Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2010

«Каприччио» – звёздная страна

Недавно в квартире художественного руководителя Красноярского хора мальчиков и юношей «Каприччио» Ольги Викторовны АНДРОНОВОЙ раздался ночной телефонный звонок. Импресарио из Франции изъяснялся на ломаном русском: «В мае у нас открывается новое русское подворье. Приезжайте! Очень хотим вновь вас услышать!».

— В мае поехать во Францию не смогли, хотя очень любим выступать в этой стране, — сожалеет Ольга Викторовна. — У нас уже запланированы две другие поездки. Одна на Мальту – для участия в V хоровом фестивале, другая в Китай, где с 15 по 26 июля будет проходить Всемирная хоровая олимпиада. Кстати, в Поднебесную съедутся более 500 коллективов из 85 стран мира. Мы будем исполнять конкурсную программу, которая включает два классических произведения, спиричуэл и сочинение современного композитора Михаила Гаголина. Сейчас идут интенсивные репетиции. Нынешний год у нас, вообще, особенный – отмечаем 20-летие хора. В качестве почётного гостя на торжество приглашён основатель «Каприччио», заслуженный работник культуры РФ Михаил Александрович ТИМОФЕЕВ, бессменно руководивший коллективом в течение 17 лет.

С Михаилом Александровичем мы связались по телефону. Сейчас он живёт близ Санкт-Петербурга, в Гатчине. На заслуженном отдыхе, но продолжает преподавать в обычной музыкальной школе.

Судьба таланта

— Михаил Александрович, три года назад Вы покинули Красноярск, не скучаете по «Каприччио»?

— Я до сих пор поддерживаю связь с родителями своих учеников: созваниваюсь, узнаю об их судьбе, радуюсь успехам. Меня очень порадовала новость о том, что вернулся к руководству культурой в крае Геннадий Леонидович РУКША. Это именно он 20 лет назад, находясь в командировке в Екатеринбурге, услышал капеллу мальчиков и загорелся идеей создать подобный хор в Красноярском крае.

Я очень обрадовался, когда узнал, что мой воспитанник, в прошлом солист «Каприччио» Андрей АНДРЕЙЧИК (баритон) решил оставить карьеру преуспевающего бизнесмена и поехал в Канаду для того, чтобы там профессионально учиться вокалу. Андрей пел в церкви Св. Марка во время Олимпиады в Ванкувере, исполнял партию Эскамильо в спектакле «Кармен» в Чехии, недавно получил приглашение спеть в Венской опере.

— А почему российские вокалисты продолжают профессиональное обучение за границей?

— Вы, наверное, думаете от хорошей жизни? Просто в нашей стране законом запрещено бесплатно получать второе высшее образование. А за границей талантам – дорога открыта.

— Народный артист СССР Сергей Лемешев вообще поначалу учился сапожному делу в Петербурге, и только позже обнаружился вокальный дар.

— А если вспомнить недавно ушедшую из жизни народную артистку СССР Ирину АРХИПОВУ, солистку Большого театра – талантливый архитектор, сколько всего в Москве построено по её проектам! В этой связи я часто вспоминаю ещё одного солиста «Каприччио» Игоря ТАРАСОВА. Он выпускник Красноярской архитектурно-строительной академии, закончил аспирантуру, преподаёт. Голос у него изумительный!

Однажды, будучи в Красноярске, народный артист СССР Зураб Соткилава услышал, как Игорь поёт, и тут же пригласил его к себе, в консерваторию. Но Тарасов отказался, потому что по самым скромным подсчётам только на обучение, не считая оплаты жилья в столице, надо как минимум 120 тыс. рублей в год. Не каждый может себе позволить такие расходы, хотя Игорю, как никому, надо петь… В советские времена всё было по-другому: тот же Зураб Соткилава закончил сначала Тбилисский политехнический институт, а уж потом бесплатно консерваторию…

— 17 лет работы в хоре — это целая жизнь, что сейчас вспоминаете с особым трепетом?

— Зарубежные поездки и выступления по стране. Помню и то, как вышестоящие руководители укоряли нас: «Тут публику надо завлекать, а вы всё классику поёте. Пойте песни!». Но мы упорно шли своим путём. Однажды, когда меня в очередной раз «пропесочили», я спросил у ребят: «Хотите петь шлягеры?» и в ответ услышал дружное: «Нет!». А я и не сомневался.

