Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2010

Войну 1812 года Россия выиграла благодаря филологии?

Профессор кладёт на стол свежий журнальчик с изо всех сил улыбающимися лицами на обложке и говорит: эти молодые люди, конечно, замечательно красивы, но, честно говоря, их радостные бравурные лица несколько искусственны. А радость присутствует внутри человека, в том светлом взгляде, которым мы смотрим друг на друга, в радости творчества, которая есть в серьёзной работе. Зачем СМИ так настырно приобщают нас к пустым развлечениям?

Наш гость — Владимир Иванович АННУШКИН, доктор филологических наук, заведующий кафедрой в Институте русского языка им. Пушкина (Москва). В Красноярск он прилетает не впервые, на этот раз — на Дни русской словесности, которые прошли в апреле в СФУ. Мы попросили Владимира Ивановича как председателя Российской риторической ассоциации рассказать нам о правилах искусства речи. Но по его мнению, нужно вначале говорить о «филологии вообще» и о её роли в жизни общества. Из этого разговора получилось несколько мини-сюжетов.

За реформами в языке следуют реформы в экономике

— Русская цивилизация характеризуется тем, что у нас каждые 60 лет происходит реформа в филологическом образовании, в идеологии, а затем вследствие этого – в экономике и в общем стиле жизни. Давайте отлистаем назад. Перестройке за 60 лет до этого предшествовала Великая Октябрьская революция, которая отменила словесность и ввела культуру речи. Появились новые виды речи — агитация, пропаганда, массовая информация, основателем которой был В.И. Ленин. За 60 лет до этого — в середине 19 века была отменена риторика и оставлена для преподавания словесность, которая начала пониматься только как художественная литература. За 60 лет до этого в 1801 году с кончиной Павла 1 воцарился Александр Благословенный, и у нас началась государственная реформа, после которой появился предмет «словесность», и она стала главным термином. За 60 лет до этого великий русский учёный Ломоносов создал первую научную грамматику и риторику, и именно Ломоносов ввёл понятие словесных наук. За 60 лет до этого появился великий русский царь Пётр Первый, который упразднил церковно-славянский язык и провёл реформу языка; в начальный период его царствования было создано шесть замечательных русских риторик, которые показывали, какой должна быть общественная речь. А за 60 лет до этого была создана первая русская риторика, как раз в начале царствования царя Михаила Фёдоровича. Таким образом, видите, как мы живём…

Перемены – не обязательно плохо

— В 1985 году у нас началась очередная революция, которая привела к тому, что мы живём в новом информационном обществе, которое таковым стало благодаря развитию речевых технологий. Мы живём в великое время! Хотя на филологических факультетах (в отличие от других, где читаются курсы общей химии, физики, истории) по-прежнему не читают курса общей филологии, а читают введение в языкознание, введение в литературоведение, введение в специальность (которые в сумме не дают филологию), — у нас появилось очень много новых наук. Есть не только риторика — создаются отделения по связям с общественностью, развивается имиджелогия, психология общения, коммуникативистика, теория и практика коммуникаций — чего у нас только нет!

Предмет ли это для радости? Хочу сказать бабушкину истину, которая зафиксирована в словаре Владимира Ивановича Даля: «Ищи счастье в собственном сердце». Иные ищут его за морем, но в каком состоянии твоё сердце находится, так и будет представлена твоя жизнь. В современной действительности надо искать хорошее и оптимистичное.

Если мы будем стоять на плечах гигантов русской мысли, познавать собственную культуру, запасёмся суворовским оптимизмом и займёмся творчеством, то жизнь изменится к лучшему.

А пока наши средства массовой информации по преимуществу повергают нас в грусть и печаль либо же в пустые развлечения.

Предмет «Военное красноречие» и другие

— Филология рассматривает культуру через текст и текст через культуру. То есть именно филологическое знание позволяет нам заниматься корректным отбором произведений словесности и говорить о том, какое произведение имеет право оставаться в культуре, быть предметом школьного обучения, формировать вкус и устремления общества.

Вот смотрите, как развивается русская словесность. В начале 19 века основными видами словесности были ораторское искусство и деловая письменность. Не исключено, что благодаря этому мы выиграли Отечественную войну 1812 года. Вспомните, какие были воззвания, написанные адмиралом Александром Семёновичем Шишковым и подписанные императором Александром I.

Затем писались учебники: «Правила словесности», «Военное красноречие» Якова Васильевича Толмачёва, риторика Николая Фёдоровича Кошанского. То есть изучались (сравните с современной школой) и письма, и документы, и историческая проза (кто сейчас читает Карамзина или Ключевского на уроках?), и, конечно, ораторская речь в пяти видах: политическая, судебная, проповедническая, академическая (то есть научная) и торжественная, поздравительная. И это всё в школе!

Победа вымысла

— После того, как наши революционеры-демократы, Белинский и Чернышевский, а также некоторые филологи — Потебня и Веселовский — прокламировали идею о том, что главным видом словесности является художественная литература, а главным творцом в языке является поэт, многие виды прозы были дискредитированы. Риторика выведена из состава преподавания, а словесность, начиная с середины 19 века, стала изучаться, в основном, по произведениям художественной литературы. А она, в отличие от риторики, говорит о вымышленном содержании.
Но мы-то живём в реальности! Политическая речь — это реальность, судебная — реальность… И вот русская филология (этот процесс шёл и у других славянских народов, в отличие от американцев) растеряла знание и искусство политической и всякой другой функциональной речи…

Как говорим, так и живём

Каждый человек должен владеть по возможности всеми видами текстов и стремиться понимать, по крайней мере, как создаётся этот текст. В этом смысле филология — основная профессия в обществе.

