Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2010

Есть ещё порох в пороховницах

Как говорит прогрессивная педагогика, ребёнок – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь. И так как огонь может появиться только от огня, учителя тоже нередко сравнивают с горящим факелом. Однако запал учителя не безграничен, и порой наступает момент, когда вместо огня знаний мы начинаем чувствовать запах «горящей психологической проводки». Так в 1981 году психолог Морроу образно представил состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание.

Инновации без адаптации

Профессиональное выгорание — это один из видов профессиональной деформации личности. Оно возникает в тот момент, когда накопленные внутри отрицательные эмоции не получают своевременного выхода. Выгоранию обычно подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены постоянно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. К такой категории относятся руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты и преподаватели.

«Мы проводили исследования в трёх городах нашего края, — отмечает психолог Красноярского педколледжа № 1 Елена Карепова.

Около 90% педагогов находятся в ситуации стресса и профессионального выгорания.

Такой учитель поздно приходит на работу и пытается пораньше уйти, в течение рабочего дня испытывает ощущения физической слабости и боли (а дома неожиданно ему становится лучше). Развивается профессиональный цинизм, когда ученик перестаёт быть личностью для
педагога…»

С одной стороны, существуют объективные причины, «сжигающие» педагогов, такие как возраст, состояние здоровья, интровертивные особенности характера, тяжёлая экологическая и эмоциональная обстановка в мегаполисах.

С другой стороны, само общество создаёт для учителей стрессовые условия работы. Это и гендерный дисбаланс в педколлективе школ, когда преподаванием занимаются преимущественно женщины, и чрезмерное количество реформ и инноваций в образовании.

А ответственность за качественную подготовку ученика, за его поступление в вуз, вообще за будущую судьбу — остаётся по-прежнему на совести учителя.

Быть на позитиве

С меньшим риском для здоровья синдром профессионального выгорания переживают работники, имеющие хорошее здоровье и сознательно заботящиеся о своём физическом состоянии. Они постоянно занимаются спортом, поддерживают здоровый образ жизни.

Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряжённых условиях.

Стресс не причинит беспокойств, если человеку присущи высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы. Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Специально для учителей нашего региона психологи Красноярского педколледжа № 1 разработали 72-часовую программу по борьбе со стрессом и профессиональным выгоранием.

Основная идея заключается в том, что мы сами являемся друг для друга источником положительных эмоций, поэтому позитивные отношения в педагогическом коллективе, периодические совместные разрядки могут стать отличным средством преодоления стресса и защитить учителей. Для этого каждому педагогу важно овладеть технологией позитивного мышления, которая состоит всего из трёх шагов: позитивный настрой на одно конкретное дело, позитивное убеждение себя в чём-либо в течение двух-трёх месяцев и, наконец, позитивное мышление по жизни.

Выгорание, говорят специалисты, вещь заразная. Если вы замечаете в своих коллегах чувство безразличия и изнеможения, если они всё чаще срываются на своих подопечных, если им кажется, что они растеряли своё былое мастерство и более непригодны для обучения детей – самое время задуматься о том, чтобы дать коллективу возможность эмоциональной разрядки. В рамках конференции «Педагогика развития» авторы антистрессовой программы провели для учителей Красноярья полуторачасовой тренинг. Уже через полчаса в глазах педагогов начали зажигаться искорки. И пусть одна такая встреча не может решить проблему кардинально, однако, если продолжать высекать искры положительного настроения, огонь в учителе обязательно запылает вновь.