Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2015 г.

Город будущего. Мы должны построить его сами

В Красноярске 5-6 марта состоялся форум «Город будущего». Главный посыл, как и явствует из названия, был такой — как нам обустроить городское пространство, чтобы каждый житель чувствовал себя в своём городе комфортно, спокойно и уютно? А самое главное — чтобы горожанин был причастен к созиданию родного города.

Организовала форум компания РУСАЛ, она же презентовала грантовый конкурс в рамках программы «Территория РУСАЛа». Этот конкурс направлен на поддержку проектов развития архитектурной и социокультурной среды города. Два дня в конференц-зале библиотеки СФУ участники с помощью приглашённых экспертов из Москвы анализировали социальную активность и возможности городских сообществ. Участвовали в тренингах по социальному проектированию. В мозговых штурмах рождались интересные идеи для новых социальных проектов.

Выступления московских урбанистов заняли весь первый день форума. Общая мысль, которая проходила через все доклады, — мировая тенденция «строить город под себя» пришла и в Россию. При этом предполагалось, что участвовать в развитии города должны абсолютно все горожане, в режиме доброжелательного активного диалога.

Святослав МУРУНОВ, директор Института прикладной урбанистики, о власти, бизнесе, городских сообществах и о том, как построить сетевую модель городского развития

В принципе, власть как социальная система отвечает в городе за всё. Наверное, это консервативное управление. Потому что сложная система меньше всего способна на эксперименты и новации. Когда вы отвечаете за всё, и у вас очень сложная система принятия решений, любое резкое движение чревато рисками. Поэтому чаще всего реализуется проект, связанный с инфраструктурой, с большим строительством, то есть с понятными длинными проектами.

***

В советское время крупные предприятия в городах являлись основной градообразующей системой, в том числе и социальной. Однако в последние 20 лет от этой градообразующей функции, особенно в моногородах, старались отказываться, потому что предприятия стали частью финансово-промышленных групп, и центр принятия решений резко сместился, теперь он находится не в месте локации этих предприятий.

Когда промышленные гиганты отказались от поддержки и развития социальной инфраструктуры, стратегия развития города абсолютно поменялась. Кроме того, крупный бизнес — он всегда про бизнес, про капитализацию, а не про город. Стратегия бизнеса в городах: «Больше ресурсов за меньшую компенсацию». Звучит цинично, но бизнес так устроен, ему непонятна благотворительность, он не видит от неё отдачи, за исключением нивелирования, может быть, каких-то социальных конфликтов. И на самом деле не его задача развивать город и территории, думать о комплексном образовании и т.д. На своей территории он создаёт профессиональное образование, социокультурную инфраструктуру для своих работников, и всё. За весь город он отвечать не обязан.

***

В последние годы многие крупные предприятия прекратили своё существование, превратившись в промзону. Возник средний бизнес, ритейл, девелопмент, производство товаров народного потребления и услуги. И то, как возникал этот средний бизнес, определило его внутреннюю структуру, его целеполагание. Оно достаточно простое, потому что бизнес этот молодой, у него нет опыта и классической эволюции, когда бизнес вырастал из какой-то деятельности и усложнялся, и чувствовал обратную связь от своих поступков и т.д. В нашей стране бизнес пока представляет собой социальную систему с очень простой целью: больше денег!

***

Типичная городская дума на 90% состоит из среднего бизнеса. И во многих городах доходит до смешного — человек, владеющий транспортной компанией, является руководителем департамента транспорта… Понятно, что дума, которая представлена только бизнесом, перестаёт думать о горожанах, перестаёт думать о городе целиком.

Приватизация горэлектросети, горводоканалов — это показатель того, что город превращается в корпорацию и тем самым наступает себе «на горло». Потому что город начинает разрушаться как социальная среда, когда преследуются интересы какой-то одной группы.

***

В последние 20 лет в городе усилилась борьба за ресурсы. Количество конфликтов сегодня может быть в десять раз больше, чем количество городских субъектов. Никто в городе не занимается созданием диалога, нивелированием или перезагрузкой этих конфликтов. Нет такой городской системы, которая сказала бы: слушайте, давайте посмотрим, кто с нами в каких отношениях?

Очень важно иметь пространство диалога, потому что город — это диалог всех социальных систем. Соотнести свою стратегию со стратегией другого и найти что-то общее. Минимизировать издержки, объединить ресурсы и получить какой-то синергетический эффект.

