Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2017 г.

Наша еда: химия и немного вкуса
Насколько безопасны хлеб, молоко, мясо, овощи и фрукты, которые продаются в Красноярске

Если за обеденным столом в компании есть человек, который застал Советский Союз, рано или поздно он заговорит о том, что нынешняя колбаса в подмётки не годится прежней, что сыр тогда был вкуснее, шоколад натуральнее, хлеб был ароматным и хрустящим. Специалисты подтверждают: ещё 30 лет назад в продуктах не было столько консервантов, производители соблюдали ГОСТы и были честнее со своим покупателем.

Сегодня Краевой центр стандартизации и метрологии публикует удручающие рейтинги качества: 13 из 15 видов докторских колбас признаны фальсификатом. Плачевная ситуация и со сливочным маслом: треть брендов производит продукт не только не вкусный, но и опасный, в составе нашли, например, антибиотики… Когда и почему товары в магазинах перестали быть натуральными, зачем молоко и сметану привозят из Казахстана и Москвы, когда то же самое производят у нас, и можно ли доверять местным производителям? Эксперты продовольственной отрасли — честно о еде, которая у нас на столе.

Дмитрий ПОЛУЯНОВ: «Продовольственную безопасность определяет наш уровень жизни»

Директор по маркетингу крупной местной торговой сети — о том, как выбрать натуральное среди фальсификата, где в Красноярске гуляли курицы, которых разрывало от гормона роста, и почему в дискаунтерах дешёвые продукты.

— Нужно привыкнуть к мысли, что чистых экологических товаров на полках супермаркетов очень мало. Для понимания: если бы в России были такие же стандарты, как, например, в Европейском союзе, мы с вами никогда бы не получили овощей и фруктов зимой. До Сибири их невозможно довезти, не обработав химикатами, а евростандарты подобное запрещают.

Можно попробовать вырастить овощи в крае, но как большим объёмам созреть в нашем климате? Производителям приходится «догонять» культуры. Так, год назад в Красноярске по телевидению прошла серия сюжетов про химикат, который нашли в местных теплицах у китайцев, он ускорял созревание томатов и огурцов в несколько раз. Вроде бы это не полезно, но по нашим стандартам вполне приемлемо. Торговые точки продают то, что разрешено законом — продукты, которые одобрил Роспотребнадзор, они соответствуют СанПину — у нас такие нормы. Мы купили — съели — чувствуем себя нормально. Хотя есть научные гипотезы о том, что ГМО-продукты меняют генетический код человека, и как это скажется на здоровье наших детей или внуков — неизвестно.

— Многие красноярцы читают состав продукта, прежде чем его купить, но производители часто пишут на этикетках информацию, далёкую от правды. Могут ли торговые сети бороться с нечестными, недобросовестными производителями?

— Мы отказываемся продавать «сливочное масло», которое на самом деле спред. Теряем объёмы, ищем других производителей, но это капля в море. Нужно понять, что одна торговая сеть не может установить более высокие требования и предъявить их поставщикам, тогда мы просто не досчитаемся многих категорий товаров на собственных полках.

Пример из Норвегии, где государство строго запрещает фальсифицировать еду. Норвежцы имеют очень высокий доход, покупают экологичные местные продукты, очень патриотичны в этом плане, и если производитель — один только раз — попадётся на несоответствии декларируемого качества и реального, завтра компания уже не будет существовать. Её товары никогда не будут покупать, настолько сильно общественное мнение.

У нас работает другой механизм. Выявил Красноярский центр стандартизации и метрологии, что производитель на этикетке пишет одно, а в составе совсем другое, показали это СМИ, но предприятие не закрывается. В лучшем случае платит штраф, испытывает небольшой спад продаж, но случай скоро забудется, и всё вернётся на круги своя. Эта ситуация характеризует состояние проблемы: фальсификат обнаруживают, но системно с ним не борются.

Опять же, натуральные продукты могут позволить себе развитые страны, где население обеспечено и способно платить за молоко и мясо без ГМО. Всё, что сделано не из генномодифицированного сырья, стоит в разы дороже, а наша экономическая ситуация заставляет экономить.

— Но на ценниках с мясом в супермаркетах часто пишут «Свежее деревенское мясо», если свинина из района края; может быть, там нет ГМО?

