Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2017 г.

Новые классики

Чаще всего, если говорить об искусстве, Красноярск связывают с именем Василия СУРИКОВА. Однако в ХХ веке наш город предъявил миру немало других художников, чьё творчество вписано как минимум в историю российского искусства. И уж во всяком случае полотна Андрея ПОЗДЕЕВА, Юрия ХУДОНОГОВА и Юрия ДЕЕВА красноярцы должны опознавать с малых лет.

Согласуясь с нынешней темой, мы попытаемся разобраться, в какой ситуации, художественной среде и при каких условиях сформировалось творчество этих авторов, в том числе — насколько их «сделал» Красноярск. А вот искушения широких обобщений и утверждения, что Красноярск в принципе предлагает уникальные условия, где художественный талант получает мощную поддержку и шанс серьёзно преуспеть в живописи, мы постараемся избежать.

Начнём с того, что наших авторов многое скорее разъединяет, чем объединяет. Значительные произведения Юрия Худоногова созданы в
1960-е годы, в период советской «оттепели», в то время как знаменитый евангельский цикл Андрея Поздеева и самые серьёзные философские работы Юрия Деева появились в 1980-е годы. Если в работах Юрия Худоногова и Андрея Поздеева можно увидеть очевидную связь, диалог с произведениями зарубежных авангардных мастеров, то творчество Юрия Деева в большей степени хочется отнести к мастерам-оригиналам наивного искусства вроде Анри РУССО или Нико ПИРОСМАНИ. И про эти «разницы» можно продолжать ещё долго.

Ю. Деев. «Дед от бабки ушёл»

Ю. Деев. «Дед от бабки ушёл»

Но мы рассмотрим их как мастеров в некоторой степени объединённых — хотя бы под такими «шапками», как «наиболее самобытные живописцы в истории красноярского искусства второй половины XX века» и «продолжатели традиций авангардного, неофициального советского искусства».

Если задуматься над вопросом влияния Красноярска на местных художников, первым делом в голову приходит общеизвестный факт: будучи удалёнными от российских центров, сибирские города всегда воспринимались как место ссылок для инакомыслящих. Поэтому неудивительно, что линия неофициального и отрицаемого в СССР искусства (постимпрессионизм и фовизм в целом как буржуазное явление, абстракционизм как ненужные рабочему человеку формалистические поиски и др.) продолжилась именно здесь. О том, какую роль провинциализм сыграл в творчестве Андрея Поздеева, пишет Т.С. КОРОБЕЙНИКОВА. Ведь первые живописные и графические работы Поздеева выполнены вполне реалистично. Но на какой-то стадии своего развития художник преодолел грань, отделяющую добротного мастера «красноярского реализма» от художника-авангардиста. Помогло отсутствие «идейного руководства» — далеко от Москвы художники писали то, что их привлекало.

Этот же самый провинциализм оказал ключевое влияние на творчество Юрия Деева, главным сюжетом картин которого стала сибирская деревенька с дедами, бабулями, домашней скотиной и уютными лоскутными одеялами. Художник долго жил в Кызыле, далеко от столичных центров, и образы его мира выглядели полновесным инакомыслием и альтернативным наполнением бытия.

Ю. Худоногов. «Стулья»

Ю. Худоногов. «Стулья»

Очевидно, что происходившее в художественной жизни Красноярья встраивается в общероссийские процессы. Так, ключевые произведения Худоногова приходятся на 1960-е годы, то есть совпадают с периодом «оттепели», когда, в частности, стало возможным более глубокое осмысление творчества таких художников, как Винсент ВАН ГОГ и Анри МАТИСС. Например, картина «Стулья» Худоногова вступает в «разговор» с произведениями Ван Гога «Стул и курительная трубка Ван Гога» и «Стул Гогена». И если нидерландский живописец совершает рефлексию над своим мироотношением, то красноярский автор передаёт атмосферу серьёзного спора — массой оставшихся окурков, хаотично расставленных стульев и газетой «Правда», намекающей на предмет спора.

Самые авангардные произведения Андрея Поздеева, в свою очередь, были созданы уже в 1980-х годах, когда постепенно табу и запреты советской эпохи сходили на нет во всех областях художественного творчества. А некоторые произведения Юрия Деева родились после прочтения «Котлована» А. ПЛАТОНОВА (впервые повесть опубликована уже при Горбачёве в 1987 г.), о чём пишет искусствовед Л. ШАПОВАЛОВА.

Итак, одной из причин формирования самобытности красноярских авторов стало постепенное ослабление цензуры, открытое распространение информации об искусстве западных мастеров. Подобные процессы происходили в России повсеместно, поэтому практически в каждом региональном центре можно отыскать своего «Поздеева» — авангардного мастера, творчество которого разительно отличается от всех остальных; например, в Ханты-Мансийске таким художником является Геннадий РАЙШЕВ.

Уникальная красноярская ситуация, очевидно повлиявшая на творчество художников, — это природа. Известно, что Андрей Поздеев был завсегдатаем заповедных мест на Столбах, что выразилось впоследствии в целой серии графических работ. Для Юрия Худоногова источником вдохновения стала Хакасия с древними менгирами и уникальными цветовыми сочетаниями. Менее привязаны к конкретному месту условные деревья, птицы, сугробы Юрия Деева — обязательные персонажи его картин.

И последнее, что, пожалуй, объединяет ярких красноярских художников, отражая опять-таки в большей мере общероссийскую тенденцию: все они серьёзно переживали последствия Великой Отечественной войны, каждый по-своему.

Юрий Худоногов воевал, награждён орденом Красной Звезды. В его творчестве тема войны решается в символическом ключе — например, в таких картинах, как «Летят журавли» и «Подсолнухи».

А. Поздеев. «Война»

А. Поздеев. «Война»

Андрей Поздеев в возрасте 17 лет ушёл на фронт, уже к этому времени пережив многочисленные жизненные беды. Тема войны крайне редко, но находит отражение в тематике его работ.

Юрий Деев лично не застал войны (родился в 1944 году), но его отец был фронтовик, получил тяжёлое ранение под Ленинградом, вернулся домой без руки. Глубокие размышления художника о влиянии Великой Отечественной войны на русский народ в конечном счёте нашли отражение в одном из его наиболее философских произведений «Реквием».

А ещё Поздеева, Деева, Худоногова объединяет то, что на художественной карте России их имена накрепко связаны с Красноярском. Если же говорить о широком признании, то пока с ним повезло, пожалуй, только Андрею Поздееву. О нём выпущено значительное (хотя всё равно не достаточное) количество книг и статей, снят фильм «Когда грунтуют холсты», который могут видеть и пользователи Youtube, в центре Красноярска художнику установлен памятник, знакомый каждому горожанину. В минувшем — юбилейном — году состоялось несколько выставок в разных музеях, прошли всевозможные акции (тысячи людей рисовали «цветы Поздееву» к его 90-летию), даже открылась художественная школа его имени.

А вот наследие двух других авторов преимущественно известно людям, погружённым в историю местной культуры. Масштабных ретроспективных выставок творчества этих художников не проводилось, в постоянных экспозициях музеев их картины практически не представлены, а информация об их творческом пути крайне скудна, хотя справедливости ради надо отметить, что про обоих авторов сняли короткие фильмы — «Юрий Худоногов» и «Неоконченный портрет художника Юрия Деева». Впрочем, даже у Поздеева нет в городе постоянно действующей экспозиции, не говоря о музее, который всё планировали создать, да так и не нашли возможности.

Александра СИТНИКОВА