Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2017 г.

Рэп-батл как культурное событие

В августе случилось небывалое: вдруг все заговорили о рэп-батле Oxxxymiron VS Слава КПСС (Гнойный). Обсуждали, ждали результатов и потом снова обсуждали, читали разные мнения, соглашались с ними или спорили. По просьбе редакции одно из таких обсуждений для нас записали. Интересно оно тем, что участники диалога смотрят на феномен с разных позиций. Виктор КАРПУШКИН интересуется рэпом уже лет пятнадцать, выступает на сцене и даже в живом батле участвовал. А наш постоянный автор профессор Новгородского университета Татьяна Викторовна ШМЕЛЁВА давно интересуется рэпом как лингвист — в том числе потому, что с рэпером-собеседником её связывают отношения матери и сына. А ещё соавторов: у них есть несколько статей о рэпе. Научных.

Более 21 млн просмотров!

Более 21 млн просмотров!

ТШ: Слушай, почему такой шум вокруг именно этого батла? Ведь он же далеко не первый, Версус существует уже несколько лет. И никогда не было такого долгого медийного эха. Даже возник соблазн написать обзор публикаций о батле в медиа и показать, как каждый отклик характеризует самого откликающегося. Но зачем? А вот о самом событии всё-таки стоит поговорить. Пусть это будет такой жанр — аналитическая беседа, диалог. И давай участников называть человеческими именами — Мирон и Слава, а вместе — МС (произносится — эмсú), как принято в рэпе. Думаю, это слово уже давно известно читателям.

ВК: Ну давай, хотя я бы предпочёл говорить Окси и Гнойный — как они представлялись на батле. На самом деле я думаю, что шумиха вокруг этого батла несколько гипертрофирована. Частично благодаря усилиям организаторов мероприятия, за что их можно только похвалить. Частично из-за того, что именно такой формат (видео на Ютубе) сейчас популярен как никогда. Это как спиннер, вэйп и «Тесла» — в тренде. И люди это чувствуют, понимают, что надо быть в контексте времени или хотя бы в курсе: о чём идёт речь в сети, кому посвящены десятки новых мемов в ВК. Не уверен, что это интерес исключительно к рэп-составляющей события. Параллельно с Версусом проходит 16-й независимый онлайн-батл на сайте hip-hop.ru, где участники представляют свои треки на заданную тему. Но это не так зрелищно, не так доступно внешним зрителям и поэтому не пользуется популярностью у широкой публики.

ТШ: Мода модой, но в этом батле есть какая-то своя притягательность. Смотришь и не очень понимаешь: чем это зрелище так захватывает?

ВК:
Безусловно, в батле есть адреналин, тестостерон. Люди любят конфликты и скандалы (привет, «НТВ»!), и на батле всего этого предостаточно. Есть в том, что два человека высказывают друг другу в лицо всё, что обычно озвучивать не принято, что-то первобытое, нецивилизованное, что-то на уровне инстинктов. Сложно отрицать, что такие чувства с давних времён определяют критерии настоящего Зрелища: просто сейчас арену Колизея заменила съёмочная площадка Версуса, а гладиаторов — батловые МС.

Нельзя не отметить, что для участия в батле требуется немалая смелость, а это вдохновляет людей, мотивирует. Если Мирон на батле сказал своему товарищу Ресторатору не совсем приятные слова в лицо, то и я завтра смогу сказать коллеге по работе, чтобы он не брал мой йогурт из общего холодильника. Думаю, такая схема тоже есть. Какое бы ни было отношение к батлам, уличить участников в малодушии сложно. Если бы публичные выступления на таком высоком уровне давались легко, то этим бы занимался каждый, а не пара десятков людей в стране (говорю про топ).

ТШ: Да, с тем, что тут немалая смелость нужна, я согласна. И выдержка нужна нечеловеческая (даже видео смотреть — у меня давление поднялось). Но словесная сторона дела, поэтическая тут разве не имеет значения? Или один напор всё решает?

ВК: Надо понимать, что это состязание, спорт, и всё направлено на победу. Можно напомнить, что перед батлом Мирон сказал, что участвует в таких поединках из спортивного интереса. Но кто-то ценит батлы за агрессию, за юмор, а кому-то важнее всего качество рифмовки и панчи. В итоге же побеждают по сумме всех этих качеств. А вот когда пересматриваешь поединки, то словесная сторона становится как бы виднее, её можно уже спокойно проанализировать.

Как известно, все обсуждают проигрыш Мирона или победу Славы. На мой взгляд, это в данном случае не принципиально. Оба МС показали более чем достойный уровень и порадовали публику качественным материалом. Как правильно сказал в конце батла Ден Чейни, победил батл-рэп. Я бы даже сказал, что победил русский рэп в целом.

