Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2015 г.

Междисциплинарность, хэштеги и новые компетенции
в музеях, театрах, библиотеках

Большинство работодателей на вопрос, какая же она — профессия будущего и какими навыками должен обладать профессионал в их сфере, называют примерно одинаковые позиции. Это системность мышления, способность к межотраслевой коммуникации, умение управлять проектами и процессами, работать с коллективами и группами; мультиязычность и мультикультурность, клиентоориентированность, способность художественного творчества. Эти навыки являются универсальными для специалистов самых разных отраслей — в том числе и в сфере культуры. Уже сегодня всё это начинает работать — у общества формируется запрос, на который приходится искать ответ. Мы решили посмотреть, как это работает в культурной сфере Красноярска.

Межотраслевая коммуникация

Среди самых ярких примеров межотраслевой коммуникации — science art, в том числе только что установленный «Сибирский сад светящихся камней» на площадке перед Библиотекой СФУ. Это синтез новых технологий и искусства, инсталляция, подготовленная к большому фестивалю науки, но сделанная, в том числе, руками художника.

Художник становится участником некой большей, чем художественная, ситуации. Он формулирует, какой механизм способен выразить его идею. А университет с его мощным научным потенциалом создаёт в том числе то, что может применяться в искусстве.

Навыки взаимодействия со смежными сферами теперь необходимы для работников музея. Так, например, на базе Красноярского музейного центра, который, казалось бы, занимается только художественными практиками, появляется проект «Сцена современных искусств», которая ориентирована на концерты и театральные постановки, пусть и решённые как нечто перформативное. В этой ситуации главным человеком становится куратор, обладающий навыками отбора произведений самых разных жанров, тонко чувствующий не столько границы между жанрами, но их тотальное размывание.

Куратор — одна из профессий и сегодняшнего дня, и, определённо, будущего. Не зря последняя Красноярская музейная биеннале называется «Практики соприкасания» — соприкасаются искусство и зритель, разные отрасли знания. Кураторы работают с историческим полем, сталкивая прошлое и настоящее буквально (скульптуру Ленина и современную экспозицию); инсталляции становятся технологичными; кинетическая скульптура завершает купол одного из залов.

Работа с потребителем

Ещё одна важная характеристика как нынешней ситуации, так и будущей — клиентоориентированность. В области культуры она может приводить к самым неожиданным последствиям. В недавнем выступлении министр культуры края Елена МИРОНЕНКО (которая, в частности, сказала, что стала министром благодаря Facebook) предложила всем культурным учреждениям выходить «в народ» и разговаривать на его языке — фотографиями и хэштегами. Это на самом деле грандиозный шаг от закрытости к новым формам коммуникации. Конечно, такой подход не должен быть самоцелью, иначе мы будем иметь какую-нибудь «Ночь в филармонии», где вместо музыкальных тематических площадок нам предложат «фотолокации» из картона, — хотя, возможно, и вполне воспринимаемые «клиентами».

В то же время акции, подобные зарезервированным вторникам или Дню театра в ТЮЗе, способны делать учреждение ближе зрителю. В эти дни театр «выходит в город», проводит разные викторины, за которые дарит билеты. Или вступает в прямой диалог и спрашивает зрителей, какой спектакль им больше нравится — как на творческой лаборатории «Вешалка». После показа эскизов зрители голосуют и могут выбрать из вариантов «рекомендуется к постановке», «принять с изменениями» и «забыть как страшный сон». Хотя голосование достаточно условно, это важная практика сближения.

Лаборатория «Вешалка#театркинодок» в ТЮЗе

Лаборатория «Вешалка#театркинодок» в ТЮЗе

Таких акций в последнее время достаточно много. Например, флешмобы, которые артисты филармонии устраивают в ТРЦ «Планета», привлекая случайных зрителей на «Битву скрипачей». Или открытые до позднего вечера двери в музеи, чтобы работающие люди могли туда попасть, и так далее.