— Чтобы вырастить экологичное мясо, нужно потратить много денег, себестоимость килограмма такого сырья будет выше средней в два раза. Если идёте в супермаркет, помните, в федеральных сетях всё мясо дифрастированное, то есть разморожено после долгой заморозки. У федералов в Красноярске нет убойной базы, свинину и говядину привозят из европейской части страны. Мясо подвергается шоковой заморозке, его транспортируют к нам, перед тем как выложить на полку — правильно размораживают, так, чтобы выглядело охлаждённым. Красивое мясо, но где произведено — неизвестно. Статистика: три года назад объём привозимого мяса из Бразилии и Аргентины в Россию был какой-то фантастический — половина от того, что у нас продавалось. Но на ценниках мы нигде не видели, чтобы было написано «Бразилия», пишут «Россия», чтобы товар продавался. Думаю, тут примерно то же самое. У нас нет базы в Красноярске, чтобы обеспечивать сети деревенским мясом. Покупателя легко провести, даже проводили эксперимент: положили рядом два куска свинины — местную и китайскую. Китайская продавалась лучше, потому что дольше сохраняла товарный вид, деревенская свинюшка начала естественным образом темнеть и заветриваться.

Вначале своей карьеры я работал на красноярском мясокомбинате «Зубр», делали колбасу. За несколько лет до закрытия предприятие перешло с местной свинины на китайскую. Как это было? Явились коммерсанты, сказали, что колбаса дорогая, поэтому плохо продаётся. Производственники ответили — не можем дешевле, местное сырьё дорогое. Начали вместе искать дешёвое… Китайцы молодцы, научились быстрее растить хрюшек: кормят их едой, которая стимулирует рост. Если живой вес свиньи достигается за 9 месяцев, то в Китае нашли способ вырастить животное в два раза быстрее. Наша колбаса стала дешевле, покупателям, конечно, не рассказали, что состав изменился.

— То есть и местные производители не брезгуют «ускорителями роста»?

— Не стану называть компанию, но это доказанный факт: если через определённое количество дней курицу не убивают, то её разрывает — внутренние органы, напичканные химией, продолжают расти, птица погибает. Это то, с чем мы сейчас живём. Закон простой экономики. Местные производители могут развивать бизнес, только если есть объёмы продаж и их продукция востребована, то есть не очень дорогая. Можно ли, устанавливая более высокие цены, быть успешными? Нет. История показывает: сколько бы ты ни рассказывал об экологичности, покупатели выбирают то, что они могут себе позволить, а денег, как правило, у нас хватает только на товары среднего и низкого ценовых сегментов. А как снизить себестоимость производства продукта? За счёт ускорения роста. А как добиться ускорения роста? За счёт химии. Вот и замкнулся круг.

В своей семье, когда дети едят курицу из фастфуда или просят купить дешёвую шоколадку, я понимаю, что это не натуральная еда, которая скажется на здоровье если не детей, то моих внуков, и становлюсь злым родителем, запрещаю. Хотя от ситуации в целом не убежать: мы покупаем те же самые продукты. Выбора большого нет, но если лежит два помидора — один из Китая, второй из Средней Азии, но дороже, я выберу Среднюю Азию.

— Неужели нет компаний, которые производят вкусное и натуральное хотя бы для детей?

— Была такая марка «Таёжный клад», производили натуральные напитки из местного сырья. Хорошая компания, не выжила. Даже на подъёме экономики еле-еле сводили концы с концами, хотя мы выделяли им полки, устраивали бесплатные дегустации, увеличивали объёмы, но это не привлекло покупателей. «Таёжный клад» закрылся, потому что была высокая себестоимость продукта и высокая цена. Я любил у них «Облепиху», «Жимолость» и «Чернику», сейчас воду пью.

— Но ведь местному производителю не нужно везти товар издалека, его продукция могла бы быть качественнее и при этом хотя бы не дороже привозной…

— Я уважаю местных производителей, они молодцы, очень стараются, производят достойный продукт, особенно это касается молочных товаров. У местных часто нет свободных денег, нет доступных кредитов на развитие. С одной стороны, выжить они могут, отстраиваясь более высоким качеством, но с другой — в кризис люди предпочитают дешёвое. Наша торговая сеть местных вообще поддерживает больше, и вот почему… Это одна из колоссальных проблем, которая пока не осознаётся.

