Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2014

Что есть успех
Нобелевская премия или дерево, которое сам вырастил?

«Мое любимое детище как продюсера — пожалуй, вот этот материал», — получаю ссылку и тут же её загружаю. Когда человек, у которого три короба удивительных достижений, отмечает одно из них как самое-самое, это должно быть любопытно. И вот на экране — «Марс за семь дней», интерактивное путешествие в историю. Упаковано, как если бы изучение этой планеты длилось не много веков, а неделю: «В пятнадцать минут десятого среды за Красную планету берётся Уильям ГЕРШЕЛЬ — он будет изучать её примерно до 00:34 четверга».
Динамично, остроумно и на зависть талантливо. Но откуда взялся ещё и космос у девушки, которая изначально всё-таки экономист по образованию?

Вот это портфолио

В современных резюме принято размещать свои статусы и заслуги, начиная с последних. Если следовать этой логике (а не как привыкли мы: родился в 1988 году…), то представление Ольги ДОБРОВИДОВОЙ нужно начать так.

Первый стипендиат из России по программе Knight Science Journalism at MIT, которая с 1980-х годов отбирает талантливых журналистов со всего мира, пишущих о науке, экологии, медицине и технологиях для повышения квалификации в этих областях. В настоящий момент Ольга находится в США, ходит на научные курсы Гарварда и MIT, ездит в экспедиции, учится работать с фото, аудио, видео и социальными сетями.

В 2014 стала победительницей программы McKinsey & Company Next Generation Women Leaders, поддерживающей молодых женщин-лидеров во всех областях. Из четырёх тысяч заявок были отобраны 110 со всего мира; вот в числе этой сотни лучших женщин Ольга ездила на трёхдневный семинар в Париж.

Вместе с бывшим коллегой по РИА Новости ведёт научный твиттер @riascience — 14,4 тысячи подписчиков.

Два года работает российским корреспондентом британского издания Responding to Climate Change.

С января 2010 года работала корреспондентом в редакции новостей науки и экологии РИА Новости. На момент ликвидации агентства в декабре 2013 года была исполнительным продюсером проекта РИА Наука.

Как специальный корреспондент агентства по теме изменения климата с 2010 года ездила на сессии переговоров ООН, в Мексику, ЮАР, Катар, Польшу, Перу. В сентябре 2013 года руководила специальным разделом на сайте РИА «Глобальное потепление» и имеет диплом за продвижение темы изменения климата в России от Ассоциации журналистов-экологов СЖР.

Владеет английским и французским.

И только вот здесь, в конце списка, будет информация о том, какой вуз она закончила. У Ольги Добровидовой 4 диплома, и все с отличием — магистратура МГУ по «Финансовой экономике» и три факультета СФУ, где кроме экономики она заочно изучала рекламу и получила дополнительную квалификацию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Ну и для того чтобы сделать приятное школе — закончила Ольга красноярскую гимназию № 4 (на правом берегу).

Молодёжь — она такая

Никак не могу ответить себе на вопрос — Ольга исключительный пример, уникум, или самый что ни на есть типичный современный молодой специалист (разумеется, в лучшем его воплощении)? Она использует все возможности, которые даёт современный мир, не боится что-то менять и делает очень много. Она мобильна, образованна, открыта общению, полна идей и энтузиазма.

В принципе, каждый может примерить эту мерку на себя — способен ли он двигаться в том же темпе сквозь быстрый поток современной жизни. А если уже поздно соотносить великие дела и планы с собой, подумаешь про собственных детей, студентов или всё молодое поколение. Вот что надо делать, чтобы они могли предъявить что-то аналогичное?

Пытаюсь найти в биографии Ольги момент, с которого обычный ребёнок — правда очень любопытный, активный ребёнок, который прошёл все доступные в радиусе её места жительства кружки и секции (лепка из глины, танцы, шахматы) — вдруг начинает чувствовать вкус побед и преуспевать. Может, переломным событием её жизни стало 1-е место на городской олимпиаде по английскому в восьмом классе?

Языком Ольга занималась без фанатизма, но получив в качестве приза месячную поездку в Австралию, поняла, что знать язык, оказывается, здорово: весь мир открывается. Правда, вряд ли это Австралия повлияла на то, что в старших классах Ольга редактирует школьную газету, увлекается флэш-анимацией, дополнительно учится в Аэрокосмическом лицее и много — значительно больше, чем её сверстники — читает.
Вероятно, она делала бы всё это, и не летая в Южное полушарие.

