Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2016 г.

Невидимые подвиги лета

Девочка десяти лет, глубоко вздохнув и лишь иногда запинаясь на словах «керн» и «дендрохронологический анализ», со знанием дела рассказывает, как её команда определяла возраст окружающих деревьев. Те, кому 13-16 лет, уже совсем по-взрослому представляют свои исследования: о способах навигации в закрытых помещениях; о воздействии моющих средств на кожу; об оптимизации «мокрого сжигания» для замкнутой системы жизнеобеспечения. Всего участники детской летней школы «Бельчонок» подготовили 18 стендовых докладов и решили 5 кейсов — состоялась полноценная научная конференция.

Цветы сквозь асфальт

Летняя образовательная смена для одарённых детей «Бельчонок» проводится Сибирским федеральным университетом на базе оздоровительных лагерей уже четвёртый год. Нынешним летом 123 ребёнка выехали в лагерь «Салют» Канского педагогического колледжа. В их распоряжении были комфортабельные корпуса, спортивные площадки, крытый плавательный бассейн.

Кроме обширной образовательной программы, включавшей в себя знакомство с азами научной работы, проведение собственных измерений и исследований, мастер-классы от научных сотрудников (в том числе гостей из Индии Раджифа и Шубхры) и погружения в криптологию, детей ждала насыщенная творческая и спортивная программа. Здесь и «Канский кинофестиваль» (ребята собственноручно писали сценарии, готовили декорации, снимали — и в результате устроили конкурсный просмотр семи фильмов), и многоэтапный танцевальный марафон, и игра на выживание «Апокалипсис», и квест «Алиса» с ожившими героями произведения Кэррола, и соревнования по водному поло и многое другое.

Заместитель начальника довузовского управления СФУ Ольга Ивановна ХОЛОСТОВА рассказывает о «Бельчонке» как об одном из важных мероприятий в общей системе работы университета со школьниками. Главными задачами этой работы являются ранняя профессиональная ориентация, повышение качества образования и развитие интереса к науке. В течение года СФУ проводит выездные фестивали, дни открытых дверей, родительские собрания в школах, интенсивные краткосрочные школы в профильных классах, олимпиады, конференции и т.д. Ребят, которые проходят через ту или иную форму этой работы, отличает главное — мотивированность на обучение, которая не угасает и в вузе. Причём когда они становятся студентами, то уже сами выступают в роли организаторов интенсивов со школьниками.

И флан и гимн СФУ стали для школьников родными

И флан и гимн СФУ стали для школьников родными

— Летняя смена «Бельчонок» в течение 20 дней позволяет работать с детьми, комплексно решая задачи и повышения качества образования, и мотивации к исследованиям, и профессиональной ориентации, — утверждает О.И. Холостова. — Когда вожатые, сами ещё студенты или недавние выпускники, рассказывают детям о научных направлениях университета, о том, в каких исследованиях принимают участие, у школьников происходит лучшее понимание каждой специальности, что позволяет при поступлении сделать более осознанный выбор.

На летнюю лагерную смену мы берём в первую очередь ребят, которые участвовали в олимпиадах, были призёрами конференций или являются учащимися профильных классов школ-партнёров СФУ. Многие дети едут к нам уже не первый год, значит, им интересно. Мы даём ребятам не только новые знания, но помогаем найти и раскрыть свои таланты, учим задавать вопросы и отвечать на них. Школьники имеют уникальную возможность пообщаться с учёными, лучшими преподавателями и получить от них рекомендации и советы.

Активными партнёрами в работе со школьниками стали Институт математики и фундаментальной информатики и Институт фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ. Команды студентов и аспирантов под руководством к.ф.-м.н. Ольги Николаевны ЧЕРЕПАНОВОЙ и д.б.н. Валентины Александровны КРАТАСЮК разработали и успешно реализовали образовательные программы.

Благодаря спонсорской поддержке предприятий-партнёров СФУ «ИСС им. М.Ф. Решетнёва», «Полюс», «Научно-практического центра магнитной гидродинамики», а также Института нефти и газа в этом году стало возможным обеспечение ребят необходимыми расходными материалами, реактивами для проведения опытов и исследований, приобретение сувенирной продукции для поощрения лучших участников.

