Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2022 г.

«О, ничего себе, как Красноярск изменился!»

Большой город — настоящий клондайк разных возможностей, огромная кладовая, в которой хранятся сокровища. При этом в привычной городской суете их можно не заметить и упустить шанс отлично провести время, получить новые впечатления.

Но есть люди, которые профессионально занимаются тем, чтобы этого не допустить. Наш сегодняшний собеседник — Елена ОВСЯННИКОВА, редактор сайта «Город «Прима» (входит в состав большой медиагруппы «Прима»: телеканал, радио и соцсети). Именно она и её сотрудники делают всё, чтобы ясно и доходчиво рассказать нам о том, какие возможности для досуга предлагает Красноярск.

— Елена, кем вы хотели быть в детстве?

— Космонавтом. Серьёзно! Мне казалось, что это безумно романтично, красиво. Мы тогда жили в Казахстане. А когда приехали в Красноярск, я узнала, что здесь есть Школа космонавтики. И даже не понимая, что это значит, просто услышав это сочетание слов, подала туда заявку. Но меня не взяли. По идее, мне надо было идти в Аэрокосмический, но снова случилась красивая мечта: стать журналистом. Спотыкаясь (потому что у меня не получилось поступить в Красноярский госуниверситет), но я к этой карьере всё-таки пришла. Окольным путём.

— И какой был маршрут у этого окольного пути?

— Шла поэтапно. После педуниверситета через кастинг попала на телеканал «Прима». Тогда это была модная вещь — телеканалы устраивали кастинги. Не знаю, устраивают ли их сейчас, но тогда это был работающий механизм набора сотрудников.

Я имела базовое гуманитарное образование, было представление о том, как строится эта работа, потому что с 11 класса уже писала в газеты, в студенчестве даже работала в «Городских новостях». Безумно благодарна этой школе. Это может звучать смешно, но я приходила в редакцию «Горновостей» работать на компьютере, потому что дома тогда такой техники не было. Взрослые коллеги помогали нажать кнопочку «сохранить» и прочее и прочее. Вообще, для меня это была крутая школа. Видеть своё имя в печатном тексте было важно. Так что на телеканал я уже шла с неким багажиком журналистского опыта.

— То есть сразу после университета вы пошли на «Приму»?

— Это случилось ещё на пятом курсе! И пятый курс шёл под знаком параллельной работы. Преподаватели на экзаменах говорили: «Овсянникова пошла по наклонной, изменила высокому педагогическому идеалу». Я ведь по образованию учитель русского языка и литературы.

А на «Приме» я прошла всю цепочку от корреспондента, от каких-то полутехнических должностей до ведущего развлекательной программы, корреспондента новостей, редактора развлекательного вещания. И когда мне поступило предложение заняться абсолютно новым для нашей компании проектом — сайтом «Город Прима», который был бы не классической новостной лентой, а таким агрегатором позитивного, прикладного взгляда на жизнь, я сказала — да, пусть будет новый этап!

Я на «Приме» работаю ну очень много лет! Меня спрашивают: тебе не надоело на одном месте сидеть? А мне не надоело, потому что постоянно случались новые идеи, новый опыт; в этом секрет невыгорания на работе.

У меня в трудовой книжке одна запись с переменой должностей, а место одно.

— Чем сайт «Город Прима» отличается от конкурентов?

Топ-3 постов за 2021 год — что оказалось самым читаемым?

Огромный путеводитель по Красноярску «50 мест для прогулок», подборка YouTube-каналов и, не поверите, инструкция, как прорастить авокадо.

— Мы всегда ориентировались на больших, красивых федеральных коллег, держали в голове условный The Village, «Афишу». Хотели быть модным сайтом.

Немного пафосная формулировка, но я всегда стараюсь держать её в голове, когда принимаю решение — писать на какую-то тему или не писать. Мы должны изменять к лучшему качество жизни красноярцев.

Мы понимаем афишу в широком значении этого слова. Это не просто набор спектаклей или концертов в городе Красноярске. Это по большому счёту модель поведения, которая позволяет качественно и оптимально отдыхать. Мы даём, например, маршрут «Торгашинская лестница» и понимаем, что это крутой семейный отдых. При этом всегда думаем, как ещё, с помощью каких советов, рекомендаций и чек-листов, можно улучшить качество жизни красноярцев? Для себя мы определили наш формат как lifestyle-издание, а таких немного в Красноярске.

Мы про образ жизни, про качество жизни. То время, когда человек принадлежит сам себе, вне работы, мы стараемся как-то разнообразить.

