Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2014

Форум идей — в пользу детей

«Образовательная политика в Красноярском крае — территории опережающего развития» — тема ежегодного краевого августовского педсовета. Традиционный консилиум педагогов-профессионалов предварял и сопровождал Сибирский образовательный форум: в течение трёх дней ведущие компании демонстрировали современные технологии, достижения для апгрейда процессов обучения и воспитания, проходили мастер-классы, лекции, презентации, дискуссии.

Ещё в первый день работы форума, подходя к МВДЦ «Сибирь», заметила: несмотря на дождь, сюда активно подтягиваются родители с детьми. Как оказалось, центром притяжения для них стала площадка «Карнавал увлечений», где можно было выбрать для своего ребёнка кружки и секции, получить ценную консультацию. К тому же, 1 сентября не за горами, а на форуме — ещё и ярмарка детских и школьных товаров.

Вскоре, осматривая экспозицию, я пожалела, что не взяла с собой сына. Мой пятиклассник точно не прошёл бы мимо стенда Дальневосточного центра инновационного образования из Благовещенска. Да и как тут пройдёшь, если тебя так необычно приветствует таинственный гуманоид — отвешивает поклоны, словно галантный джентльмен.

— Наш профиль — поставка инновационного оборудования для школ. Это интерактивные доски, столы, модульные станки, робототехника для специализированных кружков и многое другое, — поясняет сотрудник центра Павел СЛУГИН. — В своё время я учился по специальности «автоматизация химических процессов производства» и знаю, даже студентов технических вузов заинтересовал бы представленный здесь робот. На его основе можно собрать около девяти различных моделей живых существ. Гуманоид снабжён датчиками звука, он не просто может имитировать ходьбу человека, повороты, но и способен подняться из положения лежа.

И у стенда Центра популяризации научно-технического творчества молодёжи и школьников Красноярского края в космической отрасли, созданного около года назад на базе СибГАУ, сын тоже притормозил бы. Его любимый школьный предмет — «Окружающий мир». А здесь можно было пройти увлекательный тест на знание планет с помощью сенсорной панели с изображением карты звёздного неба. Не удержалась и я — ответила на вопросы теста для выпускного класса средней школы и дала 11 правильных ответов из 15.

— Так вы почти всё знаете! — успокоила меня младший научный сотрудник научно-исследовательского управления СибГАУ Валерия БРЕЗИЦКАЯ.— В школе, к сожалению, нет теперь предмета «Астрономия», хотя частично знания даются на уроках физики, биологии, географии. Однако часов, отданных изучению космоса, недостаточно, и за бортом остаётся много интересного. Что мы предлагаем? Как можем, популяризируем это направление. У нас работает музей ракетно-космической техники, есть планетарий и телескоп. Мы показываем ребятам познавательные фильмы, даём тесты, рассчитанные на разный возраст. Кстати, и в стране, и в мире проходят олимпиады по астрономии, и по просьбам учителей мы помогаем к ним готовиться. Очень популярны в нашем центре «звёздные вечера», на которых мы даём ребятам возможность посмотреть в телескоп, приглашаем с лекциями видных учёных. Бывало, что на такие вечеринки собиралось до 200 человек! Так что интерес к астрономии есть, его только надо поддерживать.

Кстати, в Институте инженерной физики и радиоэлектроники СФУ начал работать астрономический кружок для старшеклассников «Универсум», организованный на базе астрономической обсерватории СФУ. Обучать школьников 9–11 классов будут преподаватели кафедры теоретической физики и волновых явлений.

Практическая часть программы включает в себя дневные наблюдения Солнца, ночные наблюдения Луны, планет, звезд, наблюдения астрофизических объектов дальнего космоса, изготовление простейших астрономических приборов, ведение записей наблюдений и проведение соответствующих вычислений, а также выполнение фотосъёмки наиболее интересных участков звездного неба.

Запись в кружок продолжается!

Ещё одну новость узнала я на образовательном форуме. В сентябре в Красноярске на базе молодёжного творческого бизнес-центра «Пилот» откроется Центр поддержки семейного образования. Сюда можно будет прийти с вопросами: «Что делать с ребёнком, которому в школе не интересно, плохо?», «Как выбрать кружок или дополнительный курс?», «Что такое семейное образование и как на эту форму обучения перейти?»; «Как рационально выстроить образовательный процесс дома?», «Математика приводит моего ребёнка в ужас, как быть?»... Специалисты центра будут бесплатно, благодаря фонду, созданному депутатом горсовета Максимом ЗОЛОТУХИНЫМ, консультировать родителей по вопросам методического, психологического, юридического сопровождения ребёнка, обучающегося по форме семейного образования. Другой вид помощи — тьюторское сопровождение и построение индивидуального образовательного плана.

