Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2010

Политика равных гарантий

В апреле в Красноярске побывал директор департамента государственной политики в образовании Игорь Михайлович РЕМОРЕНКО. Он принял участие в XVII ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития: движущие силы и практики развития». Интервью с рядом участников конференции вы найдёте в этом номере газеты. На педагогическом форуме Игорь Михайлович рассказал о новой федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. —он является координатором концепции — и о новшествах в законодательстве, касающихся образования.

Вот уже много лет в российском образовании законодательно закреплено наличие общенационального механизма, определяющего не только тенденции развития, но и приоритеты финансирования. Таким механизмом является Федеральная целевая программа развития образования. Вот и на ближайшую пятилетку (2011-2015 гг.) определены приоритеты. Что может быть сделано на разных уровнях образования?

В сфере дошкольного образования существует проблема неодинаковости охвата детей даже в пределах одного федерального округа. Если законодательно будет закреплена обязательность последнего года дошкольного образования, то равное финансирование дошкольных образовательных услуг станет фактором предоставления равных гарантий. «Это фактически предоставление регионам субсидий на выравнивание возможностей получения дошкольного и дополнительного образования путём использования различных организационно-правовых форм. Однако тут надо будет договариваться о выполнении общих требований (стандартов) оказания услуг дошкольного образования, — сказал И.М. Реморенко. — В некоторых регионах уже сейчас идёт государственное финансирование семьям, которые тратят собственные средства на получение дошкольного образования».

В школьном образовании субсидии согласно программе развития в первую очередь получат те школы, где введено нормативное подушевое финансирование и новая система оплаты труда. Здесь будет действовать принцип «деньги в обмен на эффективность».

Параллельно в структуре национального проекта «Образование» предусмотрено финансирование образования детей-инвалидов. Порядка 30 тыс. таких детей на протяжении трёх лет предстоит обеспечить соответствующими услугами: подключить Интернет, дать необходимый образовательный ресурс и организовать учебный процесс так, чтобы стандарт общего образования мог быть освоен дома при соответствующей консультационной поддержке.

В совершенствовании образовательных стандартов впервые сняты ограничения на то, чтобы менять стандарты один раз в десять лет. Закреплён специальный механизм принятия, обновления стандартов (Постановление Правительства РФ №142 от 24 февраля 2009 г.). «Несколько сотен стандартов уже прошли через этот механизм, — сообщил Игорь Михайлович. — Впервые за многие годы образовательный стандарт стал документом, чья аргументация может использоваться в суде. Раньше стандарты носили всего-навсего рекомендательный характер».

В настоящее время готовится новый интегрированный акт – закон «Об образовании», где все изменения будут закреплены.

И.М. Реморенко обозначил шесть общих направлений работы в регионах, которые могут субсидироваться в рамках ФЦПРО, в том числе вопросы школьной инфраструктуры (новое школьное оборудование и укрупнённая сеть школ), новая аттестация педагогов и повышение квалификации и др.

Кстати, по словам Игоря Михайловича на регистрации в Минюсте РФ находится Положение, согласно которому разработан новый механизм аттестации учителей — вводится практика один раз в пять лет подтверждать соответствие своей должности. Только определённая группа педагогов, достигших высоких результатов (первая и высшая категория), освобождается от прохождения аттестации. С 1 января 2011 года Положение вступит в силу.

Представитель министрества выразил озабоченность судьбой высшей школы: «С вузами начинает происходить то, чего мы больше всего боялись. В связи с демографической ситуацией, высшую школу ждут сложные времена, когда трудно будет даже сохранить собственность, ведь вся она находится под жестким мониторингом Росимущества. Как только вуз не наполняет студентами здание – ситуация отслеживается, и есть опасность потери помещений. В Москве уже сейчас ряд очень неплохих вузов недобрали студентов, а в ближайшие пять лет это станет всеобщей тенденцией».

Какие возможны «спасательные» меры? В первую очередь, подчеркнул Игорь Михайлович, это диверсификация услуг: поддержка программ, связанных с непрерывным образованием и с вовлечением большинства населения в повышение квалификации, в том числе получение образования второго уровня, по магистерским программам. «Можно поступать в магистратуру дипломированным специалистом и бесплатно пройти обучение. Возможно, за счёт этого мы привлечём внимание и создадим приток населения в магистратуру. Так что я приглашаю всех сидящих в зале получить образование второго уровня бесплатно!» — призвал Реморенко.