В университет Ольга поступает на «Ценные бумаги и биржевое дело» — специальность относительно новую и престижную. Параллельно успевает не только получать ещё два образования, как упомянуто выше, а играть в «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и «Свою игру», побеждать в предметных олимпиадах и в Потанинском конкурсе, писать одновременно по три доклада на научную конференцию, смотреть кино и ходить в театр, кататься на велосипеде и коньках, прыгать с моста на тарзанке и коллекционировать кружки из мест, где побывала.

Из интервью 2009 года: «Успеваю всё по привычке. На самом деле стоит только понять, как много обычно расходуется впустую или на всякую чушь, и резервы времени становятся очевидными. Такой своеобразный самоменеджмент. Планы не очень люблю составлять, но список того, что надо сделать, веду обязательно». Стоит заметить — это говорит студентка!

Но отличных, всё успевающих студентов сейчас встречается немало. Они получают профессию, находят работу и… отправляются в некое плавание, никому неведомое — по крайней мере до той поры, пока какой-нибудь звучный пост или яркий проект не поднимет завесы тайны над их карьерным ростом. Взрослая жизнь бывает и разнообразна, и наполнена очень нужными обществу делами. Но чувства свободы и полёта в ней становится значительно меньше.

Ольга этот шаг — со студенческой скамьи на рынок труда — сделала не сразу. Когда до окончания университета остался год, она вдруг решила, что ей «скучно» доучиваться. Вместо написания диплома специалиста сдала экзамены на бакалавра — и поехала открывать новые горизонты высшего образования. В Москву, в магистратуру. О мотивах и резонах этого шага она потом написала в университетскую газету серию из пяти статей под общим названием «Магистратура: инструкция по применению». Там есть довольно забавные наблюдения и советы.

Но одной московской магистратуры ей скоро тоже стало мало. Пару месяцев для развлечения она ходила в школу научной журналистики при биофаке МГУ, — и ей всё там понравилось, в том числе экскурсия в РИА Новости. В это агентство Ольга Добровидова и пришла устраиваться на работу, а в итоге — задержалась на без малого четыре года.

Анкета с пристрастием

Итак, Ольга сейчас повышает квалификацию в Америке, а мы так и не ответили на вопрос: что нужно воспитывать в личности, где и чему учить, как должны сойтись звёзды и какая открыться дверь, чтобы наши молодые люди были так же успешны, универсальны и счастливы в выборе своего пути. Придётся обратиться к самой Ольге, причём на этот раз логика повествования будет привычной: с самого детства и шаг за шагом.

— Какое влияние и в чём оказали на тебя родители, бабушки, дедушки, тёти, может быть?…

— Я сейчас, глядя на своё детство, вижу модель всей своей жизни в миниатюре — везде книги, кругом много людей, которым я почему-то очень интересна, всегда можно попросить помощи. И весело! Это, мне кажется, приятная для взрослого человека интерпретация детства.
Потом, у меня миллион привычек «унаследованных», вроде органической неспособности выбросить книгу. Не только хороших, конечно.

— Всегда ли тебе было интересно со сверстниками?

— В том смысле, который обычно вкладывают в этот вопрос — разделяла ли я те интересы, которые считаются «типичными» для конкретного возраста у детей и подростков, и не доставляло ли мне это неприятности (потому что ответ как бы подразумевается, давайте честными будем) — видимо, не всегда. Но делать тут многозначительное лицо я бы не стала, это примерно настолько же важно, как если бы вы выяснили, что кроме вас в самолёте Москва-Красноярск никто не коллекционирует монеты.

Я помню, как нам однажды на уроке русского языка в школе объясняли тонкую разницу между «сверстниками» и «ровесниками»: вроде как первые — это те, кто как бы идёт с тобой по тому же жизненному пути, а вторые — те, кому просто примерно столько же лет, как одноклассникам в школе. Эти множества пересекаются, но не равны. Так вот, сейчас мне со сверстниками очень, очень интересно.

— Было ли что-то рубежное, переломное, после чего ты стала перфекционисткой (ведь ты перфекционистка?)? И что для тебя успех, успешный человек?

— Мне кажется, перфекционизм к людям подкрадывается незаметно, постепенно. Однажды ребёнок замечает, что некоторые взрослые каким-то очень странным тоном говорят, что тройка и двойка — это тоже оценки, которые вообще не важны, главное не победа, а участие, и так далее. Они как бы фигу в кармане держат при этом. К тому же про все эти полезные истины всегда вспоминают, когда не получаешь пятёрку и не выигрываешь. Почему-то победителям никто не рассказывает, что их победа — это не главное. Что-то тут нечисто.

Так случается первое знакомство с соревновательной культурой, культурой успешности, которая везде, во всех знакомых мне обществах очень сильна. Часто бывает, что к тому возрасту, когда человек способен критически отнестись к этой культуре, перфекционизм уже основательно окопался.

