Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2015 г.

Независимые книжные
Новая социальная институция

Словосочетания «новые книжные» и «независимые книжные» встречаются сегодня всё чаще и чаще: число таких книжных магазинов растёт, их поклонники множатся. Мы попробовали разобраться в феномене и понять, что это и кому это нужно.

Если вы родились не в начале нулевых, а раньше, то наверняка уверены, что человеческая культура «литературоцентрична», а смысл всего остального (живописи, музыки, кино, театра, фотографии и так далее) можно постичь только через книгу. Кажется, так было всегда: русскую культуру олицетворяли классики литературы, из всех искусств именно литературу преподают детям в виде школьного урока, это до сих пор остаётся важной частью формирования мировосприятия.

Но, тем не менее очевидно, что раньше книга была чем-то иным, чем сейчас. Сегодня книги не читают, не покупают, люди не знают, что делать с библиотеками, доставшимися по наследству. Ситуацию с «чтением» немного спасают новые электронные устройства, но они глобальной тенденции не меняют, а если говорить о печатной книге, то наоборот — усугубляют её.

Правда, каждый год на книжных ярмарках, в том числе на Красноярской ярмарке книжной культуры, купленные книги измеряют в тоннах, отправляющихся обратно к издателям книг почти нет. Этот факт говорит в пользу того, что книги (и читатели) всё-таки не умерли. Ярмарки привлекают к себе посетителей и покупателей лучшими и новыми книгами, встречами с авторами, лекциями, открытыми чтениями прозы и стихотворений, обсуждением новых тенденций, дискуссиями, мастер-классами, развитием околокнижного искусства, общением читателей друг с другом, «тусовкой».

«Новые книжные» работают по той же схеме, но не раз в год, а каждый день. Московский «Фаланстер» теперь не просто независимый магазин, но буквально «Мекка» для читающих. В Санкт-Петербурге «Порядок слов» организует культурные события, причём не только массовые (например, частые лекции о кино), но и узконаправленные, вроде исследования финской поэзии. Возникший на волне культурной революции в Перми «Пиотровский» стал выразителем «столичности», но в отличие от некоторых других нововведений тамошней культурной революции никуда не делся. Самый маленький из всех возможных магазинов «Собачье сердце» в Новосибирске (метра полтора в диаметре) доказывает, что жизнь книги возможна не только на стеллажах и полках. К слову, в Красноярске в прошлом году открылись сразу два таких магазина — «Бакен» и «Федормихалыч» (который затем расплодился ещё и «Корнейиванычем»).

На фоне общей информационной грамотности (кроме чтения электронных книг можно заказывать через Интернет и книги печатные — без посредника, у издательства, а значит, без наценки), когда обычные книжные магазины закрываются (в нашем городе за последние два года исчезли «Книжный мир», «Русское слово», «Литэкс»), «новые книжные» развиваются, выполняя новые функции, обеспечивая новые виды взаимодействий между людьми и тем самым воспитывая другое отношение к книге.

Чуткие чтения на Большом книжном дне

Чуткие чтения на Большом книжном дне

Ассортимент книжных полок здесь может отличаться от привычного масс-маркета (и даже сами книжные полки могут отличаться). Здесь то, что больше нигде не встретишь, здесь новинки независимых издательств, необычные журналы и газеты, издающиеся в России (литературный толстый «Носорог», андеграундный «Метрополь», газета «Гедонист» формата А3 с прекрасными фотографиями и уточнениями, что её чтение займёт 27 минут, а пролистывание — 4). Или же — новые издания классики, целые полки с красноярскими и сибирскими авторами. Ещё — возможность по крупицам собрать всю прозу ЦВЕТАЕВОЙ или купить сразу семитомник «В поисках утраченного времени» ПРУСТА. Если вы урбанист — желто-сине-розовые книги «Strelka Press»; архитектор — журналы «Speech» и «Татлин»; философ — 13 томов НИЦШЕ. Можно следить за новинками, ожидать свежего привоза, но самое привлекательное в этих книжных — всё то, что они достраивают в общественную жизнь помимо книжных полок.

Например, здесь возрождаются устаревшие когда-то встречи с авторами, которых теперь мы мало знаем в лицо. Если не считать ежегодных общегородских событий (КРЯКК, «К.У.Б.», Большой книжный день, Библионочь), только здесь, в новых книжных, скажем, можно послушать только что дописанный роман красноярского писателя (с периодичностью Дмитрий КОСЯКОВ прочитывает вслух свежие тексты). Топ-продаж «Бакена» за прошлый год возглавляли две книги сибирских писателей: «Ильгет. Три имени судьбы» Александра ГРИГОРЕНКО и «Избранное» Михаила ТАРКОВСКОГО — может быть, именно потому, что в этих стенах можно было встретиться с авторами, узнать их лучше. Казалось бы, уже умершая культура чтения вслух тоже возрождается — раз в неделю люди собираются в книжном клубе «Кракен» и читают по ролям пьесы и трагедии, например, «Горе от ума» Александра ГРИБОЕДОВА, или «Антоний и Клеопатра» Уильяма ШЕКСПИРА.

