Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2015 г.

Дом для искусства

Площадь Мира в Красноярске без преувеличения можно назвать центром культурной жизни города. Здесь и залы филармонии, и Красноярский музейный центр. Здесь и Дом искусств, где, как говорится на его сайте, можно «отдохнуть от повседневности», посетив самые разнообразные мероприятия. Из желающих их провести, по словам директора Дома Татьяны ШНАР, обычно выстраивается целая очередь.

— Татьяна Николаевна, существуют ли у Дома какие-либо критерии отбора для потенциальных партнёров? Или вы готовы сотрудничать со всеми?

— Нельзя сказать, что у нас жёсткий отбор. Просто есть люди, думающие только о себе. Как с ними сотрудничать? Но много и тех, кто готов учитывать интересы партнёра и открыт сотрудничеству. Со многими из них у нас давние дружеские отношения. Понятно, что в основном мы взаимодействуем с творческими союзами художников, кинематографистов, композиторов, театральных деятелей и, конечно, с писателями. Вообще, Дом искусства изначально и был создан именно как краевой центр, оказывающий поддержку творческим союзам Красноярского края.

Разумеется, поддержку не в смысле организации творческой деятельности. На это мы влиять не можем. Но если есть художник, значит, должен быть и зритель. Если есть писатель, то есть и читатель. Вот эту связь мы и призваны поддерживать. Для этого у нас есть определённые ресурсы. Но они, как известно, всегда ограничены.

Тем не менее, не всё упирается в деньги. Например, иногда мы проводим мероприятия, для которых наших собственных площадей недостаточно. Но никаких проблем в этом случае не возникает, так как у нас налажены прекрасные партнёрские отношения с управлением культуры Красноярска. Наталья Валерьевна МАЛАЩУК всегда готова оказать нам поддержку при выборе площадки. Но и мы тоже всегда идём навстречу, когда нас о чём-то просит город.

Если же говорить об истории создания Дома искусств, то всё началось с Дома писателей и Дома композиторов, которые именно здесь, в этом здании и находились. В 2007 году было принято решение о создании учреждения краевого подчинения, которое бы обеспечивало взаимодействие с творческими союзами. Механизм этого взаимодействия уже хорошо отлажен, и мы вполне можем им гордиться — ничего подобного в России пока нет, хотя Дома искусств есть и в других городах.

Сегодня мы имеем возможность осуществлять несколько крупных проектов. Например, курируем фестиваль «Театральная весна». В этом году вот уже третий раз провели литературный фестиваль «КУБ».

Дом искусств организует творческие встречи, литературные вечера, выставки, концерты, конкурсы. Информацию о них можно найти на нашем сайте. Много мероприятий проводится в школах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Всё это возможно благодаря нашим сотрудникам – профессиональным искусствоведам, музыковедам, дипломированным менеджерам социально-культурной деятельности.

— Предложения об организации встреч поступают извне или вы проявляете инициативу?

— По-разному. Когда у кого-то книжка выходит, то он приходит и просит провести презентацию. Или у кого-то юбилей. Например, когда был вечер Александра Ивановича АСТРАХАНЦЕВА, мы договаривались с филармонией о камерном зале. И вместе с ними подбирали номера для музыкального сопровождения.

Александр Иванович возглавляет Красноярское региональное отделение Литературного фонда России, с которым мы сотрудничаем, как и с региональными отделениями двух писательских союзов: Союзом писателей России и Союзом российских писателей.

Конечно, такой активности, какая есть в столице, у нас в союзах не наблюдается. Приезжаешь в Москву — там всё кипит, бурлит. В литературной среде, на каждом литературном вечере всегда что-то обсуждается, какие-то политические моменты. А у нас особых обсуждений не помню. И, вроде, нельзя сказать, что людей ничего не беспокоит. Но каждый сам по себе, каждый самодостаточен и занимается чем-то своим. Возможно, это и хорошо.

Вообще, наше правило — не вмешиваться в процессы, происходящие в творческих союзах. Мы ничего не диктуем, не навязываем. Мы или договариваемся и делаем что-то вместе, или они каждый своим курсом идут. Наша задача — организация методической и организационной помощи. Допустим, иногда у писателей возникает необходимость заполнить какие-то документы, например, на премии или на какой-то конкурс. Творческим людям, как известно, бывает сложно заполнять всякие официальные бумаги. А у нас есть специалисты, способные в этом помочь. Я всегда помню слова Геннадия Леонидовича РУКШИ, который мне как-то сказал: «Татьяна, мы с тобой в своей жизни не напишем ни одного художественного слова, ни одной фразы. А они поцелованы Богом, а потому только за это мы должны их любить, ценить и уважать». Вот из этой установки все пять лет, что я здесь работаю, мы и исходим.

