Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2017 г.

Как к нам попал Малевич

Для рассказа о происхождении уникального художественного артефакта на красноярской земле наш выбор пал на историю произведения одного из самых легендарных русских художников XX века Казимира Севериновича МАЛЕВИЧА «Дама и рояль». Бесценная картина каким-то чудом оказалась в фондах Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова. В расследовании этой истории нам, прежде всего, помогла беседа с заместителем директора музея по научной работе Анастасией Викторовной КИСТОВОЙ.

— Анастасия Викторовна, расскажите, пожалуйста, историю о том, как картина знаменитого Малевича попала в фонды красноярского музея?

— По записям в книге поступлений произведение Казимира Севериновича Малевича, записанное как «Дама и рояль» 1913 года (холст, масло, размеры 67 х 44,5 см), поступило вместе с другими произведениями русской авангардной живописи в музей в 1958 году из Красноярского краевого краеведческого музея по приказу Министерства культуры РСФСР № 355 от 14 июня 1957 года.

— Почему республиканское правительство решило передать работы из одного музея в другой?

— Потому что в 1957 году было принято решение о создании художественной галереи на основе фондов изобразительного искусства, которые находились в краеведческом музее. Краеведческий музей существует с конца XIX века, и там была собрана приличная коллекция. Нам передали не весь фонд, но большую его часть — причём, прямо скажем, всё самое лучшее, в том числе достаточно качественное собрание произведений русского авангарда — А. ИВАНОВ, В. КАНДИНСКИЙ, П. КОНЧАЛОВСКИЙ, Н. КРЫМОВ, Я. ПАЙН, Л. ПОПОВА, А. РОДЧЕНКО, О. РОЗАНОВА, Н. СИНЕЗУБОВ, А. ШЕВЧЕНКО, Д. ШТЕРЕНБЕРГ. И среди них картина К. Малевича. То есть это произошло в процессе создания нашего музея: сначала была открыта галерея, которая в 1983 году была преобразована в художественный музей, и ему было присвоено имя Сурикова.

— Известна ли вам история того, как картина К. Малевича изначально оказалась в Красноярске?

— Специалист, который занялся изучением коллекции авангарда, появился у нас не так давно — это молодой искусствовед Екатерина ТОЛСТИХИНА, которая проработала у нас около трёх лет. Всё, что ей удалось сделать, это исследовать работу К. Малевича, но в её задачу входило только определение диспозиции этого произведения в творчестве К. Малевича, а также решение вопроса о том, как правильно экспонировать эту картину.

Так картина выставляется сегодня

Так картина выставляется сегодня

Начали с изучения произведения именно этого художника по вполне определённой причине. Не секрет, что работы К. Малевича и В. Кандинского — это две картины, которые «кормят» музей: они путешествуют по всему миру, это два самых востребованных произведения, которые чаще всего просят на выставки, причём международного уровня. Когда работу К. Малевича мы отправляли в 2014-м, если я не ошибаюсь, году на масштабную сборную выставку в Лондон, посвящённую творчеству К. Малевича, то британские искусствоведы и знатоки, которые приехали на эту выставку со всего мира, беседовали с тогдашним директором музея Мариной Валентиновной МОСКАЛЮК об этом произведении. Они сказали ей, что работа из коллекции нашего музея какая-то особенная, потому что из ряда его произведений 1913 года она явно выбивается, по крайней мере, по колориту. Другие картины — в серой или коричневой цветовой гамме, а наша — с ярко выраженным преобладанием красного и с зелёным акцентом. Специалисты спросили — изучали ли в музее этот вопрос?

Вот причина, по которой эта тема и была предложена для рассмотрения новому перспективному сотруднику. Появился вопрос — почему картина такая? Может быть, она датирована неверно? Может, она не к этому периоду относится? Или она действительно какая-то особенная: было настроение серое, и вдруг пришла какая-то другая идея К. Малевичу, то есть повод создания был какой-то нетипичный для этого времени.

Екатерина начала изучать эту картину и при работе с подлинником обратила внимание, что авторское название «Дама, играющая на рояле» на заднике, написано вверх ногами по отношению к тому, как мы её экспонируем. Мы её экспонируем зелёным прямоугольником вверх. Трактуем таким образом, что: вот — дама, вот — рояль, плюс тут лицо есть — профиль, глаз и т.д. То есть существуют изобразительные предпосылки, чтобы так её экспонировать. А название работы получается написано вверх ногами. При этом картина подписана самим художником.

Е. Толстихина начала с описания того, что она видит, с внимательного изучения красочного слоя под микроскопом и с составления подробной систематизации работ начального периода. Она искала, в каких музеях находятся произведения этого времени. В своей магистерской диссертации она сделала специальную таблицу, где по годам представлены все работы. И, видя их, ты понимаешь, что да — эта работа не типичная.

А так должна экспонироваться по мнению искусствоведа

А так должна экспонироваться по мнению искусствоведа

Как известно, Малевич действительно часто «играл» с датировкой своих работ. Например, работу создал раньше, а подписал более поздним годом, или наоборот. И тут надо было разбираться, что с ним в 1913 году происходило. Екатерина нашла, что был у художника такой интересный период, как «феврализм», когда он с ног на голову ставил свои работы, переворачивал их вверх тормашками и использовал это как художественный приём, который был характерен и для него, и для той группы художников, с которыми он тогда работал. Даже нашла фотографию, где К. Малевич с друзьями запечатлён на фоне перевёрнутого рояля после открытия выставки.

