Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2021 г.

Долгая дорога к себе

В конце сентября в Красноярске можно было заметить необычного пешехода в яркой куртке, толкавшего перед собой тяжело нагруженную детскую коляску.

Те, кто внимательно смотрит местные новости, из телевизионных репортажей узнали, что это путешественник Сергей АЛЕКСЕЕВ, который уже пять месяцев идёт из Армавира (Краснодарский край) на Байкал. Более того — этот пешеход, в буквальном смысле «идущий на рекорд», — инвалид 1 группы по зрению, который видит всего на 3 процента!

Мы договорились с необычным путешественником о встрече в центре города в местном отделении Всероссийского общества слепых. Однако сначала разговор пришлось отложить. Выяснилось, что у коляски, в которой Сергей везёт снаряжение и продовольствие, вышло из строя крепление одного из колёс. Его где-то в пути подремонтировал местный умелец, но не очень удачно — коляску всё время уводит в сторону.

Какое-то время ушло на созвоны и дорогу к ближайшему автосервису на улице Брянской, где сварщик обещал посмотреть, что можно сделать. И пока шёл ремонт коляски (спасибо ребятам — всё сделали абсолютно бесплатно), мы смогли поговорить.

Итак, Сергей Алексеев, 41 год. В 14 лет получил травму, в результате которой почти ослеп на один глаз. В 33 года зрение резко упало в целом и после полутора лет мытарств с медико-социальной экспертизой ему дали 1 группу инвалидности. Живёт в Армавире, оттуда и вышел в дальний путь 24 апреля 2021 года.

— Как же всё-таки случилась проблема со здоровьем? — спрашиваю я.

— Со здоровьем у меня вообще проблем нет, — неожиданно то ли в шутку, то ли всерьёз отвечает Сергей. — Я абсолютно здоровый человек, никогда в жизни ничем не болел, кроме сезонной простуды. Но это практически у всех есть, это нормально — организм вырабатывает иммунитет. Я не болел, когда кругом все болели. В детстве даже обидно было: почему одноклассники в школу не ходят, а я, как дурак, должен ходить на уроки.

— Но со зрением как проблема возникла? — не отстаю я.

— Я потомственный казак, а значит, с детства одним из приоритетов на перспективу у меня была служба в армии. Я занимался боевыми искусствами, рукопашным боем, фехтованием — готовился воевать. И на одной из тренировок пропустил удар. В результате на один глаз ослеп. Естественно, в армию не попал. Офтальмологи тогда говорили, что лет через 5 мне грозит полная потеря зрения. В лучшем случае зрение целого глаза сравняется с травмированным, то есть тоже будет почти потеряно. К счастью, они ошиблись. Предыдущие тренировки и навыки помогли мне затормозить падение зрения, и оно почти не ухудшилось за последующие 19 лет.

Лет в 17 мы с другом искали подходящий спортзал для занятий и на этой почве познакомились с ребятами из Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) — российской организации всемирного скаутского движения. Со временем мой друг стал начальником отряда, а я — его помощником. Сдали на разряды, получили соответствующие звания.

Там пригодилось всё «гражданское» из того, чему учился ранее. Как изготовить нож из подручных материалов? Как сделать себе жильё? Как развести костёр в ливень? Как оказать медицинскую помощь? Самые разные «выживальческие» навыки.

Но потом пришёл момент расплаты за подростковую травму — зрение резко упало.

Оглядываясь на свою жизнь — как я жил, что я делал, как себя вёл, что плохого и что доброго сделал, — я теперь понимаю, что кто-то направлял меня к нынешнему рекорду, к этому путешествию всю мою жизнь. Я-то по молодости думал, что готовлюсь к армии — ничего подобного! Меня готовили именно к этому путешествию.

— Заявлено, что одна из задач вашего уникального путешествия — привлечение внимания к проблемам инвалидов при прохождении медико-социальной экспертизы, к бюрократизму в этой сфере.

— Само это моё мероприятие — попытка исправить то зло, которое я наделал в своей прежней жизни. (При этом о подробностях Сергей предпочитает не распространяться — прим. авт.) Я пытаюсь получить какое-то прощение. Может быть, я не прав.

Кто-то мне сказал: «А почему тогда ты не пошёл служить в церковь?». Не знаю… Кто-то или что-то направило меня в этот путь почти через всю страну. Это попытка заслужить прощение. А как его заслужить? Нужно что-то исправить.

А что я могу сделать? Могу спасти человека, могу помочь кому-то, кто встретится на моём пути. Я ищу этих людей, которым должен помочь. Помогая людям, я говорю им спасибо за то, что они позволили им помочь. Это мой шанс на прощение.

А почему рекорд? Потому что если просто идёт какой-то человек — ну пусть себе идёт. Мало ли странных людей ходит по России, по миру.

— Вы предварительно уведомляли местные инвалидные организации, органы социальной защиты по пути следования о своих планах?

