Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2016 г.

Работники ножа и молотка

Так уж вышло, что большинство предложений мастер-классов так или иначе связаны с чем-то умозрительным: нас зовут избавиться от злости и стресса с помощью психологических приёмов, писать стихи, включая левое полушарие, или осваивать техники масляной живописи. На этом фоне выделяются мастер-классы другого порядка, которые появились не так давно, но уже завоевали своих поклонников. Речь идёт о том, что возвращает нас к чему-то исконному — рукоремеслу, в ходе которого создаются вполне реальные предметы для повседневной жизни. Мы поговорили об этом направлении с Андреем КАЗАНЦЕВЫМ, идейным вдохновителем проекта «Уроки труда».

Мастер-классы «Уроки труда» запустились в июле прошлого года и за это время обросли разными направлениями для взрослых и для детей. «Уроки труда» — это, прежде всего, столярный ликбез, знакомство с инструментами и их возможностями. Фрезер, фуговальный или рейсмусовый станки, циркулярная и ленточная пилы — да мало ли о чём ещё здесь могут рассказать. Все участники проходят инструктаж по технике безопасности, учатся делать правильный чертёж желаемого предмета и «попадать в размеры», пользоваться станками.

В рамках уроков есть несколько мастер-классов, особо полюбившихся горожанам. Во время «столярных интенсивов» они уже делали: кукольный домик, ящик для инструментов, барный стул, винный пенал, комод-шкатулку, даже скворечник (особенно популярная весенняя позиция).

Кроме столярного дела можно пройти базовый курс резьбы по дереву, научившись делать геометрические узоры, и получить уже готовое изделие, будь то разделочная доска или подставка под горячее с нанесённым на них авторским (то есть вашим) узором. Также предусмотрена художественная резьба на гравере — можно получить красивую ложку или гребень. Для детей есть кружок резьбы по дереву — если ребёнку уже есть 9 лет, он может работать с мастером.

«Уроки труда» — проект для тех, кого одолевает непреодолимое желание поработать руками: помастерить, попилить, построгать, самому сделать полку. Или повырезать из дерева, поработать с кожей. Основная проблема сегодня для людей, у которых есть это желание, не столько в отсутствии инструментов (они разные, прекрасные, смотрят с полок магазинов), а в отсутствии нужных навыков, которые неоткуда почерпнуть.

Интенсивные занятия возвращают нас куда-то к истокам, когда каждый мог забить гвоздь. Если раньше в школе просили принести скворечники, в магазин за ними никто не бежал, отец просто брал в руки молоток, и скворечник был готов через пару часов. Сейчас кажется, что такие знания улетучились из коллективной памяти. «Уроки труда» позволяют понять: нет, некоторые вещи где-то глубоко в нас ещё сидят.

Андрей Казанцев, задумавший и воплотивший идею в жизнь, вовсе не столяр и не плотник, как можно было подумать. Он окончил Институт экономики, управления и природопользования СФУ, сейчас здесь же учится в магистратуре. Он рассказывает, с чего всё началось и почему это нужно.

— Андрей, как пришла идея проведения таких мастер-классов?

— У меня появилась потребность, элементарно захотелось сделать какую-то полочку дома. Но, во-первых, нет инструментов, во-вторых, нет знаний, навыков. У меня уроки труда в школе велись «никак». В-третьих, желание быть причастным к такому трендовому течению, как DIY-культура (от англ. Do It Yourself — сделай это сам). И я стал сначала искать, где меня могут обучить. Оказалось — нигде. Так обычное желание, которое было тяжело реализовать, вылилось в проект «Уроки труда». У нас было много вариантов названия, даже «Сделай сам», англоязычные версии — «Woody lab», но решили остановиться на «Уроках труда», чтобы люди проще понимали, что это и про что это.

Первый мастер-класс прошёл на базе Строительного техникума на Семафорной. На нём было 3 человека, кроме меня. Мы делали табурет — на самом деле он очень классный!

