Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2016 г.

«Требования минимальны, но они должны строго соблюдаться»

Одно дело — прогнозы, другое — чёткие правила игры, которые прописываются на ближайшее будущее. Особенно это важно в вопросах финансирования — святая святых любой организации. Именно о требованиях, от выполнения или невыполнения которых будет напрямую зависеть комфортное существование учреждений образования, говорил А.В. ЗАРУБИН, директор департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Минобрнауки России на семинаре-совещании «Повышение качества финансового менеджмента учреждений как инструмент обеспечения эффективности их деятельности», который прошёл в Красноярске.
Это был шестой за год семинар. Предыдущие проходили в Санкт-Петербурге, Туапсе, Москве… — министерство стремилось охватить все федеральные округа, повышая квалификацию управленцев и финансистов.

Фото А. ОМЫШЕВА

Фото А. ОМЫШЕВА

Директор министерского департамента Андрей Зарубин, все дни выступавший модератором совещания, не уставал подчёркивать, что в неблагоприятных экономических условиях на первый план выходит умение учреждения обеспечить качество финансового менеджмента, способное улучшить деятельность вуза в целом.

При этом Андрей Зарубин отметил: несмотря на известные экономические сложности, финансирование образования не снижается. Объём субсидий на госзадание составил 167, 3 млрд рублей, и он не уменьшится в 2017 году. Министерство сохранило ряд проектов, таких как развитие деятельности студенческих объединений, реализация программ развития учреждений и др. Будут проиндексированы на 5,8% стипендии, эти средства уже заложены в закон о федеральном бюджете, как и условия для повышения оплаты труда профессорско-преподавательскому составу.

Остальное зависит от вузов и от качества их руководства. Андрей Зарубин отметил ряд проблем, решение которых поможет повысить эффективность деятельности вузов. Первое — это инфраструктура. Если раньше она была центром притяжения доходов (чем больше инфраструктура, тем больше средств на её содержание выделялось), то теперь инфраструктура — источник издержек, и учреждениям необходимо обеспечить её оптимизацию.

Другая важнейшая общая задача — выполнение известных «майских» указов президента: к 2018 году обеспечить рост зарплаты ППС до двухкратного уровня по сравнению со средним в регионе. «На эту задач мы будем обращать особое внимание, — подчеркнул А. Зарубин, — и чем ближе к 2018 году, тем она будет стоять острее». Кстати, в решении этой задачи министерство видит для вузов даже некие возможности: увеличение оплаты труда позволит привлечь и в руководство, и рядовой состав учреждений новые и весьма сильные кадры.

Большое внимание министерство будет уделять и дистанционному обучению — в том числе как одному из дополнительных источников роста доходов вузов.

А дальше речь шла об основных требованиях, которые Минобрнауки намерено предъявлять в своих взаимоотношениях с учреждениями образования. «Эти требования минимальны, но они должны строго соблюдаться», — подчеркнул директор департамента.
Первое: внедрение федерального сервиса «АСУ финансово-хозяйственной деятельности». Министерство считает этот сервис своим флагманским проектом, от которого во многом будет зависеть, насколько правильно удастся выстроить политику и решить все важные задачи. Сервис создаёт удивительные возможности учреждениям, может полностью изменить их философию планирования финансов. «Мы будем исходить из того, что любое решение по выделению дополнительных денег учреждению должно быть прямо пропорционально открытости учреждения системе АСУ ФХД. Чем более вы открыты, тем более вероятно, что мы примем положительное для вас решение, и наоборот».

Второе: контроль за стоимостью платных услуг. По мнению министерства, зачастую учреждения занижают эту стоимость, тем самым перекладывая нагрузку по финансированию учреждения с внебюджетного финансирования на бюджетное. «Мы будем исходить из того, что учреждение, которое нарушает требования по платным услугам, не будет получать финансирование, направленное на компенсацию недополученных доходов от внебюджетной деятельности в связи с нарушением законодательства».

Наконец, борьба с необоснованными остатками. «Мы это сделали в 2016 году, мы это сделаем в 2017-м. Очень важно, чтобы каждое учреждение понимало: необоснованные остатки — это риски для всей системы. Министерство финансов понимает сегодня остатки как деньги, которые нужно изъять. И учреждения, которые остатки не зарезервировали должным образом, подставляют тех, кто эффективен. Потому что уменьшается общее финансирование. Остатки могут быть, но они должны быть обоснованны».

Разумеется, никого из присутствующих финансистов не надо было убеждать в простой истине, что от успешности финансовой деятельности зависит общая деятельность учреждения. Но теперь министерство намерено придать эффективному менеджменту больший вес: «Например, средства на ремонт и оборудование должны распределяться учреждениям с высокой степенью финансового менеджмента. И такой подход правильный, ведь средства должны получать те, кто умеет их эффективно использовать».

У нас была возможность задать А.В. Зарубину несколько вопросов.

— Андрей Владимирович, в обществе ходит много разговоров про то, что резервный стабилизационный фонд страны исчерпан, и это отразится на бюджетных отраслях, в том числе на образовании, самым прискорбным образом. Можете развеять эти опасения?

