Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2016 г.

Как и когда поумнеют города

Прелести городской жизни, обнаруживающие себя то в дорожных пробках, то в отключениях электро- и водоснабжения, то в ливневых потоках, то в невозможности перейти улицу без серьёзного риска навсегда утратить способность наслаждаться всем выше перечисленным, делает для нас словосочетание «умный город» прямо-таки завораживающим.

А потому совсем не случайно лекция «Красноярск: основные принципы создания умного города», состоявшаяся в рамках КЭФ-2016 на базе СФУ, прошла при полном аншлаге. Докладчиком выступил Синдзи ЯМАМУРА, член совета директоров, главный научный сотрудник исследовательского института компании «Nikken Sekkei».

«Смартизация» пришла и к нам

Компания «Nikken Sekkei» принимает участие в реализации проекта нового жилого микрорайона Красноярска, разработанного на основе концепции «Smart Cities». Договор на подготовку детального эскиза проекта был заключён между «Nikken Sekkei» и компанией «Монолитхолдинг» ещё в феврале 2013 года. Он предусматривал разработку схемы безопасного и экономичного энергопотребления с использованием новейшего оборудования и мониторинга за происходящими в микрорайоне процессами, связанными с работой транспортной и социальной инфраструктуры.

Японская компания «Никкен Сэккей» основана в 1900 году. Стабильно входит в пятёрку лучших архитектурных бюро мира. Головной офис компании находится в Токио. Имеет зарубежные филиалы в Китае, Южной Корее, Вьетнаме, ОАЭ. Компания сотрудничает с Россией с 2008 года: реализуют проекты в Санкт-Петербурге, Красноярске, Волгограде, Нижнем Новгороде. Всего у компании более 20 тысяч проектов в пятидесяти странах.

Четырёхстороннее соглашение между компанией «Никкен Сэккей», Сибирским федеральным университетом, администрацией Красноярска и компанией «Монолитхолдинг» о сотрудничестве в области проектирования городской среды на основе концепции смарт-сити было подписано в 2013 году. В 2015 году, в рамках 12-го Красноярского экономического форума на площадке СФУ представители ведущего архитектурного бюро Японии «Никкен сэккей» презентовали проект Смарт-сити (умный город). Японские архитекторы обобщили опыт в развитии смарт-технологий и их внедрения и рассказали, как проект может быть реализован на красноярской земле.

СФУ осуществляет научное сопровождение проекта. Однако наряду с научным блоком соглашение затрагивает и образование. Так, по инициативе «Никкен Сэккей» на летнюю стажировку в Японию были приглашены представители Инженерно-строительного института и Института архитектуры и дизайна СФУ.

В рамках КЭФ-2016 архитектурное бюро «Никкен Сэккей» и СФУ подтвердили намерение продолжать научно-образовательное сотрудничество.

Строительство в Советском районе Красноярска микрорайона Преображенский (а именно такое название получил в конечном итоге проект Красноярск-сити) началось весной 2014 года. Площадь застройки микрорайона, ограниченная улицами Светлогорской, 9 Мая, Шахтёров и проспектом Авиаторов, составляет 42,8 га. Занимать её будут дома как в пять-семь этажей, так и многоэтажные — до двадцати пяти этажей. В микрорайоне изначально планировалось построить два детских садика, две школы и поликлинику.

Микрорайон рассчитан на 15 тысяч жителей. Его жилые комплексы свяжут между собой пешеходно-велосипедные дорожки. Парковки для автотранспорта предполагается разместить в подземных этажах. Согласно плану строительство должно быть завершено к 2021 году.

Преображенский — дебютный проект в концепции «Smart Cities» для красноярских застройщиков. Да и для компании «Nikken Sekkei» в определённом смысле тоже — это их первый проект, реализуемый в подобных климатических условиях.

Надо сказать, что «смартизация» городов на нашей планете начала набирать популярность лет двадцать назад. В основном ею затронуты кварталы и микрорайоны, а не города в целом. Хотя и количество таких городов понемногу растёт. В мире на сегодняшний день насчитывается до 150 проектов «умных городов» в разной степени завершённости. Большей частью они расположены в Западной Европе и Северной Америке.

Примером «умного города», построенного с нуля, может служить Сонгдо в Южной Корее, строительство которого началось в 2000 году. Город возведён на искусственном острове на расстоянии 56 километров от Сеула. Занимая площадь в шесть квадратных километров, он вмещает 65 тысяч жителей. Создатели Сонгдо уже заявили, что он станет образцом ещё для двадцати новых городов в Китае и Индии.

