Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2022 г.

Дороги жизни для Сибири

Латинское выражение VIA EST VITA означает «Дорога — это жизнь». А можно и наоборот: жизнь — это дорога. Человек — не турист, он шагает по дороге не для «посмотреть», он протягивает её к другим людям, как связующую нить, а потом дорога наполняется жизнью.

Сколько километров дорог наполнила жизнью «Автоколонна 1967» — не сосчитать. Водители этого предприятия в среднем преодолевают более 14 000 километров в сутки. Мы говорим с Михаилом ИЛЬЯНКОВЫМ, который руководит одним из главных транспортных предприятий края с 1988 года, более трети века.

— Михаил Тимофеевич, в одном из интервью вы сказали: дорога возникает под ногами идущего. Когда вы ступили на свой путь?

— В семь лет. Зимой того года из семьи ушёл отец. Просто вечером объявил о своём решении и ушёл. Зима выдалась снежная. И я как единственный в семье мужчина утром взял лопату и пошёл отгребать снег. Я был четвёртым в семье, до меня были три сестры и ещё сестрёнка на два года младше меня. Поэтому часть обязанностей отца я взял на себя. Маме удалось определить младшую сестру в железнодорожный интернат; мама работала на железной дороге техничкой, я оставался в семье за главного.

— Держите обиду на отца?

— Нет. Это был урок, хоть и тяжёлый. Я понял, что надеяться не на кого, нужно всего добиваться самому, своим трудом. Жаль было маму, ей приходилось тяжело — пятеро детей! Но она всегда находила для нас ласковые и мудрые слова.

Всевышний дал мне способность оценивать людей, их поступки. Я всегда тянулся к старшим ребятам, с ними было интереснее. В школе нечем было заняться, и я попросил маму устроить меня тоже в интернат, где были разные кружки, спортивные секции. К тому же был режим, более высокие требования к ученикам. Здесь я стал лучше учиться: не то что троек, четвёрок было мало! К седьмому классу, благодаря хорошей учёбе и успехам в спорте, я стал довольно популярным в интернате, хотя специально не высовывался. Наградой за мои достижения стала поездка в Артек. Директор школы Вера Петровна СЕРМЯГИНА на мой вопрос: почему я, ведь есть круглые отличники? — ответила: они просто учатся, а ты полезнее школе.

ДОСЬЕ

Ильянков Михаил Тимофеевич. Родился 13 апреля 1955 г. в деревне Ильинка Нижнеингашского района.
В 1977 г. окончил автодорожный факультет Красноярского политехнического института с квалификацией инженер-механик.
В 1983 г. окончил Иркутский институт народного хозяйства с квалификацией инженер-экономист автомобильного транспорта.
По заданию Правительства в течение двух лет занимался организацией работы автомобильного транспорта в Афганистане.
В 1988 г. возглавил «Автоколонну 1967».
С 1994 г. — генеральный директор ОАО «Автоколонна 1967».
«Почётный работник транспорта России».

— Что такое для деревенского пацана поездка к морю?

— Я увидел большой мир, счастливых людей, понял, к чему надо стремиться. В восьмом классе меня избрали секретарём школьной комсомольской организации. Я ответственно отнёсся к этому: организовал работу радиоузла, фотолаборатории, привлёк ребят. Мы делали информационные выпуски, фотовыставки, работали с увлечением.

Конечно, я хотел поступать в институт, но не определился со специальностью. Мне было интересно заниматься радио, но мой сосед Володя ГУЩИН посоветовал: иди в Политех на автотранспортный, ты хорошо разбираешься в машинах, наверное, это твоё! Поразмыслив, я решил, что автомобили мне ближе, и стал готовиться к поступлению.

Но эти планы могли и не сбыться. Во время выпускных экзаменов умерла моя мама, мы с младшей сестрёнкой остались вдвоём. У старших сестёр свои семьи, а у младшей, которая училась в восьмом классе, кроме меня — никого. В то время директором интерната был Виктор Григорьевич АНДРЕЕВ, замечательный человек, строгий, но заботливый, каждого воспитанника знал, что называется, вдоль и поперёк. Он пригласил меня в кабинет и сказал: поезжай и поступай в институт, а за сестрой я присмотрю. Я ему бесконечно благодарен за участие в моей судьбе и всегда старался отплатить добром. Сына у него не было, и всю заботу о них с женой я позже взял на себя.

— Чем запомнился институт?