Другие «спасательные круги» – привлечение зарубежных студентов, интеграция нескольких вузов одного профиля.

ДОСЬЕ
Окончил школу с серебряной медалью и с отличием — физико-математическую школу при НГУ.
Выпускник психолого-педагогического факультета Красноярского госуниверситета.
Работал преподавателем математики, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней школе N52 г.Красноярска; затем главным специалистом по экспертизе и инновационной политике управления образования администрации Красноярского края.
В 2003-2004 годах — координатор программ Национального фонда подготовки кадров.
С 2004 года — в Министерстве образования России.

Блиц-интервью с И.М. Реморенко

— Игорь Михайлович, Год учителя — каким его видит государство?

— Думаю, это год, когда мы сможем спокойно обсудить перспективы нашей работы на ближайшую пятилетку. Год, который, на мой взгляд, не должен быть помпезным, когда поют дифирамбы, а исключительно рабочим.

— Сейчас обсуждается «Кодекс учителя» (наподобие клятвы Гиппократа врачей) – как Вы относитесь к этой инициативе?

— Инициатива была выдвинута на открытии Года учителя в Санкт-Петербургском госуниверситете. Идея принадлежит указанному вузу и ряду других, которые тесно с ним сотрудничают. Активно обсуждается предложение принять «Кодекс учителя» как свод принципов педагогической деятельности на уровне общественных организаций. Предложено несколько редакций кодекса. Как бы то ни было, это хороший повод для общепрофессиональной дискуссии на тему «какой должен быть учитель».

— Должны ли школьные программы меняться так часто, как это происходит теперь?

— Школа разрабатывает и утверждает образовательную программу самостоятельно. Каждая школа практически ежегодно вносит коррективы в свою программу. Считаю, что такие меры хороши в том случае, если педагогический коллектив не формально, а ответственно к этому подходит.

— Споры по поводу нового закона о бюджетных учреждениях не утихают. Родители учащихся обеспокоены, что его принятие приведёт к тому, что многие образовательные услуги в школе станут платными…

— Вокруг этого закона много нездоровой шумихи именно потому, что кто-то хочет попиариться на той идее, что образование будет платным. На самом деле речь идёт о предоставлении определенной финансовой свободы образовательным учреждениям. Дело в том, что в нынешнем правовом поле даже самые крупные школы, чтобы, к примеру, купить стол, вынуждены корректировать свою смету с учётом многочисленных длительных процедур согласования. Закон направлен на то, чтобы снять бюрократические препоны для определенной категории образовательных учреждений, предоставить свободу более гибко действовать по смете. Что же касается финансирования обязательного федерального государственного стандарта, – как на него шли деньги из федерации, так они и будут идти. Никакие учебные предметы, образовательные программы и дисциплины не переведут из бесплатных в платные. Это в законе даже не обсуждается.

СПРАВКА
Федеральный закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации 28 апреля 2010 г. Согласно документу, для учреждений, работающих на бюджете, предусмотрены три организационно-правовые формы с тремя степенями финансовой свободы: казённые, бюджетные (нового типа) и автономные.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период.

— Всевозможные отчёты, семинары, дополнительная деятельность, в которую сейчас вовлечены школы… Создаётся впечатление, что это нужно чиновникам — для создания видимости своей работы...

— Число чиновников в России меньше, чем в других странах. Согласен с тем, что много заорганизованности, много отчётности — это плохая тенденция, но побороть её можно будет, если перейдём на электронные формы отчётности, когда информация автоматически собирается с каждого класса и передаётся на школу, на муниципалитет и т.д.

— Будут ли меняться подходы к качеству школьного образования?

— В настоящее время механическое запоминание (запоминание определенного количества фактов) в школе перестаёт быть актуальным качеством в образовании. Мы постепенно переходим на стандарты использования тех или иных знаний в жизненных ситуациях, в практической деятельности. Насколько этот путь эффективен – покажет жизнь.

На конференцию ходила Вера КИРИЧЕНКО