Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2015 г.

Незавершённая пьеса для механического пианино

В нашей семье есть настоящее пианино — заветная мечта моего детства. Помню, отец привёз из города миниатюрную музыкальную игрушку — семь белых клавиш, я брякала на ней калинку-малинку. В те годы настоящий инструмент стоил 500 рублей (ровно столько же стоила и корова). Родители выбрали второе, тем более что на селе преподавателя игры на фортепиано днём с огнём не сыщешь. Но большое пианино снилось ночами… Прошли годы. Как только представился случай (сын пошёл в музыкальную школу), мы сразу же купили ему инструмент… по объявлению.

«Прелюдия», собранная на красноярской фабрике пианино «Енисей», уже раритет. Производство, основанное в 1956 году, приказало долго жить в 1997-м. Это было единственное предприятие в краевом центре, где производили клавишные музыкальные инструменты.

Если заглянуть в завтрашний день, то, кажется, эра механического уходит. Появляются электронные аналоги, синтезаторы. Какое будущее уготовано представителям столь ценной и редкой профессии — «настройщик фортепиано» лет через 15-20?

Прелюдия

В апреле 2015 года «Российская газета» опубликовала интервью Григория ИВЛИЕВА «Steinway для гения». Заместитель министра культуры РФ (ныне руководитель Роспатента) размышлял о музыкальном образовании детей и сетовал на то, что в России практически не осталось производителей музыкальных инструментов. «В связи со сложным дорогостоящим производством фортепиано закрылись восемь фабрик. Баяны и аккордеоны, струнно-щипковые инструменты выпускают всего пять».

Вместе с тем, пишет «Российская газета», по данным статистики Минкультуры России, за последний год количество школьников, которые хотят учиться музыке и другим искусствам, увеличилось на 38 тысяч. И по прогнозу, через пять лет 75 процентов школьников должны заниматься в кружках и секциях, в том числе в школах искусств. А изношенность инструментов в школах искусств составляет 70 процентов.

Уже более полувека самым авторитетным настройщиком клавишных музыкальных инструментов в западной группе городов и районов Красноярского края является заслуженный работник культуры РФ Леонид Ефимович ЯХИМОВИЧ. Мастеру 75 лет…

«Сейчас в музыкальных школах массово переходят на электронные инструменты. Но учить детей нужно только на механике, — возмущается Леонид Ефимович. — Помню, бывший директор ачинской музыкальной школы купила по гранту семь экземпляров электроники и ни одного пианино. Чему тогда удивляться, если дети приезжают на конкурсы и не могут играть?..».

Диагностика

За лето наша «Прелюдия» выдержала немыслимую жару и заметно расстроилась. Маленький музыкант наотрез отказывался заниматься, жалуясь на самую нижнюю октаву. Пришлось к «больной» вызвать «доктора».

С увесистым чемоданчиком появился на пороге Дмитрий Леонидович ЯХИМОВИЧ. Сын легендарного, известного на всю Сибирь мастера.

У фортепиано более 80 клавиш и более 200 струн. Звучание каждой струны настройщик должен уловить и отрегулировать. В целом инструмент имеет 3000 деталей. Незначительное отклонение или неточность в настройке — и самая виртуозная игра музыканта потеряет свою выразительность.

— Где у нас юный музыкант? — первым делом спрашивает Яхимович-младший, осмотрев пианино — в буквальном смысле, вынув из него нутро. Дальше следует диалог двух компетентных людей на не очень понятном мне языке.

— Ниже камертона натягивать не стоит… Не замечаешь разницу? Бывает, у многих старых инструментов — ниже строй. Если повышать, то рисковать…

Кое-что я всё-таки понимаю. Оказывается, струны бывают не витые и витые — это особый товар, которого уже не встретишь в магазинах. Чтобы ненароком не оборвать, лучше не давать дополнительную нагрузку. Мастеру не стоит сильно натягивать их при настройке, а просто выравнивать; в свою очередь музыкант не должен долбить пятками по клавишам, дабы проверить прочность натяжения…

— Струны и у нового-то пианино начинают рваться уже после 10 лет эксплуатации, а вашему инструменту — как-никак более 40, — предупреждает Дмитрий Леонидович. — Старые струны настолько хрупкие, что даже без натяжения могут рваться. Бывает такой казус: держишь снятую струну, а она вдруг ломается у тебя в руках…

Лечение

Мастер просит завернуть нижний вентиль на радиаторе отопления (в комнате жарковато, а механический инструмент не любит высоких температур), затем закрывает форточку (шум улицы мешает). После этого, разложив на полу ремкомплект — содержимое своего чемодана: многочисленные плоскогубцы, зажимы, винтики, резинки и ещё какую-то мелочёвку — приступает к настройке.

