Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2022 г.

Аркадий ЗИНОВ: «Красноярск ближе, чем нам кажется»

О себе министр говорит так: «Неинтересно, наверное, брать у меня интервью, я и так достаточно открыт — подробно рассказываю о своей работе в соцсетях». Министерство культуры Красноярского края заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан Аркадий ЗИНОВ возглавил в 2018 году. Пока мы готовили это интервью, в мире многое изменилось. Сложности пандемии остались практически позади, но жизнь подбросила новые испытания.

— Аркадий Владимирович, культура, как известно, понятие интернациональное. В свете известных событий наша культура будет ограничена только российским вариантом?

— Культура, конечно же, интернациональна и зачастую не имеет границ. Ситуация сейчас непростая, но мы надеемся, что налаживаться она начнёт именно с культуры, со взаимодействия между странами. Именно культура начнёт наводить новые мосты. В этом году у нас запланировано большое количество международных мероприятий, и хочется верить, что ко времени их проведения положение наладится, а если нет, то будем взаимодействовать с теми странами, с которыми у России сохранятся дружеские отношения. Надеюсь, это не скажется на уровне проведения.

— Что будет с международными конкурсами? Какова, например, судьба конкурса Виктора Третьякова? Фестиваля имени Дмитрия Хворостовского?

— Конкурс Третьякова по плану должен пройти в Красноярске в 2023 году. На днях мы провели первую рабочую встречу с самим Виктором Викторовичем ТРЕТЬЯКОВЫМ и художественным руководителем конкурса Натальей Евгеньевной ЛИХОПОЙ, уже определили план «А» и план «Б». План «Б» — как раз на тот случай, если не наладятся взаимоотношения и не будет возможности прилетать исполнителям и членам жюри. Мы всё равно проведём конкурс, и обязательно будут какие-то иностранные участники и члены жюри.

То же касается фестиваля Хворостовского, здесь у меня особая ответственность, потому что в этом году Дмитрию Александровичу исполнилось бы 60 лет, и у нас уже запланировано большое количество мероприятий, мы даже представили их губернатору края. Это, к примеру, гастроли Красноярского театра оперы и балета им. Д. Хворостовского с новыми постановками в Большом театре в июле этого года как спецпроект. Мы предполагаем значительно расширить и вправо, и влево сроки фестиваля, он будет проходить не только с 16 по 31 октября. Запланирован ещё ряд событий в Москве и в Санкт-Петербурге.

— Нынешний год — Год культурного наследия. Что он принесёт нового? Это набор каких-то мероприятий или ещё и новые идеи, новое содержание?

— План Года культурного наследия мы разбили условно на четыре раздела: события, инфраструктурные изменения, поддержка кадров, научные и образовательные мероприятия. Что касается крупных событий, то в федеральный план мы подали наш замечательный фестиваль «Мир Сибири» и «Сибирский исторический форум». На территорию края нам удалось завести четыре федеральных мероприятия. Так, в июле мы присоединимся к Единому дню фольклора в России — одновременно на всей территории края состоятся культурные акции, мастер-классы, направленные на популяризацию традиций и обычаев народов РФ. В сентябре край примет ХХ форум публичных библиотек России «БИБЛИОКАРАВАН-2022», где мы представим наш опыт модернизации библиотек. Ярким событием станет проект «Всероссийская декада народного пения» — в ноябре пройдёт Всероссийский фестиваль-конкурс народных хоров и ансамблей. И наконец, учитывая наработанный в крае богатый опыт по сохранению этнокультурного многообразия, Министерство культуры России приняло решение провести у нас Всероссийский съезд директоров клубных учреждений.

Региональный план мероприятий включает свыше 300 событий. Одним из знаковых станет Первый фестиваль мужских хоров, направленный на возрождение традиционных духовных песнопений. В гости к Сибирскому мужскому хору приедут и хор Данилова монастыря, и Сретенский, и Валаамский мужские хоры. Всего порядка 15 коллективов, которые не только выступят, но их солисты и художественные руководители проведут мастер-классы. А завершится всё большим концертом, где последние две композиции исполнит сводный мужской хор — порядка 500 человек на одной сцене; это впервые. Главная идея в Год культурного наследия — идея единения, и хоровое пение наиболее полно её раскрывает.

Кроме того, у ансамбля танца Сибири и у ряда театров края запланированы большие гастроли по России. А 9 апреля ансамбль им. М.С. Годенко должен выступить на главной сцене страны — в Кремлёвском дворце.

