Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2015

По правилам или по понятиям?

Пожалуй, самым обширным сводом норм и стандартов, с применением которого мы сталкиваемся практически каждый день, являются Правила дорожного движения. Плюс бессчётное множество других законов, подзаконных, ведомственных и местных актов, которые тоже так или иначе пытаются регулировать ситуацию на дорогах. О многих мы даже не подозреваем, многие просто игнорируем. Почему? Объяснить это правовой безграмотностью или традиционной в России надеждой на «авось» — проще всего, но вернее ли?

ПДД для карет, телег и саней

Первый свод правил управления конными экипажами Пётр I издал ещё в 1683 году. В 1724 году в Петербурге был издан указ, который гласил: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни». Другой указ, подписанный шестью годами позже, был ещё круче: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей, со всякими опасениями и осторожностью, смирно. Виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, а за третью сосланы будут на каторгу». Эх, отправить бы туда на машине времени нынешних «наездников», в активе которых десятки и даже сотни нарушений!

Первые правила дорожного движения для автомобилей были приняты в Париже в 1893 году. Россия тоже не мешкала, и 11 сентября 1896 года вышло постановление министра путей сообщения князя Михаила Ивановича ХИЛКОВА «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Документ сей устанавливал не только общие правила автомобильного движения, но даже порядок техосмотра и проезда по платным дорогам. И было в нём всего… 12 статей! Например, пункт 3 гласил: «На крутых поворотах самодвижущиеся экипажи должны двигаться тихо, а в закрытой местности, кроме того, трубить». Или пункт 9: «Проход по шоссе самодвижущихся экипажей весом более 300 пудов (5 тонн) не дозволяется без особого, испрошенного заблаговременно, разрешения».

Регулируемый пешеходный переход от этой пенсионерки всего метрах в двадцати

Регулируемый пешеходный переход от этой пенсионерки всего метрах в двадцати

В Красноярске в ту пору автомобилей не было, но вопросами дорог и движения по ним занимались. В частности движение регулировали два постановления городской думы: «Об извозном промысле» (1903) и «О порядке езды на велосипедах в г. Красноярске» (1904). А первым автомобилистом в нашем городе был… таксист. Мещанин Степан Иванович ЗУБОВ в октябре 1909 года зарегистрировал свой автомобиль в полицейском управлении и получил разрешение заниматься извозом.

Законы экстрима

Почему правила дорожного движения, бывшие для водителей прежних поколений сводом законов неукоснительного исполнения, не в состоянии обеспечивать безопасное движение теперь?

Первая причина очевидна – на дороги хлынул поток водителей-скороспелок, которые не то что не вникают в суть ПДД, они и читают-то их не всегда! Это особенно заметно по росту числа аварий в местах изменения схем движения, т.е. многие ездят, не глядя на знаки и разметку, просто «по памяти».

Полвека назад профессия водителя лишь немного уступала в престиже ремеслу пилота или моряка, а автолюбители с личными машинами были «штучным товаром». И за руль тогда попадали действительно «покорители дорог», способные справиться с 4-колёсным другом. Сегодня автомобиль – сродни фену или электробритве: «вкл./выкл.», газ/тормоз, сел – поехал, а если что не так – в помощь вам ABS и air-bag!

Читая на форумах и в социальных сетях обсуждения резонансных аварий и спорных ситуаций, зачастую не знаешь, смеяться или ужасаться. Ведь судя по некоторым репликам, по дорогам ездят люди, не знакомые даже с базовыми постулатами организации движения! Помните, как в августе на перекрёстке Киренского - Копылова водитель «Мерседеса» повернул направо со второго ряда и сбил велосипедиста, ехавшего прямо? А вот кое-какие комменты из сети к данному случаю (синтаксис оригинала):

>> Я так понимаю чучело на мерсе поворотник не включило, ну и ещё с кулаками затем накинулось. Да уж...
>> Вы все знатоки такие я валяюсь. Я согласен с тем что мэрс снаглел в повороте, но какого ёжика велотупист то решил что ему прямо можно ехать.
>> Велосипедисту с этого ряда можно было двигаться прямо, а мерсу с левого ряда вправо поворачивать нельзя, иди учи правила, умник.
>> Рядом находится пешеходная дорожка а этот … едет по полосе для машин, причем по прямой где крайняя полоса уходит на поворот. Ему еще и великом по хребтине надо дать
>> Читаем ПДД 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

А вам не кажется что он должен двигаться по пешеходной дорожке дождаться своего сигнала светофора слезти с велосипеда и перейти дорогу? Так что сами учите правила

Патологическая дорожная безграмотность у некоторых современных участников движения соседствует с агрессией, уверенностью в собственной неуязвимости и безнаказанности. Приведённый пример тому подтверждение. Но ПДД и другие нормы поведения на дорогах нарушают не только по незнанию или по принципу «если кому-то можно, то почему мне нельзя?». Отторжение даже у законопослушных граждан зачастую вызывает обилие не постижимых умом правил, ограничений, предписаний – нередко взаимоисключающих, а порой просто опасных.