Я скажу сейчас мысль и хочу, чтобы её оценили. Мысль уважаемого мною Юрия Владимировича Рождественского, который заимствует её от своих великих учителей — главного русиста ХХ века Виктора Владимировича Виноградова и замечательного япониста Николая Иосифовича Конрада.

Прогресс общества состоит в прогрессе языка.

Наш язык, понимаемый как развитие речевых технологий, как развитие разных видов текстов, сделал колоссальный прогресс в последнее 20-летие. Мы теперь имеем очень много новых видов текстов, новых видов речи, которых раньше не было. 20 лет назад не было Интернета, в кармане каждого из нас не лежал мобильный телефон. У нас не было 90 телеканалов. Не было такого количества газет и таких замечательных книжных изданий, какие мы имеем сейчас.

Беднеет ли при этом язык? Это зависит от того, как развивается средняя языковая личность. К сожалению, стиль её жизни формируют средства массовой информации — и она живёт уныло, несмотря на ту развлекательность, которую мы часто видим на страницах наших изданий. Их интеллектуальный уровень, то есть язык, отражающий смыслы слов, которые имеются в человеческом сердце, не обогатился. Но всё же люди понимают, что самое главное — не власть, деньги, богатство, а то, что даст тебе возможность жить долго и счастливо. Это мудрость — прямо по притчам Соломона: ибо я паче жемчуга. Если ты будешь всю жизнь учиться и трудиться над собой, то всё у тебя постепенно будет: и семья, и нормальная работа, и уважение людей. А наши средства массовой информации, к сожалению, часто предлагают нам другой тип поведения: живите красиво и умейте обмануть своего ближнего. Посмотрите, о чём все наши телесериалы. Посмотрите, какую любовь они нам предлагают.

Переломить стиль

— Телевидение по самой своей природе — это надо очень хорошо понимать — будучи распространено на массовую аудиторию, формулирует такой закон: чем шире аудитория, тем более вульгарно содержание речи. Но к этому надо относиться спокойно. С одной стороны, многие люди просто перестают смотреть телевизор. С другой — на ТВ должны прийти те, кто будет понимать, что надо вернуться к воспитанию аудитории. Она соскучилась по русскому романсу, по хорошей литературной передаче, по тому, чтобы видеть хорошую семью. Хочу видеть на экране хорошего учителя!

В культуре вызревают авторы, которые переработали ценности, освящённые ушедшими от нас умами. Можно назвать много имён современных литераторов, творчество которых восхищает: Виктор Калегорский, Андрей Посылкин, Елена АлексеевА. Каждый из них очень своеобразен, но их невозможно протолкнуть в массовую культуру. Я знаю их творчество, потому что вместе с ними
учился.

Вот как изменилась современная филология: тексты массовой информации стали основными. Массовая информация сегодня стала самым авторитетным текстом, но она не хранит культуру. Её текст забывается через некоторое время после своего создания. И телевидение, и радио, и газета, сколь бы хороши ни были, как правило, не передаются последующим поколениям, в отличие от школьных текстов. Потому что школьный текст — культурно ценный и передаётся детям для того, чтобы они по этим текстам выстраивали свою жизнь. И потому всегда очень важный вопрос: как менять школьную программу. В перестройку Шолохова и Маяковского поменяли на Ахматову, Пастернака, Мандельштама, Бродского. А кого в программу добавить из современников ?

Чем плох ЕГЭ

— Устная речь — базовый вид текста. А ЕГЭ лишает учеников и учителей возможностей устного речевого контакта. Если ученик прекращает общаться со своим учителем, у него не будет не только любви к самому учителю, но и к предмету. А если он начинает отвечать галочками в письменном тексте, то он лишается очень многих важнейших навыков, и мы видим, почему наши студенты так плохо говорят.
Но ответственные товарищи нас не слышат. Это отражает уровень авторитетности высшей школы. В нашем обществе имеется такая проблема: вы можете говорить какие угодно слова и речи, вас выслушают и скажут: это ваше мнение, мы к нему толерантны, будьте и вы толерантны к нашему, а мы будем продолжать делать своё дело.

Но всё же нашу речевую и общественную жизнь можно устроить.

Образец былого красноречия

Из высочайшего манифеста Александра I о вторжении Наполеона

6 июля 1812

Неприятель вступил в пределы НАШИ и продолжает нести оружие своё внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие Великой сей Державы. Он положил в уме своём злобное намерение разрушить славу её и благоденствие. С лукавством в сердце и лестью в устах несёт он вечные для неё цепи и оковы. Мы, призвав на помощь Бога, поставляем в преграду ему войска НАШИ, кипящие мужеством попрать, опрокинуть его, и то, что останется неистреблённого, согнать с лица земли НАШЕЙ. МЫ полагаем на силу и крепость их твёрдую надежду, но не можем и не должны скрывать от верных НАШИХ подданных, что собранные им разнодержавные силы велики и что отважность его требует неусыпного против него бодрствования. Сего ради, при всей твёрдой надежде на храброе НАШЕ воинство, полагаем МЫ за необходимо нужное собрать внутри Государства новые силы, которые, нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жён и детей каждого и всех.
МЫ уже воззвали к первопрестольному Граду НАШЕМУ, Москве, а ныне взываем ко всем НАШИМ верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским, приглашая их вместе с НАМИ единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдёт он на каждом шагу верных сыновей России. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина. Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют.

СФ