Начинать надо с детства — и проект «Чуткие чтения» (для детей от двух с половиной лет) распахивает книги настежь для родителей и их детей, знакомя с лучшими произведениями, укрепляя интерес и любовь к чтению. По признанию директора «Федормихалыча», главные покупатели магазина — молодые мамы в возрасте от 25 до 35 лет с высшим гуманитарным образованием, которые «немножечко устали в декрете» и у которых есть потребность в саморазвитии. У их детей не будет шансов не полюбить книги.

Важная, но утраченная традиция обсуждения книг здесь также приобретает своё первоначальное значение. Упомянутый книжный клуб, собирающийся еженедельно, в апреле обсуждал «Так говорил Заратустра» Ницше, «Дьявол и сеньорита Прим» КОЭЛЬО, «Луна — суровая хозяйка» ХАЙНЛАЙНА...

Получила карточку любимого читателя в «Фёдормихалыче»!

Получила карточку любимого читателя в «Фёдормихалыче»!

Ещё один любопытный формат — когда интересные люди готовят рассказы о какой-то книге и выступают, с одной стороны, как специалисты, с другой — задают тон общению. В их распоряжении полчаса, которые они могут потратить на свои впечатления или же на обсуждение книги; все тексты обычно заранее известны, потому пришедшие могут подготовиться. Такими специалистами уже побыли критики, преподаватели, поэты, искусствоведы, кураторы, путешественники — некоторые встречи можно послушать в Интернете и приобщиться заочно.

Эти специалисты «из народа» —ещё одна тенденция, поддерживающая «новые книжные» как просветительские проекты, осуществляющие гуманитарную деятельность. Сегодня законодатели вкуса — не мифические сверхинтеллектуальные закрытые сообщества, а именно социальные группы, небольшие товарищества. Для них важны не мейнстримные авторы, а неунифицированные писатели, культивирующиеся в книжном пространстве: каждый человек может найти автора, который его заинтересует. И книга для таких сообществ — не обычный источник информации, а что-то, что образует человека, формирует среду. Здесь же решается проблема связи с последующими поколениями, сохранение книг: большие части магазинов отданы под букинистическую литературу, любые подходящие пространства (подоконники, даже пол) становятся пристанищем для старых «ненужных» книг — и они оказываются нужны кому-то другому.

Лекция в Бакене Анны ГРУЗДЕВОЙ, куратора проекта «Сибирь и точка»

Лекция в Бакене Анны ГРУЗДЕВОЙ, куратора проекта «Сибирь и точка»

Кроме прочего, независимые книжные магазины формируют читательский вкус. Если посмотреть на статистику продаж за последний год, то окажется, что среди книг, которые больше всего покупали россияне, «50 оттенков серого» Э.Л. ДЖЕЙМС, «Инферно» Дэна БРАУНА, пронзительная история любви без хэппи-энда «Виноваты звёзды» нового кумира подростков Джона ГРИНА, «Огненный перст» Бориса АКУНИНА. Эти «давно ожидаемые издания, полюбившиеся читателям книги» невозможно найти ни в «Бакене», ни в «Фёдормихалыче» — их туда никогда не привезут. Лидеры продаж в «Федормихалыче»: «Культура Два» Владимира ПАПЕРНОГО, комикс «Маус», лауреат Пулитцеровской премии, книга о связи человека с местом его обитания «Гений места» Петра ВАЙЛЯ и так далее. «Бакен», кроме описанных выше «местных» книг, распространяет много изданий по искусству («О духовном в искусстве» Василия КАНДИНСКОГО, «Символическая история Европейского Средневековья» Мишеля ПАСТУРО), нон-фикшн («Голодный город: Как еда определяет нашу жизнь» архитектора Кэролин СТИЛ, «Мы — это наш мозг» Дика СВААБА) и даже книги о самих книгах: «Не надейтесь избавиться от книг!» двух европейских интеллектуалов Жана-Клода КАРЬЕРА и Умберто ЭКО. Последняя книга — о том, что как бы ни менялись способы передачи информации, сколько бы ни говорили о смерти бумажных книг, чтение было и будет предметом любви. Похоже, никто из посетителей «независимых книжных» и не думает иначе.

Олеся ПОЗДНЯКОВА