Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2015 г.

Про книжки

Любимые произведения многое говорят о человеке. Но наша цель, когда мы попросили известных земляков «составить свой личный рейтинг книг, обязательных к прочтению», была другая. Хотелось выйти за круг классических авторов, которых и без того «нельзя не знать». Дополнить «программный» список другой, не менее важной литературой, которая способна «сделать человека», или «задать направление», или просто «врезаться в память». Это не всегда художественная литература — кто-то предпочитает научно-популярные книги, мемуары, советы по развитию бизнеса или по психологии. Но книга с рекомендацией от людей, имеющих вкус, конечно же, заслуживает прочтения.

Эдхам АКБУЛАТОВ, мэр Красноярска

1. Нассим Николас ТАЛЕБ, «Чёрный лебедь». Талеба считают нью-йоркским финансовым гуру. Он известен своим скептическим и антиматематическим подходом к риску и неопределённости, а также открытой нелюбовью к академическим финансистам. Но его книга «Чёрный лебедь» — не учебник по экономике. Это размышления незаурядного человека о жизни и о том, как найти в ней своё место. «Чёрными лебедями» Талеб называет непредсказуемые происшествия. Он убеждён: именно они являются движущей силой в жизни каждого человека. И чтобы преуспеть, надо научиться их «приручать». Лично для меня эта книга — ещё одно подтверждение того, что в непредсказуемых ситуациях не стоит действовать по шаблону, а нестандартное решение может быть лучшим.

2. «Вы научитесь эффективно взаимодействовать с другими людьми: с начальником, с подчинёнными, с коллегой, с мужем или женой, с детьми и друзьями. Но самое главное — вы научитесь эффективно управлять самими собой!» — за этой стандартной рекламой скрывалась действительно толковая книга Стивена КОВИ «7 навыков высокоэффективных людей». Больше всего в этой книге меня удивил взгляд на независимость. Как это ни парадоксально звучит, Кови советует, чтобы обрести свободу, быть зависимым, точнее взаимозависимым человеком. На мой взгляд, эта книга обязательна к прочтению для тех, кто хочет не просто научиться управлять, а создать собственную «команду» и добиться успеха.

3. Мы часто говорим: Россия — страна талантливых людей. Российский учёный, доктор искусствоведения, исследователь архитектурного наследия Вячеслав Леонидович ГЛАЗЫЧЕВ был, безусловно, талантливым человеком. Его книги «Архитектура», «Урбанистика» и «Города без границ» должен прочитать каждый человек, которого интересует появление, развитие и сама философия современных городов. А каждому красноярцу эти книги помогут понять, что происходит с городом, в котором мы живём, и каким он будет — Красноярск будущего.

Валентина ЯРОШЕВСКАЯ, директор Красноярского краеведческого музея

1. Д. ГРАНИН, «Бегство в Россию» — потрясение от языка, стиля, образов.

2. «Скатерть» Лидии ЛЕБЕДЕВОЙ — мемуары о жизни советских писателей.

3. Светлана АЛЕКСИЕВИЧ, «Время секонд хэнд» — при подготовке экспозиции по ХХ веку очень помогает голос людей.

4. Пелам ВУДХАУЗ, «Ваша взяла, Дживс» — чтение для души.

5. И две книги из серии ЖЗЛ о наших современниках: Елена ЯКОВЛЕВА «Пиотровский» и Игорь ВИРАБОВ «Андрей Вознесенский».

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ, политический аналитик, собственный корреспондент «Независимой газеты» в Красноярском крае

1. Лев ГУМИЛЁВ, «Русь и Великая степь» и другие работы. С концепциями Льва Николаевича можно не соглашаться, но знать их надо. Его книги крайне важны для понимания наших истоков. Ничего равного по объёму и качеству исследованного материала поставить с ними рядом не могу.

2. Дмитрий БАЛАШОВ, цикл «Государи Московские». Рекомендую тем русским читателям, кто ищет ответ на вопрос «Кто мы?». Плюс — доскональное знание предмета, великолепный язык, предельная искренность.

3. Иван ИЛЬИН, философские и исторические работы. Возможно, самый актуальный для современной России автор. Многие идеи, высказанные им ещё в 30–40 годах прошлого века, ждут своего воплощения.