— Официально в Красноярске зарегистрированы 74 семьи, которые самостоятельно обучают своих детей, — рассказала мне координатор проекта Екатерина ВИШНЕВСКАЯ. — А неофициально их гораздо больше. Такая форма учёбы подходит не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для ребят, активно занимающихся спортом. В Красноярске есть практика, когда родители объединились в клуб и совместно оплачивают репетиторов, чтобы дети занимались не в классах, где по 30 человек, а в более комфортных условиях, малыми группами.

Есть другая веская причина для перехода на семейное образование. Например, обучаясь таким образом, способный ученик может освоить школьную программу за более короткий срок и поступить в вуз, скажем, в 14-15 лет.

— Такая практика давно существует у нас в стране и наиболее широко распространена в Москве и Санкт-Петербурге, — говорит Екатерина. — За счёт модульного подбора занятий ребята проходят общеобразовательную программу за семь–девять лет. В Красноярске я таких прецедентов пока не встречала, но думаю, скоро подобный опыт обретёт популярность.

Выступая на нынешнем краевом августовском педсовете заместитель председателя Законодательного Собрания края Алексей КЛЕШКО заострил внимание на том, что школа не должна восприниматься учениками как нечто архаичное, а должна стремиться к постоянному обновлению. Вице-спикер краевого парламента рассказал об уникальном для краевого центра опыте создания современной образовательной среды для школьников в девятом лицее Красноярска. Здесь открыли коворкинг (сo-working — совместно работающие). Это оригинальный принцип организации рабочего пространства для тех, кто в будущем планирует связать свою работу с офисом.

— Думаю, даже многим сидящим в зале это слово неизвестно, — предположил Алексей Клешко. — Это интересный опыт, надо подумать, как его доносить, ведь через создание новой современной среды у ученика формируется совершенно другое представление о жизни организации.

Из любопытства я зашла в Интернет. Крупнейший коворкинг-центр в Петербурге «Зона действия» находится в минуте ходьбы от станции метро «Лиговский проспект». Незнакомые друг другу люди бок о бок трудятся над собственными проектами. Центр не только предоставляет оборудованные всем необходимым рабочие места (техническое оснащение, доступ к Wi-Fi), но и кухню. Так что свободное время в Питере, даже не имея собственного офиса, можно провести с пользой, тем более что открыт коворкинг-центр круглосуточно!

«Мне кажется, школе нужно продолжать борьбу за свою открытость. Вживлять эти практики в свою деятельность, понимать, что время, когда мы могли сказать — это наши педагогические секреты — прошло безвозвратно», — такую мысль высказал на педсовете опять же вице-спикер Законодательного Собрания края. Мысль понятна. Но активны ли сами педагоги, готовы ли перенимать друг у друга инновационный опыт, стремятся ли к этому?

Вопрос этот возник у меня не случайно. У стенда, где была представлена обучающая 3D-программа (находка для школы!) — что-то не наблюдалось ажиотажа. Или ещё: в программе Сибирского образовательного форума значилось любопытное событие — семинар «Сетевые сервисы в образовании» от центра дополнительного образования «Снейл» из Омска. Интересен сам этот центр, который с 2000 года организует дистанционные олимпиады и конкурсы для школьников и учителей не только в России, но и за рубежом. Участвуют в этих состязаниях дети от 3 до 18 лет. Эксперты центра — учителя высшей категории, методисты, преподаватели вузов, кандидаты педагогических наук, доценты, профессора.

Когда дети поголовно сидят в Интернете, может, предложения от «Снейл» заинтересуют учителей, и они сумеют обратить зло во благо? В общем, решила я побывать на этом семинаре, тем более в школе, где учится мой сын, популярен разве что «Русский медвежонок», а вот про конкурсы от «Снейл» не слышно. Каково же было моё удивление, когда на семинар (не считая меня) пришёл только один слушатель, и не школьный педагог, а преподаватель красноярского филиала одного из московских вузов.

Ведущая семинара «Сетевые сервисы в образовании» Наталья КУРГАНОВА, к.п.н., доцент ОмГПУ, научный руководитель центра «Снейл» открыта к общению, готова поделиться новейшими наработками. Но вот незадача — семинар проходил в такой отдаленной от «эпицентра» форума аудитории, что найти её было непросто. А жаль.

В чём сегодня главная проблема для педагогов? Поток всевозможной информации, в том числе и в Интернете, так велик, что учителю, и без того загруженному, бывает сложно в нём сориентироваться и выбрать, какой сетевой сервис подходит для того или иного возраста, понять, как его адаптировать к собственной практике.

И здесь сотрудники центра — как скорая помощь.