***

В социальных городских системах нет горожанина. Горожан представляют разве что неформальные городские сообщества или общественные организации. Это могут быть различные группы по интересам вокруг какой-нибудь социальной или экологической проблемы, подростковые субкультуры, клубы бардовской песни.

Но они замкнуты сами на себя и обладают минимальным количеством ресурсов. Они не имеют собственной инфраструктуры или обладают ею в минимальной степени. И они не готовы быть серьёзным субъектом и предъявлять права на город.

***

У государства имеются свои люди, свои организации, свои НКО, которые заменяют им некий диалог с жителями. И государству это удобно. Потому что как только оно в лице чиновников начинает выходить к горожанам, оно немедленно получает набор «хотелок» или жалоб. А жалобы — это не диалог.

***

Основная проблема наших городов в том, что 80% жителей в них никак не включены ни в одну из социальных систем, то есть фактически не являются горожанами, а равно и субъектами городского развития. Это так называемые городские пассажиры…

Они не ходят на выборы, не вступают в какое-либо социальное взаимодействие, они не знают соседей по подъезду. У них есть дом, работа, иногда развлечения или ещё что-то.

Официальных сценариев социальной активности не существует. Такого мессиджа государство не подаёт.

***

Сетевая модель города — это формирование диалога. Когда разные субъекты — и бизнес, и власть, и городские сообщества, и локальные эксперты — начинают совместно выстраивать идеи, концепции, стратегии развития города. Неважно, в какой форме — это может быть стратегический совет, или дискуссионная площадка, или журнал, почему нет? Самое главное, чтобы там были люди компетентные, с онтологическим мышлением, говорящие на разных языках, но умеющие договариваться. Тогда у города появляется набор смыслов и идей о том, куда городу развиваться. Появляются организационно-проектные команды, готовые эти идеи реализовывать.

***

Все успешные проекты в стране — это проекты диалога. Например, «Комплексное развитие Калининграда». Власти не побоялись позвать бизнес, девелоперов, городские сообщества — причём очень агрессивно настроенные городские сообщества градозащитников, активистов и т.д. И хотя субъекты собрались очень разные, нашлось много общих проблем и общих ценностей, и уже было проще выстроить интересный сценарий…

А ижевский бизнес сам создал Ассоциацию развития города и начал городской диалог. Начал «перезагрузку» библиотек, музеев, организовал культурные события, образовательные события…

***

Очевидно, что начинать надо с коротких, понятных проектов. Если вы сразу возьмётесь за серьёзный проект вроде бренда города, вы его не сделаете. Беритесь за простое. Как это сделал город Иркутск два года назад. Они реализовали проект «700 субботников в этот день». Откартировали все помойки и всем городом вышли и убрали их…

Перезагрузка парка — отличный проект для того, чтобы бизнес, власть и горожане вместе подумали о том, как наполнить парк жизнью, как сделать его удобным для разных социальных групп, как сделать бизнес-составляющую. Хорошая идея для Красноярска.

Андрей ЛЯЛИН, директор по развитию группы компаний «Йополис», об умном городе, о том, как меняются города с участием жителей и что такое «общество участия»

Общество участия — довольно популярная концепция последних лет, которая активно завоёвывает мир. От потребления готового продукта или решения мы приходим к потреблению процесса. Всё большему количеству людей неинтересно просто потреблять продукт, интереснее участвовать в его создании и взаимодействовать с другими людьми. И именно это является базовым принципом общества участия.

***

Общество участия тесно связано с таким понятием, как «умный город». В новой реальности город — это не только место проживания людей, это город-эксперт, город-собеседник, город-партнёр и город-провайдер.

Есть четыре основных критерия «умного города»: устойчивое развитие его территории; перспективное потребление ресурсов; высокий уровень цифровой инфраструктуры и, самое главное, — участие людей в управлении городом и его развитии.

***

С недавних пор этот посыл вошёл в федеральную политику — власть должна привлекать людей. Гражданам недостаточно раз в 4-5 лет выбирать власть и только. Очень важно, чтобы государство регулярно привлекало жителей, граждан к процессам принятия тех или иных решений.

***

Пример того, как городские власти вовлекают жителей в развитие городской среды — московский проект «Активный гражданин».

Более года правительство Москвы регулярно выносит в Интернет вопросы, касающиеся важных проектов в рамках города. И спрашивает мнение жителей: как вы считаете, какое решение будет оптимальным? В этом проекте зарегистрировано уже
несколько сотен тысяч пользователей, и рекордным оказался вопрос, касающийся образовательной системы.

