайтов и веб-платформ. То есть скажете, что они:

а) предполагают авторизацию, т.е. пользоваться такими сайтами можно только после регистрации с предоставлением реальных контактных данных (номер телефона, электронный адрес), и каждый раз, заходя на этот сайт, необходимо подтверждать своё право его использования, вводя логин и пароль;

б) стимулируют нас предоставлять как можно больше личной информации о себе — настоящие имя и фамилию, реальные фотографии, информацию о местонахождении, контактные данные, дату и место рождения, сексуальные предпочтения и семейное положение, сведения об образовании, месте работы, интересах, вкусах и т.д.;

в) создание списка контактов (друзей), ядро которых формируется из тех людей, которых мы знаем в реальной жизни, т.е. одноклассников, одногруппников, сослуживцев, коллег, родственников, друзей и т.д. Социальные сети подталкивают нас постоянно расширять свой круг общения. Если два года назад в среднем каждый пользователь социальной сети ВКонтакте имел около 150 друзей, то на данный момент это число больше 200;

г) предоставляют возможности для обмена, а также распространения любых видов информации — текстовой, фото, аудио, видео, геолокации и т.д.

С точки зрения программирования и веб-дизайна, социальные сети также обладают рядом отличительных свойств, но эта сторона вопроса меня интересует меньше, чем так называемая их человекоразмерность. Я обратил внимание, что каждый из нас начинает связывать свою страницу в социальных сетях с самим собой, а страницы своих знакомых ассоциировать напрямую с ними, с их личностями. Буквально, название самой популярной социальной сети в мире Фейсбук — «книга лиц», т.е. личин, личностей.

Я попробовал помыслить социальные сети как форму индивидуального бытия и постарался описать, чем такое бытие человека будет отличаться от бытия в реальной действительности. Использовал основные атрибуты бытия — пространство, время и т.д., чтобы описать различия этих форм человеческой экзистенции.

Итак, если понимать социальные сети как способ индивидуального бытия, то он осуществляется через сеансы авторизации («я есть в социальных сетях, когда я онлайн»), а выражается в наличии индивидуальной страницы («я есть моя страница в социальной сети»). И обладает собственными пространственно-временными характеристиками, неповторимыми экзистенциальными ощущениями и особыми свойствами работы сознания и познания мира.

Начнём с пространства. Что происходит в реальной действительности, когда вы заходите на свою страницу в любой социальной сети? Например, Фейсбук. Сигнал с вашего компьютера по проводам поступает на сервер, на котором хранится Фейсбук как файловая система, находит вашу страничку и также по проводам возвращается на ваш компьютер. Дата-центры Фейсбук находятся в г. Прайнвилле (штат Орегон, США), г. Форрест-Сити (штат Северная Каролина, США), г. Лулео (Швеция), на Тайване и т.д. Всего у Фейсбука сейчас более 6 собственных и арендуемых дата-центров, каждый площадью от 28 до 35 тыс. кв. м и потребляемой мощностью до 129 МВт. Компания Фейсбук в год потребляет столько же электроэнергии, сколько город Абакан.

К чему вся эта информация? К тому, что простой клик вашей мышки приводит к серьёзным изменениям в реальной действительности — сигнал от вашего компьютера преодолевает десятки тысяч километров, ваша страница хранится как минимум на трёх обособленных серверах, которые часто находятся на разных континентах, и для её функционирования создана целая индустрия с тысячами занятых различными видами деятельности людей (сисадмины, электрики, охранники и т.д.). Для нас же связь между кликом и переходом на какую-нибудь страничку прямая, не подразумевающая размышлений о реально происходящих в данный момент времени процессах. Наоборот, мы бываем сильно рассержены, когда загрузка странички продолжается дольше отведённых нашим терпением мгновений.

Реальное пространство социальных сетей включает в себя дата -центры, офисы разработчиков и штаб-квартиры компании, инвесторов и сервисные службы, занимает десятки тысяч квадратных метров, его объекты часто удалены друг от друга на многие тысячи километров. Реальное пространство социальных сетей трёхмерно, измеряется в метрах и километрах, перемещения и любые действия в нём ресурсозатратны — время, деньги и т.д. Для вас же виртуальное пространство сужено до размеров экрана, включает в себя страницы пользователей и материалы (видео, аудио, фотографии и т.п.), оно одномерно и обладает информационной размерностью.