И результат налицо. Творческие люди знают, что к нам можно прийти за помощью, они здесь назначают встречи, здесь у них берут интервью, делают с ними записи телепередач.

— А чья была идея проводить в Красноярске литературный фестиваль «КУБ»?

— Фестиваль в том формате, в каком он сегодня существует, рождался в совместных разговорах, диалогах. Здесь всё интересно складывалось. В 2012 году мы провели по инициативе Марины Олеговны САВИНЫХ и других литераторов небольшую литературную конференцию. Просто тогда решили, что надо что-то делать. Ушёл Виктор Петрович, ушёл Роман Харисович… И литературная жизнь в городе как-то сразу просела. Ведь когда был жив АСТАФЬЕВ, все собирались у него в Овсянке — и художники, и музыканты, и кинематографисты. Он был центром притяжения творческого сообщества города. И разом всё прекратилось.

Вот мы и организовали конференцию, когда был создан Дом искусств, и удалось получить какое-то финансирование. Пригласили поэта и литературного критика Андрея КОРОВИНА. Он человек исключительно активный — организатор литературного Волошинского конкурса и Международного литературного фестиваля им. М.А. Волошина в Коктебеле, соорганизатор Цветаевского фестиваля поэзии во Владимирской области, куратор литературного салона «Булгаковский дом» в Москве. Он к нам приехал, посмотрел и удивился: «Ребята, я не понимаю, почему у вас нет своего литературного фестиваля? Ведь всё же для него есть — шикарные библиотеки, большое количество вузов, творческие союзы, Дом искусств, наконец. Да и имена известные есть. И не только ушедших, но и здравствующих писателей — Михаил ТАРКОВСКИЙ, Александр ГРИГОРЕНКО, Иван КЛИНОВОЙ».

Ну, мы и начали думать. Нам тогда деньги выделили, и в 2013 году мы провели первый фестиваль. В каких-то моментах стали преемниками уже сложившихся традиций — в рамках фестиваля прошла церемония награждения победителей конкурса на соискание премии Игнатия РОЖДЕСТВЕНСКОГО, инициаторами которого стали Лидия Игнатьевна Рождественская и Марина Олеговна Савиных. Мы подхватили этот проект и вывели его на уровень регулярного финансирования.

И так понемногу — то одна идея, то другая… Потом пошли знакомства. У нас в разное время были и Роман СЕНЧИН, и Захар ПРИЛЕПИН. А Михаила Александровича Тарковского я бы уже в ранг организаторов отнесла. Он вот уже два года как главный редактор альманаха «Енисей» и на фестивале ведёт семинар по прозе.

В этом году у нас на фестивале побывали Виктория ЛЕБЕДЕВА, Дарья БОБЫЛЕВА, Геннадий КАЛАШНИКОВ, Мария МАРКОВА, Герман ВЛАСОВ. Мы и сами ездим на разные литературные фестивали, знакомимся. И стремимся познакомить красноярцев пусть и не всегда с раскрученными писателями, но от этого не менее талантливыми.

К сожалению, литературный рынок, как и арт-рынок вообще, имеет перекос в сторону коммерческих продуктов, и очень часто хорошая литература до Красноярска вообще не доходит. Вот проводили вечер с Сергеем ШАРГУНОВЫМ. Хотела взять автограф, а в Красноярске его книг не оказалось. К счастью, всё-таки удалось разыскать экземпляр его последнего романа. Так что удалённость сказывается. В этом минус.

— Но, возможно, и плюсы есть?

— Конечно. Сибирь очень интересна. К нам многие хотят приехать. Обычно никаких проблем с приглашениями у нас не возникает —– люди с радостью соглашаются поучаствовать в наших мероприятиях. К тому же мы славимся свои гостеприимством. Кстати, у нас есть одно принципиальное отличие от других городов – мы платим писателям гонорары за выступления. Считаю, что это нормально. Любой труд должен быть оплачен. Тем более, что в такие кризисные времена творческим людям приходится нелегко. Один поэт, гость фестиваля, узнав наши условия, назвал Красноярск Краснорайском.

