Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2010

Красное место

Когда я попыталась найти в Интернете перечень исторических памятников Красноярска, оказалось, что это не так-то просто. Не помогло ни «общество охраны» этих самых памятников (откровенно говоря, оно само никак не представлено в сети), ни портал городской администрации. Наконец мои поиски всё же увенчались успехом, и я просто «зависла» часа на три, не в силах оторваться от монитора. Таким редким, уникальным по собранным материалам и подробностям оказался этот виртуальный продукт: сайт «Красное мhсто», www.krasplace.ru
С первого взгляда было ясно, что сайт — «живой». Видны обновления и то, что пока в разработке. Представлены параллельные проекты. Ведётся доброжелательная переписка. И за всем этим один человек — автор Марина ТЕРЕШКОВА. Поразмыслив, я тоже отправила свой запрос: а не поделитесь ли вы секретом, чего стоит такая культурная и профессиональная работа? Ответ пришёл довольно скоро: легко. Всё, что выяснилось следом за этим, — перед вами.

— Марина, кто вы по образованию? В Интернете у вас есть ещё один сайт, и он посвящён урокам рисования. Вы дизайнер, художник, программист или историк? И что к чему прикладывалось?

— Я закончила Политехнический университет в Липецке, а рисую всю жизнь. Художественная школа, несколько персональных выставок. Очень тяжело определиться, кто я по роду занятий. История всегда была моим любимым предметом и шла параллельно с рисованием. Некоторое время я работала в школе учителем рисования и черчения, вела ИЗОстудию. Сайт по рисованию, наверное, – это память о том времени. Среди детей, да и взрослых тоже, есть много искренне желающих научиться рисовать, хотя бы для себя.

— Как возникла идея сделать сайт о Красноярске — вам тоже однажды не хватило информации в Интернете?

— В Красноярск я приехала вслед за мужем, как декабристка. Он родился в этом городе. Мне так понравились старые красноярские дома, что захотелось выяснить, что здесь было раньше, кто владел домом, кто был его архитектором и т.д. Помню, как первыми поразили меня «Детский мир» и Литературный музей. Но те коренные красноярцы, у кого я спрашивала, совсем ничего не могли об этих зданиях рассказать, кроме каких-то невнятных сведений. Потом сыну задали реферат по истории Красноярска, а я взялась ему помогать (точнее — делать вместо него).

Сначала, конечно, занялась поисками в Интернете, но информация там оказалась очень запутанная. Вот, скажем, что выдаёт Яндекс на запрос «Вера Гадалова Красноярск»: «Дом построил купец Н.Н. Гадалов и подарил своей дочери Вере Николаевне Гадаловой». Вообще-то понятно, чем руководствовался автор, делая этот вывод. Только вот девичья фамилия Веры Николаевны была Яковлева, а дом построил её муж Пётр Гадалов.

Чтобы понять, кто-кому-кем приходится, я для себя попыталась построить генеалогическое дерево Гадаловых — в нём получилось 83 человека. Та же ситуация по Кузнецовым, Даниловым и др. (а своих родственников я знаю до 1863 года, в моём семейном древе около 200 человек.)

Поискав по Интернету, я поняла, что нет сайта, где бы можно было и историю зданий, и историю людей, в них живших, почитать, и фотографии посмотреть. Попадались или сайты исключительно текстовые, или только с фотографиями. Кое-как на реферат я информации насобирала, кажется, даже на «пятёрку». А летом в Минусинске мне попались почтовые открытки с видами города столетней давности, и родственники взялись мне показать, как выглядят эти же дома и улицы теперь, через сто лет. Я была поражена. Вернувшись в Красноярск, я сделала несколько коллажей из старых и современных фотографий Минусинска, они так всем понравились, что я решила поискать в Интернете другие старые почтовые открытки. Так и попала на сайт библиотеки конгресса США, где нашла фотографии Красноярска, Енисейска, Томска и массу других. Плюс к тому времени я уже втянулась читать газеты столетней давности.

Дальше, как из пазлов, сложилась такая картинка:
>> у меня есть «газетные старости» с описанием событий в Енисейской губернии;
>> у меня теперь есть фотографии домов, улиц, людей того времени;
>> часть этих домов ещё существует и в Красноярске, и в Канске, и в Минусинске;
>> поскольку я живу в Красноярске, всё это находится от меня в пределах досягаемости;
>> есть аудитория, которой, судя по комментариям на форумах, всё это будет интересно;
>> новое поколение не любит читать «многа букафф» — так пусть смотрит историю с картинками;
>> рефераты по истории родителям продолжают задавать.

Вот так и возникла идея создать сайт, который появился в январе 2009 года.

Типография Кохановского

Типография Кохановского

— Статьи на сайте — очень подробные, глубокие, художественно написанные и лично прочувствованные. Читать приятно и сразу возникает желание связаться с автором. Как часто вам пишут? Какого рода вопросы задают?

— Пишут довольно часто, в основном люди, которые находятся от Красноярска далеко, но чьи родственники или они сами когда-то жили в нашем городе. Просят найти информацию по красноярским предкам.