Сонгдо

Сонгдо

А среди старых городов наиболее удачно «смартизация» прошла в Вене, Копенгагене и Барселоне. В нашей стране концепция «Smart Cities» частично применена в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и в нескольких проектах новых городов (например, Сколково), находящихся в стадии строительства или проектирования. Так что Красноярск в этом смысле оказался если и не в числе лидеров, то и не последним в списке.

Надо сказать, что «умным» в дальнейшем предполагается сделать не только Преображенский, но и другие микрорайоны нашего города, в том числе уже существующие. Компанией «Nikken Sekkei» в связи с этим были проведены определённые исследования, в частности в системе энергоснабжения.

Синдзи Ямамура назвал энергопотребление важнейшей и первейшей темой в красноярском проекте своей компании. Вообще, в Японии акцент в проектах всегда делается на энергопотребление. И не потому, что качество городской среды у японцев второстепенно. Просто качество это у них само собой разумеется и не подлежит обсуждению как основополагающий и всеобъемлющий принцип.

Говоря об экономике проектов «умных городов», докладчик сослался на японский опыт, который показывает, что экономическая эффективность внедрения смарт-технологий зависит от конкретного объекта. В некоторых случаях энергопотребление в японских городах и районах удалось сократить на 50, а где-то только на 20 %.

Отвечая на вопрос о стоимости использования смарт-технологий, Синдзи Ямамура отметил, что оно, конечно, ведёт к удорожанию строительства и увеличению затрат на содержание жилья. Но это компенсируется экономией энергопотребления. Например, затраты на систему безопасности играющих во дворе детей или ещё какие-то услуги, повышающие качество жизни, будут уравновешиваться за счёт «умных технологий». И что очень важно, при этом понизится нагрузка на окружающую среду.

Что такое «умный город» и откуда он взялся?

Так как явление это новое, никакой однозначной научно-строгой формулировки не существует. Возможно, и не будет существовать. Ведь концепция «Smart Cities» эволюционирует по мере развития технологий. Не случайно же её история хоть и укладывается в два десятилетия, но, по мнению некоторых экспертов, уже насчитывает пять этапов развития. В общих чертах «умный город» предполагает наличие высокоэффективной экономики и управления, высокого качества жизни, бережного отношения к окружающей среде и, конечно, наличие населения, активно участвующего в городской жизни.

Разработка концепции «Smart Cities» — новое слово в градостроительстве. Но откуда и почему она возникла? Почвой для неё стали урбанизация и обусловленная существующей экономической системой перманентная потребность в экономическом росте. Потребность эта схожа с потребностью велосипеда, способного удерживать вертикальное положение, лишь находясь в движении, так что целесообразность её не обсуждается по определению. Да и урбанизация, надо признать, явление того же порядка.

Считается, что к 2025 году крупнейшие города мира будут производить до 60% ВВП. В то же время города станут стимулировать фантастический уровень потребления, который совсем недавно и представить себе было нельзя. В частности, они будут потреблять 80% всей производимой на планете энергии.

И всё бы ничего, но урбанизация и экономический рост не могли не привести к просто ужасающим экологическим проблемам. Да и порождённый ими так радующий нас городской комфорт всё чаще стал поворачиваться к нам своей иной, малопривлекательной ипостасью. Понятно, что подправить что-нибудь в урбанизации, а тем более в экономической системе запредельно сложно. А в обозримом будущем, как видно, и вовсе немыслимо. Но вот как-то адаптироваться к суровой данности вполне возможно. Благо технических решений уже предостаточно. А если увязать их в единую систему информационными технологиями — вот вам и «умный город».

Правда, в определённом смысле эта новая реальность значительно подтолкнёт потребление за счёт производства ранее не производимых устройств, механизмов, программных продуктов… То есть всяких там ветрогенераторов, микро-теплоэнергетических станций, тепловых насосов и прочее, прочее. Как следствие — экономический рост, стимулирование урбанизации за счёт приумножения в городах рабочих мест… Да, похоже, круг замыкается. А потому надо сразу оговориться, что обществоведческая составляющая в концепции Smart Сities, можно сказать, отсутствует. Говоря прямо, в ней технари пытаются подправить то, что проглядели гуманитарии, не предложив вовремя каких-то глубинных, лежащих в основе всего и вся решений.