И вообще, хоть красноярцам и нельзя пожаловаться на отсутствие предложений для проведения свободного времени, но и конкуренцию среди этих предложений нельзя назвать жёсткой. А потому недостатка внимания от горожан мы не испытываем. Кстати, обо всех наших мероприятиях можно узнать на нашем сайте, который регулярно обновляется. Этих мероприятий у нас в месяц проходит десять-пятнадцать. В том числе и выездные.

— Выездные? Вам для этого транспорт выделяется?

— Весь наш транспорт – два личных автомобиля. Вообще, как во всяком небольшом учреждении, наши сотрудники делают всё сами — и чай на мероприятиях разливают, и участников встреч развозят. Где бываем? Конечно, в школах, библиотеках. Писатели с выступлениями ездят и в колонии, и в тюрьмы.

Если учесть, что многие наши писатели, как правило, люди не очень молодые, то есть определённые риски. Не так-то просто человеку за семьдесят пускаться в дальние поездки. И всё же писатели, сколько бы лет им не было, всегда готовы воспользоваться случаем, чтобы куда-нибудь съездить. Так что нам приходится рисковать.

Довольно часто мы проводим мероприятия в школах. Это тоже далеко не всегда легко и просто. Есть поэты и писатели, для которых публичные выступления не представляют никакой сложности – они артистичны, прекрасные рассказчики, умеют работать с аудиторией. Им и ведущие на встречах с читателями не нужны. А есть исключительно талантливые поэты, совершенно не способные представить публике своё творчество. Ну, абсолютно никак! Казалось бы, люди эмоциональные, тонко чувствующие, имеющие, что сказать. И тем не менее. В таких случаях наш специалист Анна ЛОГАЧЁВА ведёт встречу от начала до конца.

Вообще, план мероприятия, его сценарий мы делаем при любом варианте. Мы для того и существуем, чтобы помогать творческим союзам в общении с читателями, зрителями, слушателями. И эта поддержка даёт результаты. У нас есть с чем сравнивать. Если посмотреть на литературные фестивали в России, которые проводят сами писатели, то там всегда много всяких пробуксовок, начиная с мелочей — то воду забудут поставить, то таблички с именами участников не подготовят, то с транспортной логистикой что-нибудь напутают. Многие отмечают, что наш литературный фестиваль выгодно отличается уровнем организации.

— Но фестиваль мало организовать и удачно провести. Надо ещё об этом рассказать. Нравится нам или не нравится, но сегодня, если о событии не сказано по телевизору, то можно считать, что его и вовсе не было.

— Да, это так. Освещение в СМИ – очень важный момент. И мы этому уделяем большое внимание. Надо сказать, что и со стороны СМИ есть большая заинтересованность в тесном сотрудничестве. Только по литературному фестивалю «КУБ» мы в последний раз имели почти сто пятьдесят выходов, включая телевидение, радио и печатные издания. У Дома искусств сегодня много партнёров. В безусловных лидерах телеканал «Енисей» с его утренними эфирами, «Серебряный дождь», ВГТРК, радио «Маяк», информационное агентство «Сибновости».

Здесь важно, что мы всегда учитываем специфику того или иного СМИ. Понятно, что подробное изложение происходящего на фестивале, которое может себе позволить печатное издание, совершенно немыслимо на телевидении. Творческая встреча с читателями— это тоже не совсем телевизионный формат. А вот арт-моб «книжный куб» — другое дело. Он проходит у книжного шкафа на проспекте Мира, где школьники складывают из книг символ фестиваля. Счастливые молодые лица — вот картинка для телевидения, которую они всегда с удовольствием готовы показать. И мы им эту картинку обеспечиваем.

Что бы там ни говорили, а от подачи многое зависит. А потому без применения рекламных и PR-технологий не обойтись. Писатели же часто об этом знать не знают и знать не хотят, рассуждая: «я гениален, ко мне и так придут». Да, к некоторым придут. И придут, в том числе, потому что они медийные лица, что умеют подать себя, а потому не сходят с экрана. Конечно, на Сергея Шаргунова придут. На Захара Прилепина тоже придут. Один из них, кстати, журналист по образованию, а другой начинал с журналистики. Ничего удивительного, что у них и подача иная – они в этом профессионалы. А другие могут быть не менее талантливы, и с ними очень даже интересно посидеть и побеседовать, но…

— А с Красноярской ярмаркой книжной культуры Дом искусств сотрудничает? И если уж зашёл разговор о книгах, то ещё такой вопрос: вы оказываете помощь в заявках на «Книжное Красноярье»?