— Преподавателями, спортом, поездками в автоотряд «Сирена» на сельхозработы. Там я работал водителем, зарабатывал на жизнь себе и помогал сестре.

Практику после четвёртого курса проходил в грузовой образцово-показательной «Автоколонне 1263». Приобрёл полезный опыт и понял, что экономических знаний в институте получил недостаточно. Поэтому, уже работая инженером по безопасности движения в этой автоколонне, в 1980 году поступил на заочное отделение Иркутского института народного хозяйства. Чтобы иметь время для учёбы, отказался от предложения стать заместителем директора по перевозкам и пошёл работать бригадиром слесарей. Но недолго, через год назначили начальником смены, потом начальником производства. Предлагали и должность главного инженера, но я отказался.

— Что было не так?

— Меня больше интересовали пассажирские перевозки. Перешёл в «Автоколонну 1967» начальником смены. Тогда, в 1980 году, предприятием руководил Пётр Григорьевич ЯРОШ, опытный специалист, хороший организатор. Я у него многому научился. Через год стал начальником производства, а через три, когда окончил институт, — главным инженером. Помня о том, с каким интересом я открывал свою страну, когда ездил в «Артек», я ощущал необходимость узнать, как живут люди в других городах, как работают предприятия такого профиля у нас на родине и за рубежом.

— Ветер странствий, и не только?

— Скорее, не столько! Нужен был новый опыт. И в 1986 году судьба сделала мне подарок: в Афганистане, где шла война, требовались специалисты для организации работы автомобильного транспорта. Я отправился туда добровольцем, хотел посмотреть, как организована работа в условиях феодального строя и капитализма одновременно.

Устроили меня советником главного инженера государственной афганской транспортной компании «Милли Бас». Я легко вошёл в работу, с языком проблем не было, всюду сопровождали два специалиста. Через три месяца президент компании предложил мне быть его советником по экономике и финансам. Министерство транспорта России не возражало, и два года я организовывал работу компании и набирался бесценного опыта.

В 1988 году вернулся в свою автоколонну. Контраст между ней и предприятием в воюющем Афганистане был разительным: в условиях перестройки она была практически неуправляемой. По просьбе начальника Краевого транспортного управления Василия Алексеевича КУЧИНСКОГО я возглавил «Автоколонну 1967».

— То есть из огня да в полымя?

— Да, так оно и было! Автоколонна являлась филиалом КПОПАТ-4 и практически не имела перспектив развития. В 1990 году мы вышли из его состава и стали самостоятельным предприятием. Начали с организации ремонта автобусов и автоматизации учёта производственной и финансовой деятельности, объединились с автовокзалом, организовали автоматизированную продажу билетов. И решили акционироваться, что и было сделано в 1994 году. Основной пакет акций приобрели работники предприятия. Меня избрали генеральным директором ОАО «Автоколонна 1967». Это был нестандартный шаг, но если страна живёт в капитализме, то и предприятие должно жить по рыночным условиям!

Было принято решение развивать пассажирские перевозки как основной вид деятельности. Но низкие тарифы делали перевозки нерентабельными, смежные виды деятельности (капитальный ремонт автобусов, грузовые перевозки и другие услуги) не приносили большого дохода. Стало понятно, что без помощи науки не обойтись. Специалисты предприятия обратились к учёным Красноярского государственного технического университета с предложением о сотрудничестве.

В результате совместных усилий был разработан программный комплекс, учитывающий специфику автопредприятия. Он может гибко меняться в соответствии с условиями и поэтому нашёл применение на других автотранспортных предприятиях Сибири, например, на Томском и Новокузнецком пассажирских предприятиях. Руководит информационным комплексом заместитель генерального директора по научной работе Александр Иванович ФАДЕЕВ, кандидат технических наук, доцент кафедры транспорта Политехнического института СФУ.

— Сколько времени понадобилось для разработки комплекса и чем он хорош?

— С 1990 года мы разрабатывали корпоративную систему производственно-финансовой деятельности. В 2008 г. я понял, что надо срочно заниматься организацией и управлением пассажирскими перевозками. Первые результаты получили в 2012 году. Лабораторией транспортного моделирования СФУ по заказу и при участии «Автоколонны 1967» спроектирована информационная система «BusTraffiсManagement», на основе которой защищена докторская диссертация. Эта система снимает многие вопросы и проблемы оформления билетов, диспетчерского управления и безопасности перевозок. Она была внедрена на предприятии в 2012 году и используется сегодня более чем двадцатью крупными перевозчиками Красноярского и Алтайского краёв, Томской и Кемеровской областей.