И тогда наступает день, когда результат в 98 из 100 баллов тебя на физиологическом уровне раздражает, хотя умом ты понимаешь, что это мелкий жемчуг, и вообще счастья в баллах нет и никогда не было. Адреналин и эндорфины — есть, а счастья нет. Но вся эта культура — строго виртуальная конструкция, существующая только в головах людей, которые устроили из жизни какую-то странную помесь супермарафона и конкурса красоты, где на финише вручают призы в номинациях вроде «Самый богатый на кладбище».

Для меня борьба с перфекционизмом — постоянно себе напоминать, что вообще-то всё это такая очень странная, пусть и затягивающая, игра. Это крайне трудно делать, если ты в неё играешь.

Успех — если мы в сферическом вакууме определяем это слово — это превращение желаний в цели и их достижение. Нобелевская премия — это успех, если ты очень хотела понять, как ДНК устроена. Но и дерево, которое ты самолично вырастила, — тоже успех. Если мысль про дерево заставляет ухмыльнуться, то мы говорим про успех в рамках культуры успешности, а здесь критерии довольно традиционные и поэтому не особенно интересны мне.

— Ты много читала — а что? Всё подряд или всё-таки модные новинки, классика, фэнтези?.. Есть ли у тебя литературный «провал» (допустим, поэзия Серебряного века прошла мимо тебя)?

— Я читала и читаю всё подряд, кроме детективов и любовных романов, к историческим ещё прохладно отношусь. Соответственно, большая часть книг в этих жанрах действительно прошла мимо меня. Я очень люблю фантастику, литературу XX века в целом, общественно-политический, экономический и научный нон-фикшн.

Сейчас читаю книгу о том, как вышло, что рабочий класс в некоторых штатах США упорней всех агитирует и голосует за республиканцев, вообще-то «партию одного процента».

Одно из самых ярких книжных впечатлений — окончание «Сирен Титана» Курта Воннегута. Обойдёмся без спойлеров, скажу только, что даже спустя 10 с лишним лет прекрасно помню, где и как я этот фрагмент прочитала (дома, солнечным днём, сидя на холодной кухонной табуретке). Из относительно недавнего — Норман Мейлер «Нагие и мёртвые», тоже книга, которую забыть труднее, чем хотелось бы. И «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс», которую надо, по-моему, прочитать всем, кто хоть раз в жизни сдавал кровь на анализ.

— Вуз отличается от школы? Или по большому счёту это лишь продолжение ученичества в другом возрасте? Что принципиально нового дал тебе университет?

— Я всегда считала, что школа — на самом деле про умения вставать по будильнику, выживать в случайной группе посторонних друг другу людей и иногда отвечать на вопросы так, как от тебя того ждут, а не как хочется, все эти крайне полезные во взрослой жизни навыки. Знания — это так, сопутствующая выгода, которой не все пользуются.

Так вот, хороший университет — это про то, что внезапно всё это — не необходимые и не достаточные навыки. Что бывают другие игры по другим правилам. Но для этого всегда надо свой вагон от поезда как-то отцепить, как-то съехать на нём с проложенных «по умолчанию» рельсов и (как нетрудно предположить, сам по себе вагон в этой метафоре никуда не поедет) придумать, как двигаться дальше. Или не двигаться, кстати.

Мне лично университеты дали несколько десятков удивительных знакомых и друзей и, пожалуй, совершенно новый уровень умения расставлять приоритеты в хаотических ситуациях типа «нужно всё и вчера». И, конечно, вот это моё суждение выше — тоже родом из университета.

— А нужно ли человеку в наше время обязательно закончить вуз, чтобы реализоваться?

— У меня столько вопросов к этому вопросу, что я даже и не знаю. А нужно ли человеку в наше время обязательно реализоваться? А что такое «закончить вуз»? И «реализоваться»? А заканчивает вуз и нуждается в этом точно один и тот же человек? Но, в общем, — нет, совершенно не обязательно.

— У тебя четыре разных образования — экономика, реклама, перевод (с английского и на английский), журналистика… А если бы ты выбирала сейчас — предпочла бы что-то совсем другое (биология, медицина, астрономия)?

— Если бы я выбирала сейчас, я бы совершенно точно выбрала что-то другое, просто потому что я сегодня и я восемь, шесть, пять лет назад — это совсем не одно и то же лицо. Я бы очень расстроилась, если бы выяснилось, что ничего за это время во мне не поменялось. Но я сослагательное наклонение не очень люблю, честно говоря, ну его. Хочу ли я поступить в MIT на программу Mechanical Engineering? Жуть как хочу, но умом не вышла, похоже. Так что придётся другие занятия себе искать.

— Для тебя осваивать новое — это узнавать или применять?