Мешать ему нельзя. Разговариваем, когда выдаются паузы.

— А вы знаете, как получили звуки для электрического пианино? Просто-напросто на карту памяти записали с настоящего рояля каждую ноту. Конечно, вторичное всё же хуже, чем оригинал, запись не может полностью передать нюансы живого звучания, — просвещает Яхимович. — И ещё у электрического пианино есть ряд несоразмерностей, например по тембру. У настоящего рояля тембр меняется. Например, если сильнее нажать, то не только громче, но ещё и звонче, если слабее — то не только тише, но ещё и мягче. А у электрического пианино тембр всегда остаётся одним и тем же, независимо от силы нажатия.

«Доктор» извлекает из зияющего нутра «Прелюдии» какой-то аппендикс, длинную узкую дощечку.

— Вот, смотрите, я эту деталь удаляю, она искривлена, без неё звук не пострадает. Но это ценная порода — бук, и для ремонта вашего пианино потом пригодится. Советую подписать и сохранить.

Родом из СССР

Советские марки пианино — уже часть нашей истории. Порывшись в Интернете, я не нашла ничего, кроме объявлений о купле-продаже и цене на «Прелюдию». Раньше настройщики имели возможность учиться прямо на производстве, и Дмитрий Яхимович застал то время, когда действовала в Красноярске фабрика пианино «Енисей», и успел даже попрактиковаться здесь.

Фабрика не имела такой славы, как, например, «Красный Октябрь», где работало собственное конструкторское бюро, и в 1950-е годы о достоинствах инструментов «Красный Октябрь» знали в Европе. Но зайдите в детские сады и музыкальные школы Красноярска — в большинстве случаев здесь стоят «Прелюдии».

— Может быть, качество наших инструментов, по сравнению с мировыми образцами, в чём-то и уступало, но на самом деле можно было производство поддерживать, совершенствовать, и тогда процентов на 30 музыкальные школы страны были бы обеспечены собственными инструментами, — считает мастер. — Импортные акустические пианино слишком дорогие — от 300 до 500 тысяч рублей и не всем по карману, а наши стоили бы порядка 120 тысяч. Фабрики пианино — не кустарное, а очень сложное производство, и новое открыть — гораздо труднее, чем сохранить старое. Сейчас, правда, появился китайский инструмент, по качеству примерно на уровне советского, и в Поднебесной продолжают наращивать производство фортепиано и роялей. В одном только городе Гуанчжоу несколько фабрик по производству фортепиано.

Слух настройщика

— Дмитрий Леонидович, чем отличается ухо настройщика от уха обычного человека? И может ли сам музыкант настроить свой инструмент?

— Есть такой термин — слух настройщика. Это слух, который способен улавливать малейшие нюансы звучания инструмента, сотые доли тона и полутона… А настройка крайних регистров требует особенно натренированного слуха и навыков. Обычный музыкант не только не сможет настроить свой инструмент, но и не способен правильно выбрать его. Только настройщик может сделать грамотную техническую оценку. Порой встречаются внутренние дефекты, о которых музыканты даже не подозревают…

— А было такое, что вы на концерт пришли и вдруг услышали, что какая-то нота провалена?

— Бывает! Такое даже в записях известных произведений и исполнителей можно обнаружить, если придирчиво слушать…

Работа особой важности

Знаете ли вы, что 4 апреля — Международный день настройщика?

В декабре 2003 года Министерство труда и социального обеспечения России приняло постановление о включении профессии настройщика пианино и роялей в перечень особо важных и ответственных работ.

В вузах этой профессии не учат, но есть специальные школы настройщиков фортепиано. Однако изначально настройщику необходимо базовое музыкальное образование и опыт игры на каких-либо инструментах. Высшая ступень в обучении — академия имени Теодора Стейнвея для концертных настройщиков в Гамбурге.

«Мои родители преподавали в музыкальной школе — мама по классу фортепиано, а отец — по классу баяна и аккордеона. В 6 лет я начал учиться на фортепиано, позже перешёл на флейту, а затем на баян, — вспоминает Дмитрий Леонидович. — Слишком сильно, видимо, заставляли заниматься, потому что после окончания музыкальной школы закончилось и моё желание музицировать».

Отец Дмитрия в молодости перенял секреты мастерства настройщика у обрусевшего корейца, который когда-то строил железную дорогу до Пекина, а после — следил за инструментами в музыкальном училище Красноярска. В свою очередь Яхимович-младший азам ремесла научился у отца — потомственного музыканта (предки играли и на гармошке, и на баяне).

А самостоятельно первый в жизни инструмент — пианино «Украина» Дмитрий настроил в 19 лет, во время учёбы на Черниговской фабрике, в 1983 году. Предприятие часть своей продукции продавало за рубеж, и опытные мастера похвалили толкового ученика за то, что настроил пианино, как часы, хоть сейчас — на экспорт.