ДОСЬЕ
Хор мальчиков и юношей «Каприччио». В коллективе занимаются более 80 мальчиков и юношей в возрасте от 5 до 25 лет. Творческая работа направлена на возрождение традиций мужского хорового пения. Репертуар хора составляют произведения старых мастеров эпохи Возрождения и композиторов XX века, духовные и светские сочинения зарубежных и русских классиков, песни народов мира и джазовые композиции.
Хор «Каприччио» — неоднократный лауреат международных фестивалей и конкурсов, в том числе:
1995 год — Международный хоровой конкурс в Будапеште, серебро;
2000 год — I Всемирная хоровая олимпиада в г. Линц (Австрия), золотой диплом;
2004 год — III Всемирная хоровая олимпиада в г. Бремен (Германия), серебряный диплом;
2008 год — II Международный музыкальный фестиваль в Париже (Франция);
2009 год — IV Международный хоровой фестиваль-конкурс на Мальте, диплом I степени.

Хор мальчиков объявлял набор девочек

Ольга Викторовна Андронова возглавила хор «Каприччио» в 2007 году, а работать в нём хормейстером начала более 12 лет назад.

— Ольга Викторовна, что собой представлял коллектив на тот момент?

— Хор состоял из 80 человек и уже тогда был на высоком уровне – занял второе место в 1995 году на Международном хоровом конкурсе в Будапеште, успешно выступил в 1996 году на Всероссийском фестивале хоров мальчиков в Екатеринбурге. И в момент моего прихода готовился к поездке в Японию на VII Международный музыкальный фестиваль.

— Именно в 1997 году по всему городу были расклеены шокирующие объявления: «Хор мальчиков объявляет набор девочек от 14 лет»…

— Как это ни странно звучало, но действительно, Михаил Александрович принял решение создать смешанный молодёжный состав хора. Зачем это было нужно? Руководитель решил, что юноши подрастают, им неинтересно уже с мальчиками петь, и не достигнешь такого высокого уровня, как хотелось бы. Кроме того, идёт интенсивная концертная деятельность, а мальчики требуют каждодневной бесконечной работы, чего при постоянной гонке не получается. Казалось, что с девочками будет проще: и дисциплина крепче, и голос не так стремительно мутирует — можно годами петь, не меняя состав. Да и сами юноши просили набрать девушек — им интересно было выучить новые программы. Ожидания оправдались. Молодёжный хор успешно концертировал и в нашей стране, и в 2000 году съездил в Австрию (г. Линц) на Всемирную хоровую олимпиаду, получил там золотой диплом победителя.

— И что же произошло потом — почему девочки покинули коллектив?

— Молодёжный хор в составе «Каприччио» пять лет существовал на энтузиазме, без всякой материальной поддержки сверху. К тому же девочки оказались не такими дисциплинированными, как мальчики – часто пропускали репетиции. В конце концов, было принято решение расстаться… Однако в коллективе продолжали существовать разные составы: младший (с 7 до 10 лет), концертный состав (9-13 лет) и юношеский.

Индивидуально-хоровой подход

— Ольга Викторовна, есть расхожее мнение: если хор, то о каком индивидуальном подходе можно говорить?

— С одной стороны, важно никого не обидеть и не вознести. В то же время, каждому нужно уделить внимание, раскрыть внутренний мир, заметить особенное. В этом плане многому можно поучиться как раз у Михаила Александровича Тимофеева – он в каждом что-то положительное подмечал. Наша задача воспитать ребят культурными людьми, а это невозможно, если не относиться по-человечески к каждому ребёнку. Михаил Александрович особое внимание уделял вокалу, со многими занимался индивидуально. Теперь его воспитанники поют в наших театрах: Евгений Дудник – солист музыкального театра, Алексей Перепрыгин и Александр Сивер – артисты хора театра оперы и балета и т.д.

— Много ли вообще хоров мальчиков в России?

— По пальцам можно пересчитать: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. В основном все они студенческие или любительские.

— Накладывает ли время отпечаток на репертуар «Каприччио» – появляются ли принципиально новые программы?