В библиотеке им. Горького (Перенсона, 23) собирается Историко-родословное общество, которое занимается сохранением семейных архивов и изучением корней своего рода. Если кто заинтересовался историей своей семьи, то пусть обязательно обратится к ним за помощью.
Хотя переписка занимает много времени, но и результат иногда совершенно фантастический. Например, с помощью сайта меня разыскали родственники Петра Шмандина (последнего владельца нынешнего «Детского мира»), Александра Гадалова, Николая Мартьянова. Люди помнят историю своей семьи, хранят семейные легенды, фотографии, документы, газетные вырезки и готовы поделиться этим с вами. Например, внучка Ивана Гадалова вспомнила, что когда она была ребёнком, у них в доме для того, чтобы не закрывалось окно, под раму подкладывали золотой самородок размером с еловую шишку. Такую информацию не найти ни в одном архиве.

— Вы собираете материал, не отрываясь от Интернета, или вам приходилось совершать собственные «расследования»: сидеть в архивах, ездить на место событий, брать консультации у экспертов? Вообще — консультирует ли вас кто-то, можно ли доверять информации как исторической справке?

— Конечно, сайт не претендует на истину в последней инстанции, и я вполне допускаю, что в статьях есть ошибки. Но я стараюсь ошибок не допускать или сразу их исправлять, если нахожу более достоверную информацию. Иногда сами читатели меня поправляют, особенно, если это касается их родственников. В конце каждой статьи стоит отметка, когда она была исправлена, и есть темы с десятком исправлений после публикации. История — наука не точная, иногда один вновь найденный документ может полностью перевернуть всю статью.
«Расследования» проводить через Интернет не получается. Мне просто очень интересно рассматривать старые фотографии и сравнивать их с современностью. Нравится наблюдать, как вписывается старый дом в современность, сохраняя свою самобытность. Прежде чем выпустить статью, обязательно еду к описываемому дому, фотографирую его с разных сторон. Пытаюсь, конечно, «прорваться» внутрь, чтобы сфотографировать внутренний интерьер, но мои попытки не всегда находят понимание. «Вахтёр — это состояние души».

Ещё в библиотеках пытаюсь найти информацию о доме и о тех, кто его построил и в нём жил. Сайт же не только архитектурный, меня больше интересует связь дома с судьбами людей. Часто обращаюсь к различным экспертам. Неоценимую помощь мне оказывает зав. лабораторией архитектурного наследия СФУ Екатерина Гевель. А такие люди, как Юлия Шубникова, заведующая отделом редких книг Краевой библиотеки, или Елена Ковалёва из библиотеки им. Горького — так это просто ходячие энциклопедии. В самих библиотеках хранится огромное количество интересной информации по краеведению, первоисточники, старые газеты, отчёты разных обществ. А музеи! На сайте есть список музеев Красноярска, так их по городу очень много, даже в тюрьме есть свой музей.

Дом губернатора

Дом губернатора

— Дизайн сайта выполнен с большим вкусом, мерой. Есть ли у этого стиля название (ретро, под старину?), какие использованы находки? И неужели это делает один человек? Ведь даже обработка фотографий, когда из современного дома просвечивает его прежний вид, занимает немало времени.

— Сайт создавал муж Дмитрий по моему заказу. Он программист, а я художник. Вот и заказала ему стилизацию под старую фотографию, поэтому, наверное, и стиль можно назвать «винтаж». Вся техническая сторона сайта лежит на муже, я вообще плохо понимаю, как там внутри что работает. А я хожу по архивам, музеям, библиотекам, делаю запросы и разбираю ответы. Одним словом, как старатель — «мою золото». А обработка фотографий на самом деле не так сложна, особенно если удаётся сделать фотографию с той же точки, с которой снимал это место фотограф сто лет назад. Но часто эта точка бывает недоступна, потому что сейчас на этом месте, например, построен дом.

— Из фотографий, помещённых на сайте, многие здания смутно узнаёшь — вроде бы проходил мимо, но не отметил как памятник, не знаешь, что с этим местом связано… Вы бы могли провести экскурсию по Красноярску?

— Думаю, речь может идти только об экскурсии виртуальной, потому что даже центр города Красноярска — совсем не маленький, и пройти от дома Дмитриева по Благовещенской до Старобазарной площади, а затем вернуться назад по Большой улице до Плац-Парадной площади и уже по Узенькой улице к Гостиному двору — это почитай вёрст десять, «извозчика надо брать».

«— Извозчик, какая у вас тут главная и лучшая улица?
— Большая.
— Почему же у вас нет дощечки с надписью?
— Нам это ни к чему. Всякому видно, что улица длинная и широкая — стало быть, Большая. А вот проулок, здесь стоит церковь Покрова, так его все и зовут — Покровский проулок. Следующий проулок — Больничный, потому что больница там стоит. У нас всё так, попросту, без затей» (Б. Л. А. «Восточное обозрение», 29 июля 1890 года).

Самая первая виртуальная экскурсия по Красноярску состоялась ещё в 1911 году, когда был издан «Спутник по городу Красноярску» — небольшая книжечка об истории города, его людях и достопримечательностях. А из меня пока экскурсовод неважный. Я вот сама постоянно поcматриваю в книгу Г. Ульянова «Прогулки по Красноярску», изданную в 2001 году.