У департамента образования Москвы возникли идеи поменять расписание школьного учебного года, классические четыре четверти заменить триместрами, поменять расписание каникул. В этом опросе приняли участие порядка пятисот тысяч человек. Большинство проголосовало за то, чтобы всё осталось как есть.

Голосуются и какие-то локальные проекты. Например, десять месяцев назад правительство Москвы спросило горожан, какого цвета должны быть кресла на стадионе Лужники, который реконструируют в преддверии чемпионата мира по футболу. И в таком локальном опросе приняли участие более восьмидесяти тысяч человек. Проголосовали за то, чтобы кресла были цвета Кремлёвской стены.

***

Жители участвуют в распределении бюджетных средств. Возьмём такой не очень благополучный регион, как Кировская область. Люди там уже в течение трёх лет имеют возможность непосредственно влиять на распределение части регионального бюджета.

Жители готовят свои проекты, связанные с инфраструктурными изменениями, потом эти проекты проходят фильтр экспертной комиссии и попадают на голосование. В последнем голосовании приняли участие более сорока тысяч человек. Чтобы добиться такого участия, голосование проходило не только в Интернете, но и в оффлайне, в публичных местах стояли компьютеры, и волонтёры помогали проголосовать тем, кто не умеет ими пользоваться.

Егор КОРОБЕЙНИКОВ, управляющий партнёр бюро «UrbanUrban», о «временном использовании» и творческом потенциале развития города

Часто мы ходим мимо пустырей и заброшенных зданий. Это рядовая картина нашей повседневности. Пустыри есть и в Глазго, и в Лондоне, и в Париже.

Единственное отличие заключается в том, что зарубежная практика городского развития скорее воспринимает их как актив, как вызов, как нереализованный потенциал, нежели как проблему.

***

У каждого неиспользуемого объекта есть собственник, и у него могут быть затраты в виде налога на землю, платы за электроэнергию и прочее… С другой стороны, в городе всегда есть люди или группы, которые находятся в поиске пространства для реализации своих идей.

Это могут быть творческие сообщества, молодые предприниматели, люди, задействованные в некоммерческих и социальных проектах, которые пока не могут позволить себе платить рыночную ставку аренды. В какой-то момент они встречаются и договариваются: нуждающиеся в пространстве будут покрывать минимальные издержки собственника, за это он предоставит им аренду. И вот на стыке этих интересов рождается большое количество любопытных проектов.

***

Проект «Временное использование» позволяет решить задачи пространственного характера, когда «разорванная» городская ткань в виде пустырей и зон отчуждения становится «сшитой» средствами проектов.

Плюс оказывается занятым большое количество людей, в основном молодых, которые хотят проверить свою востребованность.

И «временное использование» помогает решить социальные задачи, например межэтнические проблемы в разных районах города.

***

По масштабу можно выделить несколько типов проектов.

Пример: телефонные будки Нью-Йорка, которые перестали выполнять свою привычную роль. Там возник очень милый проект по обмену книгами — буккроссинг.

Проект в Торонто — качели на остановке, когда пассажиры, ожидая автобуса, могут покачаться на качелях. В Ванкувере, городе далеко не южном, жители организовали пикниковую зону в самом центре города, которая монтируется на весь сезон и разбирается с холодами.

Но самый знаковый в этом плане — Берлин, где заброшенные пространства осваиваются и используются самыми разными способами. Наиболее известен пляж, который устроили горожане на заброшенной набережной, буквально в двух шагах от Бундестага.

Или «Сады принцесс» — один из самых показательных проектов с точки зрения всех задач, которые он решает. Этот сад-огород находится в турецком районе Кройцберг, и туда приходят люди самых разных национальностей. Городские дети мало того что наблюдают, как растут и зреют овощи-фрукты, они ещё на постоянной основе ухаживают за своими грядками, одновременно общаясь со сверстниками из самых разных социальных слоёв. Плюс многим людям огород дал работу…

***

Подобные проекты есть и в России. Один из самых показательных — это проект в Вологде, который был реализован в рамках фестиваля «Дни архитектуры». Команда молодых архитекторов решила использовать по-новому популярные среди жителей городские места. Поскольку Вологда знаменита своей деревянной архитектурой, в качестве основного элемента ребята решили использовать дерево. На главной пешеходной улице они устроили «Бульвар раскладушек» — установили такие деревянные конструкции, удобные для отдыха. Сквер рядом с университетом назвали «Пейджер»; место, где жители любят наблюдать за закатом, стало называться «Красный пляж». Везде поставили эти необычные деревянные конструкции, на которых можно отдыхать.