Концепция «умного города» построена на технологичности и энергетической эффективности. Одна из основных решаемых ею задач — сбережение энергии и получение её из возобновляемых источников при попутном снижении выбросов углекислого газа. «Умный город» предполагает наличие энергетической сети, в которой с помощью связующих технологий будет происходить постоянная обработка информации, позволяющая эффективно использовать энергию.

Подобными сетями должна обладать не только энергетическая система города, но и вся городская инфраструктура, обеспечивающая движение людей, денег, товаров, услуг, идей. То есть городская инфраструктура в понимании «умного города» — это система физической, цифровой и коммуникационной составляющих, которая призвана быть не только экономически эффективной, но и способной значительно улучшить качество городской среды, повысить комфортность проживания в городе.

Коммуникационная инфраструктура предполагает стандартизацию языка программирования устройств и наличие физической основы, на базе которой будет происходить обмен информацией. А цифровая инфраструктура предполагает наличие всевозможных датчиков, которые бы обеспечивали систему цифровой информацией о потребляемой энергии, погодных условиях, дорожном движении, наличии парковочных мест и так далее. Информацию эту горожане могут считывать при помощи различных устройств. Например, уже сегодня каждый обладатель смартфона может попытаться объехать то тут, то там возникающие пробки.

К сожалению, информированность о пробках совершенно не означает возможность их избежать. Ведь вариантов объезда в нашем городе не так уж и много. Таким образом, чем больше будет смартфонов, тем больше будет умников, стремящихся эти пробки объехать. А это автоматически означает создание новых, уже в других местах.

Без «генной инженерии» не обойтись

И вот здесь мы упираемся в следующую часть системы — физическую инфраструктуру. Она всем нам наиболее понятна, потому как зрима. А такая её составляющая, как транспорт, даже более чем зрима — она просто-таки вопиет. И на её примере не трудно догадаться, что для того, чтобы «поумнеть», городу одними датчиками и информационными технологиями не обойтись — на пути встанут асфальт, бетон и железо. Ну и, конечно, наши некоторые ментальные особенности (если говорить предельно корректно, избегая неприятных определений).

Конечно, ещё можно поспорить, входят ли эти особенности в наш собственный генетический код, но присутствие их в генетическом коде города, позволяющее плодить однотипные градостроительные ляпы, очевидно. Достаточно посмотреть на тысячи и тысячи автомобилей, припаркованных во дворах домов, рождённых совсем недавно, а не в эпоху гужевого транспорта. Удивительный, многие и многие годы не поддающийся никаким воздействиям извне феномен. Ну что это как не генетика?

А если вспомнить про четвёртый мост, недавно сданный с одним только съездом, да и то в сторону перегруженного транспортом исторического центра? Этой патологией даже федеральный центр недавно заинтересовался. Понятно, что в таких случаях никакие датчики не помогут.

Пора взламывать городской генетический код и наводить в нём порядок, удаляя зловредные гены, противостоящие попыткам изменить сложившуюся в Красноярске градостроительную ситуацию.

Работа эта во всех отношениях сложная, но начинать её надо. Для этого компании «Nikken Sekkei» и было предложено разработать для Красноярска комплекс принципов реализации городской смарт-политики. А также создать набор комплексных правил и набор «умных» технологий, в том числе инженерную систему, позволяющую осуществлять перераспределение ресурсов.

По словам Синдзи Ямамуры, подобная система успешно реализована в Японии. Она обеспечивает передачу информации от каждого здания в центральный пункт, определяет тренд и отправляет энергию в нужных объёмах туда, где она в данный момент востребована.

Конечно, наибольший успех в реализации концепции смарт-сити можно достичь, проектируя «умный город» с нуля, даже если речь идёт об одном только микрорайоне, как в случае с Преображенским. Правда, аудитория, собравшаяся послушать японского гостя, в этом сильно засомневалась, предположив, что «умная среда» в Японии существует не в каком-то отдельно взятом городе и тем более в микрорайоне, а распространяется на всю страну. И что внедрение смарт-технологий лишь в одном-единственном районе никакого эффекта для города не даст. Да и для района тоже.

Отвечая на эти сомнения, Синдзи Ямамура открыл удивившую слушателей тайну: оказывается, смарт-технологии в Японии совсем не распространяются на все японские острова и даже не всегда действуют в пределах одного города. И далее стал доказывать, что для получения ощутимого эффекта бывает достаточно внедриться в так называемый субцентр.