— Можем индивидуально с каждым педагогом поработать, можем группами. Но сегодня второй день работы форума, и мы не наблюдаем активности именно учителей — нашей целевой аудитории, — делится Наталья Курганова.
Забегая вперёд скажу, что на третий день всё кардинально изменилось к лучшему. К радости организаторов экспозицию посетили завучи, директора, заведующие детскими садами, так что интеллектуальный продукт — 1 500 информационных пакетов и все сборники «Снейл» ушли по назначению.

Главное, чего хотят добиться специалисты центра — создать условия, чтобы ребёнку был интересен сам процесс обучения. Например, есть сервисы, которые могут создавать образовательные игры, а есть те, которые позволяют играть, соревноваться.

— Вот уже два года подряд мы организуем международные практические конференции. Первая была посвящена ФГОС, а вторая — сетевым сервисам в образовании, — рассказывает Курганова. — Помимо этого, в течение прошлого года провели конкурс «Калейдоскоп сервисов в образовании». Участники со всей России представляли свои разработки, практические мастер-классы. Все эти материалы вошли в сборник, который мы и привезли в Красноярск. Книга рассказывает об опыте многих педагогов-новаторов, какие сервисы они используют в своей урочной деятельности. Этот сборник мы готовы подарить директорам и завучам школ.

Кстати, pdf-версию издания, о котором говорила Наталья Курганова, я потом откопала в Интернете, но встреча «вживую» со специалистами центра и возможность получить ответ без промедления на любой интересующий тебя вопрос — согласитесь, очень удобно.

— У любой дисциплины есть теоретическая база, вплоть до физкультуры и ОБЖ, — говорит Мария ТИТОВА, руководитель отдела «Конкурсы, игры» центра «Снейл». — Все конкурсные задания у нас составляют преподаватели вузов, профессионалы.

— Есть ли у вас конкурсы, которые приобрели международный размах?

— Они все международные! Например, очень привлекает ребят «Слон». Это конкурс математический. За правильный ответ участники получают не баллы, как это обычно, а «бегут» километры. Омск ведь знаменит сибирским международным марафоном, он проводится в нашем городе с 1990 года. И мы поставили перед ребятами условие — «пробежать» определённую дистанцию. Каждое правильно выполненное задание даёт километры и приближает участников к финишу. Все задания, как правило, в игровой занимательной форме. Ребята в итоге получают таблицу и могут узнать собственный рейтинг по своему региону, по России и ближнему зарубежью. Поскольку наши конкурсы русифицированы, то мы работаем прицельно на Россию и ближнее зарубежье. Активно участвуют в состязаниях школьники из Казахстана, Украины, Азербайджана, Молдовы, Белоруси и даже Чехии. К нашему удивлению, был однажды зарегистрирован участник из Китая. К слову, мы заметили, что очень сильные дети из Казахстана.

— Как вы поощряете победителей?

— Есть номинация — «Дистанционный ученик года». За победу в ней мы выдаём такие ценные призы, как iPad, iPhone, энциклопедии, нашу брендовую продукцию. В этой номинации на форуме мы наградили и призеров из Красноярского края. Существуют у нас конкурсы для педагогов «IT-учитель года» и «Координатор года» (это те, кто организует детей своего региона на участие во всевозможных мероприятиях центра «Снейл»).
Например, в этом году победителю был присуждён приз — путёвка на двоих в Турцию. Наши конкурсы ориентированы на развитие ребёнка, и очень важно, чтобы родитель был рядом и вовремя направлял, помогал разобраться с заданием.

— А если родители будут все задания делать за детей и получать призы?

— Мы всегда сможем определить — сам ребёнок отвечал на вопросы, или это за него сделал взрослый.

— Конкурс-чемпион по количеству участников?

— Конечно же «Ёж»! Популярность конкурса-игры объясняется тем, что по русскому языку проводится ЕГЭ. Участвуют в нём ребята от 6 до 18 лет. И в этом году конкурс собрал онлайн 135 тысяч участников! Если говорить о регионах, то активнее других участвуют в наших конкурсах юные москвичи, а нам бы хотелось активизировать и сибиряков.

Ментальная карта сетевой активности — ещё одно «изобретение» профессионалов «Снейла». На обычной доске «Следуем за Снейлом» отметились, прикрепив цветные стикеры, те, кто лично побывал на форуме и посетил экспозицию центра: школы Диксона, Таймыра, Красноярска, Железногорска, Енисейского и Шушенского районов…

Участие и победы в международных конкурсах «Снейл» для учащихся и педагогов — реальная возможность пополнить своё портфолио, а это ещё никому не помешало. И мы с сыном не поленились, зашли на сайт центра «Снейл» и выбрали Международную олимпиаду по природоведению, которая намечена на 10 февраля 2015 года. Регистрация участников уже началась!

Наталья КУЗНЕЦОВА