Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2017 г.

Покорение мира танцем Сибири

О Михаиле ГОДЕНКО и уникальном стиле Ансамбля танца Сибири написаны диссертации и монографии — не каждый крупный творческий коллектив обласкан таким вниманием исследователей. Достоверно известно, что у легендарного балетмейстера, ставившего танцы также в Ленинградском мюзик-холле и не раз получавшего предложение остаться за границей, была одна страна и один город — Красноярск.

К счастью, сегодня ещё есть возможность пообщаться с людьми, которые знали Михаила Семёновича, работали с ним, наблюдали триумфальное шествие его ансамбля по миру.

Государственная миссия

Сейчас уже мало кто помнит, но долгое время наш город имел статус «условно закрытого». Иностранцам запрещалось посещать столицу Красноярского края.

Выступления в зоне военных действий в разгар войны во Вьетнаме были первыми крупными зарубежными гастролями Ансамбля танца Сибири. До 1971 года коллектив выступал в странах социалистического лагеря, Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока.

— Многие советские коллективы гастролировали за рубежом, но до нас представления о Сибири или вообще не было, или считалось, что там живут только волки да медведи. Куда бы мы ни приезжали — везде вызывали искренний восторг своим искусством и тем, как выглядели, как общались и как себя вели, — делится Людмила КОРКИНА-МОВЧАН, народная артистка России, «лицо» Ансамбля танца Сибири, улыбавшееся когда-то со всех афиш.— Моя первая зарубежная поездка была в Тунис, мы выступали на IV Международном фестивале народного творчества, 17 стран участвовало. Наш сольный концерт проходил под открытым небом на развалинах Карфагена — незабываемое зрелище! А какой был приём — мы получили первое место и золотую медаль. Но самое главное — атмосфера! Наши ребята учили африканцев своим танцевальным трюкам прямо на улице, перед зданием, где все проживали. А потом они — такие высокие, стройные — плакали, как дети, когда наступил момент расставания…

— Красноярск миру открыл именно Михаил Семёнович ГОДЕНКО, — убеждён Геннадий РУКША, многие годы руководивший культурой в крае и сопровождавший ансамбль во время его зарубежных гастролей (ныне — советник главы г. Красноярска). — В 80-90-е годы во Франции и Швейцарии я наблюдал, что жители этих стран поначалу воспринимали Красноярск как провинцию, как город, засыпанный снегом, не более… Зарубежные гастроли в те времена не проводились на коммерческой основе, правом на их организацию обладал исключительно Госконцерт. И рассматривались такие гастроли как политический визит; поэтому они сопровождались циклом разных просветительских мероприятий — рассказом о стране и прочее. В первой же поездке Михаил Семёнович предупредил меня: «Давайте сразу договоримся: я буду рассказывать о стране и творчестве танцами на сцене». А были достаточно сложные времена. Например, более двух месяцев коллектив гастролировал по странам Скандинавии — Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция, вдоль и поперёк. И как раз тогда были введены советские войска в Афганистан. Можете себе представить, какая развернулась пропагандистская работа в средствах массовой информации тех стран?! Перед многими выступлениями манифестация происходила. Но хватало этого лишь до начала концерта. Как только мы выходили с первым номером (хореографическая сюита «Сибирь моя»), начинались овации. На такой же ноте и завершался концерт. Так доходчиво преподносил образ нашей страны Годенко. В программе было много компонентов, определявших российскую идентичность: это хореография, специально написанная музыка, национальный российский инструмент — балалайка, плюс русская народная песня, которую исполняло великолепно подобранное трио. Михаил Семёнович обладал уникальным чутьём и мастерски выстраивал действие.

Окно на Запад

Покорение Запада началось с гастролей ансамбля во Францию в 1972 году. Причём Михаил Семёнович был главным хореографом-постановщиком Фестиваля искусств народов СССР в Париже. Номера красноярского коллектива преобладали в программе. Как писала газета «Реро», парижане были вовлечены в «сумасшедший танцевальный вихрь». Вскоре после Франции ансамблю рукоплескали Польша, Бельгия, Люксембург, Австралия, Новая Зеландия, Португалия, Англия, Шотландия, Греция, Испания, США.

Гастрольный график ансамбля Годенко был сверхплотным — в среднем восемь, а то и десять месяцев в году артисты были в отъезде. Вспоминается популярная шутка тех лет: «Вчера в Красноярск на кратковременные гастроли прибыл Ансамбль танца Сибири».