— По какому принципу отбираются культурные события?

— Стараемся держать в голове, что мы полный путеводитель по городу. В этом году сделали большой шаг для этого — заключили договор с федеральным порталом «Культура.РФ», стали их официальным представителем в Красноярске, и их афиша автоматически подтягивается на наш сайт. Сначала шли долгие переговоры, мы выполняли ряд технических условий. И теперь всё, что красноярские учреждения подают на федеральный портал, появляется и на наших ресурсах.
Таким образом, мы охватываем почти всё.

Но! Когда информации слишком много, в ней начинаешь теряться. И чтобы выбрать что-то классное, надо приложить усилие. Вот это усилие мы и стараемся делать за красноярцев с помощью экспертов. Выбираем из всех событий самое-самое. В этом смысле мы действительно стараемся создавать модели поведения.

Я не сторонник того, что к культуре надо относиться с суперпиететом и говорить о ней исключительно арт-языком. Культура должна встраиваться в ежедневную жизнь, в привычку, в какие-то бытовые истории. Поэтому для нас обычное дело выпустить чек-лист «Завтрак + выставка». Мы таким образом формируем модель: начните выходной день с завтрака не дома и сходите на выставку, чтобы попробовать новые вкусы и получить новый визуал. Таким образом вы начинаете выходной с необычного опыта. Мы специально делаем такие подборки, выбирая то, что укладывается в обычную жизнь горожан.

— А кто эксперт?

— Мы привлекаем кучу экспертов. Например, в «Театральной афише» навела порядок ведущая театрального блога «Мемуары с бенуара». Я попросила её сделать подборки спектаклей по принципу «сходить с мамой», «сходить с подругой», «сходить гостю города», «сходить с детьми». И она распределила всю афишу по таким подборкам. Мы по факту проделали за людей эту предварительную работу по выбору и оценке спектаклей. Потому что нет ничего хуже, когда не тот человек оказывается не на том событии.

— Как вы отслеживаете тренды? И какие можете сейчас назвать самыми актуальными — в культуре ли, в общественной жизни, в благотворительности?

— Мы стараемся дружить с абсолютно разными сферами. С ресторанами, музеями, фондами. Для меня вполне обычно посреди дня написать человеку: привет, что у вас нового, какие события предстоят? Ты постоянно выуживаешь какие-то инсайты и по ним уже судишь о том, к чему всё идёт. Так мы собираем информацию плюс ещё какая-то насмотренность, сейчас модно это понятие. В силу опыта замечаешь, когда ушло одно и пришло другое. Как, например, закончилась эпоха гламура нулевых и пришло более сдержанное время.

Естественно, федеральные СМИ, мировые СМИ тоже дают представление о том, что станет модным.

В последнее время сокращается период распространения тренда. Раньше было как? Сначала модно в Лондоне, через два года в Москве, ещё через два в Красноярске. Сейчас всё происходит почти одновременно. Так устроен обмен информацией.

Заканчивая год, мы с коллегой Ильёй СУРАЕВЫМ писали о том, как видим 2022 год в Красноярске. Моё представление: бизнес будет чаще решать свои промозадачи через обращение к искусству. Искусство становится каким-то универсальным языком для рестораторов, для бизнесменов; хорошим инструментом, позволяющим рассказывать о ценностях бренда. И на этой почве возникает огромное количество интересных коллабораций.

В прошлом году мы с вами видели, как прекрасная ресторанная группа Berrywood Family провела вдруг художественную выставку. Казалось бы, что общего у ресторана с выставкой? Но сейчас ивент-сфера работает так, что разноустроенные явления находят точки соприкосновения. Таких проектов будет больше, это лишь начало.

В тренде ещё и коллаборации на уровне площадок. Например, устроить концерт в концертном зале не так круто, как придумать новую площадку. Когда спектакли и выставки проходят в лесу Академа, лекции читают на острове Татышев, детские постановки показывают в игровых центрах, а симфонический оркестр выступает в спортивном зале. За этим будущее.

Если говорить о тематике, то абсолютно точно есть тренд на ресторанную жизнь. Гастрономия сейчас очень сильна. И это не просто закинуться едой, это теперь часть культуры. Можно ли смешивать гастрономию и, например, музыку? Это спорная тема, но вот теперь она актуальна.

Музеи в тренде. Этому способствует количество государственных программ, направленных на сохранение фондов. В Красноярске музейщики большие молодцы — музеи не застаиваются, бурлят, живут и предлагают всё новые проекты.