В результате Екатерина пришла к выводу, что, конечно, нужно исследовать само изображение — может быть, под ним ещё есть и другое изображение, хотя нельзя сказать, что слой краски достаточно толстый для этого, но, возможно, там были наброски какие-то другие. Для этого нужно отправлять картину на специальную экспертизу в Москву. И даже если произведение было задумано так, то, вполне возможно, по тем предпосылкам, которые нашёл наш сотрудник, Малевич мог датировать эту работу более ранней датой и специально подписать вверх ногами, то есть он мог предполагать двойной вариант её экспонирования.

Возвращаясь к истории появления картины в Красноярске. Мы недавно, в августе, сделали запрос в краеведческий музей насчёт этого, поскольку Третьяковская галерея планирует в октябре 2019 г. — январе 2020 г. представить выставку «Музей будущего 100 лет назад» о том, каким представляли себе музей революционеры, распространяя в том числе произведения современных для того времени художников по региональным музеям. Третьяковская галерея сделала запрос в наш музей: откуда эти работы к вам поступили? Поскольку они поступили к нам из краеведческого музея, то мы в свою очередь обратились с подобным вопросом к ним. Краеведческий музей нам ответил, что работа Казимира Малевича поступила в 1924 году из Музейного бюро Наркомпроса, то есть в годы этого самого распределения. Таким образом, в 1913 году она была создана, потом где-то хранилась 11 лет (здесь требуется отдельное расследование, но, возможно, хранилась в мастерской), и в 1924-м её передали в Красноярск. Согласно справке, видимо, все произведения русского авангарда начала XX века прибыли в Красноярск по одному и тому же постановлению Наркомпроса.

— Во все ли сибирские города были отправлены аналогичные коллекции художников русского авангарда?

— Судя по выставке, которая в прошлом году проходила в Еврейском музее и центре толерантности в Москве и называлась «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев»*, — художественные произведения получили практически все крупные российские города. От нашего музея на эту выставку была отправлена работа Л. Поповой. География выставки была очень широкая. Причём выставка проходила в большом зале, где произведения были в шпалерной развеске с особым ритмом — полосами, они были систематизированы по годам. Судя по этой выставке, произведения рассылались по всем крупным региональным музеям.

— Какова, по вашему мнению, художественная идея обсуждаемого нами произведения Малевича?

— Если исходить из авторского названия «Дама, играющая на рояле», то, скорее всего, здесь представлен процесс звукоизвлечения, звукораспространения, звуковпечатления. Музыка передана языком живописи. Представлено взаимодействие человека и инструмента. На картине — элементы механики самого инструмента, который разложен на составляющие — клавиши, молоточки, а вокруг — увеличивающиеся, множащиеся, расходящиеся красные прямоугольники, то есть явно что-то такое музыкальное здесь происходит.

***

Итак, первый этап расследования завершился пониманием того, что история красноярской картины вполне подходит для сюжета «Код Малевича», а вот к произведениям сегодняшнего дня, которые периодически попадают и остаются в красноярских фондах, стоит хорошенько присмотреться уже сегодня. Вполне возможно, через сто лет к ним будут выстраиваться очереди красноярцев будущего. О каких «роялях» они будут с ними говорить?

На втором этапе мы решили познакомиться с магистерской диссертацией Екатерины Толстихиной, написанной под руководством экс-директора Красноярского художественного музея М.В. Москалюк, для того чтобы выведать все известные на сегодня тайны картины К. Малевича.

Среди целого ряда искусствоведческих выводов и открытий, сделанных магистрантом на основе изучения подлинника, остановимся на упоминании нескольких тезисов.

>> Авторское название произведения «Заумная картина. Дама, играющая на рояле» является более корректным.

>> Казимир Малевич увлекался современной ему новой музыкой, и его произведение «является манифестом трансформации окружающей реальности звуком. … Человек, играя, преобразовывает как пространство вокруг себя, так и самого себя», что мы и видим на картине, на которой нельзя отчётливо узнать фигуру человека и где нет пустоты — пространство заполнено: «Наполненность пространства заключается в волнах и колебаниях, которые, в свою очередь, имеют своё звучание, шум, звук».

>> Картину необходимо демонстрировать в перевёрнутом виде.

При традиционном типе развески произведение является репрезентантом стиля кубизм, а в перевёрнутом виде — феврализма, который подразумевает «конфликтное сращивание пластических новшеств и без-разумных опровержений видимостей», для этого же явления художник пробовал следующие термины — заумный реализм, заумная живопись, алогизм».

>> Гипотетически картина «Дама и рояль» могла быть создана позднее — между февралём 1914 и июнем 1915 года.

Александра СЕМЁНОВА

* «Большую роль в формировании коллекций авангарда в региональных музеях сыграл новаторский проект отдела ИЗО Наркомпроса по формированию «Музеев живописной культуры». Он был инициирован в 1918 году Василием Кандинским и продолжен Александром Родченко. Впервые в мировой художественной практике возникла идея создания музеев современного искусства. Для этого специальная комиссия на протяжении нескольких лет закупала работы художников-авангардистов и распределяла произведения в те города, где были художественные училища. С 1918 по 1920 годы было закуплено 1926 работ у 415 авторов, из которых 1211 были распределены по 30 музеям России. План отдела ИЗО Наркомпроса был созвучен утопическим идеям ранних революционных лет и, как и многие начинания того времени, вскоре был отвергнут. Однако его результатом стали уникальные собрания авангарда во многих российских музеях». Информация с сайта Еврейского музея и центра толерантности.