Благодаря информационному обеспечению диспетчер видит движение по всем маршрутам и в случае нештатной ситуации принимает меры для её разрешения. При необходимости на место происшествия незамедлительно направляется ремонтная бригада. При движении автобуса по маршруту или на месте дорожно-транспортного происшествия производится видеосъёмка, она тщательно анализируется, принимаются профилактические меры для устранения причин нарушения или инцидента.

— Не последнюю роль в событиях на дороге играет транспорт, его техническое состояние. Вы упомянули капитальный ремонт автобусов. А как обстояли дела с приобретением новых машин?

— Обновление парка автобусов — важнейший элемент технического перевооружения предприятия. На приобретение новых автобусов нужны были деньги, и деньги большие, которые компания зарабатывала, эксплуатируя отремонтированные автобусы.

Чтобы подобрать транспортные средства по лучшему соотношению «цена — качество», начиная с 1995 года мы скрупулёзно исследовали автомобильный рынок. Например, шведские автобусы. Красивые, удобные, все характеристики на высоком уровне. Один недостаток: дорогие и автобусы, и запчасти к ним, настолько дорогие, что сами шведские ремонтники закупают их в Германии! Безусловно, надёжные и качественные машины производятся в Японии, но они конструктивно не отвечают условиям безопасности на дорогах с правосторонним движением. Посетив в 2001 году автосалон в южнокорейском городе Пусан, мы пришли к выводу, что выгоднее всего приобретать корейские автобусы.

— Чем они вас привлекли?

— Южнокорейская фирма Hyundai (Hyundai Motor Company) тесно скооперирована с японскими автопроизводителями, и её продукция мало уступает по качеству японской. А цена значительно ниже. Я побывал в компании Hyundai и познакомился с бизнесменом мистером Ку, партнёром компании. Так началось наше сотрудничество, мы работаем напрямую, без посредников. Это тоже немалая экономия. Автобусы в наших далеко не благоприятных условиях работают хорошо. Недавний пример: по контракту под гарантии «Автоколонны 1967» фирма Hyundai напрямую поставила в Красноярск для Универсиады 30 автобусов, которые были оснащены дополнительным оборудованием и проходят гарантийно-сервисное обслуживание на нашем автопредприятии. Всем выгодно!

«Михаил Тимофеевич Ильянков — большой профессионал. Скромный. Никогда не рвётся в первые ряды, но всегда откликается на любые вопросы. Его вклад в организацию транспорта во время проведения всемирной Универсиады 2019 года трудно переоценить». А.И. МАТЮШЕНКО, советник губернатора Красноярского края

Парк группы компаний «Автоколонны 1967» составляет порядка 100 современных комфортабельных автобусов туристического типа, которые перевозят в сутки более двух тысяч пассажиров в разные города: на север до Лесосибирска и Енисейска, на запад — в Ачинск, Шарыпово, Назарово, Ужур, Кызыл, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Новосибирск, Барнаул и в Казахстан. А ещё — в малые поселения, где тоже живут люди, и кто-то должен соединять их с «большим миром»! Отсюда вывод: автобусный транспорт играет определяющую роль в обеспечении транспортной мобильности населения.

— Однако в самой столице края с транспортной мобильностью сложилась непростая ситуация: сокращается число автобусов на маршрутах, некоторые маршруты закрывают совсем. Перевозчики объясняют это нехваткой водителей, а водители не хотят работать за «такую» зарплату. Как вы решаете кадровую проблему?

— Здесь я применил свой афганский опыт: мы сами готовим водителей, с ними работают наши специалисты ­— каждый по своему профилю, и водители-наставники. Мы создаём водителю максимально комфортные условия для работы. В любой момент времени его движения по маршруту мы знаем и оцениваем ситуацию, в которой он находится, и своевременно реагируем на её изменения. Если от водителя поступает запрос, диспетчер немедленно находит специалиста для решения проблемы. То есть мы никогда не оставляем водителя одного!

— Тем не менее аварии случаются. Особенно страшно, если при этом гибнут люди, как в двух больших авариях 2015 года.

— В обоих транспортных происшествиях наши водители признаны невиновными. Были проведены многочисленные экспертизы и установлено, что обе аварии произошли по вине водителей встречных машин: и тот и другой уснули за рулём по причине нарушения режима труда и отдыха. Цена — человеческие жизни.