Проект пользовался большой популярностью, но городская администрация не захотела взять объекты на баланс. И теперь конструкции находятся не в лучшем состоянии, хотя ребята стараются подновлять их своими силами раз в месяц…

Роман КОВАЛЁВ, организатор «Городского пикника» в Омске, о том, как формируется новая среда для жизни в городе

Что такое «Городской пикник» в Омске? Способ выяснить, может ли городское сообщество генерировать и организовывать большие проекты.

Первый пикник прошёл в 2012 году. Сначала это было 5 друзей, 50 000 рублей и 10 площадок, которые нам пришлось искать. Мы пришли к своим знакомым и каждому сказали: тебе обязательно нужно это сделать, ты нам очень поможешь, это будет полезно для тебя. И для нас совершенной неожиданностью стало то, что на пикник пришли 5 000 человек. Все городские события до этого были похожи на праздники во всех городах России — централизованная подача радости со сцены плюс салют.

В прошлом году у нас было уже более 200 организаторов. Люди становились волонтёрами, руководителями частей и направлений. Было уже 370 000 рублей, причём спонсоры и пожертвования были 50 на 50. Пожертвования тоже были вариантом соучастия. Не все могли прийти копать или красить, но дать возможность поучаствовать таким способом — это тоже важно. Было 50 площадок, больше просто невозможно было сделать — не хватало территории и человеческих ресурсов. Нам приходилось отбиваться от предложений. 10 000 посетителей и главный праздник лета! Если вы в Омске спросите, что такое пикник, вам скажут, что это праздник, а вовсе не рок-группа или шоколадка.

Как итог — в течение трёх лет сформирована модель городского события. Теперь понятно, как омичи его видят. Сформирован городской запрос. Это не праздник, который устроили приехавшие люди, это именно то, что придумали сами горожане.

Итоги форума

Под руководством урбанистов участники форума — студенты, учёные, общественники, эксперты, представители власти, бизнеса, НКО — придумали и разработали мини-проекты, которые могут сделать наш Красноярск удобнее, интереснее, живее и ярче. Возможно, некоторые из них воплотятся в действительность с помощью грантов по программе «Территория РУСАЛа».

Комментарий

Святослав МУРУНОВ также поделился своим видением вариантов развития Красноярска

— Город может оставаться промышленным и при этом быть человекоориентированным. Проблема в том, что промышленным городам очень тяжело в своём мышлении перейти от ресурсоориентированных тем к человекоориентированному мышлению. От газа, нефти, леса, металла к таким понятиям, как счастье, эмоции, дети, будущее, образование, культура и т.д. В этих городах всегда существует перекос в сторону промышленных процессов, и это накладывает отпечаток на городскую среду и те силы, которые принимают решения в городе. Обычно это хорошие хозяйственники-технари. Понятно, что при таких условиях мы будем иметь техногенный город. Нужен некий баланс социологов, культурологов и инженеров, экономистов, производственников.

Мне кажется, будущее города — в переосмыслении того, для чего нам нужна промышленность. Для того чтобы мы что-то для кого-то поставляли или для того чтобы человек жил полноценно, комфортно, осознанно, и промышленность при этом была лишь одним из видов его деятельности.

Любой город со сложным климатом в первую очередь должен думать о людях… Человеку, особенно в Сибири, хочется зелени, птичек, песка, кататься на велосипеде... Поэтому город может подумать о перезагрузке пустующих пространств промзон, чтобы они работали круглогодично. Чтобы люди не тратили безумные деньги на то, чтобы добраться до курортов. Кроме того, ведь это загрузка логистики, которую можно было бы загрузить чем-то другим. Это один пример, куда город может развиваться.

Второй пример: промышленный потенциал всегда связан с инженерными кадрами, которые сегодня не загружены. А инженеры — это люди, которые могут перевести индустриальное мышление в постиндустриальное. Но им нужен соответствующий заказ. Им нужен кто-то, кто научил бы их думать мелкими бюджетами, работать с частным бизнесом.

Инженерия должна заново вернуться в города. И любой сибирский город — это просто поле непаханое для инженерных экспериментов: коммуникации, экономия, технологии двойного назначения… В городе нет заказчика или субъекта, который сформировал бы подобный заказ.

Города должны перезапускаться только за счёт своего социального капитала, за счёт того, что люди должны начать между собой разговаривать и думать о будущем, о реальных городских проблемах. Не ждать кого-то, кто эти проблемы решит, а самим договариваться.

Елена НИКИТИНСКАЯ