— В 70-е годы ансамбль целый месяц гастролировал по крупным городам США. Представьте: прогуливаются артисты после концерта, любуются видами ночного Нью-Йорка, и всюду неоновые вывески — большими красными буквами слово КРАСНОЯРСК. Михаил Семёнович рассказывал мне, что в эти минуты сердце его таяло от счастья, — вспоминает Илья Лазаревич КЛЕЙМИЦ, работавший в 1972-86 годах художественным руководителем Красноярской краевой филармонии.

Сегодняшнее поколение артистов ансамбля знает от ветеранов, как поклонник Людмилы КОРКИНОЙ в Латинской Америке, не пропустивший ни одного концерта, на прощание подарил ей крохотный букетик розовых цветов, означавший в этой стране «тысячи поцелуев от зрителей», и миниатюрные национальные золотые украшения — рог изобилия и сомбреро, приносящие счастье (правда, подарок она получила не лично, а от сотрудников КГБ, сопровождавших коллектив в каждой зарубежной поездке).

Известно и то, что однажды знаменитая балерина Майя ПЛИСЕЦКАЯ приходила за кулисы, чтобы лично выразить свой восторг ведущей солистке ансамбля Лидии ДЗЬОБАК, виртуозно исполнявшей фирменный трюк «юла».

— Что касается трюков, в особенности двойных пируэтов, то к нам даже из ансамблей И. МОИСЕЕВА и «Берёзки» приезжали опыт перенимать, — раскрывает секрет народная артистка России Лидия Дмитриевна Дзьобак.

«Наши темпы!»

При жизни Годенко его номера и танцы считались авангардом, иногда даже подвергались жёсткой критике, а сейчас составляют золотой фонд российской хореографии. Для Михаила Семёновича всегда важны были темп, динамика, оптимизм.

— Иногда из-за кулис он подбадривал оркестр и танцоров словами: «Наши темпы!». Это означало «как можно ярче, энергичнее, быстрее, да ещё и с голосовым оформлением», — делится Л.В. Коркина.

Сейчас часто цитируют высказывание американской прессы о концертах ансамбля в 70-е годы: «Несомненно, те представления о Сибири, которые у нас сложились, ошибочны. Не может быть сумрачной и безрадостной страна, которая взрастила такие живые цветы».

А некоторые иностранные репортёры высказывали предположения, что столь стремительные танцы сибиряков вызваны постоянным холодом и желанием согреться.

Но не только темпы подкупали зрителей, были в репертуаре ансамбля и потрясающей красоты лирические хороводы. Солисток Михаил Семёнович Годенко подбирал самых высоких и красивых (сказался его опыт работы в мюзик-холле). Сам мастер так обозначал формулу успеха: молодость и профессионализм. Он часто говорил артистам: «Танцуйте всегда как в последний раз».

Живая музыка и вокал

— Концерты ансамбля собирали на открытых площадках, стадионах по три-четыре тысячи человек. Дипломаты говорили: когда танцует ваш коллектив, это оказывает бОльшее влияние, чем мы своими заседаниями, — передаёт атмосферу той эпохи солистка вокального трио, работавшего в составе ансамбля в 70-е годы, заслуженная артистка России Людмила ЕЛЕСИНА-ПОПОВА. — Нас хорошо принимали за рубежом, особенно, когда пели на родном языке той страны, где выступали. Например, в Гаване на нашем концерте был сам Фидель КАСТРО, и мы пели на испанском «Да здравствует Куба!». Там и Новый год встречали, вместо хоровода у ёлки в бассейн ныряли…

— Первоначально в ансамбль действительно входило женское вокальное трио — Елесина-Сергиенко-Беляева, которое Годенко очень ценил. Песня «Мы на лодочке катались…» была одной из его самых любимых, — подтверждает Г.Л. Рукша.

В 2007 году ансамбль лишился своего оркестра, якобы это стало нерентабельным — брать музыкантов на гастроли… Как считает Геннадий Рукша, решение о роспуске музыкантов не было бы принято, будь жив Годенко, потому что Михаил Семёнович мог доказать правомерность существования оркестра. Если посмотреть внимательно, то партитуры буквально всех номеров написаны в самом коллективе. Музыку к подавляющему большинству постановок создал заслуженный артист РСФСР Владимир КОРНЕВ, прежде работавший в знаменитом московском ансамбле «Берёзка». Другую часть номеров написал Александр ВАГНЕР — потрясающий человек, он не умел о себе рассказывать, и о нём мало известно.

— Оркестр — это, прежде всего, лаборатория, которая позволяла создать музыкальный образ спектакля, — считает Г.Л. Рукша. — У Корнева и Годенко был уникальный подбор инструментов, оркестр включал и духовые, и народные, и щипковые, и клавишные, и баяны. Благодаря живой музыке танец доходил до глубины души зрителей. Думаю, то, что теперь ансамбль танцует под фонограмму — это неправильно.

