Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2017 г.

Таёжная история

Олеся УШАКОВА, директор компании «Подарки со вкусом Сибири» — человек, который вдохновляет. Поговорив с ней час, начинаешь верить в светлое будущее края, предполагая, что оно не только в нефти и алюминии, но и в том, что растёт в сибирской тайге. А ещё — в людях, которые могут изменить к лучшему всё вокруг себя.

Олеся как раз из таких: два года назад она стала работать с небольшим производством в таёжной провинции и вывела его в узнаваемый бренд. Эффектно упакованные и экологически чистые продукты под маркой «Таёжный клад» пользуются спросом как у красноярцев, так и у жителей России и зарубежья.

О том, как это у неё получается, мы и попросили рассказать.

— Как вы пришли в бизнес?

— У меня возникла идея производить необычную, вкусную еду на основе сибирских дикоросов и достойно её оформлять. И как показывает опыт двух лет ведения бизнеса, идея себя оправдала.

А производство с нуля я не создавала. Оно функционировало и до меня, но в какой-то момент стало ясно, что необходимы перемены. Это было производство напитков в Абазе, оно находилось на стадии закрытия, то есть закрыть было проще, чем поддерживать, и тогда владельцы, мои знакомые, пригласили меня. Постепенно ситуация выправилась, и сейчас там более-менее нормальные объёмы. Напитков они стали делать меньше, зато больше варенья, которое пользуется хорошим спросом в Центральной России.

Два года я занималась вкусными корпоративными подарками, а с прошлого лета пробую заниматься дистрибьюцией и представительством в разных регионах. С производством я дружу, ловлю мировые тенденции, стараюсь контролировать качество и вводить новинки. Например, варенье из шишек и кедровые орешки в сиропе — это моя заслуга. Люди долго не верили, что шишки вообще могут быть кому-то интересны, но теперь, наконец-то, мы стали их варить, и варенье пользуется большим спросом.

Всё, что касается упаковки, тоже моя работа. В Красноярске у меня небольшая рекламная мастерская, мы делаем упаковку и всё оформляем. Вырезаем и гравируем деревянные коробочки, наполняем их продуктами со вкусом и ароматом Сибири, отправляем посылки по России и дальше.

— В соцсетях я нашла вас по названию «Таёжный клад»…

— «Таёжный клад» — это известная марка со своей атмосферой, именно под ней производятся нектары прямого отжима, варенье из таёжных ягод и шишек, папоротник, мёд, черёмуха. И «Таёжный клад» сейчас один из главных поставщиков для моего проекта корпоративных подарков со вкусом Сибири. Постепенно мы и соцсети переведём на новое название.

— В производстве вы используете только местные растения?

— Да. Ягода растёт на территории Хакасии, на юге Красноярского края. Её используют для приготовления напитков и варенья… Она не привезена из Китая, не закуплена, скажем, в Карелии, это то, чем богат край. Наши травы — это уникальные сборы. Для чая используется сбор «иван-чай, пихта, чага». На первый взгляд такой сбор может показаться странным, но когда чай заваривается, он получается очень насыщенным по аромату и вместе с вареньем из шишек производит невероятное впечатление как на местных жителей, так и на иностранцев. Это не считая того, что он полезен.

— А как вы работаете с иностранцами?

— Кто-то приезжает сюда и у нас покупает продукцию, кто-то получает в подарок от друзей и партнёров, кому-то мы отправляем посылки за границу. Возьмём тех же сибиряков, которые живут за рубежом… Часто им хочется получить таёжный подарок с родины и удивить друзей. Мы делаем личные гравировки на деревянных коробках, и когда человек получает такой сундучок, наполненный вкусностями, это для него большой сюрприз и радость. Каждый набор — личный. На Новый год был просто бум таких подарков. Были заказы из Канады, Америки, Украины, Германии, Белоруссии, Кореи, Бахрейна, Венгрии, Туниса, Таиланда… Люди хотели получить эксклюзивный, сибирский, таёжный продукт. Я только пробую работать с экспортным направлением. Дело это не быстрое, но я верю, что перспективы у него большие.

— Говорят, вы дали работу людям в загибающемся посёлке?

— Нет, скорее мне удалось как антикризисному менеджеру в нужный момент внушить им веру в то, что они смогут нормально работать на рынке, что они производят классный и качественный продукт. Удалось выстроить вектор, которого стоит придерживаться. Производство, с которым я работаю, — это всё-таки Хакасия, Абаза, до Красноярска 700 км, поэтому логистика не из лёгких, и так как это производство — не моя собственность, разгуляться со своими идеями не всегда получается. Но в перспективе у меня — своё производство в крае, свои заготовительные пункты и работа на экспорт.

