Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2015 г.

Цифровых художников оценят завтра

«Цифровое искусство», или «digital art», сегодня на острие моды. Произведения, которые создаются с применением компьютерных технологий, способны настолько изменить наше сознание, среду обитания, понятие художника, что об этом, безусловно, следует поговорить. Собеседник — Юрий ЖОРОВ, старший преподаватель Института архитектуры и дизайна СФУ. Недавно со своими коллегами Юрий Владимирович посетил Университет Аберта в Лиссабоне, где проходила конференция по digital art, воркшоп по этому направлению, а также была представлена выставка цифрового художника Рудольфо КВИНТАСА. Поездка помогла не только влюбиться в цифровое искусство, но и положила начало внедрению данного направления в образовательные проекты СФУ.

— Расскажите, что это была за поездка в Португалию.

Юрий ЖОРОВ

— Наш институт попал в международный проект Tempus, по условиям которого мы должны как с помощью обычных занятий, так и дистанционного обучения открыть новую специальность для магистратуры, которая будет называться «digital art». Такая специальность есть в Португалии, в Финляндии; мы с коллегами параллельно ездили в эти страны для ознакомления с зарубежным опытом.

— И что будет характерно для данной магистерской программы в ИАиД СФУ?

— У нас специальность «Цифровое искусство» будет со спецификой «визуальные коммуникации города».Есть просто digital art как художество, есть интерактивные картины на плоскости, а мы решили перевести это в среду: восприятие среды с помощью цифрового искусства, с помощью программирования датчиков. У нас есть определённые проекты, которые мы могли бы направить, например, на интерьеры, на город. Условно программа называется «Digital art в визуальных коммуникациях, в архитектурной среде».

Запрос на таких специалистов появился недавно. Например, работают дизайнеры, архитекторы — у них нет времени на визуализацию. Это распространённая ситуация, когда ведущий дизайнер набирает себе людей, фрилансеров, которые для него рисуют какие-то картинки. Чаще всего это делают так называемые визуализаторы, которые, например, получили специальность физиков, математиков; они разбираются в 3D-Max и начинают рисовать, а по идее работают не в своей сфере, не в своей теме, просто случайным образом туда попали, поскольку это прибыльно.

У нас задача — построить такую специальность, чтобы научить практически любой проект презентовать. То есть человек приходит к специалисту со своим проектом, а специалист может этот проект развить, представить более интересно. Это основная база. Плюс это всё должно продвигаться.

— Будет ли открыта эта программа магистратуры уже в нынешнем году? На сайте СФУ в перечне направлений подготовки на 2015 год данную программу уже можно увидеть.

— Не могу сказать точно, потому что лично не отвечаю за внедрение программы в образовательный процесс. Наша задача — написать учебник по «Креативному программированию» к концу года. Как раз целью поездки в Португалию было изучение опыта дистанционной, электронной формы образования по «digital art».

В университете Аберта мы, можно сказать, впервые увидели, что такое digital art и как через Интернет ведётся образовательное общение по этой дисциплине. Это было очень полезно.

Задача данного проекта Tempus заключается в том, что в России должно быть написано 10 учебников по нужной специальности, а всего 30 учебников по разным предметам. В программе участвуют 10 вузов разных городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска, Магнитогорска, Саратова… Каждый институт пишет три учебника. Например, наш институт пишет учебники по «Креативному программированию» (кафедра градостроительства), «Типографике» и «Цифровой анимации» (кафедра дизайна).

— Но вы ведь не копируете португальские учебники?

— Поскольку мы пишем учебник по программированию, нам требовалось изучить специальные программы для digital art. Мы сами нашли для этих целей удобную программу — она называется Processing. Её удобство для художника в том, что не требуется долго разбираться в коде программирования, а можно сразу пользоваться инструментами. С её помощью можно создать программы для Android, для телефона, набор видеорядов с обработкой, можно создать своё 3D-видео или отфильтровать существующее. То есть просто программирование с удобным интерфейсом.