ТШ: Мне-то кажется, что победа Славы не случайна: он строго держался в рамках жанра (как бы к нему ни относиться), а Мирон постоянно выходил за эти рамки. Он и поведал историю Слова СПб, и рассказал о своём в ней участии, и раскритиковал Версус, и показал, как рождаются фейки, ну а больше всего занимался демонстрацией своего культурного уровня. Вот взял и зачитал полностью текст Гумилёва. Читал-то он хорошо, только зачем-то слова иллюстрировал жестами: произнося «розовое пламя», показал на свою розовую рубашку, а при словах «дурно пахнут мёртвые слова» зажал нос. Ты знаешь, я таких иллюстрирующих жестов не люблю. Тем более здесь, говоря о силе слова, подпирать его такой жестикуляцией… Конечно, его часть текстов насыщена информацией, которую не назовёшь общеизвестной: тут и кино, и литература, терминология типа нарратив, архетип… Всё это хорошо, только не очень встраивается в жанр.

А в чём же, по-твоему, эта победа русского рэпа?

ВК:
Качество текстов, подача и смысловая составляющая обоих МС, так или иначе, заставят коллег по цеху стремиться к высоко заданной планке. Да и многие зрители теперь смогут отличить годный батл от проходного. Кроме того, привлечённый интерес за счёт хайпа вокруг батла может распространиться на небатловый рэп. Не исключаю, что многие читатели, в частности и этой статьи, узнали об участниках в контексте батла, а теперь заинтересуются тем, что, например, делает Мирон, и послушают, например, интереснейший альбом «Горгород». Особенно из-за того, что содержание этого альбома вызвало столько упрёков на батле.

ТШ:
Упрёки — это ещё мягко сказано. Я бы назвала это уничтожающей критикой. Но при этом в своём первом раунде Слава представил подробный, хочется даже сказать, лингвистический анализ этого альбома. Чтобы так анализировать и цитировать, его надо прослушать не один раз, практически просто знать наизусть. В этом смысле позиция Славы мне кажется лукавой: он уверяет, что альбом не достоин того, чтобы его слушать, а сам показывает его прекрасное знание и довольно мастерский анализ. Интересно, что упрёки его касаются и содержания (которое ему кажется «банальной антиутопией»), и языковой стороны, как он выражается «уровня дискурса». «Где работа над словом? Где неожиданные смыслы?» — такими риторическими вопросами он даёт понять, что работы со словом, по его мнению, нет. Ещё он находит у Мирона ошибки, неудачные выражения, упрекает его в клишированности («это набор самых скучных клише, которые существовали в истории»), в злоупотреблении перечислением имён собственных («так любил сыпать именами, что даже выдумал свои»).

ВК:
И бессмысленными выражениями типа «гандбольный мировой рекорд». Действительно, что это?

ТШ: А вот Мирон такого знания текстов противника не проявляет.

ВК: Что и понятно. Гнойный — преимущественно батловый МС. Даже когда он не в батле, он продолжает делать батловые треки. Например, его пародия на трек Хаски «Панелька» — скорее раунд заочного батла, чем сольный трек, раскрывающий слушателю его поэтику. Да, Оксимирону анализ творчества соперника не столь интересен. Зато он анализирует книгу Джозефа КЭМПБЕЛЛА «Тысячеликий герой». И смотри, как он выражается: «Мистер постмодернист…», «Ты в моей системе рэп-координат…», «В 27 лет стыдно жить чужою парадигмой…» Рассказывает об архетипах, героях сказок, мифов и легенд... Сравнивает Гнойного с антигероем, драконом, а себя, соответственно, с героем.

ТШ:
Да, этот автор, исследователь мифов, у нас не так известен, и некоторые бросились искать книгу после батла. Но это, как заметили и написали филологи из Екатеринбурга, очень напоминает теорию знаменитого теоретика фольклора Владимира Яковлевича ПРОППА — его работу «Морфология волшебной сказки». Не знаю, как в Оксфорде, а у нас её изучают в курсе фольклористики. Привлекая такие специальные филологические знания, он, конечно же, соревнуется не с соперником, а сам с собой. Именно это и инкриминирует ему Слава в первом раунде, найдя для этого эротическую аналогию. А в третьем он критикует противника, уже прямолинейно называя его самовлюблённым. Такой переход на личности должен задевать противника, или это входит в жанр батла? Смотреть на это тяжеловато.

ВК:
Надо сказать, что тут всё зависит от восприятия. Есть рэперы, которые в рамках батла не готовы стерпеть в свой адрес даже банальных, можно сказать, типовых оскорблений. Стоит вспомнить батл Димасты с Галатом, когда поединок просто перешёл в рукоприкладство. В обсуждаемом батле, как мы об этом уже говорили, выдержке обоих МС можно только позавидовать. Несмотря на невероятный накал схватки, она, к счастью, не вышла за рамки словесного поединка.