— Нравится мне и то и другое, но узнаю я гораздо больше, чем потом применяю. Как, наверное, всякий игрок в спортивное «Что? Где? Когда?», я нежно люблю бесполезную информацию. Ничто так не радует — легко, искренне и безо всякой взрослой червоточинки, — как знание того факта, что в Российской Федерации не менее 11 тысяч видов грибов.

— Мир и жизнь — не такие, каким нас учат в школе?

— Очень даже такие, но это не приговор.

— Чем принципиально отличается обучение в московской магистратуре от красноярского специалитета?

— Тем, что после московской магистратуры приходится потом полжизни на такие вопросы отвечать.

Если серьёзнее, принципиально — географическими координатами, названием и количеством студентов. Знаю, что это бесполезный ответ, но никаких волшебных палочек вместе со студенческим билетом МГУ не выдают, как, впрочем, и с пропуском сотрудника MIT.

Набор доступных ресурсов может быть разный, но сегодня это довольно сомнительный аргумент. Khan Academy, Coursera и MIT OpenCourseWare, «Теории и практики», Google Scholar и T–D — доступны отовсюду, где есть Интернет. Да, долгое время заведующим нашей кафедрой был на тот момент глава Центробанка, а ныне министр экономического развития РФ Алексей УЛЮКАЕВ. Поверьте, OCW и «Теории и практики» в жизни полезнее.

Вот вузы в России от вузов в других местах, где я была, в частности здесь, в Штатах, отличаются всем, разве что еда в столовых и там, и там «не очень» бывает. Но это отдельный и очень длинный разговор.

— Расскажи про работу в РИА Новости с точки зрения: самый необычный человек, с которым ты благодаря этой работе познакомилась; самое удивительное (экзотическое) место, где побывала; самый удивительный проект, в котором участвовала.

— Я однажды перед 12 апреля участвовала в телефонной пресс-конференции с экипажем Международной космической станции. Когда до меня дошла очередь, я им задала довольно дежурный вопрос, и командир экипажа, прежде чем ответить, мне сказал: «Добро пожаловать на МКС, Ольга!». Для меня в этой истории наглядно выражена вся суть новостной журналистики: она приведёт тебя куда угодно, в какие угодно ситуации, и все твои «самые-самые» рекорды хорошо если до следующего месяца продержатся.

Но пока ничто ещё не перекрыло прогулки по дну Аризонского кратера, куда вообще-то никого не пускают, кроме десятка учёных.

— Скажи, а близкие за тебя никогда не боялись? Ты уехала в Москву в возрасте чуть за 20 — тебе совсем не грозила перспектива попасть в «плохую компанию», связать свою жизнь «не с тем человеком», взять на себя невыполнимые обязательства?

— Мама мне часто в шутку жалуется, что на работе её все считают ненормальной, потому что она дочку отпустила в 14 лет одну в Австралию на месяц, и с тех пор всё явно пошло по наклонной — теперь вот дочка в 12 часовых поясах. Близкие же, по-моему, давно уже убеждены, что я — материальное воплощение русской поговорки «есть голова на плечах». Я соглашаюсь и подмигиваю.

— Что с личной жизнью? Девчонкой ты мечтала о принце?

— Девчонкой я мечтала, чтобы все вокруг отстали уже наконец со своими принцами и конями и дали человеческие отношения построить.
Потом я выросла и узнала печальную истину: если уж повезло родиться женщиной, не отстанут никогда. Может, внучкам моим больше повезёт, как оптимистка я в это верю.

— Ты ощущаешь себя взрослым состоявшимся человеком — профессионалом, который всё сумеет, нигде не пропадёт? Или ты ещё в свободном полёте и неизвестно, где приземлишься?

— Я ощущаю себя взрослым человеком, который всё сумеет и не пропадёт в свободном полёте неизвестно куда. То есть почти всё в этом вопросе, кроме слова «состоявшийся». «Состоявшееся мероприятие» по определению уже закончилось, и тогда «состоявшийся человек» тоже весь закончился уже… Это слово вызывает у меня неприятные ассоциации.

— Какой бы ты хотела видеть свою жизнь лет через пять?

— Если я буду загадывать и предполагать, потом будет обидно, если прогноз не оправдается, и неинтересно, если оправдается. А я всегда хочу, чтобы было интересно.

— Ты по-прежнему собираешь чай, кофе и кружки из разных мест мира?

— Старая коллекция кружек так дома в Красноярске и хранится, но пополняю я её очень редко. Перешла на более традиционные и простые в перевозке магнитики и почтовые открытки, которые шлю домой отовсюду, где в принципе есть почта — теперь географию моих путешествий на малой родине отслеживают по почтовым штампам.

Мария СЕРГЕЕВА