Что касается инфраструктурных изменений, то уже идёт проектирование современного Национального центра В.П. Астафьева в Овсянке, заканчивается проектирование ещё одного корпуса музея Сурикова на улице Парижской Коммуны, 22. В Казачинском завершается строительство культурно-просветительского центра и т.д. Будут достроены клубы в Боготоле и в посёлке Камарчага. Ещё два начнут строиться в селе Галанино Казачинского района и в посёлке Громадск Уярского района.

Что касается поддержки кадров, то я буду выходить к губернатору с инициативой учредить звания «Народный мастер ремёсел Красноярского края», «Заслуженный артист Красноярского края» и «Заслуженный художник Красноярского края». Работа не быстрая, с учётом подготовки законов, подзаконных актов и т.д. Эту практику мы подсмотрели в некоторых регионах страны. Если идея будет одобрена, то, думаю, к концу года справимся.

И о научно-исследовательских мероприятиях. Молодёжное правительство дублёров края реализует Всероссийский проект «Фолк-школа «Сибирское наследие». Будут организованы экспедиции по сбору музыкального, песенного фольклора в регионах края. Тема заинтересовала молодёжь, и меня это радует.

— Обсуждается вопрос о создании в Красноярске «Поздеев-центра». Насколько мы близки к его появлению? Какая концепция туда закладывается?

— Сегодня назрела необходимость создания современной выставочной площадки в Красноярске. Для проведения художественных выставок мы вынуждены арендовать помещения у различных организаций. Нам бы хотелось иметь собственную площадку. Но мы понимаем: задумывать её нужно масштабно. И вот сейчас планируем создать международный музейно-выставочный центр креативных индустрий «Поздеев-центр» (это рабочее название). Ядром его станет постоянно действующая экспозиция работ Андрея ПОЗДЕЕВА, мы плотно работаем с фондом художника. В центр мы сможем привозить шедевры федеральных и мировых музеев. Сейчас в городе для этого практически нет подходящих площадок, даже картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» негде выставить.

Я бы не сказал, что «Поздеев-центр» будет исключительно центром современного искусства, скорее межинституциональной площадкой, не привязанной ни к кому. Нам бы хотелось лучший российский опыт сюда привнести: откроем кафе, ресторан «Поздеев», которые помогут учреждению зарабатывать внебюджет. Площадка задумывается как место для общения креативной молодёжи. Здесь появятся коворкинги, продюсерский центр для работы с интересными идеями. Наши специалисты помогли бы молодёжи прокачать навыки в области пиара, юриспруденции, защиты авторских прав, упаковки какого-то интеллектуального продукта.

На территории края — свыше 2000 объектов культурного наследия. Работают 1206 дворцов культуры и клубов, 1141 библиотека, 50 музеев, 17 театров, 6 концертных организаций. По количеству досуговых учреждений Красноярский край на 4 месте в России.

148 тысяч жителей края занимаются в клубных формированиях, из них 86 тысяч — в самодеятельных народных коллективах. Посещают культурные мероприятия порядка 7,7 млн зрителей.


— Какие ещё музеи, новые структуры у нас появятся?

— Я уже упомянул Национальный центр писателя АСТАФЬЕВА в Овсянке, который мы проектируем. Он запланирован очень интересно, там будут совершенно разные площадки и для индивидуальных, и для групповых посещений. Центр расскажет о творчестве писателя современным языком при помощи мультимедиа. Мы привлекаем специалистов из Санкт-Петербурга, учитываем опыт Музея Высоцкого и других культурных центров. Смотрим, как теперь принято доносить информацию в музейном деле.

Для человека создание чего-то нового — это драйв, мотивация. И я бы мог перенаправить все финансовые потоки, которые есть в госпрограмме, на создание этого нового. Но мы понимаем, что у нас многие учреждения построены более 40 лет назад и нуждаются во внимании, в капитальном ремонте. Для меня важно выдержать баланс между созданием чего-то нового и поддержанием имеющегося. Если этот баланс нарушить, то я буду плохим руководителем.

— В прошлом году был создан Президентский фонд культурных инициатив. Активно ли край воспользовался этим, сколько грантов мы получили и какие наиболее значимые начинания? Как творческим людям можно помогать в получении грантов?