4. Хорхе Луис БОРХЕС, рассказы и эссе. Великолепная гимнастика для ума!

5. Роджер ЖЕЛЯЗНЫ, «Хроники Амбера». На мой взгляд, лучший цикл в жанре «фэнтези». Сюжет, стиль, глубина идей. Даёт много пищи для размышлений.

И ещё. Важно, чтобы правильные книги попадали к нам в руки в правильное время!

Татьяна КАЗАНОВА, председатель Красноярского городского Совета депутатов

1. СЕНЕКА, «Нравственные письма к Луцилию». Книга, написанная стоическим философом Сенекой, обладает афористичностью стиля. В размышлениях, завуалированных под обращения к прокуратору Сицилии, он рассказывает о своём мировоззрении, а главное — учит стоически переносить жизнь.

2. Автобиография Святителя Луки Крымского (В.Ф. Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание». Книга рассказывает о верности идеалам, о высшей форме любви — принесении себя в жертву Богу и ближним блестящего хирурга, который жил и работал в том числе в городе Красноярске.

3. Д.С. ЛИХАЧЁВ, «Беседы о добром и прекрасном». Интеллигент высшей пробы, Дмитрий Сергеевич Лихачёв возвращает читателя к исконной отечественной культуре и напоминает о вневременных ценностях жизни.

4. В.А. СОЛОУХИН, «Письма из русского музея». Автор повествует о людях, которые сохранили русскую культуру, о народном духе в его лучших проявлениях. «Письма…» позволяют заглянуть вглубь себя, возвращают нас к собственной культурной идентичности.

5. В.П. АСТАФЬЕВ, «Последний поклон». Произведение Астафьева, написанное прекрасным языком, пронизано любовью к роду, народной мудростью, прославлением самобытных ценностей Сибири. На страницах одного из своих лучших романов Виктор Петрович воспевает национальный характер.

Дмитрий БУЕВИЧ, генеральный директор телеканала «Прима»

1. Нассим ТАЛЕБ, «Антихрупкость». Ливанец доводит до логической точки свою знаменитую теорию «чёрного лебедя»: о том, что эволюция и общественная, и личностная происходят не по каким-то законам, а под влиянием непрогнозируемых событий чрезвычайной воздействующей силы. И исследует, как от «чёрных лебедей» не разрушаться, а делаться сильнее.

2. Михай ЧИКСЕНТМИХАЙИ, «В поисках потока». Под «потоком» чикагский профессор из Трансильвании подразумевает то же, что известно нам как «кураж» или «драйв»: такое состояние, когда полностью сосредоточен на каком-то деле и впадаешь в эйфорию успеха. Чиксентмихайи описывает, как научиться ловить поток не от случая к случаю, а постоянно.

3. Хорхе БУКАЙ, «Любить с открытыми глазами». Хитрые психотерапевты облекли в форму почти художественного произведения свои теории — об осознанности, ответственности в первую очередь перед собой и людьми, с которыми сталкивает жизнь. Очень полезно, потому что заставляет критически посмотреть на, казалось бы, аксиоматичные, идущие из детства реакции и улучшить взаимоотношения с теми, кто дорог.

4. Михаил ВЕЛЛЕР, «Легенды Арбата». Симпатичная экспрессивно-ироничная стилистика текстов, и просто очень смешно. Особенно про Михалкова-морпеха.

5. Владимир СОРОКИН, «Теллурия». Вроде бы фантасмагорический бред о ближайшем будущем человечества — с неофеодализмом, закатом Европы, постоянной темой гомосексуализма. Читать неприятно. А после недавнего нашествия мигрантов и терактах в Париже — ещё и страшно: неужели сбудется и всё остальное? И плюс стилистика: кажется, в книге есть все известные человечеству литературные жанры.

Артур МАТВЕЕВ, специальный корреспондент телеканала Life news

1. Урсула ле ГУИН, «Волшебник Земноморья». О том, что сказка и детская история мальчика, который решил стать магом, — это не милая шалость для школьников, а серьёзная история взросления и исследование мифа, да и путешествие по архетипу мифа и внутреннему миру взрослеющего человека, вынужденного каждый день сражаться со своей Тенью и не всегда побеждать. Полезно прочесть, чтобы понять, откуда взялись «Звёздные войны», Гарри Поттер и т.д.