СПРАВКА. DIY-культура предполагает как самостоятельную работу по дому: ремонт электрооборудования, бытовой техники, изготовление мебели, так и любые действия, которые человек может сделать сам, вместо того чтобы просто потреблять. Сюда можно отнести не только сделанные предметы для домашнего обихода, но и самиздат, даже создание собственного блокбастера. Иногда DIY-культуру называют «культом самоучки». Культура появилась в Америке в 50-х годах, в современной России набирает популярность с 2000-х. Популярность связывают с двумя моментами: с условиями кризиса, когда умение сделать что-то самому не кажется бесполезным навыком, и с желанием обладать не продуктами массового производства, а уникальными, эксклюзивными вещами.

— Вы к тому времени умели что-то делать своими руками?

— Нет, я пока ничего не умел. Я, признаюсь честно, на первых мастер-классах взял в руки молоток, рубанок, стамеску как первый раз, совершенно не помня, как это делается.

У многих стереотип складывается: если человек этим занимается — он всё умеет. Но я, скорее, соединяю людей, которые хотят научиться этому и которые занимаются этим профессионально.

Найти мастеров, которым интересно делать что-то своими руками и которые могут чему-то научить, сложно, потому что они не афишируют себя, у них на это нет времени, нет и навыка, как это сделать. Я не столяр и плотник, но я могу найти мастеров. Беру на себя функцию организации мастер-класса, чтобы о нём узнавали, на него приходили.

— Сложно найти мастера по столярному делу, по резьбе по дереву? Расскажите про них.

— Есть Игорь и Антон, они занимаются столярным делом. С Игорем мы делали, например, мастер-класс по ящику для инструментов, а с Антоном — по скворечнику. Есть ещё Андрей. он занимается резьбой по дереву, у него художественное образование. Он сам написал мне, рассказал, что пять лет обучался этому, делал какие-то работы, а потом решил, что это устаревшее занятие. И вот мы попытались придумать такой курс, чтобы людям было интересно, и актуализировать это занятие. Например, недавно мы проводили мастер-класс в Музейном центре «Площадь Мира» во время музейной ночи. Ребята вырезали профиль Юрия ГАГАРИНА, Дарта ВЕЙДЕРА. Так, у нас порядка 50 человек стояли в очереди за ножами! Мы сами удивились, хотя и предполагали, что многим будет интересно.

— Появились желающие посетить курсы? Сколько сейчас приходит людей?

— Мы запустили курсы на базе техникума на Семафорной. Это достаточно далеко, но на первый мастер-класс приехали даже ребята из Академгородка. За 2-3 недели мы собрали 2 группы на выходные.

А начинали мы год назад, за окном стоял жаркий июль, так что конкуренция у нас была не с другими мастерскими, а с озером Белё и прочими отпусками.

Но с тех пор люди пишут, интересуются, хотят учиться. Мы запускаем мастер-класс, если есть хотя бы двое желающих; 3-4 — это оптимально. Почему не больше? Люди начинают ждать отстающих, процесс затягивается. А вот 2-3 человека — удобно, можно пообщаться, и времени больше, внимания на детали. Взрослым людям тяжело системно каждую неделю приходить, поэтому мы делаем конкретное изделие (комод-шкатулка, винный пенал, ящик для инструментов), на это требуется либо курс выходного дня, либо вечерний курс в течение недели.

— Название «Уроки труда» неслучайно к школе апеллирует? Школа, наверное, недодаёт эти полезные навыки сегодня?

— Если вспомнить уроки труда в моём детстве (кстати, не так уж и давно это было — лет 15 назад), так мы делали что-то, условно говоря, на благо школы. Одни делали ножки, другие столешницу — получался стол. Но даже детям было понятно, что всё уже тогда загибалось.