— Для предприятий вашего профиля в крае имеется потенциал?

— Потенциал у нашего региона очень большой, и деньги здесь можно зарабатывать не только на алюминии, а когда ты делаешь аутентичный продукт — это другое позиционирование. Я хочу объединить на одной площадке как ресурсы леса, так и современные рекламные технологии. Одно без другого существовать может, но это дорогой путь.

Наши варенья и напитки в супермаркетах продаются медленно, потому что у них цена выше, чем у массовой продукции, которая, условно говоря, наполовину состоит из крахмала. Но она дешевле. А когда баночка варенья стоит 200 рублей, никто не будет читать, что она без химикатов, без ГМО и сделана в Хакасии. Слабые продажи в супермаркетах на территории края объясняются ещё и психологией сибиряка, который может сказать: а зачем мне облепиха, когда у нас бабушка в морозилке её много наморозила? Когда я это поняла, стала действовать так — вместо магнитика на холодильник на память из Сибири стала дарить банку облепихи-клюквы, и это была совсем другая ценность. Человек с гордостью мог показать гостю красиво оформленную баночку и сказать, что вот это, мол, растёт у нас. Кроме того, у диких ягод совсем другой вкус, чем у растений с садового участка. Возьмём ту же самую жимолость: садовая — она более сладкая, таёжная — с горчинкой, и берут её именно за этот неповторимый вкус.

Если у компании нет многомиллионных бюджетов и нет возможности конкурировать с большими производителями, надо брать другим. Я стала разрабатывать камерную, не магазинную нишу, и этот шаг оправдал себя. Кстати, в Центральной России мы продаёмся лучше, чем в Красноярске. Люди считают — раз из тайги, точно всё натуральное, классное и «можно нам побольше?».

— О вас, я так поняла, узнают из Интернета.

— Если бы у нас было больше свободных денег на рекламу, то с раскруткой было бы намного проще. Сейчас наше продвижение — в основном Интернет и сарафанное радио. Сделаешь кому-то качественную услугу, продашь хороший товар, и люди начинают передавать друг другу информацию. Без основательной финансовой платформы приходится изворачиваться в плане оригинальных идей и маркетинговых ходов.

— Какие у вас планы на сегодня?

— Буду дожимать направление «Подарки со вкусом Сибири», объединять под своей торговой маркой небольших производителей, тех, кто делает оригинальное и не массовое. На днях узнала, что стала финалистом конкурса Forbes «Молодой миллиардер». Мой проект вошёл в Топ-15 из 150 бизнес-проектов молодых людей со всей страны. Уверена, что обучение с лучшими бизнес-тренерами страны поможет сконцентрироваться на нужном, отфильтровать лишнее и сделать проект интересным для инвесторов, развить его до масштабов страны. Может, ещё и тему туризма в Сибири удастся прокачать.

А вот прямо сейчас я занимаюсь визуальным обновлением проекта, регистрацией торговой марки и работаю над запуском интернет-магазина.

— Итак, будущее края не только за нефтью и металлом?

— Конечно. Просто сегодня для этого не развита инфраструктура.

Допустим, те же китайцы очень интересуются нашими дикоросами, захотели заказать 500 тонн берёзового сока. А у меня такого объёма нет. Они готовы деньги сегодня выложить, только привезите, но я его нигде не возьму. И ладно — у меня нет, его на территории региона нигде не купишь, сок добывается только раз в год.

Нет той инфраструктуры, которая способствовала бы, допустим, кооперации небольших производителей. А по факту у нас необъятные леса, в которых много чего есть, потенциал огромнейший. Одних ягод собирать — не пересобирать, про березы вообще молчу.

Работающих на местном сибирском сырье производств у нас не так много, как хотелось бы, а ведь именно такие предприятия составляют костяк экономики во многих странах. Вот пример ещё двух красноярских фирм.

>> «Ферма «Коза-дереза». Подошла к своей деятельности системно и помимо молочной продукции освоила смежные услуги. Предлагает не только продукты из козьего молока, но и товары для птицеводов и животноводов. Выставляет на продажу животных, устраивает различные мастер-классы и — что особенно восхищает детишек — организовала контактный зоопарк.

>> Фирма «Сибирина» специализируется на биопитании, которое производится на основе сибирского растительного сырья. Это и каши, и соки, и масла, и экстракты.

Елена НИКИТИНСКАЯ