2. Александр Михайлович РОМАНОВ, «Книга воспоминаний». Прочитать мемуары великого князя из династии Романовых меня подтолкнул то ли интернет-спам, то ли очередной холивар (очень бурная дискуссия с подбрасыванием на вентилятор) между современными западниками и славянофилами, демшизой и ура-патриотами, любителями рока и попсы, людьми с разными симптомами одного и того же психического расстройства, называйте как хотите. Спорили, как обычно, о России и свободе до конца.

Книга талантливо и увлекательно написана — это не нудные размышления человека со стороны, а по сути приключенческий роман, взгляд изнутри: история мальчика и мужа, который вырос внутри семьи, олицетворявшей Российскую империю. Оказалось, по сравнению с последними десятилетиями этой империи «Игра престолов» ­— лишь оптимистичный комикс. Грустные наблюдения о личном и личностях той эпохи, сага о том, что колеса истории неумолимо перемалывают тех, кто не успел и не смог вовремя взглянуть на часы исторического процесса. Вердикт: всё грустно и вокруг идиоты.

3. Джозеф КЕМПБЕЛЛ, «Тысячеликий герой». О том, что над сибирскими эвенками, туземцами Океании, персами, греками и индейцами нависает один товарищ с тысячей лиц. Он, конечно, пришёл не из откровений Иоанна Богослова, а из наших общих, веками накопленных догадок, страхов, сомнений и подкожных воспоминаний. Антропологический винчестер накопил уже немало гигов информации, из которой можно сделать лишь один вывод — вся реальность, которая нас окружает, основана на давно устаканенных стереотипах и ритмичных плясках у костра, поэтому разницы между дикарём — вождём племени, который заколол копьём Священного слона, и выступлением президента на Ассамблее ООН по сути нет — они все строятся по чётким мифологическим лекалам и развиваются по проверенным законам. Полезно увидеть, как всё забавно, и понимать законы мифов.

4. Вадим РУДНЕВ, «Реальность как ошибка». Книга известного российского философа помимо того, что иногда утомляет обилием труднопроизносимых фамилий, как КЬЕРКЕГОР и ДЕРРИДА, на протяжении четырёхсот с небольшим страниц развивает и доказывает довольно неприятную для нынешней селфи-культуры теорию о том, что вся наша персональная уникальность — лишь произвольный набор скачанных клипов, статей, котиков и другого мусора, который мы случайно сохранили во внутренней памяти и почему-то сочли своим трепетным и неподражаемым внутренним миром.

5. Пётр ВАЙЛЬ, «Карта Родины». О том, что история страны — это эмоции и внутреннее состояние людей, в ней живущих, и состоит она из небольших наблюдений и реальных жизненных рассказов, выстраиваясь подобно карточному домику или лоскутному полотну. Путешествия по России с 90-х по нулевые, записанные одним из самых талантливых мастеров слова и стиля. Это — сборная солянка коротких баек и наблюдений, разбитых по геотегам с западных рубежей бывшей империи (Прибалтика) до её дальневосточных границ (Владивосток), этакое роуд-муви из смеха и страха — двух основных, пожалуй, составляющих нашей Родины. К тому же помогает понять, как писать легко, и понятно, и вкусно, и жутко. У Вайля — тут не боюсь сгинуть в помойной яме литературного подобострастного максимализма — всегда великолепные тексты.

Валерий ТЕРЁШКИН, создатель и руководитель «Свободного балета»

1. Библия. Это книга книг, и читать её надо всю жизнь. Всё равно каждый раз будешь открывать новое.

2. Макс ФРАЙ, «Энциклопедия мифов». Чтение для удовольствия, расслабляет и отвлекает, как фэнтэзи в принципе.

3. Макс Фрай «Путешествие в Ехо» (все книги серии), «Ключ из жёлтого металла». Юмор, вообще элегантно написано.

4. С.Н. ЛАЗАРЕВ, «Диагностика кармы». Помогает в самопостижении, заставляет задуматься и проанализировать жизнь и взаимосвязь событий в мире.