— Я рассылал письма по крупным городам, но откликнулись только ребята из Управления физкультуры и спорта города Тольятти. И надо же так случиться, что в Тольятти я пришёл, когда там праздновали День города! Меня встретили, несколько дней я гостил у новых друзей, в том числе в местной скаутской организации, познакомился с местными казаками.

Ещё когда я только начинал планировать свой поход, случайно наткнулся в сети на красноярского блогера Анну ГАЛЬЦЕВУ. Ей моя идея с путешествием, что называется, зашла, она записала и выложила в Youtube интервью со мной. Это было первое интервью в моей жизни. Потом она попыталась помочь в организации моего путешествия финансово, организовать фандрайзинг. Затея успехом не увенчалась, но она хотя бы попыталась! Анна — первый человек, который поверил в меня, в мою идею. Человек абсолютно мне незнакомый, находящийся в 5 тысячах километров от меня. И не было точной уверенности, что я когда-либо дойду до неё, чтобы встретиться лично.

(Забегая вперёд, скажу, что в Красноярске Сергей встретился не только с Анной. Ему специально организовали экскурсию по городу, помогли устроиться в гостинице для инвалидов, которые приезжают в краевой центр на реабилитацию, чтобы нормально отдохнуть, помыться, побриться в благоустроенных условиях, — прим. авт.)

— Чиновники в городах на вашем пути как-то реагируют? Ведь привлечение внимания к проблемам инвалидов первым делом их касается.

— Многие чиновники воспринимают мой приход и моё путешествие как повод для личного пиара при оказании мне какой-то помощи. Но есть и прямо противоположные случаи. В Уфе девушка из местной администрации фактически купила мне хорошую палатку и при этом сказала нигде даже имени её не упоминать.

Перед этим в Татарстане на трассе у меня кончились продукты, а ближайший магазин был в 10 км в сторону в городке Бавлы. Ни на что особо не рассчитывая, я позвонил в мэрию. Так мне оттуда замглавы местной администрации и директор магазина лично привезли кучу продуктов бесплатно!

И таких случаев много. Совершенно случайно встретившийся мне в пути человек подарил запасной комплект бескамерных колёс для коляски, на которой я везу своё снаряжение и продукты. Он просто проезжал мимо, увидел меня и остановился. Мы с ним разговорились, я рассказал, кто я, зачем и куда иду, поделился проблемой с насосом. Он сказал, что попробует помочь и уехал. Дело к ночи, я уже палатку поставил, спать укладываюсь, никого не жду… Мало ли, может человек просто из вежливости пообещал или не смог ничего найти? Вдруг слышу: машина подъезжает, фары светят. Совершенно незнакомый человек до ночи искал подходящие мне колёса, привёз их вместе с насосом и отдал бесплатно! Мы с ним тоже обменялись контактами, но фотографировать себя он мне запретил и имя его в путевом дневнике, который я веду в соцсетях, просил не упоминать.

А есть люди, которые всё на деньги меряют, спрашивают, сколько я получу за этот поход, уверены, что меня в Иркутске мешок денег дожидается. Ага, два мешка. Когда я говорю, что за регистрацию рекорда, наоборот, мне самому придётся заплатить — не верят.

Были случаи, когда меня и грабили, и конфликты в пути случались — везде люди разные живут. Один человек вырвал у меня, почти слепого, из рук деньги и убежал, а другой человек в этот же день дал мне денег больше, чем у меня похитили.

— Не страшно идти по трассе? Ведь на это и здоровый не каждый решится. Опять же — у вас проблемы со зрением, а рядом несутся машины…

— Да, я вижу совсем вблизи. Чуть дальше — только очертания. Но дорогу, обочину разбираю. А водители — те же люди. Кто-то, завидев пешехода, берёт чуть-чуть в сторону, чтобы не мешать человеку, не обдать его грязью. А кто-то, наоборот, норовит пугнуть, согнать с дороги. Нет, мне не страшно. Я выбрал этот путь и иду по нему.

— А почему крайней точкой путешествия стал Байкал? «Место силы» или просто известное в стране и в мире озеро?

— Маршрут возник спонтанно. Изначально я думал пройти путь длиной в 15 тысяч километров от Армавира через Южный Урал и Сибирь до Байкала, а затем от Байкала до Ишима (Тюменская область), потом — Северный Урал, Санкт-Петербург, Москва — и обратно в Армавир. Но дорога внесла коррективы уже в первые три дня путешествия. Я понял, что по российским дорогам могу в сутки проходить не расчётные 60-70 км, а намного меньше. В Самарской области дороги хорошие, там я проходил по 50 км в день, а вот до Самары и особенно после идти было куда труднее. А когда я пересекал Южный Урал, это была вообще жесть. Из Армавира я вышел 24 апреля и 1 августа планировал быть в Иркутске, однако, увы, это оказалось нереально. Я понял, что мне хотя бы 6.000 км пройти за полгода.