И ещё одну программу мы нашли недавно — она называется «VVV». Эта программа ещё проще: идёт с помощью nod’ов, блоков; даже не нужно вписывать какой-то набор последовательностей. Просто берём «квадрат», туда перетаскиваем цвет — получается квадратик такого-то цвета. Если бы пришлось это программировать, получился бы очень большой код. И так всё идёт от простого к сложному: можем подключить видеокамеру, какой-то фильтр отображения и т.п.

— С чем таким вы столкнулись в Португалии, раз цифровое искусство стало для вас настоящим открытием?

— В течение двух недель мы участвовали в международной конференции по Digital art. Мы приняли участие в воркшопе по программируемой платформе. В принципе, ничего сверхвыдающегося нам там не рассказали, а вот то, что мы увидели, — произвело на нас впечатление.

Воркшоп

Воркшоп

Наверное, самое интересное было то, что мы участвовали в воркшопе. Мы хотели эту часть, которую мы увидели, включить в учебник. С помощью программирования нас познакомили с системой Arduino, где можно пользоваться электрическими датчиками. (Юрий продемонстрировал многочисленные образцы видео с использованием системы Arduino, где создаются проекты захвата человеческих движений и превращения этих движений в графические компьютерные схемы — набирающий популярность вариант интерактивного искусства. — прим. авт.).

Во время воркшопа мы учились совершать самые простые операции, которые после можно преобразовывать в сложные. Допустим, взяли обычную лампочку, через шину с клеммами подключили к ней батарейку (всё просто!). Потом подключили к ней выключатель, потом диммер, с помощью которого можно постепенно менять яркость лампочки. Затем вместо диммера подключаем фотоэлемент и начинаем светить на него фонариком. И чем ближе мы его подносим, тем лампочка начинает ярче гореть. Так вот, если посмотреть на это глазами архитектора, то ясно, что этим можно пользоваться в интерьере.

После этого мы подключили уже специальную систему со специальными датчиками, на которую можно закачать код (например, что одна лампочка горит, а вторая мигает с каким-то промежутком времени). Теперь не надо включать — выключать, лампочка сама работает.

Затем мы подключаем камеру, и через какой-то фильтр программирования это изображение пускаем на монитор. К этой же системе мы можем подключить сенсор, который будет улавливать человеческие движения. И что получается в итоге? Камера снимает, сенсор улавливает изображение, его фильтрует, и начинают взаимодействовать человек и техника. Выстраивается взаимодействие интерактивной среды — силуэт отталкивается.

То есть, познакомившись с такими простыми вещами и поняв принцип, как это работает, мы можем использовать его в создании креативной среды.

Рудольфо Квинтас

Рудольфо Квинтас

Помимо воркшопа мы побывали на выставке художника, который заканчивал этот университет — Рудольфо Квинтас. Выставка интерактивная. Автор сам нам рассказывал, как работает; собственно, благодаря ему мы и начали понимать современность и смысл цифрового искусства.

Больше всего понравились две работы, где человек взаимодействует с видео — танцует. Очень красиво и очень сильно. Мы смотрели это в тёмном зале. На меня это произвело наиболее сильное впечатление.

Или, например, подходим мы к айпаду, который висит на стене. Там тоже с помощью программы Processing устроено взаимодействие. Айпад нас считывает камерой, мы с помощью какого-то фильтра можем, например, исказить своё изображение, вывести это на монитор, где много картин и образов возникает, и тут же отправить это изображение с выставки себе на почту. Достаточно необычно.