Сейчас урок труда — это урок технологии. По федеральному стандарту образования предмет заменён на «технологию», и кто во что горазд это понимает. Кто-то запихивает информатику, кто-то проектную деятельность, где-то учат делать презентации PowerPoint, есть и уроки труда в классическом варианте. Да, в Красноярске есть школы, где до сих пор выпиливают, вырезают, вытачивают, но из большинства школ это уходит. Так что мы отчасти этот дефицит компенсируем. Сначала у нас были только взрослые курсы, но сейчас есть и детское направление, так что мы и правда «уроки труда» устраиваем.

— Чему именно хотят научиться дети?

— Курс по столярному делу для детей мы только разрабатываем, а сейчас запущена детская группа резьбы по дереву. Хотя там, конечно, больше мамы принимают решение, что вырезать. Но иногда приходят дети и говорят: «Мы хотим вырезать автомат». Вырезаем, например, героев Angry Birds, пасхальных кроликов, детям это интересно, они предлагают своих героев, и мы начинаем отрабатывать технику.

Контурная резьба — это просто, потом будем переходить к более сложным курсам для детей, на 3-6 месяцев. Сейчас детям важно, чтобы они пришли, и уже с первого занятия унесли какое-то готовое изделие. У родителей позиция — дать ребёнку больше разных возможностей; если ребёнку нравится — он остаётся. Детские мастер-классы мы делаем в Торговом квартале.

— А во взрослых группах кто костяк аудитории?

— Самое удивительное — к нам приходят девушки. Где-то 80% нашей аудитории — девушки. Парни, наверное, стесняются или думают, что и так всё знают. Иногда девушки дарят своим молодым людям сертификат, и те приходят сделать табурет или прикроватную тумбочку в комнату. Если дети у нас примерно 10-13 лет, то взрослые — где-то 25+, уже закончили вузы.

— Сейчас многие не могут даже правильно в руке держать молоток, а к вам кто больше приходит — кто что-то умеет или совсем ничего?

— В основном с нулевыми базовыми знаниями. Сначала проходят столярный ликбез, это обязательно, а потом берутся за конкретное изделие, с которым проходят от станка до станка. И часто люди удивляются, что что-то можно так легко сделать. Даже простой икеевский столик: там ножки закруглённые, и кажется, это сложно сделать. На самом деле ножки на фрезере прогоняются, и получается магазинный вариант. Люди просто не понимают, на каком инструменте что можно сделать, но когда они видят, сразу появляется фантазия. У нас как-то 4-часовой курс продлился 8 часов, потому что в процессе изготовления у ребят появились новые мысли, как это сделать.

Есть люди, которые ориентированы на результат, а есть, которые полтора часа будут заниматься шлифовкой, застрянут и будут доводить до идеального состояния, потом ещё морилочкой покроют.

— Как вы думаете, какую потребность люди реализуют на ваших занятиях?

— Первая потребность — сделать конкретное изделие, некоторые ждут конкретного мастер-класса. Вторая — трудотерапия. Когда ты делаешь табурет в течение двух выходных, ты думаешь только о нём и расслабляешься. Я сам проходил эти мастер-классы: есть одна задача, мозг проясняется, наступает отдых. Наконец, получаешь базовые навыки, знания, на каком инструменте что можно сделать.

На днях мы хотим запустить формат открытой мастерской. Когда человеку не нужно ждать группу, подстраиваться под кого-то, чтобы сделать себе барный стул либо шкатулку. Он может просто приобрести себе абонемент на 10, 20, 30 часов в мастерскую и уже с дежурным мастером делать, что хочет. Мастер будет направлять и показывать. Конечно, технику безопасности в начале предстоит пройти.

Открытая мастерская — своего рода общественная мастерская, синхронная с модными сегодня «коворкингами», только для людей, которые хотят сделать что-то своими руками. В данном случае это будет столярная мастерская, где есть полный комплект инструментов и мастер-консультант. Оплачивается только проведённое время в мастерской, как в любом фитнес-центре, например, или в анти-кафе.

— Вернёмся к исходной идее. Зачем что-то уметь делать руками обычному человеку? В мире специалистов всё сделают за нас и наилучшим образом. Разве не к этому мы уже практически пришли?