В Красноярский край пришли федеральные сети, а что происходит в территориях, где федералы выжили региональные торговые компании? Во-первых, уменьшается налоговый поток, потому что налог на прибыль уходит туда, где зарегистрирован владелец. Во-вторых, местные производители не попадают на полки в федеральные магазины. Через 2-3 года в регионе сокращается производственная база, сокращаются рабочие места, фермерские компании закрываются, потому что лишились рынка сбыта. Мы вовремя поняли свою стратегию: чтобы выжить, местному магазину нужно быть в союзе с местными производителями.

Как было раньше: в нашу торговую сеть приходили федеральные бренды, например, кефира, молока, масла («Простоквашино», «Домик в деревне»), и говорили — вот наш маркетинговый бюджет, продайте полки. Мы продавали и зарабатывали. В итоге у нас было представлено 2-3 бренда молока, местный производитель уходил, не выдержав ценовой конкуренции. Казалось бы, какая нам разница, наш бизнес развивается, покупатели идут. Но потом в молочке произошёл довольно резкий общий рост цен, он контролировался не нами, а федеральными брендами, они одновременно подняли стоимость. Когда региональный магазин попадает в такую зависимость, это шаг к пропасти, к закрытию. Потому что потом в Красноярске построили и открыли федеральные сети магазинов — там те же «Простоквашино» и «Домик в деревне» продавались дешевле, потому что объём закупок больше. Согласитесь, когда одни и те же товары стоят по-разному, люди не понимают, зачем им ходить в местный магазин. Патриотизм? Да кому он нужен. Я как покупатель думаю о себе и о том, сколько сегодня могу потратить. Осознав своё положение, мы изменили подход.

Сейчас мы во многих категориях снизили объёмы федеральных и транснациональных компаний, продвинув местного производителя. Например, «Саянмолоко». Кефир, молоко, сметану делают в Саяногорске, это Хакасия, но мы считаем этот бренд родным. Начали работать: показали, сколько можем продавать, как можно вместе с нами расти, выстроили совместную стратегию. «Саянмолоко» увереннее взяла кредит, там купили новое оборудование, стали технологичнее. Мы сдержали слово — поддержали выкладкой на полки без маркетинговых отчислений, довели долю до приличного объёма. Это позволяет нам создать конкуренцию между народным товаром и федеральным. Ну и, конечно, всегда проще договориться о качестве продуктов с местным производителем, чем с московским.

— Местные производители уверяют, что часто их не пускают на полки в торговые сети, хотя их товар очень хороший. Почему так бывает?

— Местные производители, как правило, представлены во всех категориях товаров, которые производятся в крае. Другое дело, что местные фирмы начинают толкаться между собой. Условно — в регионе существует 15 молочных компаний, но сети супермаркетов не могут работать со всеми, ведь потребность покупателей закрывается двумя-тремя. Жителям не нужно 15 брендов местного молока, им нужно молоко самой низкой цены, как правило, это федеральные бренды. Но сейчас удаётся снизить стоимость на «Саянмолоко».

Мы рассказали о сложившейся ситуации местным производителям — «Агроярску», «Никольскому», «Истоку» и другим. Если хотите увеличить объёмы продаж, единственный выход — объединяться под единым брендом. Так проще объяснять покупателям: эта торговая марка — наша. Так появилось «Село родное», его поддержали власти: спикер Законодательного Собрания Александр УСС, министр сельского хозяйства края Леонид ШОРОХОВ публично заявляли, что «Село родное» — продукция краевая, что этому бренду можно верить! Но даже после этого продажи не взлетели. Это ещё раз доказывает, что у покупателя сформирована своя потребительская корзина, у него есть любимые бренды, и чтобы заменить эти бренды на новые — нужно потратить много сил и времени.

— В Красноярске работают магазины-дискаунтеры, там на полках товары, которых нет больше нигде, — новые, очень дешёвые торговые марки. Что можете сказать об их качестве?

— Эти товары позиционируются как минимально безопасные для здоровья. Это официальный термин. Задача дискаунтеров в том, чтобы предложить самую низкую цену на хотя бы один товар в каждой категории. Иногда доходят до абсурда: один из дискаунтеров стал выпускать пресервы, сначала в баночке было по 5 рыбок, цена получилась высокой. Попросили производителя снизить стоимость — лить больше воды и класть меньше рыбы. В итоге в банке продавалось по одной рыбине. Покупатели берут эти пресервы из-за дешевизны, попробовав, разочаровываются, рассуждают, что лучше немного доплатить, но получить что-то покачественнее... И в дискаунтерах вырастают продажи среднего ценового сегмента. Это маркетинг.