Это искусство — не просто баловство, где любой человек взял и каких-то штучек нарисовал, заставил их двигаться. Одна инсталляция называлась «Абсорбция». Поначалу это выглядело так: какой-то глаз на чёрном экране, и с помощью сенсора этот глаз двигается и следит за зрителем, улавливает его движения. Если мы близко подходим, то изображение начинает как бы втягиваться в себя. Зритель смотрит — вроде, интересно, и не более. Но когда мы начали общаться с художником, он рассказал, что написал целую диссертацию по теме, связанной с этим проектом, где хотел показать, как наука может быть выражена с помощью искусства.

ABSORPTION. Rudolfo Quintas

ABSORPTION. Rudolfo Quintas

За основу он взял строение клетки и взаимодействие клеток между собой. Человек рядом с экраном может представить себя клеткой рядышком с другой клеткой, и они друг на друга смотрят. И когда одна клетка подходит, они начинают взаимодействовать, сливаться, развиваться. Художник специально ездил в Бостон, смотрел, как это всё происходит под микроскопом. В диссертации у него целый отчёт по этой теме и по тому, как это визуально преподавать.
То есть чтобы создать одну работу, он провёл очень долгую аналитику, и меня это очень сильно вдохновило. С помощью цифрового искусства он не просто хотел нарисовать какую-то интерактивную картинку, а именно показать, как устроен мир.

Причём он запрограммировал очень примитивные движения, и мы спрашивали — ведь можно было что-то более активное сделать? Но он ответил: тогда было бы слишком просто, надуманно.

Это очень необычно, что художник, который писал кистями и красками, переходит вот на такие электронные средства… И я понял, что так можно очень сложные вещи и делать, и воспринимать. И это, конечно, лучше онлайн работает: автор должен рядом с такими произведениями стоять и рассказывать, как он их придумал, как он их воспринимает. Тогда это будет интереснее и глубже.

— И как всё это трансформировалось в вашу работу?

— Во-первых, мы вдохновились. Во-вторых, в городе Порто мы случайно попали на видеомэппинг (технология, позволяющая осуществлять проекцию на неровные поверхности, на физические объекты окружающей среды с учётом их геометрии). Этот раздел тоже войдёт в наш учебник в качестве небольшой части. Нам безумно нравятся подобные вещи, мы хотим им учить наших студентов. Это ещё одна грань цифрового искусства.

— Вы уже начали что-то внедрять в учебный процесс?

— Приехав в Красноярск, мы проработали со студентами несколько тем, которые будем представлять на молодёжной научной конференции. То есть намерены активно пропагандировать это направление, где ещё не выработан систематизированный подход.

— Какие перспективы развития у этого направления в Красноярске? Собирается ли ваш институт создавать среду для показа digital art?

— Мы планируем закупить специальное оборудование (сенсоры и др.) для реализации программы. И чтобы создать свою интересную лабораторию на базе института, мы планируем подать заявку на участие в конкурсе РУСАЛ «Формула будущего». Хотим вовлекать молодёжь, да и сами намерены учиться-развиваться в этой среде.

Оборудование в том числе позволит создавать художественные инсталляции — для города или на фестиваль света АРХваренье. Мы, кстати, показывали наше АРХваренье в Португалии — им очень понравилось. Здорово было бы привезти на АРХваренье этого художника Рудольфо Квинтаса, пообщаться с ним, чтобы он посмотрел, как мы здесь работаем.

Dextro

Dextro

— Как бы вы хотели использовать возможности видеомэп­пинга?

— Можно было бы использовать эти системы в градостроительстве. Например, наложить образ того, как нужно отреставрировать фасад здания, на существующее здание. Можно попробовать разное освещение на здании, разные текстуры, цвет. Можно, например, чтобы в течение недели-двух это работало, и жители города это видели, а потом провести среди них голосование: понравилось или не понравилось такое предложение архитектора, чтобы они участвовали в формировании облика города. Архитекторы с помощью видеомэппинга показывают варианты, в которых здания могут существовать, а жители города голосуют. Мы думали о том, чтобы принести пользу городу, а не просто делать красивые изображения.