— Благотворительность сейчас в моде. Волонтёрское движение.

— Да, безусловно. Мы говорили, что бизнес рассказывает о себе с помощью искусства, но то же можно сказать и о благотворительности. Мне нравится, что благотворительные проекты находят свой язык для разных аудиторий. Например, то, что делает Надежда БОЛСУНОВСКАЯ (председатель общественного движения «Право на счастье»). Она не в лоб говорит «помогите нам», а находит язык, способы, механизмы, с помощью которых вовлекает людей в благотворительность, начиная буквально с репоста в соцсетях.

— Да, для людей благотворительность в сетях стала нормальным делом.

— Абсолютно! Такое количество проектов говорит о том, что жертвовать — это обычная часть нашей жизни. Это как ежемесячно тратить деньги на коммуналку. И уже не вызывает никаких вопросов. Единственное — может смущать мошенничество в этой сфере. Но тренд в том, что сейчас много объясняют, как устроена, как работает благотворительность. Это важно.

— А вы сами задавали какой-то тренд в нашем городе?

— Об этом надо судить со стороны. Безусловно, мы можем тянуть на себя одеяло и говорить, что мы были родоначальником чего-то. Но я, например, всегда с удовольствием хвалю своих коллег, которые придумали фестиваль «Зелёный». «Прима», собственно, и придумала этот формат отдыха на свежем воздухе, при этом наполненного качественными событиями. Фестивалю больше 10 лет, «Зелёный» начинался как антипод праздникам на асфальтовой площади, где была сцена и выступала какая-то группа, а в итоге превратился в целое движение, в целую сеть. И после «Зелёного» появилось множество событий, которые по такому же принципу устроены. Получается, мы зародили тренд в Красноярске, включились в него и развили.

Ещё, мне кажется, на «Приме» зарождался тренд на урбанистику и оценку общественного пространства. Своими ручками в «Деталях» я сняла миллион сюжетов о том, какой неудобный спуск от центра к набережной. И с колясками мы экспериментировали, и что только не делали. В итоге, когда появились первые пандусные переходы, я для себя в голове отметила, что не зря мы ворчали и кричали столько времени о том, что людям неудобно.

— Город стал другим за всё это время?

— Да. Люди, которые уезжают, например, из Красноярска в Москву, а потом приезжают через два года, они говорят: «О, ничего себе, как Красноярск изменился!». Это даже не вопрос чисто внешнего, каких-то новых зданий (у нас много новостроек, часто линию горизонта не увидишь, и это в минус), — это, скорее, отношение к общественному пространству.

Я никогда в жизни не писала столько текстов про открытия новых мест для отдыха. Ещё года три назад какие были варианты, куда поехать гулять в выходные? Столбы и Татышев. У людей были свои точечные места, свои маршруты, но в основном это были необустроенные площадки, дикие леса и прочее. А потом открылась Гремячая грива, благоустроилась восточка Столбов, преобразились набережные и прочее.

— Самая высокая лестница в России на Торгашинский хребет…

— Да. Этот тренд тоже спорный. Некоторые люди говорят: зачем вы лезете в природу, что-то там меняете, мы ведь и так неплохо гуляли? Но на самом деле это всегда вопрос доступности и безопасности.

— Маломобильные граждане, семьи с детьми, наверное, тоже хотели бы побывать в таких местах.

— Конечно. Наличие условного тёплого туалета в Гремячей гриве, наличие поручней, лестниц — это же вопрос доступности. Например, я не самый спортивный человек, и лестница для меня делает доступной Манскую петлю. И когда поуехавшие из Красноярска люди спрашивают: «Ну, что, какие у вас новости?», первое, о чём я рассказываю, это о количестве открывшихся благоустроенных пространств для прогулок.

И это ведь не только про природу. Меняются набережные — и левобережная, и правобережная. Меняются прогулочные скверы. Это на самом деле очень позитивное явление! Ведь все боялись, что всё закончится с Универсиадой. И круто, что в этом смысле развитие и работа продолжаются.

Что ещё изменилось? Общеизвестно, что в какой-то момент ресторанная сфера стала частью развития Красноярска. Ну кто 4-5 лет назад мог подумать, что Красноярск будет греметь на всю Россию ресторанными новостями? Сейчас это оформилось в реальную стратегию продвижения города на федеральном туристическом рынке, и это круто.

События 2022 года — что нельзя пропустить?

Назову пока три, не все даты событий уже озвучены.