— Есть вещи, которые проще и быстрее сделать самому, и мы пытаемся это объяснить. Кроме того, что-то хочется сделать под себя, под свой вкус, и это тоже надо подчеркнуть: человек пытается как-то персонифицировать свои изделия.

Ещё один важный момент — саморазвитие. Мы же пытаемся освоить игру на гитаре, рисование. Причём уже в том возрасте, когда осознанно сделан выбор профессии. Конечно, это и ради того, чтобы сказать — и я так могу, я это сделал.

А ещё — экологичность. Дерево — экологичный материал, и это ни с чем не сравнить, когда в доме пахнет деревом. Это совсем другие чувства, эмоции, совершенно про другое ты думаешь.

Я как маркетолог могу сказать, что порой люди сами не знают, чего хотят. Им надо предлагать — тогда они восхищаются и дальше уже пробуют сами. У нас был ещё курс по работе с кожей, мы делали браслеты и блокноты; но их в Красноярске можно купить по приемлемой цене, и большого спроса на работу с кожей нет. В будущем, может быть, вернёмся к этому, есть в планах делать и что-то из глины. Но в приоритете пока — дерево.

— Вы единственные в городе занимаетесь подобным?

— Готовые изделия предлагают, а вот что касается обучения — смежные темы есть, но конкуренции нет. Было бы классно, если бы появились конкуренты, которые смогли бы раскачать рынок, чтобы люди понимали — это есть.

— Я слышала, что вы проводили мастер-класс в Новосибирске. Планируете расширять территорию?

— Мы нашли мастера в Новосибирске и запустили там мастер-класс. Конечно, для меня это бизнес-проект, поэтому мы направлены на расширение. Здесь хотя бы какие-то друзья есть, а в Новосибирске вообще с нуля пришлось. Было сложно, 3 человека прошли новосибирский мастер-класс, и мы этому рады.

Есть планы новых мастер-классов. В основном те, кто приходят, довольны и остаются с нами.

***

Иногда глобальные цели не осознаются, но очевидно, что проект «Уроки труда» выполняет ещё и социальные функции по восполнению базовых навыков, действительно не усваиваемых сегодня ни в школе, ни в семье. И нас интуитивно тянет к природе — дереву, коже, глине; в конце концов, не у всех есть дача.

Узнать о расписании «Уроков труда» можно в группе vk.com/uroki.truda. Там обещают, что, даже если последний раз вы держали в руках рубанок в школе (или не держали вовсе) или не можете отличить стамеску от фрезера, это не беда: через пару часов вас невозможно будет оторвать от рейсмусового станка.

Альтернатива

В Красноярске есть и другие мастер-классы, организаторы которых считают, что конструкторы, изобретатели и инженеры начинаются с первого гвоздя, велосипеда и табуретки. «Мастерская дяди Жени» организована «Твори-Горой» для детей от 5 лет и их родителей. Они вместе приходят на мастер-классы и что-то делают. Важно учиться совместно, ведь некоторые родители сами не знают, как пользоваться инструментами. Цель: вырастить «человека с руками», который сможет забить гвоздь, при необходимости построит дом, а на день рождения с удовольствием получит в подарок набор отвёрток.

Мастер-классы предполагают создание весенних предметов: скворечников, синичников, кормушек (заодно дети узнают о жизни птиц). Ещё делают подарки для родственников и друзей — кому-то нужна шкатулка, кому-то — дом для домашнего животного. Здесь могут научить даже вытачивать балясины.

Но самое интересное направление мастер-классов организовано совместно с парком флоры и фауны «Роев ручей»: дети строят домики, кормушки и игровые площадки, которые «заказали звери». Недавно, например, построили домики для шиншилл. Всем понравилось, поэтому сейчас будут строить для енотов.

Попасть в «Мастерскую дяди Жени» можно, заполнив заявку. Подробности по телефону 8-950-404-93-66.

Олеся ПОЗДНЯКОВА