Искусство видеть

— У Михаила Семёновича был свой хореографический почерк. Каждый номер — своеобразный мини-спектакль. Возьмём «Валенки»: музыка народная, но сам танец стилизованный, с элементами вошедшего тогда в моду твиста, — рассказывает Л.Д. Дзьобак.

— Идеи для своих постановок Годенко черпал из жизни. Михаил Семёнович ездил по районам края, по колхозам и совхозам, смотрел, как там танцуют самодеятельные коллективы. Он впервые в СССР поставил танец, где 40 человек в унисон бьют чечётку! И этот танец называется «Енисейские речники», — добавляет И.Л. Клеймиц. — Все его танцы (за исключением последнего, прощального) наполнены жизнью и оптимизмом. «Танец регулировщиц» родился в начале 70-х, после того как Годенко случайно увидел на одном из перекрёстков в центре города, как виртуозно дирижирует дорожным движением регулировщик ВОРОНЬКО.

В 50-х годах Годенко работал балетмейстером в Северном русском хоре, а руководила коллективом выдающийся деятель культуры, народная артистка РСФСР Антонина КОЛОТИЛОВА. И некоторые соратники Михаила Семёновича считают, что именно она научила его трепетно относиться ко всему народному и вместе с тем вносить в танец современную стилистику.

— Михаил Семёнович начал ставить какой-то хоровод и спросил Колотилову, что делают женщины Севера в танце руками? И получил неожиданный ответ: «А я не знаю! Хотя есть особенности, и как ты придумаешь сейчас, так оно и будет». Похоже, эта встреча стала отправной точкой для модернизации его творческих приёмов, хореографических элементов, — делится ещё одним воспоминанием Г.Л. Рукша. И улыбается. — А подражателей у самого Годенко было сколько угодно! Мне пришлось в конце 90-х уехать из Красноярска и какое-то время работать в Ярославле. Вскоре посетил смотр любительской самодеятельности. Для меня было откровением, когда вдруг увидел, как сельский самодеятельный коллектив в Ярославской области танцует… «На птичьем дворе». Помню, расчувствовался до слёз. И позже в Центральной России встречал очень много коллективов, перенявших от ансамбля Годенко жесты, движения, темп. Красноярские коллективы — ансамбли «Енисейские зори», «Орлёнок» — тоже многое взяли от Годенко.

Вспоминается и ещё один эпизод. Художница, заслуженный деятель искусств Елизавета АКСЕЛЬРОД придумала для танца «Сибирская потеха» колоритные полосатые брюки. И эта находка, родившаяся в недрах нашего ансамбля, мигом разошлась по всей стране!

Феномен мастера

Первоначально, ещё до Годенко, коллектив носил название «Красноярский ансамбль танца народов Сибири». А когда Михаил Семёнович в 1963 году возглавил коллектив, он слово «народов» убрал, и в этом, по мнению Г.Л. Рукши, была его принципиальная позиция:

— Годенко считал — каждому народу даны природой уникальные хореографические задатки, и танцевать так, как это делает тот или иной народ, артисты не смогут. Однако он немного отступил от этого правила, поставил «Северную сюиту» — танцы народов Севера Красноярского края. В этой сюите Михаил Семёнович пытался передать взгляд на Сибирь через современный колорит. Он вообще старался быть необыкновенно современным, что провоцировало дискурс в различных диалогах, которые происходили в профессиональной среде. Но Михаил Семёнович доказал своей хореографией и возможность современного включения в танец, и то, что фольклорная составляющая — тоже не застывшая институция.

— Что изначально отличало наш ансамбль от всех других? Фирменный стиль (все танцовщицы — блондинки); смелая стилизация костюмов, очень тонкое введение современной пластики в новые номера: «Валенки», «Танец регулировщиц», «Северный ненецкий танец»; оригинальный музыкальный материал, живой оркестр; талант, высокий профессионализм, работоспособность и вкус художественного руководителя, — дополняет Л.В. Коркина-Мовчан. — Постановка, которую можно назвать визитной карточкой нашего коллектива — это, конечно, «Хороводная пляска с трещотками»! Этот номер и сегодня достойно представляет ансамбль.

— Годенко очень серьёзно относился к содержанию, сохранению определённой идентичности сибиряков, к показу сибирских характеров, что ему в принципе удалось, — отмечает Г.Л. Рукша. — Совсем недавно я был на концерте ансамбля, и меня поразило, что номера, которые поставил Михаил Семёнович много-много лет назад, живы и составляют основу репертуара. Эти постановки дороги мне не только потому, что я видел их раз по триста, а оттого, что по духу, музыкальному компоненту и своей хореографической лексике они до сих пор актуальны.