Стать Дарвиным XXI века

С заведующей кафедрой биофизики, профессором Валентиной Александровной Кратасюк мы беседуем в последние дни заезда, когда опыты проведены, доклады написаны, и остаётся только принимать отчёты подопечных, будь то представление кейса или запуск планеров.

— Темой этого года мы выбрали эволюцию, — рассказывает профессор. — Сначала я прочитала им лекцию о разных теориях происхождения жизни на Земле; присутствовали и креационизм (божественная теория), и самозарождение, и панспермия (гипотеза, что жизнь на Землю занесена откуда-то), ну и, конечно, идеи биохимической эволюции. А потом были лекции по Дарвину в каждом из четырёх отрядов.

Рассказывая детям о Чарльзе Дарвине, я говорила о причинах выбора профессии учёного, об особенностях личности, которые необходимы, чтобы добиться успеха в науке. Скажем, Дарвину исходно повезло, его дедушка Эразм Дарвин был эволюционистом. Фактически Дарвин варился в этих идеях. Так же как Софья Ковалевская, у которой комната вместо обоев была оклеена страницами из учебника математики; с детства она смотрела на эти стены и… стала математиком. Получается, чем раньше погрузишь человека в определённую среду, тем больше он успеет. Так вот, я говорила, что им, участникам «Бельчонка», тоже повезло. Пусть у них нет дедушки-эволюциониста, но есть мы, которые погрузили их в исследовательскую среду и создаём условия для того, чтоб они могли, если захотят, стать учёными.

Дальше: Дарвина отправили в путешествие. От путешествий все «умнеют», потому что человек видит много нового, сравнивает, анализирует. Дарвин в путешествии собирал коллекции — ещё одно полезное занятие для потенциального учёного. Любое коллекционирование, от спичечных коробков до слоников, учит систематизации и классификации. Допустим, у меня внук собирает монеты, которые сейчас в ходу. Он собирает их по годам, смотрит, каких нет, занимается поиском недостающего. Это не требует никаких вложений, зато учит определённой работе: разложить, подписать… И что важно — это доступно любому ребёнку.

Почему так важно говорить о качествах учёного? Потому что одно из ключевых направлений нашей школы — научно-исследовательская деятельность. Мы учим детей подвергать сомнению устоявшиеся постулаты, отстаивать свою точку зрения. Работа над проектами, начатыми в «Бельчонке», не заканчивается и после смены — мы обеспечиваем их сопровождение и поддержку, предоставляем возможности лабораторий СФУ в течение всего года. Таким образом, ребята дорабатывают свои идеи и готовят работы к научно-практическим конференциям, которые проходят в СФУ в октябре и апреле.

Оставляем мы простор и для детского творчества, предлагаем множество путей для раскрытия любых талантов. Я вообще противник отбора исключительно одарённых детей. Потому что каждый одарён. Для ребёнка нужно только создать условия, и он проявится. Можно сказать, это эффект огурца: положи его к солёным, и он станет таким же.

В.А. Кратасюк пригласила в «Бельчонок» гостей из Индии

В.А. Кратасюк пригласила в «Бельчонок» гостей из Индии

Эволюция между 17 июля и 6 августа

«Первый отряд — лучший отряд!» — кричат ребята из второго отряда. «Второй отряд — лучший отряд!» — тут же слышишь от первого в ответ. То, что детям в лагере комфортно, видно невооружённым глазом. Они то и дело что-то скандируют или репетируют. Радуются за тех, кого хвалят, как за себя. На сцену, чтобы поддержать даже самого младшего исполнителя танца или песни, может выйти весь лагерь. Они даже бегают как-то дружно и аккуратно.

Даниилу СИРГИЕНКО 15 лет, он из Красноярска. Мы говорим с ним, когда его отряд расходится после «Свечки» (вечерний сбор, где каждый делится своими впечатлениями о прошедшем дне). Шум перекличек и разноголосицы стоит такой, что Даниила почти не слышно, хотя парень он звонкий. В «Бельчонке» — третий раз. Говорит, ездил и в другие лагеря, но такой атмосферы нигде не встречал: «Это вообще не школа, это семья!». И всё же — это школа: благодаря ей он смог продвинуться по многим предметам.

