Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2015

Жизнь без подпорок

Все мы мечтаем, чтобы наши дети не развивались. Чтобы хвост последствий вертел ими, как ему заблагорассудится. Перед каждой сессией откладываем определённую сумму, надеясь, что уж моему-то ребёнку она точно поможет ничему не научиться. Запрещаем здоровому отпрыску выходить на улицу без костылей, чтобы он не натрудил ножки, передвигаясь самостоятельно.

Скажете, бред? Нет, благие намерения безответственных людей. Большинство из нас живёт именно так.

О том, почему важно отбросить мешающие подпорки и как это сделать, мы поговорили с руководителем образовательной части творческого объединения «Твори–Гора» Вероникой БАРАНОВОЙ.

— Вероника, ты сама — ответственный человек?

— Да. И с понятием ответственности столкнулась рано: с первого класса что-то организовывала. А когда это делаешь, подключаешь людей, у каждого из которых своя функция. В зависимости от того, как они её выполняют, всё получается или нет. Случалось, что подводили. Тогда и возник такой критерий в работе с людьми, как степень ответственности. И с того момента каждый новый человек, с которым я взаимодействую, сканируется на этот пункт. Постоянно. И нет удивлений или разочарований, я просто всегда готова к тому, что меня подведут. Мне кажется, это обычно, нормально и распространено.

— То есть не доверять человеку — нормально?

— Это не недоверие, а понимание, что человек имеет право подвести, потому что он не такой, как ты, или что он может ошибиться, точно так же, как ты. Я не жду, что меня подведут, просто всегда предусматриваю запасные варианты. А когда человек подтверждает свой уровень ответственности, ты спокойно можешь что-то поручить, отвернуться и быть абсолютно уверенной в том, что всё будет как надо.

— Тогда что такое ответственность?

— Это ситуация, которая приводит к результату. Вот у тебя есть желание, ты выстраиваешь цель, для её достижения привлекаешь людей, планируешь ряд действий. И у тебя есть представление о том, насколько хорош должен быть результат. Ты прилагаешь силы и время, чтобы всё хорошо получилось. И либо получаешь нужный результат. Либо, если не можешь достичь цели, ищешь другие методы.

— А если речь идёт о ребёнке?

— Тут, скорее, на что ребенок готов, чтобы достичь цели. А следующий уровень — понимание хвоста последствий. И вот чем отличаются современные дети, так это отсутствием этого понимания. Ответственность за последствия рухнула первой.

— Когда?

— Не могу сказать когда, могу лишь предположить из-за чего. Вот как человек идёт к цели? Он понимает: я — кто-то, человек, что-то значащий, значит, я могу. Если я чего-то захотел, могу добиться. То есть цепочка такая: хочу — планирую действие — совершаю — оцениваю себя по результату. С взрослением после совершения действия возникают последствия. И человек либо умеет
видеть их как результат своих действий и соответственно как их часть, либо говорит, что это — случайность. Если он предпочитает второй вариант, то просто не может просчитать их заранее.

Мне кажется, у сегодняшних детей второй вариант превалирует. И связано это в первую очередь с чрезмерной родительской опекой. Раньше ребёнок был предоставлен сам себе, и у него была свобода, а свобода и ответственность не существуют друг без друга. Сегодня ребёнку выстраивается программа, согласно которой он должен двигаться. Или из-за страха за его безопасность его ограждают от мира. В обоих случаях — во имя ребёнка. У моего поколения яркая часть детства — улица. Наши мамы выходили на работу, когда ребёнку исполнялся месяц. И пропадали потом на работе. Кто присматривал в это время за ребёнком — вопрос десятый.

— А твои родители чем занимались?

— Мама работала сначала первым проректором КГУ, потом деканом
физического факультета там же. Папа был главным конструктором телевизорного завода.

— Довольно известные в Красноярске люди.

— Да, и позже фамилия тяготила, хотелось понять, что я представляю собой без ореола родительских достижений. Проблема ещё в аспирантуре решилась с замужеством.

Родители были увлечены своей работой, поэтому дома их практически не было. Но это была распространённая ситуация.

Второй фактор, приведший к краху ответственности за последствия своих поступков — информационная среда в сегодняшнем понимании.