— Как и в других российских городах, многие исторические памятники у нас утрачены. Что вам особенно жалко? Или вы не из тех людей, кто жалеет о прошлом и не любит настоящего?

— Ну, я не отношу себя к людям, которые не любят современность. У меня два сына учатся в СФУ — они будущие строители. Но история своего города — это же необыкновенно интересно. Попробуйте пройти по улице Мира и представить, что раньше к этому, например, подъезду подъезжал экипаж, а вот на этом балконе стояли красавицы в кринолинах…

Многие памятники уже не вернуть, и досадно, когда замечательное настоящее безжалостно съедает прошлое. Взять, например, дом губернатора, который теперь проглочен зданием «Ванкорнефть». У меня, глядя на него, возникают ассоциации со слоном в удаве из «Маленького принца». Жалко все утраченные памятники — и флигель во дворе дома Чернышева, и деревянное здание Железнодорожного собрания, и необыкновенно красивое здание кинотеатра «Художественный», которое сейчас уже почти уничтожили переделками.

— Вам уже задавали вопрос — почему сайт ограничивается историей до 20-х годов ХХ века?

— Я всё время пытаюсь подойти к послереволюционной истории Сибири, и всё как-то не получается. Добро всегда побеждает зло, поэтому —кто победил, тот и добрый. Вот и уничтожены «по доброте» исторические материалы, не совпадавшие с партийным взглядом на историю.
Если дореволюционная жизнь в Красноярске размеренная, иллюстрированная и документированная, а в газетах обсуждают решения городской думы о бюджете города и строительстве, то после 1925 года уже ничего не обсуждают, газеты просто информируют о принятом решении построить, снести или … расстрелять. Точка зрения единственная, почему принято конкретное решение или выбрано определённое место для стройки —неизвестно.

— Кроме истории Красноярска у вас есть небольшие сюжеты о Томске, Омске, Минусинске… Это создаёт контекст и распространяет внимательное отношение вообще к окружающему миру, а не только к месту, где ты живёшь. Скажите, а вам не показалось, что в этих городах другое отношение к истории, к историческим памятникам?

— К сожалению, отношение к историческим памятникам сегодня определяется суммой в городском бюджете. Свежий пример: в доме Мозголевского в Минусинске, историческом памятнике, которому под сто пятьдесят лет, взяли и поставили пластиковые окна. Я понимаю: да, деревянные рамы дороже и отапливать плохо утеплённое здание дорого. Но, ребята, это же памятник! Вообще, мне кажется, чем меньше город, тем меньше денег выделяется на охрану памятников и тем хуже их состояние.

— Я плохо представляю схему регистрации и поддержки сайтов: это затратно или приносит дивиденды (моральные)?

— Сайт дохода не приносит. Как любое хобби, он полностью затратный. Зато приносит моральное удовлетворение, особенно когда удаётся «раскопать» что-нибудь интересное (факт чьей-то биографии или жизни города) — заряд радости надолго! Это нельзя измерить деньгами. Помните, как в мультике про говорящую рыбу: «Делай добро и бросай его в воду».

Я с таким удовольствием читала в Краевой библиотеке документы о процессе обучения в женском Епархиальном училище, где, например, у учениц были следующие темы сочинений: «Можно ли жить без надежды?», «Почему можно думать, что Лже-Дмитрий верил в своё царственное происхождение?»... Этим просто нельзя не поделиться.

— Из захватившего прошлого, наверное, не очень шагается в будущее. И всё же — что бы вы пожелали Красноярску?

— Мне много чего хотелось бы пожелать:
>> чтобы подрастающее поколение интересовалось историей вокруг себя;
>> чтобы музеи и библиотеки публиковали материалы из своих фондов, иначе получается парадоксальная ситуация — книги 150-летней давности и в руки не дают (потому что они ветхие), и сами их не оцифровывают;
>> чтобы фотографии и книги, связанные с историей Енисейской губернии, проще было найти на красноярских, а не на американских или канадских сайтах;
>> чтобы краеведческие и родоведческие клубы выкладывали в Интернет результаты своих исследований.
Без прошлого не будет будущего. Это так замечательно — видеть, как меняется облик города, появляются новые здания, больше и выше старых, возникают новые стили и направления. Но хотелось бы, чтобы за современностью, простотой и удобством не терялось то прекрасное, что создавали люди в прошлом. Это как картины старых мастеров — сегодня рисуют по-своему, но смотреть на классику всегда приятно, и есть чему поучиться.

Елена НИКОЛАЕВА
P.S. В 2006 году на сайте Красноярского госуниверситета была размещена викторина по истории города. Предлагались фотографии старого Красноярска и требовалось определить, какое именно современное место на них запечатлено. Это говорит о том, что интерес к таким изысканиям возникает и у отдельных горожан, и у целых организаций. А посмотреть результаты проекта «Узнай свой город» можно и сегодня — по адресу lan.krasu.ru/projects/oldcity