— Если бы у вас была возможность выбора здания для демонстрации видеомэппинга, что бы вы выбрали?

— Я бы, наверное, выбрал театр оперы и балета. Хочется вдохнуть в него новую жизнь. Там красивое место, можно собрать много людей, которые смогут это шоу посмотреть, есть подоснова — белый, светлый фон; сама архитектура интересная.

— Помимо видеомэппинга есть и другие примеры цифрового искусства — компьютерная графика, созданная с помощью 3D-принтера скульптура… Насколько вам интересны и эти формы цифрового искусства?

— Это тоже очень интересно, потому что некоторые скульптуры человек руками никогда не создаст. Чтобы такое придумать, используются цифровые технологии — трёхмерная программа, модификаторы. Могут получиться необычные формы, которые в жизни сложно найти. Человек не смог бы технологически проработать подобную скульптуру, такое можно только распечатать на 3D-принтере. Вообще, с помощью компьютера нетрудно стать творцом — создать какую-то форму и распечатать её с помощью компьютера сможет любой человек. В то время как, например, с бронзой может работать только специально подготовленный человек.

В прошлом году мы были на выставке в Милане, где 3D-принтер печатал скульптуры, созданные самими зрителями. То есть ты нарисовал свою форму, ходишь, гуляешь, а на обратном пути забираешь свою готовую скульптуру.

Large-scale 3D printing

Large-scale 3D printing

— Возможно ли в скором времени увидеть образцы цифрового искусства в СФУ?

— Думаю, уже в течение года это всё будет. Надеюсь в рамках программы Темпус мы сможем купить 3D-принтер для института и некоторые другие вещи, чтобы это осуществить.

На данный момент многие эксперименты выглядят несколько примитивно; грубо говоря, «изолентой примотано», потому что ещё не сложилось специальных техник применения некоторых технологий в искусстве. На конференции профессор с Филиппин рассказывал о том, как делал инсталляцию с применением kinekta — это смотрится примитивно, подобно тому, как авангардисты делали свои первые инсталляции в самодельных костюмах. То есть пока это осуществляется на крайне примитивном уровне, все только экспериментируют. И, конечно же, до архитектуры ещё очень далеко. Но обычно так и развивается искусство: сначала художник придумывает новый стиль, потом это находит поддержку, развивается целыми выставками, а уже потом выходит на площади — в архитектуру, в интерьер.

У нас есть планы, как цифровое искусство можно переводить в интерьер. Самый простой пример: чтобы цвет стен менялся в зависимости от погоды на улице или в зависимости от загруженности квартиры электроприборами.

Сейчас мы хотим изменить систему разработки проектов интерьеров (у нас будет об этом раздел в учебнике). Обычно дизайнер рисует картинку и показывает её заказчику. А мы хотим сделать какой-нибудь уголочек в университете — две стены или желательно вообще отдельная аудитория с проекцией интерьера на четыре стены; туда заводим заказчика, чтобы он смотрел не на картинке интерьер, а в нём присутствовал. Чтобы в зависимости от нажатия кнопочки менялись обои, а при наступлении ночи включались светильники...

— Как вы думаете, цифровое искусство — это та область, которая изменит искусство XXI века?

— Безусловно. Правда, я бы разделил восприятие digital art как искусства и как средового решения. Если говорить об эстетической стороне, то это очень интересно и настолько ново, что сейчас даже мало кто готов воспринимать такое искусство. Так всегда и было с художниками в прошлом: они лет на 10 опережали современников, и их никто не мог воспринимать, только потом начинали ценить. И мне кажется, что digital art — это и есть то новое, что ещё будет оценено лет через 5-10, тогда это станет суперпопулярно.

А с практической точки зрения — это движение к фантастическому будущему, как это представлено в фантастических фильмах: всё будет интерактивное, живое, интересное. Хотя с виду это, скорее всего, будет очень простой интерьер.

Александра СИТНИКОВА