Я не верю, что панический страх за своих детей у современных родителей связан с тем, что мир стал действительно более опасным. Дочь подросла, и я поговорила с ней, перечислила, что было со мной, спросила, случалось ли подобное с ней: нападение в парке, эксгибиционисты, настоятельные зазывания взрослыми дядями в подъезд, чтобы посмотреть щеночка или яблочком угоститься и т.д. В моём детстве такого было достаточно. Но ребёнком я понимала, что происходит, как и все мои ровесники. В своей среде мы друг друга предупреждали о такого рода опасностях, никому и в голову не приходило рассказывать об этом родителям. И естественно, по ТВ никто никогда об этом не говорил. И хулиганьё, и драки двор на двор — всё это было. Нас никто не ограничивал, и родители об этом не знали. Эти задачи мы решали сами. И ни с кем ничего непоправимого не случилось.

Мир всегда был нестерилен в смысле опасности: бегали по гаражам, жевали вар, это было нормой. И я сейчас понимаю, почему это было нужно и важно: сталкиваясь с трудностями, ты с маленького возраста учишься их преодолевать, для тебя это не шок, а маленькие уроки. Когда ребёнок сталкивается с задачей, он получает две вещи: опыт собственного поведения в таких ситуациях и всё более реальный мир. Приходит осознание личной ответственности: в одних ситуациях ты накосячил, потому что именно ты сделал выбор, поступил так. В других ты молодец, и снова именно ты. А если ты совершал поступок, то ты же получал и последствие. Не выучил урок — двойка. Двойка — ремень. Нормальная причинно-следственная связь.

Сейчас мир жёстко изменился по этим двум пунктам. Испуганные родители делают мир ребёнка стерильным, и это страшно. У меня оба ребёнка с первого класса ездили сами из спального района на автобусах в центр города, с шести лет сами переходили дорогу.

— Как давно это было?

— Младшей сейчас 20 лет. Волна родительской паранойи началась уже в её детстве, и моя дочь точно была свободнее большинства ровесников. Сейчас даже не все десятилетние передвигаются по городу без сопровождения взрослых.

— С чем это связано?

— С развитием радио, ТВ, Интернета, информационной среды в целом. С 90-х же начали любые происшествия раздувать до неимоверного масштаба. И становилось всё страшнее: если разбился самолёт, значит, разобьются все самолёты; если кого-то изнасиловали, значит… У нас не было опыта работы с такими объёмами информации, и мы в ней тонули.

Плюс вместе с трёхлетним декретным отпуском появилось поколение родителей, которые много чего начитались и стали считать смыслом жизни правильное воздействие на своих детей. Хорошим родителем стал тот, кто много заботился о ребёнке. А любая забота — в значительной мере ограничение свободы. Я знаю всего двух мам, которые заботились о ребёнке, не мешая ему. Это особый талант, я им тоже не обладаю, поэтому всегда заставляла себя закрывать дверь в детскую и оставлять детей в их личном пространстве.

Непонятно, что большее зло — гиперзаботливые родители или информационная среда. Но они друг другу сильно помогли и подпитали. И вдруг появились дети, которые отвергали и самостоятельность, и ответственность. Я это наблюдала как вузовский преподаватель: этот курс ещё обычный, а следующий — уже совсем другие дети.

— Что ты читала?

— Философию образования, психологию профессиональной деятельности, основы педагогики на инженерно-педагогическом факультете Политехнического института. Мы готовили будущих преподавателей инженерных дисциплин. Курс сложный, поэтому приходилось изобретать тренинги, хитрые задания. Условия, в которые я ставила студентов, всегда были трудными. Поэтому и ко мне было особенное отношение: восхищённое, ненавистное, осторожное.

Так вот однажды поняла, что новый набор отличается. Другая реакция на мои занятия, другое восприятие. Голову ломала долго, а ответ пришёл неожиданно. Задаю вопрос — ты в школе сам домашние задания делал? Нет, говорит, у меня бабушка была. Я давай народ опрашивать, и те, кто не мог выполнить мои задания, все готовили домашку не сами.