— Когда появился этот фонд и стал принимать заявки, мы адресно рассылали письма с просьбой включаться. В 2021 году от края подана 241 заявка, поддержано 30 проектов на сумму 45 млн рублей. Приличная сумма, то есть в среднем каждый проект стоит около полутора миллионов. Наиболее яркие в списке: «Издание ненецкого словаря кочевника», «Символ рода» (изучение культурных традиций народов Красноярского края), «Фестиваль детской графики», «Сибирско-юношеская оркестровая академия», документальный фильм «Канон» (техника создания древнерусской иконы старообрядцами») и др. Достигнута предварительная договорённость о том, что Президентский фонд культурных инициатив в Красноярске в 2022 году откроет своё представительство. Тогда нашим творческим деятелям, имеющим интересные идеи, проще будет получать консультации и оформлять заявки.

У краевого министерства культуры есть и собственные грантовые программы. Анонсы заявочных кампаний обычно выкладывает портал «Культура24» и я лично в социальных сетях. Мы говорим: ребята, подайте заявку, мы постараемся вам помочь, вы сможете сделать свой проект ещё лучше. Могу привести в пример «Театр на крыше». Вот уже два года мы активно им помогаем. Они делали и свой десятилетний юбилей с нашей финансовой поддержкой, и спектакль-прогулку «Лес». Созданные этим коллективом театральные формы пользуются успехом не только у молодёжи. В спектакле-бродилке по Академгородку рядом со мной шли люди разных возрастов — и бабушки, и школьники. Я своими глазами видел, как им интересно.

— Вопрос финансирования культуры достаточно проблемный. С одной стороны — культуру надо поддерживать, с другой — предоставлять свободу, с третьей — результат может оказаться скандальным (за наши же деньги нам показывают нечто неприемлемое). Вы сталкивались с результатом творчества, о котором подумали: зачем мы на это даём деньги?

— Да, сталкивался с таким. Но я не являюсь цензором, и те же средства раздаю не я, а экспертный совет. И если эксперты видят, что деньги израсходованы не эффективно, то подумают — давать ли их в следующий раз. А вообще культура никогда, ни в одной стране мира не бывает профинансирована избыточно. Это всегда расстановка приоритетов и т.д.

Что касается успешности или неуспешности. Для того чтобы развиваться, нужно обязательно экспериментировать. И даже, может быть, где-то немного хулиганить. Я в этом убеждён и стараюсь поддерживать эксперименты. Вопрос только в собственной культуре тех, кто это реализовывает, насколько далеко они могут зайти в своих «хулиганствах». Ярчайший пример — проект «Искусство в «Квадрате», который делает Красноярский театр оперы и балета. В этом проекте были как успешные, так и неоднозначные постановки, получавшие разные отклики от зрителей. Театр реагировал на эти мнения, лавировал, что-то изменял. Но есть несколько спектаклей из этой серии, которые я как зритель с огромным удовольствием посмотрел бы ещё. Та же опера «Марево». Прихожу и понимаю: это даже не опера и даже не спектакль; но опыт, который я переживал во время просмотра, был настолько необычным... Я посоветовал театру не именовать это оперным спектаклем, а назвать как-то иначе эту современную форму. Там была и шумовая музыка, и необычный вокал. Молодёжь это тоже заинтересовало, и мы надеемся, что многие из тех, кто придёт на такой спектакль, станут впоследствии постоянными зрителями.

И ещё. Я хочу, чтобы во всех театрах края кроме основной сцены появились экспериментальные площадки. Например, в Минусинском драмтеатре сейчас достраивается экспериментальная сцена в новом корпусе, и в красноярском театре Пушкина появится Blackbox. Кроме того, там сделают эксплуатируемую кровлю для театра на крыше, чтобы можно было тоже поэкспериментировать. И если спектакли на таких площадках понравятся публике, приживутся, почему бы не подумать о том, чтобы перенести их на основную сцену?

— Театральное прошлое помогает сейчас вам в работе или мешает?

— Помогает, потому что я могу стопроцентно отключиться и стать обычным зрителем. Но если что-то меня смущает — тут же включаю все свои знания, понимание и насмотренность и могу это препарировать до уровня молекул. Мой опыт помогает и режиссёрам, ведь я могу подсказать предметно, что конкретно меня как зрителя смутило.

— Нередко появляются скандальные постановки в российских театрах. Не так давно в «Современнике» — спектакль «Первый хлеб» с Лией АХЕДЖАКОВОЙ, который называют культурной провокацией, или в Большом — некоторые сцены из оперы ПУЧЧИНИ «Манон Леско» зрители называют кошмаром и извращением. Вы на чьей стороне: творца–режиссёра или зрителя?