  • Весной Художественный музей имени В. И. Сурикова запустит курс «Алхимия в музее» — это образовательный курс-погружение в профессию художника-реставратора. Будет всего 4 занятия с самостоятельным намешиванием масляных красок и поиском следов реставрации с помощью ультрафиолета.
  • В апреле киноконцерт «Огни большого города» от Красноярского академического симфонического оркестра — это часть программы Транссибирского арт-фестиваля.
  • Надо обязательно выбрать время для любой исторической экскурсии по городу.

— Какие ещё сайты популярны в Красноярске, какие информационные ниши они занимают? Рассматриваете ли вы их как конкурентов?

— Мы нишевое издание, сайт, который работает в своей области. Есть локомотивы, гиганты, новостные порталы типа НГС и «Ньюслаба», которые работают с новостной информацией гораздо больше нас, и попытка их переплюнуть неразумна. Мы их воспринимаем как коллег.

Если говорить о том, кто сегодня лидирует на этом рынке медиа, то сейчас происходит довольно интересная вещь: идёт настолько точечное таргетирование аудитории, что условно телеграм-канал одного человека может иногда приносить больший трафик, вызывать больший интерес, чем большое глобальное издание. Отдельно взятый человек может стать СМИ. И в этом смысле мы уже конкурируем не только с редакциями, но и с людьми в соцсетях. Процессы интересные, но тут надо бежать ещё быстрее, потому что медиаконкурентов стало больше.

— Можете что-то сказать о статистике сайта?

— У нас выходит больше 20 материалов в неделю, довольно обширный пул авторов — кто-то специализируется на педагогике, кто-то на гастрономии. Однажды колонку для сайта «Город Прима» даже глава города Сергей Ерёмин написал.

— Как бы вы свою нишу обозначили?

— Мы не любим слово «сайт-афиша», потому что «афиша» достаточно узко понимается. Поэтому для себя выделили понятие «лайфстайл». С этой тематикой работают многие издания, но вчистую, наверное, сейчас только мы. Есть, допустим, огромный сайт-афиша REDOMM, но, мне кажется, мы даём людям большее поле идей для отдыха, потому что сами производим контент, даём готовые маршруты, чек-листы — куда сходить в баню, где покататься на хаски, где взять беговые лыжи или коньки в аренду. Стараемся охватывать всё больше сфер.

— А вы сами куда ходите с удовольствием?

— Я являюсь пользователем того, о чём пишу. Но если говорить о предпочтениях, то обожаю красноярские музеи! Обязательно хожу на все новые выставки. Ещё нравится ходить на хоккей, вообще люблю спортивные события. Обожаю все наши загородные маршруты для прогулок. Если я в выходные не погуляла где-то в лесу, будь то восточный вход на Столбах, Китайская стенка или Гремячая грива, — значит, выходные прошли зря.

— Вы счастливы?

— Это вопрос момента. Скажем, в этот момент я… довольна. Собой и всем вокруг. Прикинусь суеверной и оставлю этот вопрос без конкретного ответа. Могу сказать, что безумно люблю свою работу, горжусь своим окружением, своими коллегами. Если это укладывается в понятие «счастье»...

— Какие прогнозы на 2022 год?

— Безусловно, уже свёрстан гигантский календарь событий, за которыми стоит следить и которые будут приводить в движение жизнь Красноярска. Начиная от большого чемпионата по волейболу, который мы ждём вот-вот, заканчивая серией театральных премьер. Мы ждём новые проекты благоустройства улиц Красноярска, я об этом недавно писала. Например, территорию возле «Кванта» собираются превратить в пешеходное пространство. Это вроде мелочи, но в совокупности маленькие шаги по изменению города приводят к качественному изменению его облика.

БЛИЦ

Куда-то ехать, куда-то идти или куда-то бежать? Куда? Идти. В лес.

Примерить историческое платье королевы или наряд от Гуччи?
Лучше что-то из моды начала ХХ века.

Хочу что-то вкусненькое… Что? Бургер.

Машина времени: в прошлое или в будущее? Ох, я же ещё и начинающий экскурсовод, недавно получила корочки, поэтому — прошлое.

Рисуете, поёте, танцуете? Не умею рисовать, но рисую.

Самая безумная затея, в которой принимали участие?
Прыгнула на съёмках из-под купола цирка.

Гостям КЭФ что бы внесли в культурную программу на март-2022? Музей-усадьбу (Юдина или Сурикова), восточный вход на Столбы.

Елена НИКИТИНСКАЯ