Несколько лет назад журналисты авторитетного российского автомобильного издания провели эксперимент, неожиданно оказавшийся весьма рискованным. Они совершили поездку Москва – Петербург, буквально исполняя ПДД, не превышая нигде предписанный знаками и правилами скоростной режим. А обратную дорогу проделали так, как по ней ездят все. То, что поездка по правилам оказалась в несколько раз продолжительней традиционной – не удивительно. Неожиданным оказалось большое количество предаварийных ситуаций, которые едва не закончились ДТП! В Питер «экспериментаторы» добрались измученными нервно и физически. Зато обратный путь в привычном стиле оказался быстрее и без единой форс-мажорной ситуации на дороге.

Т.е. ехать по правилам оказалось опаснее, тяжелее и медленнее! И после этого нас убеждают не нарушать ПДД?

Недомыслие или умысел?

Многие благоглупости на наших дорогах программируются не столько из корысти (это хотя бы можно понять), но скорее по элементарному недомыслию.

Свежий пример преподнёс телевизор, с экрана которого рассказали, что краевой минтранс запретил использование на междугородних перевозках автобусов малой вместимости. Сам документ на официальном портале Красноярского края разыскать не удалось, но пресс-секретарь министерства транспорта Красноярского края Алёна ЛУНЁВА подтвердила телевизионщикам: «Автобусы класса М2 теперь на междугородние маршруты не допускаются». Причиной, по которой собираются убрать с дальних рейсов родные ГАЗели, импортные «Ford Transit», «Peugeot Boxer», «IVECO Daily» и иже с ними – недавние резонансные ДТП. Но позвольте! В авариях автобусов с человеческими жертвами был только один автомобиль такого класса – «Mercedes-Benz Sprinter», а остальными - как раз крупные автобусы!

А чем в классификации ЕЭК ООН отличаются автобусы класса М2 и М3? Даже не пассажировместимостью – она у обоих типов свыше 8 пассажирских мест. Они различаются МАССОЙ! М2 – до 5 тонн, М3 – свыше 5 тонн. Кто-нибудь может объяснить, чем большие автобусы (нынешним летом в крае таких серьёзно разбилось два) лучше малых (1 тяжёлое ДТП)? Не буду говорить про экономическую составляющую вопроса, думаю, всем очевидно преимущество небольших экономичных автобусов на маршрутах невысокой наполняемости. Но есть ещё вопрос проходимости по нашим дорогам… Может быть, авторы нововведения не знают, что существует в Красноярском крае, например, Северо-Енисейский район, куда большие автобусы из Красноярска вообще не ходят? Дорога там такая, что они проехать не могут. И частники на «микриках» - единственная связь с «большой землёй», если не считать самолёт. А в период межсезонья и распутицы, кроме Северо-Енисейского, недоступными для больших автобусов становятся и некоторые другие районы. С этим как быть?

Кстати, в некоторых регионах уже «переболели» запретами «ГАЗелей» etc. В 2007 году их сняли с «межгорода» в Нижнем Тагиле, но арбитражный суд Свердловской области отменил это решение. В 2013 году Украина пыталась ограничить междугородные перевозки автобусами категории М2 расстоянием в 150 км. И вот теперь Красноярский край решил вписаться в перечень экспериментаторов…

Если в оценке приведённого выше решения возможны варианты, то вот несуразности в разметке, установке знаков и расположении переходов – это вряд ли от злого умысла. Вот ближайший мне лично пример. Долгие годы на перекрёстке у ГорДК не было пешеходных секций на светофоре. И потому знающие пешеходы, идущие по левой стороне улицы Годенко, переходили Свободный проспект не по ПДД (когда на светофоре горел зелёный свет им и двум рядам машин, поворачивающим налево в сторону СФУ и пересекающим путь пешеходов), а - вопреки ПДД: когда им вроде бы горел красный, а зелёный был встречному потоку с Высотной, но оттуда мало кто поворачивает направо. Пару лет назад светофор здесь оснастили пешеходной секцией именно с таким алгоритмом команд. А вот на другой стороне перекрёстка аналогичного не сделали, и наиболее безопасный способ перехода там по-прежнему формально противоречит ПДД!

Ещё один пример, мимо которого хожу не первый год – перекрёсток Толстого – Красномосковской. Пешеходный переход здесь на той стороне улицы Толстого, где дальше нет тротуара – упираешься в школьный забор. Зато параллельно на другой стороне перекрёстка, где есть тротуары во всех направлениях, пешеходного перехода нет! Любой красноярец, наверное, может продолжить список подобных дорожных парадоксов. Так всё-таки как вести себя на дороге? По правилам или «по понятиям»?

Законы дорожного движения изначально были писаны для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и скорость перемещения людей и грузов. Если они этого не делают, а наоборот препятствуют, нужна их ревизия.

Андрей КУЗНЕЦОВ