— Потому что учёба здесь — главное. Например, в прошлом году было много истории, и она очень пригодилась мне потом, я даже смог контрольную по Древнему Риму написать на пятёрку. В этом году выбрал направление кейсов. Мы разбирали доставку грузов на орбиту, предлагали свою идею, рассматривали экономику этого процесса. Интересно. Да много было интересного в этот заезд! У меня появилась тяга к кино, диджейству, к математике, к шифрам. О биофизике я узнал то, чего вообще не знал. Не могу сказать, что я уже сделал выбор какого-то направления, мне хочется попробовать всё. Но точно знаю, что хочу поступать в СФУ.

Алина ДЕПУТАТЕНКО, 14 лет, Красноярск. На открытой сцене идёт подготовка к конкурсу роботов, и мы с Алиной уходим говорить в беседку. Алина в «Бельчонке» четвёртый раз, а вообще — это её 16-й лагерь. Нравится ей везде, но «Бельчонок» на особом счету:

— Здесь ты всегда занят, нет чувства неприятной свободы, когда тебя отправляют на все четыре стороны. Здесь расписана каждая минутка, не присядешь, но это и хорошо. Всегда что-то новое. А вожатые и преподаватели так вообще абсолютно не похожи на тех, что в других лагерях. «Бельчонок» дал мне как минимум 20 лучших друзей, много знаний и представление о собственном будущем: я определилась, что буду поступать на биофизику. Интересно, что ещё в прошлом году я не думала об этом направлении, хотела пойти на языки. А вот послушала лекции, сделала исследование и поняла, насколько это интересно.

Не поговорить с человеком, который благодаря «Бельчонку» съездил в Америку, было никак нельзя, и теперь уже Александр ЧЕПОВСКИЙ (15 лет), прервав репетицию финального выступления отряда, рассказывает о своём успехе:

— В прошлом году в «Бельчонке» мы вместе с Полиной ВОРЗОНИНОЙ начали исследование «Новый способ индикации кислотности среды с помощью растений». Доработав этот проект, мы в октябре 2015 г. выиграли конкурс «Наука 0+» в Красноярске, потом стали финалистами в Москве и в числе ещё 14 участников от России получили путёвку на международный фестиваль «Учёные будущего». Он проходил в г. Феникс, штат Аризона (США) в мае 2016 г. Это было очень круто! Три тысячи ребят со всего мира — умных, интересных, доброжелательных… Хотелось бы поехать туда ещё.

Защита кейсов

Защита кейсов

Иван ЗОЛИН (16 лет, Назарово) — тот парень, кто на этот раз оказался первым в рейтинге, где учитывалась всесторонняя активность ребят. На протяжении всех 20 дней Иван ни в одном деле не оставался в стороне. Как выяснилось, он в принципе очень активный человек — участвует в олимпиадах, учит языки, ездит в образовательные лагеря, в дневнике имеет лишь одну четвёрку — по географии. И на своё будущее у Ивана были определённые взгляды. Однако знакомство с СФУ внесло некоторые коррективы в его планы.

— Под руководством Марка Николаевича БАЖУТОВА я сделал исследование в области дендрохронологии, и мне очень понравилось! До этого я выбирал, куда поступать, между Новосибирским военным институтом (привлекала военная разведка), МГИМО (дипломатия), Санкт-Петербургским государственным университетом (исторический факультет). И вот теперь меня заинтересовала биология! Так что через два года я буду рассматривать СФУ как один из ключевых вариантов.

Ловцы душ

Павел ЮРЬЕВ — специалист НИЧ СФУ. Мы говорим на ступеньках столовой под остроумную песенку из репродуктора, которая зовёт на обед: «Не пейте из Енисея, в столовой компот вкуснее…». Павел Олегович в университете участвует в трёх научных темах металлургической направленности, а здесь он — вожатый 1 отряда.

— Передо мной стояла амбициозная задача — научить детей заниматься проектной деятельностью. Будь ты самый великий учёный или топ-менеджер — сегодня все занимаются проектами, так что за этим направлением будущее. Я дал ребятам конкретные научные задачи — реальные проблемы, с которыми заказчики обращались в Московский физико-технический институт. Метод решения — кейсы, актуальная сегодня технология. Надо сказать, что ко многим задачам дети подошли с нетривиальной стороны, и меня это обрадовало. Заключительной частью нашей работы стала защита интеллектуальной собственности — придуманных детьми ноу-хау, и здесь уже было тяжеловато, потому что даже многие кандидаты наук не могут справиться с оформлением патентов. Тем не менее школьники, надеюсь, уже сейчас усвоили, что свои гениальные идеи не надо откладывать в долгий ящик, а надо защищать в патентной заявке.