Всё, что происходит с ребёнком, так или иначе его формирует. Естественные трудности ребёнка учат, тренируют его умения мыслить, действовать, чувствовать, понимать. У маленьких детей задачки маленькие, потом усложняются последовательно, и к взрослому возрасту он уже что-то может. Значит, будет достигать своих целей, потому что понимает, как всё устроено. Снова цепочка: хочет — есть опыт — может — выполняет действие — опыт причинно-следственных связей — предположение о последствиях и корректировка действий. Естественная жизнь так и устроена, она так и воспитывает человека, если ей не мешать.

А сейчас дети попали в ситуацию, когда им обрезали естественные пути. И даже если они понимают свои проблемы, им часто не хватает смелости, сноровки, сообразительности. Наверное, это восполняемые вещи. Если, например, отправить человека на необитаемый остров…

— А если бы у тебя сейчас был шестилетний ребёнок, ты бы его отправила одного на автобусе в центр города?

— Это зависит от ребёнка. Точно бы предварительно поставила его в разные ситуации и посмотрела, как он себя ведёт.

— Как можно ребёнка протестировать на самостоятельность и ответственность?

— Например, предложить ему самостоятельно испечь печенье. Понятно, что перед этим вы пекли печенье вместе, а теперь он должен это сделать сам. В процессе он что-то не найдёт, что-то прольёт, не туда включит и т.д. И либо он будет непрерывно вопить «помоги!», «всё пропало!», «не могу — не получается!», либо доделает до конца.

Самостоятельность — признак того, что человек, встретившись с проблемой, способен осознать её как задачу и разными способами решить. То есть ответственно достичь результата.

— Так можно и безответственно этого результата достичь.

— Можно, из серии «повезло», это другая история. А ответственность — это я совершил действие и понимаю: то, что получилось, — результат моих усилий. Недавно в программе «Классный час» на радио «Свобода» услышала интересное мнение о двух разных типах восприятия ответственности.

В нашем менталитете ответственность всегда с негативной окраской — уголовная, административная, социальная и т.д. То есть ассоциативно ответственность — скорее наказание, вина. А в западном восприятии ответственность — это хороший результат твоей работы. То есть шанс на «молодец!».

И сразу понятно, почему значительная часть наших людей боится ответственности — никто ведь не хочет быть виноватым. Мои представления об ответственности в первую очередь связаны с работой в команде, и я всё чаще вижу, что человек, чтобы не брать ответственность, скорее вообще откажется что-то сделать. Молодые ребята сейчас так говорят: если ты что-то делаешь вместе со мной, я буду помогать. Но сам делать не стану. Потому что за результат отвечает тот, кто делает, а не тот, кто помогает. Если нет ответственности, то мотив один — только удовольствие от процесса. Как только оно заканчивается, человек с чистым сердцем уходит искать следующее удовольствие.

— Но это же больше вопрос мотивации.

— Всё, что делает человек, вопрос мотивации. Я же физик, для меня любое движение — внутренняя сила — вопрос мотивации.

— Получается, у тебя ответственность одна не ходит, она всегда связана с доверием, мотивацией, свободой, самостоятельностью.

— А ещё — со способностью понимать, что происходит, и соотнесением собственных сил и времени, необходимыми для выполнения поставленной задачи. Часто с этим сталкиваемся в «Твори-Горе»: ребёнок придумывает проект, очень хочет его сделать и уверен, что может, но абсолютно не представляет, какой объём работы нужно выполнить, сколько усилий потратить. Соотнести, какие процессы у него параллельно идут. И вместе с практическими навыками анимации, фотографии или журналистики ребёнок у нас учится целеполаганию, работе в команде, верной оценке собственных ресурсов, той самой ответственности.

— Разве в школе этому не учат?

— Я считаю, детей нужно учить на максимуме их возможностей, ставить задачи, которые чуть-чуть больше, чем они на данный момент могут, и следить, чтобы они честно их выполняли. В школе, к сожалению, есть возможность фальсификации результата: подсмотреть ответ, списать у одноклассника, попросить помочь родителей и т.д. В тех областях, где мы работаем, родители или одноклассники помочь не смогут.