Но я же сказал, что цель моего похода — не какой-то географический пункт или финиш в конкретный день. Я отправился в путь, чтобы найти тех, кому смогу помочь, чтобы заслужить прощение. И неважно, сколько времени или тысяч километров для этого потребуется. И пока я иду, пока обо мне говорят, я привлекаю внимание людей к проблемам инвалидов. Если хоть в одной конторе чиновники начнут относиться к инвалидам с большим вниманием и участием — я уже не зря прошёл эти тысячи километров.

— Понятно, что дальше зима, и возвращаться пешком согласно первоначальному плану не получится…

— Я думаю возвращаться с Байкала в Армавир на электричках, посетить тех людей в городах и сёлах, которые мне помогали, которые поверили в меня, и ещё раз поблагодарить их. Если смогут приехать, хочу пригласить их на церемонию вручения документов о рекорде, который я установлю. Хотя сам рекорд — это бумажка, свидетельство о нём. Жизнь человеческая, отношения людей — вот что важно.

Журналисты и то, что они рассказывают обо мне, о моём походе, — это маленькая ступень, чтобы, поднявшись на неё, достучаться до чиновников. Чиновники — это следующая ступень, чтобы помочь людям. А люди для меня — это предпоследняя ступень для того, чтобы помочь самому себе.

А как привлечь внимание журналистов? Нужно что-то интересное. Если бы вам сказали, что через ваш город пройдёт странный человек с детской коляской, вас бы это заинтересовало?

— Вряд ли.

— А если он уже прошёл полстраны и более 4.000 километров?

— Уже интересно.

— А если этот человек — инвалид 1 группы по зрению с остаточным зрением три процента? А если этот человек идёт на рекорд? А если он ставит проблему, актуальную для многих людей?

— Безусловно, это уже не просто интересно, а удивительно и важно. Но меня ещё интересует чисто формальный, «бюрократический» вопрос. Любой рекорд должен быть задокументирован, зафиксирован — не так ли?

— Да, есть определённые условия. У меня есть геотрекер, который фиксирует все мои перемещения, каждые 10 метров. Соответственно, высчитывается расстояние между ними, время и скорость. Если я воспользуюсь каким-нибудь транспортом, скорость моего перемещения изменится.

Естественно, я выкладываю фотографии в пути, поэтому снимков у меня выложено очень много. И если есть — какие-то публикации в местных СМИ обо мне. Это условие ИНТЕРРЕКОРД, крупнейшей независимой организации, созданной как альтернатива «Книге рекордов Гиннесса». У меня с ними договор на регистрацию рекорда.

— Путешествие рано или поздно закончится. А что дальше?

— Когда я случайно узнал про Виктора СИБИРИНА из Ачинска, который проехал 1300 км до Байкала на инвалидной коляске, естественно, захотел с ним познакомиться и хотя бы просто пожать ему руку. Инвалид 1 группы, на инвалидной коляске преодолел 1300 км! Это и меня подстегнуло: у меня-то руки-ноги целы, разве что со зрением проблема, так неужели я не пройду тот путь, который наметил?! Мы созвонились с Виктором, и вот в сентябре я специально на несколько дней задержался в Ачинске, чтобы дождаться его (он был в отъезде) и лично познакомиться. У себя в соцсети Виктор написал: «Наконец, встретились человек на коляске и человек с коляской».

Несколько лет назад у меня была идея сделать совместный поход с инвалидом-колясочником Юрием из Санкт-Петербурга в Краснодар — от его родины до моей родины. К сожалению, осуществить этот план мы не успели — Юра умер. Когда же мы познакомились с Виктором Сибириным, идея совместного похода возродилась.

В принципе, он не против. Надо определить время и маршрут, до следующего лета время ещё есть. В Сибири, наверное, мы планировать поход не будем из-за плохого качества дорог. Скорее всего — где-то в Центральной России, там и дороги получше, и горы поменьше, и нам полегче будет.

***

На день написания этого материала Сергей Алексеев продолжает свой путь к Байкалу. Правда, из-за наступления холодов и близкой зимы ему всё-таки пришлось из пешехода превратиться в пассажира: от города Иланский он перемещается в сторону Байкала на электричках. Не знаю, как скажется это на его рекорде, но ведь действительно рекорд — это только бумажка. Для людей, которых он встретил и ещё встретит на своём пути, он уже рекордсмен.

«Сергей! Лично я не считаю, что вы инвалид, — написала, хоть и не очень политкорректно, одна из посетительниц его страницы в ВК. — Да, вы человек, у которого по медицинскому заключению инвалидность, но это не значит, что вы инвалид. Инвалиды — это те, кого удивляет ваша экспедиция. Желаю вам удачи!».

Но главное собственное достижение Сергея Алексеева — тот личностный путь, который он прошёл по дороге в 6.000 километров из Армавира на Байкал. По его словам, он стал гораздо терпимее к происходящему вокруг и обнаружил, что добрых людей, готовых бескорыстно прийти на помощь, гораздо больше, чем тех, кто готов что-то урвать. Впрочем, и этих вторых Сергей старается прощать, ведь и сам — не ангел (по его собственным словам) и хочет получить прощение.

Андрей КУЗНЕЦОВ