О высочайшем мастерстве М.С. Годенко свидетельствует тот факт, что именно он был назначен главным балетмейстером церемонии открытия и закрытия XXII Олимпийских игр в Москве в 1980 году.

Унесённое временем…

— Я пришёл в коллектив в 1967-м и работал вплоть до 1990 года, — показывает старые фотографии бывший ведущий солист ансамбля Анатолий ЕРЕМЕТОВ. — Весь репертуар, или как теперь называют — золотой фонд, Годенко ставил на моих глазах. Кстати, многие танцевальные элементы и трюки придумывали сами артисты во время репетиций. В «Сибирской потехе» (задорный танец с балалайками — прим. автора) я делал уникальный трюк — крутился на голове. Когда уволился — никто не смог мой номер повторить. Почему? Там секреты свои. Каждый день приходилось «пахать» и, чтобы всё получилось, темп надо было набрать нужный; ну и до выхода хорошенько разогреться — это закон. Когда уходил на отдых — сердце щемило, но сцена любит молодость, а я лысеть начал — выкрутил волосы, наверное!

А ещё был у нас номер — два солиста-низовика Алексей КАРПОВ и Владимир НЕКРАСОВ двойной трюк делали — никто в Советском Союзе не мог с ними сравниться! Сейчас копируют, но всё же не то… Помню, когда мы исполняли казачий пляс «Красный Яр», так саблями рубились, что искры летели; как будто вот-вот зарубит один другого! К сожалению, сейчас ансамбль не исполняет шуточный танец «Валенки», а номер был потрясающий! Но только сами артисты знали, какой он сложный и насколько нужно быть выносливым, чтобы его станцевать — валенки были настоящие, натуральные, они как бы подчёркивали саму Сибирь. Выдыхались, конечно, девчонки, а вместе с ними и солист Иван ЧЕРЕМИСИН, но зрители об этом не догадывались…

Портрет знаменитостей

М.С. Годенко умер в 1991 году. Его высшую трудовую награду — Звезду Героя Социалистического Труда — Г.Л. Рукша передал в краеведческий музей. Не так давно Геннадию Леонидовичу позвонила вдова красноярского художника, когда-то написавшего коллективный портрет деятелей культуры Красноярского края.

— Идея с групповым портретом, где изображены АСТАФЬЕВ, ДЬЯКОНОВ, РЯУЗОВ, МЕШКОВ, ИШХАНОВ, ДЕМИРХАНОВ, ГОДЕНКО и две его примы — КОРКИНА и ДЬЗОБАК, — моя маленькая хитрость, — признаётся Г.Л. Рукша. — Дело в том, что Михаил Семёнович наотрез отказался позировать для бюста, создание которого краевое руководство поручало Юрию Ишханову. Годенко вообще не любил, чтобы его как-то увековечивали — ни в скульптуре, ни в живописи. И тогда я придумал этот портрет знаменитостей. Автор работы Степан Егорович ОРЛОВ ещё при жизни подарил мне рисунок к портрету Годенко, сделанный с натуры, что само по себе очень ценно. Сейчас он висит в моём кабинете дома, и я никогда с ним не расстаюсь. А недавно вдова Орлова, очаровательная Алла Николаевна, тоже художник, передала мне ещё и этюд к портрету Людмилы Коркиной, написанный Орловым также с натуры, за что я ей бесконечно благодарен! Теперь эти работы будут висеть рядом.

Наследие

— Все танцы Годенко проверены временем. Более 70 стран объездили и до сих пор танцуют и «На мосточке», и «На птичьем дворе», и казачий пляс «Красный Яр», и «Сибирскую потеху», и «Вдоль по улице», и хоровод «У колодца», и многое другое, — с гордостью перечисляет близкий друг и соратник легендарного балетмейстера И.Л. Клеймиц.

— Думаю, если бы сейчас Михаил Семёнович был жив, то новые танцы придумал бы точно, — размышляет Г.Л. Рукша. — Не проходило и года, чтобы Годенко не ставил новые номера. И сейчас родились бы свежие сюжеты, современные музыкальные версии. Для него всегда важным было одно — постоянно находиться в творческом процессе.

Память жива: в Красноярске есть улица Годенко, по Енисею ходит скоростной пассажирский теплоход «Михаил Годенко». В 1999 году Михаилу Семёновичу присвоено звание почётного гражданина Красноярска. Но главное — Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири носит его имя. Сегодня этот коллектив — художественное достояние России, он признан особо ценным объектом культуры Красноярского края. Каждое его представление — праздник, оставленный в наследство.

Вера КИРИЧЕНКО