Ответственность же в любом случае будет, выбираешь ты что-то делать или выбираешь не делать. Или делаешь выбор не думая. Мы уже встроены в эту систему благодаря самому факту рождения. Так вот, если ты «хочешь», это неплохо, а если к тому же «можешь», то это близко к тому, что «должен». Верующий сказал бы, что это ответственность перед Создателем, а чайник типа меня ограничивается ответственностью перед собой. Ну, эдаким собой идеальным, в перспективе.

Слово, кстати, хорошее. Не от слова «вина», а от слова «ответ». Если кто-то спросит когда-нибудь, а чего это ты... — у тебя есть ответ. Потому что понимаешь, почему так сделал и почему иначе никак. Просто ответ, понимание себя.

Ответственны мы в том числе и за то, каким вырастет наш ребёнок, насколько легко ему будет во взрослой жизни. Когда работала в институте, выяснилось, что одна преподавательница с другого факультета вымогает у студентов взятки. С деканом решили, что студенты должны написать заявление с просьбой разобраться в ситуации. А студенты отказались: нам, говорят, проще заплатить, чем учить. Мы после этой беседы обнаружили, что чего-то не понимаем. Где они деньги берут? У родителей. То есть многие современные родители осознанно платят за то, чтобы их дети не учились. Принимают на себя ответственность за ближайшую сессию ребёнка, а вот за то, с какими знаниями он выпустится, как он будет работать — так далеко они не думают. И всегда ищут вариант сделать как легче: всегда проще посчитать на калькуляторе, а не в уме…

— Но ведь считается, что все изобретения придумали как раз ленивые люди…

— Только какой процент от всех ленивых людей — гениальные изобретатели? К сожалению, практически все изобретения направлены на то, чтобы сделать жизнь человека как можно проще и безопаснее.

— Так это же хорошо!

— Для человека — нет. Поскольку при таких условиях он перестаёт развиваться, расти.

— То есть хочешь развиваться — живи в аскезе?

— Нет, просто не используй подпорки. Когда ребёнок учится ходить, нельзя использовать ходунки. Без них он тянется за понравившимся объектом, сначала ползёт, потом делает невероятные усилия и встаёт на ноги — развивается. Сто раз упадёт в процессе, может, и нос разобьёт, но результата добьётся сам. А ходунки — механизм, который даёт результат без промежуточных действий. Ребёнок сразу начинает держать вертикальное положение. Вроде хорошо? Но в мозге в это время формируются неверные нейронные связи, что может в дальнейшем привести к разнообразным отклонениям, эмоциональным и интеллектуальным.

Любое усилие и преодоление что-то развивает в человеке. Во время зарядки первые шесть раз ты приседаешь легко, а десятый — тяжело. Так вот эти шесть нужны были лишь для того, чтобы случились с седьмого по десятое приседания.

Всё, что ты делаешь легко — приятно, но не полезно.

Преодолённые трудности позволяют не только развиваться, но и уважать себя. А значит, с большим уважением относиться к другим. Признавать их важность. Без этого невозможна работа в команде. А цивилизация делает всё, чтобы жизнь была простой, приятной, без развития и взаимоуважения.

Я из вуза ушла из-за этого: начали приходить дети с функциональной неграмотностью, умеющие читать, но не способные понять все смыслы текста. Было даже забавно: группа мальчишек не могла сдать тему «Кризис в системе образования». Несколько раз честно пытались, но никак. Спустя месяц попросила их переформулировать вопрос, чтобы разобраться, почему такие сложности-то. И оказалось, что они просто его не понимают, вроде значения слов в отдельности знают, но соединить их так, чтобы понять фразу целиком, не могут. И несколько часов у нас ушло на то, чтобы разобраться только с пониманием темы.

Тогда мне казалось, что я уже всё попробовала, из штанов практически выпрыгнула, но мои методы перестали работать. Значит, надо уходить.

— Но по-прежнему работаешь в педагогике…

— Есть потребность в изучении отличий современных детей. Чтобы понять, какие инcтрументы помогут им развиваться. А мне нравится наблюдать, как люди растут: развиваются, осознают, меняются, учатся любить и прощать, выходят за пределы своих границ. Ведь это — набор действий и обстоятельств, которые помогают человеку расти.

Александра КАЗАНЦЕВА