Мультиязычность и мультикультурность

Любой большой проект в области культуры предполагает понимание национального контекста стран-партнёров, банально — знания языка, понимание специфики работы в других странах, ведь именно в культурной среде выстраиваются самые первые дружественные отношения.

После назначения нового художественного руководителя и дирижера Красноярского государственного академического симфонического оркестра Владимира ЛАНДЕ оркестр вышел на другой уровень взаимодействия с международным музыкальным сообществом. Красноярский симфонический, например, пригласили выступать в одном из самых престижных концертных залов мира — Карнеги-холле в Нью-Йорке, а осенью в Красноярск приедет знаменитый афроамериканский певец Кевин ШОРТ.

Азиатско–тихоокеанский фестиваль тоже предполагает активное межнациональное соучастие. А любая программа биеннале требует огромного опыта и знаний особенностей зарубежного искусства, чтобы её гостями стали иностранные художники и проекты. По замыслу кураторов, миниатюрные панельные дома немецкого художника EVOL должны были встроиться в красноярский контекст — и они идеально в него вписались.

Или же проект 56 Венецианской биеннале — масштабная панорамная видеопроекция «Галька/Гаити», привезённая на нашу биеннале Польским культурным центром. Её сделали нью-йоркские художники в деревне Казале на Гаити, куда в начале девятнадцатого века приехали польские завоеватели и ассимилировались — потомки этих людей до сих пор живут на Гаити.

Именно их идентичность исследовали художники, поставив там польскую оперу. Результат (видеопроекцию) теперь можно увидеть по всему миру — в том числе и в Сибири, где она может приобрести самые интересные значения.

Управление коллективами

Хотя любая сфера деятельности подразумевает работу с коллективами или группами людей, в последнее время на это существует особый спрос. То тут, то там требуются специалисты с определёнными компетенциями, которые могут работать не только по отлаженной схеме (в театре — производить спектакли, в музее — делать выставки и так далее), но и задействовать более широкий круг людей.

Образцовым примером здесь может служить красноярский Театр юного зрителя, ставший «театром для всех». Здесь предложили целый комплекс занятий и тренингов, которые позволяют в рамках театра развивать актёрское и ораторское мастерство, сценическую речь, движение. А кроме этого — совместное обсуждение спектаклей, полезное для школьников; экскурсии, знакомящие с жизнью театра. Для этого ТЮЗ как заказчик набирает новых людей, и в театре появляется хореограф современного танца, пополняется образовательный отдел, работающий с детьми, взрослыми и семьями. Важно также, что и актёры перестраиваются под новые для себя роли.

Всегда умели работать с разнообразными запросами современников и осуществлять оригинальные проекты в Краевой библиотеке. Этим летом, например, здесь занялись полезным краеведением и провели 33 пешеходных экскурсии по центру города. Здесь же организуют лекции, проводят библионочи, предлагают площадки для заседаний всевозможных клубов.

Конечно, красноярские учреждения культуры не всегда отвечают требованиям времени, их деятельность зачастую остаётся непрозрачной. С другой стороны, будущее уже случается: работники осваивают необычные для себя аспекты деятельности, придумывают новое, и за дверью театров и музеев происходит нечто уникальное. Достаточно купить билет и увидеть всё собственными глазами.

Олеся ПОЗДНЯКОВА

КОММЕНТАРИЙ

Заместитель директора по междисциплинарным практикам Музейного центра «Площадь мира» Анастасия Березинская:

— Куратор будущего, да и уже настоящего, должен весь проект держать в голове от начала до конца. А это значит понимать концепции в разных отраслях знаний. Это требует желания отвечать на новое содержание. Современный культурный проект в концепции междисциплинарных практик делают с помощью разных инструментов, разных знаний. Для того чтобы начать делать, например, спектакль в музее, я должна превратиться в какого-то другого человека. В общем, важно личное присутствие и свобода творчества — очень важные механизмы профессионалов в культуре и искусстве будущего.