— Как лично вы переживаете случившееся?

— Многократно сильнее и больнее, чем обычный человек: на мне лежит ответственность и за своего водителя, и за пассажиров, которых он вёз, и за последствия аварии. Поэтому мы тщательно инструктируем водителя перед поездкой. Он является главным человеком для пассажиров: должен обеспечить их безопасность, комфортные условия, уверенность в благополучном завершении поездки.

Защитить водителя от аварии может только безупречное следование инструкции, соблюдение режима работы и отдыха, готовность принять правильное решение в нестандартной ситуации. Для этого наш информационный отдел создаёт учебные видеоролики имеющихся происшествий с полным разбором и объяснением, ориентирующие на предупреждение аварий в условиях гололедицы, тёмного времени суток, интенсивного встречного движения, неадекватного поведения других участников движения.

— Как повлияла пандемия на работу вашего предприятия?

— Скорее положительно, хотя доходы компании падали. Во-первых, все наши водители и другие сотрудники сделали необходимые прививки, все нормы защиты были соблюдены, более тщательно готовили подвижной состав к работе, больше времени уделяли подготовке водителей.

Стали вплотную заниматься пассажирами: дистанционное бронирование и организация продажи прямых и обратных билетов не только на автовокзалах, но и через интернет-ресурсы там, где нет кассовых и диспетчерских пунктов. Завершить многолетний труд помогли цифровые технологии. Все процессы — составление расписания, бронирование билетов, техническое обслуживание автобусов, подготовка и обучение водителей и вообще всё, что связано с пассажирскими перевозками — опирается на цифровые технологии. Нельзя эффективно управлять тем, что нельзя посчитать. Не умеешь считать — не получишь ни дохода, ни качества, ни безопасности перевозок.

— Сегодня в городе внутригородскими перевозками занимаются около 40 крупных и мелких перевозчиков, междугородными — порядка 10. Какое место занимаете вы?

— «Автоколонна 1967» является лидером на рынке автобусных перевозок по регулярным маршрутам в Сибири благодаря применению передовых технологий как основному фактору интенсивного развития. У нас более 70 рейсов в день и около 1 миллиона пассажиров в год. Компания сотрудничает с партнёрами из разных городов России (Москва, Владимир, Томск, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Омск, Кемерово, Находка, Барнаул и т.д.) и из других стран (Южная Корея, Китай, Финляндия, Швеция).

«Ильянков — человек, который живёт на работе, отдает ей всё своё время. И людей он оценивает через призму отношения к работе, поэтому не воспринимающие его жёстких установок просто выпадают из обоймы. Его приверженность цифровым технологиям — не что иное, как совершенствование перевозочных процессов, управление доходами, повышение качества обслуживания пассажиров и тем самым обеспечение оптимальной корпоративной политики. На междугородных перевозках самое главное — неукоснительное соблюдение расписания движения. Насколько удачно оно составлено и насколько пунктуально исполняется, настолько успешно работает предприятие. И только цифровые технологии обеспечивают возможность контроля всего комплекса вопросов перевозочного процесса». А.И. ФАДЕЕВ, заместитель генерального директора по научной работе, к.т.н., доцент кафедры транспорта ПИ СФУ

— В связи с постоянно увеличивающимся количеством машин усложняется ситуация на дорогах, которых больше не становится. И это проблема не только Красноярска. Как решают её в других городах?

— Везде по-разному. В Иркутске, например, изучением организации транспортных потоков занимается учёный из технического университета доктор технических наук, профессор Александр МИХАЙЛОВ, который был научным консультантом Александра Ивановича Фадеева при подготовке докторской диссертации.

— Как оценили вашу работу коллеги из других городов?

— Высоко. Никаких сомнений не было в правильности подхода к решению транспортных проблем городов.

— Что нужно сделать в Красноярске и крае, чтобы автобусы ходили по расписанию, пассажиры не жаловались на высокие тарифы, а водители — на низкую зарплату, перевозчики регулярно обновляли подвижной состав, и воздух был чистым, и небо голубым?

— Внедрить нашу систему «BusTraffikManagement»! И есть первые шаги в этом направлении: губернатор Александр Викторович УСС поручил распространить в крае опыт «Автоколонны 1967» по использованию цифровых технологий на пассажирском транспорте. Выполнение этого поручения позволит решить главную проблему транспорта — обеспечение качественной транспортной услуги для населения Красноярского края.

Людмила Абрамова