ТШ: И я заметила, что они в конце подали друг другу руки. А может быть это ритуальный жест любого батла?

ВК: В идеале, конечно, да. Но все ведут себя в этой ситуации по-разному, и Окси с Гнойным повели себя достойно.

ТШ:
А мне достойным кажется тот уровень речевой культуры, который они оба демонстрируют. Если отвлечься от всего неэстетичного и некорректного, что предполагает жанр батла, нельзя перестать удивляться: написан такой объём поэтических текстов и предъявлен публично так, как и не снилось тем, чьи публичные выступления мы привыкли видеть. Вот она, культура использования языка в ситуации публичного общения. Я уже говорила, что у меня после батла появилась мысль: хорошо бы рэпом заниматься в школе. Ввести рэп вместо культуры речи, а экзамены устраивать в жанре батла. Как бы повысилась языковая культура молодёжи! А то в нашем образовании одно воспроизведение, а порождать тексты и их публично произносить — до этого не доходит. Рэп-сообщество здесь далеко впереди, начинающие рэперы проходят школу словесного самовыражения и умения поразить оппонента; что ж, и это нужно иногда.

ВК: Ну насчёт педагогической ценности батла не скажу, но сейчас он стал событием не только рэпа, а вообще современной культуры. За этот месяц кто только о нём не высказался, это стало универсальным инфоповодом: БЫКОВ, ЛОЗА, МИЛОНОВ, молодой православный священник из Белоруссии, никому не известные блогеры (а ещё Владимир СОЛОВЬЁВ, Алексей НАВАЛЬНЫЙ и даже итоговая августовская программа «Время» —
прим. ред.).

ТШ:
Правда, чаще высказывались, мягко говоря, без восторга. Чего только стоит заголовок статьи Быкова «Пареная рэпа»!

ВК: Это неважно, важно, что вдруг хорошим тоном стало дать понять, что ты в курсе, а то и процитировать тексты Окси или Славы.

ТШ:
Одним словом, это уже прецедентный феномен современной культуры. Вошли в обиход новые мемы, английские словечки, которые использовал Мирон: «think about it», «easy easy» и «real talk» (пишут их кириллицей, что выглядит очень смешно).

Вот красноярские футболисты с надписью СИНК ЭБАУТ ТЕН на майках вышли на поле в знак солидарности со своим товарищем Петром Теном, который получил серьёзную травму. С батлом эта ситуация никак не связана, здесь он только источник цитаты.

ВК: Цитируют и его выражение «батл по фактам». Не буду говорить, что это он придумал, но вошло в речь после просмотров батла. Переосмыслено выражение «пять: ноль»: если раньше оно отсылало к песне группы «Чайф» про Аргентину и Ямайку, то теперь это — про батл Окси и Гнойного. Наконец, все выучили слова батл, панч, обсуждают, сколько панчей было у того и другого и насколько они хороши.

ТШ:
И вот что важно: здесь столкнулись не культура и бескультурье, а разные позиции в культуре. Не будем пытаться их формулировать, как это сделали на Первом канале (вышло довольно упрощённо, даже примитивно), но обе эти позиции встроены в современную культуру, осознают себя в её контексте. Кстати, уральские филологи уже подсчитали, что в текстах обоих рэперов были упомянуты почти тридцать разных литературных произведений. То есть их общий культурный фон впечатляет и опрокидывает стереотип об антикультурности рэпа.

Критиков батла и шума вокруг него смущает агрессия, установка на унижение соперника. И действительно, это малосимпатично. И чтобы показать, что это не единственный способ «батлиться», БАСТА с Максимом ГАЛКИНЫМ в передаче «Сегодня вечером» на Первом канале показали нам, что батл может быть и комплиментарным: они состязались в комплиментах, комически, конечно. Было смешно, это же была пародия. Там Галкин даже так быстро читал, как Мирон.

ВК: Тут ему респект, не каждый рэпер так зачитает. Но интерес совсем не тот, было видно, что это в шутку, не по-настоящему.

ТШ: Комплиментами трудно страсть зажечь, а словесное нападение на противника зажигает страсть не только в нём, но и в зрителях. Это же борьба, борьба настоящая.

ВК: Рэперы почувствовали, что это войдёт в историю. И Окси сказал об этом после батла. Важно сделать из этого правильные выводы: не в плане унижения друг друга, а в плане эффективного пользования русским языком — креативного, интересного, по-настоящему поэтического и культурного. Правда, эти слова как-то не похожи на панч, но ведь это и не батл.