— Недавно мы исполняли «Военный реквием» Бриттена. Музыка эта, конечно, очень сложная и по языку, и по драматургии, но мальчики справились. Хотя, я думаю, они справились бы с этим сочинением и 10 лет назад. Другое дело, что сейчас редко когда увидишь недвижимый хор на сцене: всё больше уклон на хоровое представление или хоровой театр. Но я убеждена, что классика всё равно должна исполняться традиционно, без каких-либо фривольностей. Мы именно на классику делаем упор в своём репертуаре, потому что эта музыка и вокально воспитывает, и духовно возвышает человека. Слушатели очень любят обработки народных песен и военную концертную программу в нашем исполнении.

— Поговаривают, что хор «Каприччио» принимает только детей из обеспеченных семей.

— А вот это неправда! Ребятишки приезжают из самых отдалённых районов города – из Черёмушек, с улицы 60 лет Октября, из Ветлужанки и т.д. Среди родителей есть многодетные, малообеспеченные, есть мамы-одиночки. Занятия в хоре бесплатные. Денежную родительскую помощь мы принимаем только в виде благотворительных взносов.

— Как думаете, чем воспитанники «Каприччио» отличаются от своих сверстников?

— Они более культурные, собранные, умеют рационально распределить своё время. У нас ведь три раза в неделю по два часа занятий хора, не считая концертных выступлений – а это очень напряжённый график! Также ребята изучают сольфеджио, знакомятся с музыкальной литературой. Многие успевают в свободные дни посещать спортивные секции, заниматься в музыкальной школе.
А вы посмотрите на их лица – они какие-то особенно красивые, одухотворённые, что ли… Видимо, это сила музыки, она ведь в самые потаённые уголки души проникает, и словами невозможно объяснить этот феномен...

Но они же ещё и талантливые!

Концертмейстер Лариса Андреевна ЮШКОВА работает в коллективе с 1993 года. Она находит общий язык с любым, даже самым капризным ребёнком.

— Впервые Михаил Александрович пригласил меня сыграть с хором осенью 1993 года в Органном зале, — вспоминает Лариса Андреевна.— С вокалистами выступать всегда сложнее, чем с инструменталистами: это и другой дирижёрский жест, и дыхание важно учитывать. Но и в самый первый раз всё прошло удачно. С тех пор работаю в хоре вот уже 17 лет. Об этом времени хоть роман пиши…

— С кем приходилось выступать хору «Каприччио»?

— С нашим коллективом работали японский дирижёр Сусумо Мацумото, Камерный оркестр Новосибирской филармонии, Красноярский академический симфонический оркестр и Красноярский филармонический русский оркестр, Красноярский камерный оркестр «Глория»; хор, оркестр и солисты Красноярского театра оперы и балета, ансамбль «Виртуозы Красноярска», лауреат международных конкурсов органистка Людмила Камелина и многие другие.

Однажды с нами в одном концерте солировал отец Дмитрия Хворостовского (тогда сам Дима ещё не был звездой и пел в Красноярском оперном). Александр Степанович не любитель публичных выступлений и очень стеснялся, хотя у него красивый баритон, и тембр очень похож на Димин.

— Очевидно, чтобы приструнить мальчишек, нужно железное терпение – не зря же «Каприччио» переводится с итальянского, как прихоть, каприз?

— Да, видели бы вы, как они резвятся, кувыркаются в перерывах между репетициями… С маленькими, конечно, сложней — первые полгода те просто «гудят» так, что уши вянут. По отдельности каждый интонирует, но вместе они должны слиться в один голос, а это поначалу сложно. Но всё-таки они талантливые!

— Действительно ли в хоре вырабатывается слух?

— Обязательно, именно хор формирует слух даже больше, чем инструментальное индивидуальное занятие. Дети наши могут подстраивать любой голос в любой песне. Встречаются даже очень редкие для хора мальчиков голоса. Помню, пришёл к нам Егор Суслов. Пятилетняя кроха так басила, что мы диву давались. В результате сейчас в хоре очень редкий бас профундо!
Мальчики хоть за кулисами и любят покуролесить, но умеют мобилизоваться, выходя на сцену. «Каприччио» для всех нас – это своя особая страна, где жизнь и работа так тесно переплетаются, что коллектив уже становится семьёй.

Вера КИРИЧЕНКО
P.S. В юбилейный год хор «Каприччио» мечтает получить в подарок профессиональный цифровой фотоаппарат, видеокамеру и новый ксерокс. Всё это крайне необходимо коллективу для работы.