Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2015

Жизнь в памятнике архитектуры

В Красноярске немало учреждений, расположенных в зданиях, которые являются памятниками культурного наследия. Так, например, Детская художественная школа им. В.И. Сурикова располагается в историческом памятнике на улице Ленина (там когда-то учился и сам Суриков), Детская музыкальная школа № 5 — в деревянном памятнике архитектуры рядом с Органным залом, а Детская музыкальная школа №1 — в доме купца Зельмановича на пересечении улиц Сурикова и Карла Маркса.

Существование в историческом окружении не только позволяет работать и учиться в красивой обстановке, но и добавляет ответственности для руководителей, а также предполагает огромный объём работы по совмещению различных норм и ограничений. Мы расспросили директора Детской музыкальной школы №1 Ольгу БОРОДИЧ о том, как это — находиться между осознанием прекрасного места и жёсткими условиями пребывания в нём.

— Ольга Анатольевна, расскажите о здании, в котором находится ваша школа.

— Это строение 1910 года, принадлежало купцу Михаилу Зельмановичу. Нам очень нравится тут быть, потому что всё здесь, как говорят, намоленное. Отсюда берёт начало музыкальное образование Красноярска, здесь находилось училище искусств, музыкальный техникум и детская музыкальная школа.

Но с точки зрения не эстетической, а рациональной — иметь дело с историческим памятником не совсем удобно и даже сложно: мы не можем реализовывать современные тенденции. И потом — зданию уже больше 100 лет. Есть и другие проблемы: это центр Красноярска, учеников возят к нам со всего города, и элементарно мало мест для парковки автомобилей.

— Наверное, это сложно: и обеспечивать сохранность памятника, и активно его использовать?

— Да, чтобы наш красивый памятник был на самом деле красив, необходимо постоянное внимательное к нему отношение. Или как в музее: минимизированный доступ с соблюдением всех норм — бахилы, переодевание… Но у нас 500 человек учащихся, к тому же это дети, мы просто устали ремонтировать его.

Мне бы хотелось остаться в этом пространстве, но, может быть, частично. У нас очень хороший концертный зал — исторически здесь был первый концертный зал в Красноярске, можно было бы оставить его как камерный зал с репетиториями, проводить тут конкурсы, фестивали, концерты. А школе выстроить здание, согласно требованиям нового закона, СанПиН и так далее. Где-нибудь неподалёку.

— Чем именно отличаются, скажем, ваши проблемы с ремонтом — от тех, с которыми сталкиваются другие учреждения?

— У нас много учащихся, необходим ежегодный хотя бы косметический ремонт, что предусматривает большие расходы. Совсем не то — делать ремонт в типовом обычном здании, где можно обойтись своими силами или силами родителей; здесь — только с привлечением специалистов. И что бы ты ни затеял, сталкиваешься с большим пластом проблем. Во-первых, бумажных: каждый свой шаг ты должен согласовать со службой по охране памятников, потом получить разрешение — даже на обследование для составления проекта и сметы. Далее - найти специалистов; а компаний, работающих с историческими памятниками, очень мало. Наконец, финансовый вопрос — чтобы провести работы у нас, необходимы просто невероятные суммы.

Например, у нас фасад в удручающем состоянии. Хотелось бы уже его обновить, действительно отреставрировать. Да и просто чем дальше откладываем ремонт, тем больше разрушается это красивейшее здание. Но проблема — даже проектно-сметную документацию создать на ремонт фасада. Мы являемся муниципальным бюджетным учреждением и зависим от городского финансирования. Надеюсь, нам всё-таки выделят деньги.