— Не может тут с моей стороны быть простого ответа, потому что есть два полярных мнения. Кто-то твердит: не трогайте классику и ту же «Манон Леско» ставьте так, как написано в литературном источнике. А кто-то говорит, что театр не для того, чтобы «экранизировать» классику, режиссёр имеет право на свою трактовку и т.д. Вариант, который я вижу для примирения — создание
экспериментальных площадок. К примеру, балет «Нуреев», пока его пытались выпустить на исторической сцене в Большом театре, вызывал напряжение. А сейчас он идёт на новой сцене этого же театра, в соседнем здании, и билеты на него не купить. И никаких серьёзных нареканий уже не вызывает, а наоборот, большой интерес. И наконец — всё зависит от таланта. Я видел по-современному провокационно поставленную классику, но это было так здорово, что у меня как у зрителя никаких сомнений не оставалось, имеет ли постановка право на жизнь или не имеет.

— В декабре прошлого года Красноярский край стал участником проекта «Кино России». Взят курс на развитие киноиндустрии в регионе (подписано соглашение между АСИ, правительством Красноярского края и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения). Расскажите, какие шаги уже предприняты?

— Соглашение подписано, несколько раз мы принимали участие в различных фестивалях и кинофорумах. В нашем подведомственном учреждении «Енисей кино» создано два отдела — отдел кинохроники и отдел кинокомиссии. Первый — это возвращение к киноальманаху «Енисейский меридиан», который много лет существовал, и в ближайшее время уже будет презентован первый документальный фильм. А отдел кинокомиссии создан для того, чтобы оказывать содействие киносъёмкам. Первый большой художественный фильм начнут снимать в крае уже в этом году, в его основе — сибирская тематика. Наша задача — сделать регион привлекательным для съёмок художественных фильмов. Мы уже наладили контакты с продюсерами, в июне здесь пройдёт съезд продюсеров, на котором Красноярский край будет презентован именно с точки зрения интересности для киноиндустрии. А мы, в свою очередь, будем получать от продюсеров обратную связь: что ещё нужно, чтобы снимать здесь художественные фильмы?

Почему мы делаем упор на съёмках кино в крае? Если поставим дело на поток, то в процесс будет вовлечена масса людей. Это целая индустрия, а значит — рабочие места, интерес для молодёжи. Поэтому данным направлением мы будем серьёзно заниматься, это поручение губернатора.

— Ещё один федеральный проект — «Творческие люди», что-то вроде повышения квалификации в сфере культуры. А как вы считаете — чему нужно обучаться в сфере культуры? И кому в большей степени — творческим людям или управленцам?

— Важно научить учиться и не останавливаться в обучении. А учиться надо всем без исключения. Всем, начиная с меня. Никогда не знаешь, какие знания тебе могут пригодиться.

— По-вашему, какой процент услуг в культуре (музеи, театры) должен быть направлен на детей доподросткового периода?

— Как можно больше. Если мы говорим о театре, то театр кукол — это точка входа в театральное искусство для детей. И там есть бэби-спектакли для очень маленьких. И в музеях есть такие практики, и в филармонии, и в других учреждениях. Мы их всячески поддерживаем и поощряем.

Я хорошо помню, как в детстве меня родители один раз привели на какое-то мероприятие, потом второй раз и спрашивают: тебе понравилось? А я из упрямства говорил: «Нет». А потом мы пришли в театр кукол, мне было года четыре. Спектакль был фантастический! Когда вышли, отец меня спрашивает: «Ну что, сегодня тебе понравилось?». И я не смог сказать «нет», потому что это было здорово, сказал «да». Вот, наверное, в тот самый момент и стал театралом (смеётся).

— Какой вопрос вы задали бы министру культуры России, что вас самого больше всего волнует?

— Мне кажется, Ольга ЛЮБИМОВА достаточно открыта, я вижу всё, чем она занимается, присутствую на совещаниях, мне понятно, что она делает. И у меня нет неотвеченных вопросов к министру.

— И напоследок: как, по-вашему, меняет нас культура?

— Культура меняет нас незаметно. Но меняет. Я, например, почти каждый вечер посещаю различные культурные события. Мы живём далеко от столиц, в достаточно холодном регионе, но у нас есть возможность бывать на концертах СПИВАКОВА и БАШМЕТА, других мировых знаменитостей. Таким образом сокращаются расстояния, созданные нашим воображением. Я даже новый хештег придумал: #Красноярскближе. Ближе, чем нам кажется.

Вера КИРИЧЕНКО