— Товары «минимально безопасные для здоровья» — звучит страшновато…

— Целевые покупатели дискаунтеров — люди с доходом прожиточного минимума. Они не могут выбирать, их задача что-то съесть. Магазин несёт ответственность за свои товары, если что-то произойдёт, покупатель имеет право обратиться в суд и получить свои деньги. Сети не враги сами себе, они продают товары, может быть, не всегда вкусные, но есть их можно. Другой вопрос — довольствоваться ли предложенным качеством.

— Какой же выход? Где найти хорошие продукты?

— Выход — не переживать, покупать продукты, готовить из них, есть и получать удовольствие. Это система, в которой мы живём. Конечно, смотрите на состав. В составе шоколада должны быть какао-бобы. Несоевый шоколад на 50-70% дороже, чем в среднем стоит плитка. Натуральное молоко не хранится более 5 суток. Что касается мяса… Наша семья покупала свинину у одного и того же человека на протяжении 8 лет. Приходили, продавец говорил, что мяса деревенского сегодня нет, только китайское. Советовал не брать, потом звонил, приглашал за свежим местным мясом. Так и нужно выстраивать отношения, находить «своего» продавца.

Кстати, у нас всё хорошо с морской рыбой. Её не выращивают искусственным путём. А вот с форелью сложнее, из Норвегии раньше нам привозили рыбу, которая была выращена супербыстро, за счёт специального корма.

— Врачи-онкологи советуют выращивать на своём огороде овощи, фрукты, ягоды.

— Если есть такая возможность, давайте прислушаемся. В супермаркетах же изменится ситуация, когда реальные доходы населения будут расти, и требования к продуктам станут выше.

Сергей НОВИКОВ: «Местные производители не умеют себя продавать»

Председатель Ассоциации сельхозпроизводителей, переработчиков и торговли «Енисейский стандарт» о том, почему местным производителям молока и хлеба не выгодно подмешивать консерванты и когда продукты, сделанные в крае, завоюют доверие красноярцев.

— Наша ассоциация называется «Енисейский стандарт», существует всего полгода и объединяет пока только 30 сельхозпроизводителей. Мы в начале пути, но болеем общей идеей: хотим продвинуть местные продукты на рынок. Наши товары конкурентоспособные, заточены на натуральность, но людям нужно донести эту информацию, уверить в том, что краевые производители не пишут ложного состава на упаковках.

Местные продукты вкусные, потому что натуральные, а натуральные — потому что на рынке ненатуральных продуктов конкурировать смысла нет, ниша занята транснациональными компаниями. Они поставляют, например, долгоиграющее молоко. Состоит не понятно из чего, его транспортируют, не соблюдая температурные режимы, храниться может годами… Местное же молоко — от коровы.

Если продукция промаркирована знаком «Енисейский стандарт», значит, произведена на 70% из местного сырья, на упаковке правдивый состав. В наших планах разрекламировать местные бренды, и мы рассчитываем на государственную поддержку, ведь и власть заинтересована в том, чтобы на полках были местные, качественные молоко, кефир, сметана, хлеб.. При желании Красноярский край может прокормить сам себя.

Наша проблема в том, что мы не умеем себя продавать: производители часто не понимают рыночные условия, не могут позиционировать себя, есть нехватка сельскохозяйственных маркетологов. Тем временем за покупателей идёт борьба: по телевизору, в Интернете продвигаются федеральные продовольственные бренды. Их рекламные бюджеты не сравнимы с региональными, но мы бросаем этой ситуации вызов! Мы объединяемся, чтобы предложить местную, качественную продовольственную альтернативу. Молочный бренд «Село родное» уже стоит на одной полке с федеральными брендами. Продукты под маркой «Енисейский стандарт» скоро появятся в местных торговых сетях.

Конечно, эти продукты априори дороже, потому что всё натуральное стоит денег. Посудите сами: чтобы произвести килограмм сливочного масла, нужно потратить 22 литра молока, закупочная цена которого 25 рублей за литр. Не может быть сливочного масла по 75 рублей за 200 граммов, это фальшивка. У нас есть качественное масло из Минусинска, оно занимает первые места на всех продовольственных конкурсах, но стоит, конечно, дороже. Есть люди, которые готовы не экономить на здоровье, но им нужно чётко понимать, где их не обманывают. И мы должны донести им правдивую информацию о наших продуктах. Натуральное не бывает дешёвым, зато вы знаете, за что платите.

Александра МАРКЕВИЧ