Суммарно люди проводят около триллиона минут в месяц в Фейсбуке. Согласно социологическому исследованию 2011 года россияне, в среднем, тратят на социальные сети 10,3 часа в месяц. Социальные сети делают всё, чтобы продлить ваш сеанс (т.е. непосредственное время бытия в социальных сетях). 24 января 2012 года основатель социальной сети ВКонтакте Павел ДУРОВ на конференции Digital Life Design в Мюнхене сделал заявление: «VK занимает первое место в Европе по количеству времени, которое на нём проводят пользователи. Похоже, нам лучше всех остальных удаётся тратить ваше время. Так что, если хотите терять ещё больше времени, чем вы уже тратите, — добро пожаловать к нам». Почему же социальным сетям удаётся отнимать у нас столько времени? Все дело в том, что в социальных сетях и в реальной действительности разное время.

В качестве иллюстрации приведу показательный пример. В 1976 году было снято на киноленту выступление советского баритона Эдуарда ХИЛЯ с вокализом композитора А.И. ОСТРОВСКОГО «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой». Это выступление, размещённое на Youtube в конце 2008 года, стало интернет-мемом «Мистер Трололо» сначала в англоязычном пространстве, а затем и в рунете, собрав миллионы просмотров и десятки тысяч комментариев.

Факт реальной действительности тридцатилетней давности стал событием в социальных сетях сегодня. Или обратная ситуация. В интернет-среде существует такое понятие, как «баян». Это когда то, что вам стало известным несколько месяцев назад, для вашего знакомого становится новостью только сейчас — какой-нибудь смешной ролик, картинка, песня и т.п. Время социальных сетей для пользователей идёт по-разному, они крайне редко становятся современниками и всё чаще живут в разных эпохах.

Насколько вы, ваши мысли, чувства, сообщения и комментарии своевременны, решает сообщество ваших виртуальных друзей. Человек, окружённый единомышленниками, будет находиться всегда в настоящем. А сообщения инакомыслящего будут мгновенно уходить в прошлое или даже растворяться в небытии. Чтобы оказаться в одном времени с людьми в социальной сети, нужно найти людей, мысли которых находятся с твоими мыслями в одном времени, т.е. своих современников. Современность в социальных сетях носит субъективный и социальный, конформистский характер. Своевременно то, что современно для твоего круга общения, для тех, с кем ты находишься в коммуникации.

Получается, что в социальных сетях мы начинаем переживать все ключевые моменты нашей жизни. Кроме реальных событий, получающих отражение в социальных сетях, здесь есть собственные аналоги ключевых экзистенциальных событий в жизни человека. Так актам рождения и инициации в социальных сетях соответствуют регистрация и авторизация, дружбе или вражде — внесение или удаление контактов и т.д. И если реальные события всегда сопряжены с духовными переживаниями и физическими страданиями, муками, то виртуальные события позволяют проскочить их легко или пережить заново. Любая эмоция здесь заменяется знаком, информацией, специальной формой, которую нужно заполнить.

Мир социальных сетей — это мир философских зомби, в терминологии современного австралийского философа Дэвида ЧАЛМЕРСА.

Философским зомби Чалмерс называет гипотетическое существо, которое неотличимо от нормального человека за исключением того, что у него отсутствует сознательный опыт и способность ощущать.

Любые взаимодействия между людьми в социальных сетях — взаимодействия зомби, так как страница на Facebook не может покраснеть от стыда или испытать боль по-настоящему, это будет лишь языковой симуляцией. Замена любых ощущений и эмоций в социальных сетях — это стандартный набор смайликов :).

Социальные сети как социальный институт

Обычно, когда я задаю на тренингах по работе в социальных сетях вопрос «Назовите часть своего тела, которая максимально не для вас?», в зале раздаётся несколько смущенных смешков. На самом деле это лицо — самая социальная часть нашего тела. «Книга лиц» — это хранилище информации о нас, но, прежде всего, не для нас самих, а для других. Социальные сети мгновенно сформировались как общности, воплощая в себе социальные отношения на различных уровнях, от простого межличностного до сложных межклассовых или межгосударственных.

С конца 2000-х можно говорить о том, что социальные сети образуют отдельный социальный институт, для миллионов людей более значимый, чем церковь, школа, армия, государство, наука и т.п.

События 2011 года (революции в странах Ближнего Востока и Северной Африки) показали способность этого социального института приводить к социальным, историческим изменениям.

Для других социальных институтов это стало новостью. Если взаимоотношения между государством и церковью, семьей и школой, университетом и системой занятости и т.д. отшлифовывались веками, то социальные сети и другие социальные институты вынуждены вырабатывать различные форматы взаимодействия у нас на глазах.