С Анастасией ФИЛИППОВОЙ, студенткой 4 курса Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ, мы наблюдаем запуск ракет, подготовленных ребятами, выбравшими в качестве направления работы авиамоделирование. Настя приезжает вожатой второй год, хотя раньше никогда не думала, что работа с детьми будет ей так нравиться.

— Когда мы приходим на смену, всегда хочется дать детям много интересного, преподнести доступно то, что не объясняют в школе. Мы читаем лекции, проводим интеллектуальные игры, мастер-классы, показываем лабораторное оборудование, учим оформлять проекты.

В институте Анастасия работала по «взрослому» научному гранту, участвовала в разработке методики измерения влияния разных стрессовых нагрузок на организм человека.

— Эта тема детей сразу заинтересовала. Они хотели многого: посмотреть, как на состав слюны влияет возраст, пол, утро или вечер, физическая нагрузка или эмоциональная (поцелуи, например). Всё это за короткий срок успеть невозможно, но по физической нагрузке они исследование сделали. Причём предварительно разработали анкету, спрашивали у обследуемых о хронических заболеваниях, вредных привычках и т.д. Затем в пробирки Эппендорфа собирали слюну до и после фиксированной физической нагрузки (30 приседаний), измеряли влияние среды на биолюминесценцию, рисовали графики, делали выводы. Дней 12 плотно работали, используя, между прочим, лабораторный комплекс «Энзимолюм» (школьный исследовательский практикум) — инновационную разработку ИФБиБТ.

Кстати, одна из девочек этой команды — Аня ЯПИНА (12 лет, г. Боготол) — в «Бельчонке» впервые, приехала как призёр олимпиад по русскому языку и математике. А вот теперь она намерена заняться биологией и очень надеется продолжить своё исследование, чтобы принять участие в конкурсе «Наука 0+» этого года и представить проект на международном уровне.

Андрей НИКИТЕЕВ, вожатый 2 отряда — сотрудник довузовского управления. Ещё до работы в СФУ Андрей имел опыт работы с детьми, но подход к образовательному, воспитательному и развлекательному процессу в «Бельчонке» его впечатлил.

— Дети не просто делают лабораторные работы, а именно занимаются учебно-исследовательской деятельностью: ставят цель, задачу, проводят эксперимент, делают выводы. Вообще поражает контраст между возрастом и рвением, способность ребят работать в режиме многозадачности. Ведь помимо образовательной программы было очень много творческих конкурсов. Взять тот же «Канский кинофестиваль», при подготовке к которому многие попробовали себя в качестве операторов, режиссёров и авторов фильмов.

***

…Раз уж заговорили о фильмах — лучшим на этом кинофестивале был признан ролик «Лагерь странных детей». Его, как и другие видео, можно посмотреть на странице школы ВКонтакте. Там же — комментарии родителей, которые на протяжении всей смены могли в интерактивном режиме наблюдать за времяпрепровождением своих детей. И такая возможность, конечно, не оставила их равнодушными.

Елена ЧИСТОВА: «Спасибо креативщикам лагеря за современные мультивекторные формы развлечения! Каждый ребёнок имел возможность в чём-нибудь да проявить себя. Спасибо всем преподавателям за уникальные и увлекательнейшие занятия! Моя 10-летка с упоением и взахлёб всем рассказывает о влиянии антибиотика амоксициллина на живые и мёртвые бактерии! Отдельные слова восхищения профессору В.А. Кратасюк — за энтузиазм, полную включённость и неиссякаемую энергию! Фото-отчёты в нашей семье — это настоящее реалити-шоу! Просматривая их, мы теперь как будто со всеми знакомы. И в заключение слова благодарности хочется сказать вожатым — за терпение, выдержку и полную эмоциональную отдачу!».

Валентина ЕФАНОВА

На фото:

1. И флаг, и гимн СФУ стали для школьников родными.

2. В.А. Кратасюк пригласила в «Бельчонок» гостей из Индии.

3. Парад миньонов.

4. Защита кейсов.