Жизнь на периферии в центре

Развитие общественно-делового полицентризма, когда в городах формируются участки, по притягательности сопоставимые с центром города, процесс объективный. Да и позитивный. Он наблюдается повсеместно уже лет пятьдесят. И понемногу заменяет собой модель отдельно существующих респектабельных, манящих разными благами центров, с одной стороны, и рабочих и спальных районов, с другой. Модель эта, как известно, предполагает ежедневные утренние и вечерние миграции, ставшие сущим бедствием для более-менее крупных городов. Считается, что субцентры постепенно будут заменять собой единственный городской центр, что и наблюдается сегодня в больших городах и городских агломерациях. Например, в Токио вообще нет центра как такового.

В субцентрах кроме жилья, торговли и соцкультбыта есть и рабочие места, и культурные и рекреационные центры. По сути, они представляют собой законченный и самодостаточный населённый пункт, ежедневная потребность выезда из которого у жителей сведена к минимуму.

Но не надо путать субцентры с административными районами, на что и обратил внимание Синдзи Ямамура. Субцентры в городах и районах формируются не на формальной, а на функциональной основе. И формируются не искусственно, а исходя из исторического контекста, исторически сложившихся функций. Всё это происходит очень непросто. Ну а в новых районах основой формирования субцентра служит генеральный план, определяющий концентрацию населения в том или ином месте.

Надо сказать, что упоминание о концентрации вызвало у слушателей большой интерес и, как следствие, вопросы. Особенно после озвучивания удивившего всех факта: показатель застроенных площадей в нашем городе относится к территории приблизительно такой же, как в Токио. (Здесь, видимо, надо сослаться на «трудности перевода» и предупредить, что факт этот может и не соответствовать действительности.) Тем не менее из того, что было понято, вполне логично возник вопрос: насколько целесообразно применять у нас модель многомиллионной японской столицы? И что в понимании господина Ямамуры есть компактный город? Заинтересовал и вопрос высотности. Сейчас у нас жилые здания в 20-24 этажа застройщики считают вполне приемлемыми. Можно ли в этом случае говорить о какой-то комфортности среды? И вообще, каким образом повышение этажности влияет на эту самую комфортность, о которой в Японии даже не говорится, а принимается по умолчанию?

Ответ гостя оказался неожиданным. Сказал он буквально следующее: «Я лично не хочу жить на 24-м этаже. Да, в Японии мало земли, а потому все пытаются использовать высотность. Но слишком высокие дома не строят. А просто строят компактно. Как, впрочем, и в США, и в Европе, где земли предостаточно. (Здесь нет никакой возможности удержаться, чтобы не уточнить: предостаточно с позиций японца, - авт.) Происходит это потому, что необходимо оптимизировать доступ населения к культурным и торговым объектам. И концепция субцентров способствует этому. Например, в Китае, как и в России, тоже расползающиеся города. И сейчас там для сбалансирования развития уже идёт концентрация в субцентрах. Так что есть центральный деловой район и есть субцентры. Но при этом большая этажность совершенно необязательна. Вот сейчас мы занимаемся проектированием на острове Самоа. Там вообще выше кокосовой пальмы ничего не строят».

Разговор о компактности, которая нами традиционно воспринимается как плотность, конечно, не мог завершиться без упоминания о транспортных проблемах. Понятно, что эти самые субцентры могут внести в их решение определённую роль. Но так как формирование субцентров — дело совсем не простое и не быстрое, то в обозримом будущем уповать на хоть сколько-нибудь значимое снижение маятниковой миграции не приходится. А значит, вопрос о метро был неизбежен. Рассматривалось ли оно в предлагаемых городу рекомендациях? Ответ был короткий: «Метро, конечно, самое эффективное решение транспортной проблемы. Но вот с точки зрения экономики эффективным оно может быть далеко не везде. Для Красноярска мы бы рекомендовали высокоскоростной легкорельсовый транспорт».

Микрорайон Преображенский

Микрорайон Преображенский

Возвращаясь к микрорайону Преображенский, который и стал поводом знакомства красноярцев с Синдзи Ямамурой, следует сказать, что микрорайон не только будет оснащён элементами смарт-технологий, но его существование в определённом смысле планируется в виде именно субцентра, имеющего свою центральную, удобную для прогулок улицу с обилием магазинов, кафе, ресторанов и каких-то культурных точек. Планировка микрорайона и архитектурные решения зданий тоже должны будут сыграть свою роль в создании комфортной, привлекательной среды. Остаётся дождаться 2021 года.

Галина ДМИТРИЕВА