Далее — время. Чтобы начать делать ремонт в 2015 году, какие-то движения я должна начать ещё в 2013 году. Вот мы отремонтировали лестницу. Несмотря на то, что у нас была серьёзная подмога в лице чиновников, а задача была поставлена самим губернатором, я с этой историей билась два года. Всё было очень долго - каждая ступенька-то индивидуальная, не по шаблону, к тому же произошло разрушение кирпича, пришлось его убирать и делать вкладки нового…

Приходится сражаться и с надзорными органами. Например, соблюдение пожарных норм: с одной стороны, действует закон об охране памятников культурного наследия, с другой — правила пожарной безопасности. И не знаешь, что главное, каждый раз это решается в суде. Последняя серьёзная проблема у нас возникла с входной дверью, был целый ряд судебных разбирательств. По пожарной безопасности нужен тамбур и двери, открывающиеся по ходу эвакуации. В связи с тем, что мы в памятнике архитектуры, нам невозможно это сделать, иначе мы нарушим историческую идентичность. В этой ситуации всё-таки победил закон об охране памятников, нормы пожарной безопасности отступили. У нас есть ещё два эвакуационных выхода, но, тем не менее, вопрос стоит остро.

— Это всё минусы, а какие плюсы нахождения в таком здании?

— Памятник архитектуры помогает создать среду. Как только заходишь в здание, сразу чувствуешь — это храм искусства. Внешне он очень красив, внутри тоже стараемся. А в остальном — проблемы только усложняются. Например, мы должны организовывать сброс снега. Михаил Зельманович имел дворника, который скидывал снег. У нас таких благ нет, мы нанимаем людей, это дополнительные расходы, а сейчас, в связи с экономией средств, нам приходится буквально своими силами сбрасывать снег. Не сбрасывать тоже невозможно, у кровли такая конфигурация, что вода не стекает, он там аккумулируется, и пока он не в жидком виде, его нужно успеть убрать.

— Как влияет на учеников то, что они учатся в здании с историей?

— Мы обязательно рассказываем им об истории здания, говорим о необходимости его беречь. Да и сами они чувствуют отличие - тут просторные комнаты, высокие потолки, для звука это очень хорошо. 8 лет назад у нас хотели забрать это здание, был большой резонанс ¬ все возмущались, преподаватели тоже считают, что здание нельзя упустить.

— Как так получилось, что вплотную к вашей школе построили новое здание?

— Я тоже этим вопросом задаюсь. Из-за «Айсберга» мы теперь терпим серьёзные проблемы. Нет естественной вентиляции с той стороны здания, и весь поток воды, который накапливается из-за дождя, стекает под угол на Карла Маркса; угол подмокает, появился грибок, с которым мы пытаемся бороться. Больше людей проходит через дворовую часть, что для образовательного учреждения недопустимо. Кроме того отдельное здание — это и отдельная жизнь, там происходят ремонты, и это тоже вызывает дискомфорт. У нас с ними возникает много конфликтных ситуаций, хотя я понимаю, что теперь новострой уже не уберёшь, и мы пытаемся ужиться.

— Вы упоминали о желании что-то переделать — а что именно вам требуется?

— По правилам «Роспотребнадзора» нам необходимы дополнительные туалеты — в этом здании невозможно дополнительных туалетов сделать. Нам не хватает холла или фойе для родителей, которые привели своих детей и могли бы интересно провести время — что-то посмотреть, почитать. Мы таких условий создать не можем, они у нас сидят по коридорам, что тоже ухудшает санитарную ситуацию.

Что делать с окнами? Окнам более 100 лет — они стоят с 1910 года, уже физически устарели, некоторые окна мы не можем даже открыть, некоторые лучше не трогать, иначе они выспятся. И вот какие окна поставить? Пластиковые не позволяют нормы об охране памятников. Нужно деревянные — это дорого, тем более они особой конфигурации. И опять же, как их создать? С естественной вентиляцией, как сейчас, - это не современно, и с точки зрения экономии энергоресурсов мы должны сделать их более герметичными. Если же мы лишаемся вентиляции, нужно создать систему вентилирования. А её нам сложно сделать, ведь мы нарушим историческую идентичность — нельзя нам тут короба протянуть. Вопрос пока без ответа.

— Если подытожить: столько трудностей, стоят ли они того, чтобы школа находилась здесь?

— Памятник архитектуры нужно сохранить за школой обязательно - как концертный зал с холлами и фойе. Культурная жизнь города активна, почему бы не проводить здесь конкурсы и т.д. А рядом, в идеале, построить небольшую трехэтажную школу с просторными классами, вентилированием, шумоизоляцией.

Олеся ПОЗДНЯКОВА