Так, 21 февраля 2012 года панк -группа Pussy Ryot совершила акцию «Богородица, Путина прогони!», которую назвала «панк-молебен». Участницы забежали на амвон и солею храма Христа Спасителя, где в течение 20-23 секунд осеняли себя крёстным знамением, стоя на коленях, а остальное время пытались произнести слова песни, пока не были удалены охранниками храма. Происходящее снималось на видео, и затем в социальных сетях появился вирусный видеоролик — музыкальный клип, который получил широкое распространение среди пользователей.

С точки зрения института социальных сетей происходящее не является нарушением каких-либо норм, принятых сообществом. Пользователи социальных сетей идентифицируют происходящее как запись и распространение вирусного видеоконтента, что является обычной практикой в социальных сетях. С точки зрения церкви участницы акции совершили кощунственный поступок по отношению к духовным ценностям. С точки зрения государства совершён противоправный поступок, нарушение общественного порядка, которое может квалифицироваться с точки зрения административного или уголовного права.

Конфликт не является единственной формой взаимодействия социальных институтов церкви и социальных сетей. Например, Ватикан пообещал «индульгенцию» всем, кто станет фолловером аккаунта папы римского Франциска в Twitter. Согласно заявлению, такие люди проведут в чистилище меньше времени перед тем, как попасть в рай. Сейчас у папы римского более 7 миллионов последователей в Twitter. Римская католическая церковь в данном случае реализует открытую модель взаимоотношений между двумя социальными институтами и идёт на уступки пользователям социальных сетей, хотя и значительно упрощает сложную многогранную проблему функционалом простого участия.

Другой пример влияния социальных сетей на другие социальные институты — фактическая дискредитация ЕГЭ как образовательного инструмента социальными сетями в 2013 году, когда распространение готовых решений через сайт ВКонтакте привело к отставке крупных чиновников в Министерстве образования РФ и пересмотру всей процедуры сдачи экзамена.

Социальные сети участвуют в смене идеологических парадигм. Так, например, президент Грузии Михаил СААКАШВИЛИ в 2011 году выступил с телевизионным обращением, когда количество пользователей Одноклассников в этой стране стало меньше, чем пользователей Фейсбук. Он заявил, что Одноклассники были созданы для того, чтобы узнать, какие клише движут в постсоветском пространстве, что может оказать влияние на постсоветского человека, получить максимальную информацию о том, что происходит во всех республиках. Между прочим, социальная сеть «Одноклассники» была очень в моде в Грузии, «но сейчас победил Facebook. Это произошло потому, что по своему менталитету мы больше не являемся постсоветской страной».

На самом деле, не Facebook или Одноклассники что-то меняют, а в зависимости от выбранной парадигмы происходит изменение предпочтений социальных сетей. В тот момент, когда уровень личной свободы (политика), культурный уровень или уровень потребительских потребностей (экономика) начинает не соответствовать предложенному социальной сетью функционалу (не будем забывать, что это всего лишь программный код), люди перестают посещать одну социальную сеть и регистрируются в другой.

И обратно, если уровень политических, экономических и культурных свобод в реальной действительности будет ниже, чем предоставляемый социальными сетями функционал, то у пользователей будет накапливаться недовольство существующим положением вещей.

Это и приводит к протестам (как в России в декабре 2011 — январе 2012 гг.) или даже революциям, как в странах Северной Африки и Ближнего Востока в течение 2011 года.

Нестандартный бизнес

Два года назад помимо научного исследования социальных сетей я занялся применением этих знаний на практике. Любые компании, как федеральные с огромными бюджетами, так и региональные представители малого и среднего бизнеса, вынуждены существовать в новой реальности, в которой любой пользователь социальных сетей может распространить на неограниченную аудиторию любую информацию об их товарах и услугах.

Вместо того, чтобы сопротивляться, современные компании просто обязаны возглавить это движение, т.е. наоборот стимулировать предоставление такой информации обычными пользователями. Такой вид деятельности называют SMM — social media marketing, но мне больше по душе русскоязычные термины — продвижение в социальных сетях или управление репутацией в социальных медиа.
За это время я поработал в этой области уже с более 20 красноярскими компаниями. Некоторым компаниям (интернет-магазинам, доставкам готовых блюд или продуктов) требуется увеличение трафика на основной сайт из социальных сетей, другим фирмам (ресторанам, кафе, культурно-массовым заведениям и т.д.) требуется работа с отзывами и развитие положительного образа компании; третьим (ивент- агентствам, деловым центрам и т.д.) интересно продвижение и информационное сопровождение конкретного мероприятия.

Но главное, что необходимо понимать в этой работе: что люди в социальных сетях по-настоящему живут. И уровень влияния социальных сообществ в современном обществе с каждым годом будет увеличиваться.

Андрей ШАЛИМОВ