5. «Учение Будды». Какие комментарии? Просто читать надо.

Владимир ЛАНДЕ, художественный руководитель и главный дирижёр Красноярского академического симфонического оркестра

1. Михаил БУЛГАКОВ, «Бег». Потому что там описано состояние перехода целой страны из одной эпохи в другую. Это эпическое произведение почти в библейских масштабах.

2. Габриэль Гарсиа МАРКЕС, «Сто лет одиночества». Потому что написано это языком, с моей точки зрения, почти музыкальным, и форма там почти музыкальная — это как симфония. И мне это произведение интересно не столько с точки зрения содержания, как с точки зрения идеальной совершенно формы и идеального написания и построения, а произведение очень масштабное.

3. Александр Сергеевич ПУШКИН, «Капитанская дочка» и «История Пугачёвского бунта». «История Пугачёвского бунта» — это одно из первых произведений исторического публицистического жанра, где проведена колоссальная работа над историческими материалами. А в «Капитанской дочке» все те события, которые Пушкин исследовал в «Истории Пугачёвского бунта», преломлены через художественное воспроизведение, вплоть до противоречия автора самому себе. То есть понимание действительности и понимание художественного отображения этой действительности — вот, пожалуй, ключевой момент для любого творческого человека.

4. Джером Дэвид СЭЛИНДЖЕР, «Над пропастью во ржи». Роман важен для морального облика нового поколения.

5. Марк ТВЕН, «Пешком по Европе». Критический обзор европейской культуры. Очень актуально, как, впрочем, и раньше.

Гамлет АРУТЮНЯН, врач-онколог, член Российской академии естественных наук; член Союза писателей России

1. «Архипелаг ГУЛАГ» Александра СОЛЖЕНИЦЫНА. Здесь собрана воедино основная информация об одной из трагических страниц нашей истории в ХХ веке, и не знать этого — нельзя.

2. «Царь-рыба» Виктора АСТАФЬЕВА. Я прочёл эту вещь, ещё когда она печаталась в «Нашем современнике». Но и сейчас, перечитывая, могу сказать — впечатление нисколько не стирается. Это повествование большого мастера и великолепного рассказчика, и оно особенно близко нам, сибирякам.

3. «Мастер и Маргарита» Михаила БУЛГАКОВА. Журнал «Москва», где был напечатан этот роман, трудно было выпросить даже на ночь. Помню, товарищ привёз мне его из Владивостока; похоже, на журнал ставили сковородку, но я «проглотил» роман с огромным удовольствием — великое произведение и богатейший язык. Кстати, Булгаков был врачом, и от него можно перекинуть мостик к другим писателям из медиков.

4. «Башня птиц» Олега КОРОБЕЙНИКОВА, красноярского врача и писателя, в своё время наделала много шума, была переведена на 15 или 16 языков. Но и другие его произведения мне близки — «Гололёд», «Стол рентгена»… И ещё один медик — поэт Лев ТАРАН, его книга «Дежурство». Из наших писателей я бы ещё упомянул Сергея КУЗНЕЧИХИНА. Его «Рассказы Петухова Алексея Лукича» — это своеобразная история России конца ХХ века, они издавались в том числе в Америке.

5. Есть ещё целый список любимых авторов, прозаиков и поэтов — ХЕМИНГУЭЙ, Курт ВОННЕГУТ, РЕМАРК, Василий АКСЁНОВ, Анатолий ГЛАДИЛИН, Сергей ДОВЛАТОВ, Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ, Борис СЛУЦКИЙ... Также всем рекомендовал бы книгу Нины БЕРБЕРОВОЙ «Курсив мой».

Александр УСС, председатель Законодательного Собрания Красноярского края

Мои любимые авторы — Хемингуэй, Ремарк и Маркес. Хемингуэя я читал уже в подростковом возрасте, и он мне всегда нравился. Ремарка и Маркеса — попозже. Все они учат более философскому взгляду на жизнь, какому-то, как принято сейчас говорить, её стратегическому измерению. И ведь правда — когда читаешь, например, «Сто лет одиночества» — начинаешь мыслить столетиями, масштабно.