— Вопрос резервного фонда, безусловно, не вопрос министерства образования и науки, это вопрос министерства финансов. Могу лишь сказать, что в проекте федерального бюджета на 2017-2018 годы предусматриваются все необходимые средства для выполнения всех обязательств, которые мы взяли на себя. В том числе есть средства на повышение зарплат, на дополнительные программы развития. В этом смысле опасаться, что у нас будут не выполняться какие-то обязательства, не стоит. Более того, расходы и на развитие образования, и на развитие науки и технологий вырастут.

— Вы уже говорили о стоимости платных услуг, и на семинаре это оказался один из наиболее обсуждаемых вопросов. Дело в том, что для вузов, удалённых от Москвы, установленная централизованно стоимость обучения, ниже которой вузы не могут принимать платных студентов, является большой проблемой. Те суммы, что приемлемы для Москвы, оказываются неподъёмны для 95% населения в регионах. Может, этот момент всё же будет пересмотрен — допустим, чтобы стоимость обучения компенсировалась для регионов, либо чтобы она была уменьшена?

— У нас есть требования, согласно которым стоимость платных и бюджетных услуг должна быть одинакова. Каждое учреждение при этом вправе снизить стоимость.

— Но вы за это будете наказывать…

— Не совсем так. Мы не поощряем нарушения законодательства, которые приводят к тому, что учреждение не направляет свои средства на компенсацию, а просто снижает стоимость образовательной услуги. Если учреждение воспользовалось своим правом и направило свои средства на компенсацию, то в этом никаких проблем нет. Если же учреждение снижает стоимость образовательной услуги и при этом ожидает, что федеральный центр компенсирует выпадающие доходы учреждения, то мы этого не одобряем.

— А из каких средств вузы должны компенсировать оплату обучения?

— По закону — из внебюджетных.

— Но внебюджет в основном и составляется за счёт оплаты обучения.

— Не только. Это и привлечение средств на науку, и вопросы, связанные с имуществом – есть много входных источников для образовательных учреждений.

— То есть такой вопрос не будет обсуждаться?

— Он не требует обсуждения в плане принятия решения. Все необходимые решения предусмотрены на федеральном уровне, а принимает их сам вуз.

— Сегодня говорилось и о выполнении майских указов президента. За счёт каких средств это должно быть сделано? Для многих вузов это настоящая головная боль.

— Недопущение задолжности и достойный уровень зарплат — это в первую очередь ответственность вуза. Вместе с тем на систему образования в 2017 году на эти цели предусмотрено 60 млрд рублей, и это на 18 млрд больше, чем было в 2016 году. Поэтому можно смело ожидать, что зарплаты вырастут. Другое дело, что разные вузы по-разному выполняют эту задачу. Есть вузы, которым это удаётся, и это в значительной степени связано как раз с высоким качеством финансового менеджмента, с должным соотношением «преподаватель – студент». Это эффективные с точки зрения финансовой вузы. А есть вузы с избыточной инфраструктурой, у которых нет успехов в реализации передовых технологий финансового менеджмента – такие вузы буксуют. Как раз состоявшийся в Красноярске очередной семинар — это та площадка, на которой мы обсуждали подходы к тому, как в конечном счёте решать такие задачи.

— Кстати, про избыточную инфраструктуру. Допустим, наш вуз строится, вводятся новые корпуса, общежития. Но содержать потом эту инфраструктуру оказывается убыточно. Мы не получаем финансирования на поддержку этих новых объектов. Так что же — не развиваться?

— Не соглашусь с такой постановкой вопроса. Средства на содержание выделяются в составе норматива на одного студента. И этих средств, при отсутствии избыточной инфраструктуры, должно быть достаточно для того, чтобы содержать любые объекты. Когда вводятся крупные объекты, такие как общежития, это действительно накладывает дополнительную нагрузку на вуз, а мы целевым образом средств на это, как это было раньше по смете, не выделяем. Но тут важно понимать: раз появляется общежития, значит, вуз получает возможность привлечь больше студентов, а за студентами как раз следует финансирование. Так что общежитие — дополнительная возможность вузу привлечь студентов и получить финансирование как из федерального бюджета, так и из внебюджетных источников.

— В том, что успевающим учреждениям образования, т.е. имеющим хорошие показатели в рейтингах, выигрывающим конкурсы и т.д., дают больше финансирования, есть резон. Но таким образом происходит ещё больший разрыв между сильными и слабыми. Образуется группа элитных школ и вузов и тех, кто на развитие получает в разы меньше. Этот разрыв будет увеличиваться или стираться? Когда у нас не останется «слабых», а всё образование будет качественным?

— Я считаю, что наше образование в целом качественное и не вижу того разрыва, о котором вы говорите. Это конкурентная и открытая среда, но правила и подходы ко всем едины. Речь идёт просто о каких-то точечных решениях, которые принимаются в пользу более эффективных, более подготовленных учреждений.

Валентина ЕФАНОВА