Миссия

Говорят, что звук для настройщика — это жизнь, а настраиваемый инструмент — живой организм… По наследству Дмитрию Яхимовичу передался не только чуткий слух, терпение, добросовестность и упорство, но и потребность реанимировать музыкальные инструменты.

— Работаю уже более 30 лет и не могу пройти мимо, когда вижу, что люди пытаются избавиться от старого пианино, — признаётся настройщик. — Отец мой за свою жизнь восстановил и подарил разным учреждениям более 100 раритетов: не только пианино, но и аккордеоны, баяны... Он дарит инструменты музыкальным школам, библиотекам, Домам культуры, церквям и даже колониям. В моей личной коллекции — более десяти старинных пианино.

— Где храните?

— В разных местах, в основном отдаю в пользование учебным учреждениям. Например, есть немецкое пианино Циммерманн 1964 года выпуска, Ямаха 40 года, пианино August Förster 1938 года и другие. Вот сейчас перечитываю ТУРГЕНЕВА, он описывает быт помещиков, и по описанию видно, что едва ли не в каждой деревне в те годы был рояль или пианино. Когда выезжаю работать в районы края, то такие раритеты в различных деревнях нахожу! Самый древний экспонат, который был когда-либо в моей коллекции, — пианино 1886 года, выпущенное в Гамбурге, с деревянной рамой, сделано ещё в дочугунную эпоху.

Можно, наверное, музей фортепиано создать. Если собирать инструменты целенаправленно, то уже не одна сотня набралась бы. Но для этого необходимо очень просторное помещение.

Однажды я обратился в один из музеев и предложил свою коллекцию в подарок. Мне отказали: мол, нет в музее подобной экспозиции и темы такой тоже нет.

— Беспокоитесь за свою профессию? Вдруг механику всё-таки вытеснят электронные аналоги?

— Тенденция, конечно, настораживает, но в другом смысле. Когда я в советское время начинал работать настройщиком, было очень много заказов, в 90-х стало поменьше, а в 2000-х ещё меньше. Почему? Раньше учились дети рабочих, и обучение было массовым, а теперь ситуация изменилась — больше учатся музыке дети обеспеченных родителей. Но в любом случае, мне кажется, специальность останется, ведь живая музыка будет звучать всегда.

Вдохновение

Настройка фортепиано — процесс не быстрый. Бывает два часа, а бывает четыре и более… В это время Дмитрий Яхимович может рассказывать байки о своей работе или, допустим, стихи. В 90-е годы он на собственные деньги издавал небольшим тиражом (для себя и друзей) цветной глянцевый журнал-календарь «Домашний глобус», где печатались произведения местных поэтов, писателей и репродукции картин местных художников.

— Одно время хотел стать журналистом, но отвёл душу, и на этом всё закончилось, — делится мастер. — А вот работа настройщика — это всерьёз. Часто снится сон: концертный зал, несколько роялей сломаны, и надо их срочно починить и настроить.

— Есть у вас ученики?

— Если и буду учить, так свою дочь. У неё хороший слух, правда, сейчас она увлечена не музыкой, а иностранными языками.

— Не может мастер вариться в собственном соку. Есть у вас возможность повышать квалификацию?

— В 2011 году от Красноярской академии музыки и театра, где работаю штатным настройщиком уже 15 лет, ездил на курсы в Санкт-Петербург, где проходил семинар известного итальянского производителя роялей. Сам господин ФАЦИОЛИ рассказывал нам об особенностях технологии настройки и регулировки. Мы с ним даже сфотографировались на память.

— Какой самый роскошный инструмент вам довелось настраивать в своей жизни?

— Это высококлассные концертные рояли «Ямаха», «Стейнвей», «Бёзендорфер», «Бехштейн», «Август Форстер» и другие.

— А из старинных?

— Таких много было: «Шрёдер», «Беккер», «Дидерихс», «Рёниш». Рояли этих фирм раньше тоже производили в России, а сейчас выпускают в Германии.

— О чём мечтаете?

— О выходном. Рабочий день у меня ненормированный, чаще всего суббота и воскресенье — рабочие. А в свободное время мне есть чем заняться: недавно приобрёл дачу за городом, нужен серьёзный ремонт. И ещё. Не так давно я увлёкся древними алфавитами. С удовольствием побывал бы в Греции и научился читать по-древнегречески, но это уже другая история, не связанная с музыкой.

Незаметно прошло несколько часов. Работа закончена. Напоследок «доктор» выдаёт прогноз старушке «Прелюдии»: «С учётом возраста (пианино 70-х годов) набор недостатков вполне стандартный, ничего особенного. Следите за температурой и влажностью. Жить будет!».

Вероника АНДРЕЕВА