— С КРЯККом мы взаимодействуем вот уже три года. Заявку на участие подаёт Красноярское отделение регионального Литературного фонда России, а мы подключаемся, помогаем. У нас на ярмарке павильон, и наши сотрудники продают там книги. Мы представляем наших красноярских авторов, не только продавая их книги, но и выносим свои предложения по проводимым на книжной ярмарке мероприятиям.

Вообще, для меня КРЯКК — это возможность новых знакомств, встреч. Например, там я познакомилась с Алисой ГАНЕЕВОЙ, замечательным прозаиком, литературным критиком, лауреатом премии «Дебют». Пригласила её на фестиваль 2016 года. Пригласила именно как критика, чтобы она провела свои семинары. У нас в Красноярске, к сожалению, критика на очень убогом уровне — хоть литературная, хоть театральная. Обозреватели есть, а вот с критиками проблема.

Если же говорить о грантовой программе «Книжное Красноярье», то когда к нам с этим обращаются, мы рекомендуем людям контакты, которые им могут быть полезны. На «Книжное Красноярье» подают заявки издательства. Это конкурсная процедура. Мы можем только познакомить людей с ними, а они уже сами начинают договариваться.

— На ваш взгляд объявление Года литературы внесло какое-то оживление в обычное течение жизни Дома искусств?

— Конечно. И событий было больше, и поддержки было больше. Кстати, в этом году пятнадцать процентов выделяемых краем средств на пополнение библиотечных фондов было направлено на приобретение книг красноярских писателей. Думаю, это правильное решение. Тем более что есть совершенно замечательные, уникальные издания. Например, роман-исследование Владимира Яковлевича ШАНИНА «Суриков, или трилогия страданий» и его же грандиозный труд «Енисейская летопись», в которой дана хронология дат и событий из истории Приенисейского края, начиная с 1207 года.

Но для Дома искусств, думаю, мало что изменилось – мы всегда с писателями много работали. Литературная тема всегда интересна, всегда значима. Так что, надеюсь, и в следующем году всё будет сохранено в том же объёме. Конечно, для нас важно, что вот уже третий год на федеральном уровне такое внимание уделяется культуре. Но, надо сказать, и без объявления есть востребованность. В Красноярске литературные мероприятия очень активно стали проходить. Это и читки пьес, и чтение классики медийными лицами. Каменка очень активно в этом направлении работает. Правда, студенты СФУ, где я преподаю, жалуются: «Каменка - это классно, но мы живём далеко, в общежитии, а в нашем районе таких предложений нет». Конечно, такие площадки должны быть распределены по городу более равномерно.

— А кто же студентам мешает? У них все возможности есть. Но вернёмся к Дому искусств: значит, тематические Год культуры и Год литературы никаких особых изменений в вашу работу не принесли?

— Дело в том, что многие проекты в Доме уже были созданы. Конечно, , формат каких-то мероприятий меняется. Вот по четвергам мы приглашаем выпускников академии музыки и театра и читаем пьесы наших авторов: Солнцева, РУСАКОВА, Астраханцева. Либо устраиваем литературно-музыкальные вечера. Люди уже знают, звонят: «А у вас сегодня будет вечер?». Если говорить о посещаемости, то она разная. Если проект на стадии раскрутки, то может прийти человек десять, а то и пять. А бывает и полный зал. Всё зависит от автора.

Но могу сказать, что когда я пришла в Дом искусств, посетителей всех мероприятий за год было три тысячи шестьсот человек. А в прошлом году было двадцать три тысячи посещений. И это практически при том же количестве мероприятий. Просто их формат был немного изменён, и время проведения стало более удобным. Мы решили, что наше учреждение должно работать до 21.00 и без выходных. За исключением летнего периода, когда актёры в отпусках.

Понятно, что культура должна работать тогда, когда люди отдыхают. Очень удивляюсь, когда, приезжая в какой-то город, вижу, что музей закрывается в шесть вечера. Библиотеки, кстати, первыми адаптировались к новым условиям и стали работать до девяти. А некоторые и дольше. И это ещё до объявления Года литературы. А если серьёзно, то очень бы хотелось, чтобы Год литературы не заканчивался 31 декабря с последним ударом курантов.

Завершая разговор с директором Дома искусств Татьяной Николаевной Шнар, хочется думать, что им не о чем беспокоиться. Ведь следующий год объявлен Годом кино, а под крылом Дома искусств и Союз кинематографистов. Скучать им не придётся. И нам, надеюсь, тоже.

Галина ДМИТРИЕВА