Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2022 г.

«Я мечтаю, чтобы они были счастливыми»

Начало марта. Город и дворец на Коломенской, 25 засыпает пушистым снегом. Я иду разговаривать с человеком, которого не знаю. И с первых минут общения понимаю: встреча с таким собеседником — событие, которых в жизни пересчитать по пальцам.

Татьяна Ивановна КОСТЯЕВА — лауреат премии Красноярского края в области традиционной народной художественной культуры, заслуженный работник культуры России, обладатель нагрудного знака «Герб города Красноярска» и знака отличия «За заслуги перед городом Красноярском II степени», руководитель «Образцового художественного коллектива» детско-юношеского хореографического ансамбля «Юность Красноярья», которому в 2020 году присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества».

Не всё, о чём говорит Татьяна Ивановна, вошло в эти записи по разным причинам, и далеко не обо всём она успела рассказать. Но впереди написание ею книги — для тех, кто занимался в ансамбле, для зрителей, для любителей народного танца и для всех поклонников старейшего коллектива.

Начало

— Я посчитала, что за 50 лет через наш коллектив прошли около 13,5 тысяч детей. А выпускников — тех, кто провёл в «Юности» всё детство и юность, — 550.

Название придумала не я. Это заслуга Анатолия Ивановича МЕЛЬНИКА, который создал ансамбль в 1970 году, во время основания ДК ЦБК, и повёл за собой городских детей. Первые участники «Юности Красноярья» танцевали на открытии Саяно-Шушенской ГЭС, в котловане, тогда ещё не залитом водой, — исторический кадр! Вместе со своим основателем ансамбль провёл шесть лет. Затем два года коллектив удерживала Светлана Борисовна ДРОБОТ со своими помощниками, репетиторами коллектива «Юность Красноярья» Татьяной Ивановной ТАРНОПОЛЬСКОЙ и Валентиной Васильевной ЗАСКАЛЕТА. По приглашению в 1978 году приехала я из Норильска.

Я родилась в СССР, и ставить танцы в «Юности Красноярья» вначале пришлось на темы детства, пионерии, комсомолии. Мне хотелось творить в народных танцах, но чтобы воплотить своё видение, требовалось сделать шаг назад. И мы исполняли «Как прекрасен этот мир», «С чего начинается...» и т.д. Старались, чтобы в программе прозвучали и детские номера, и юношеские, так и продолжаем до сих пор.

Особенные

— Вы спрашиваете, что я рисовала в своих фантазиях, когда только решила заниматься ансамблем? Так вот: фантазий здесь быть не могло, они для постановок, для выстраивания программ. Чтобы создать ансамбль, нужно прежде всего создать коллектив. У каждого ансамбля свой почерк, свой стиль, своя школа. Вот если тебе удалось это ухватить, если всё получилось, то твой коллектив сразу узнают среди других и твоя мечта воплотится в жизнь.

Коллективы «Орлёнок», «Кедровые орешки», «Юность Красноярья» — у каждого сегодня своя техника, масштабы, серьёзность программы. Но главное, хотя я и очень люблю хореографию, — воспитательный процесс необходим. Когда мы выезжаем во Владивосток или в «Артек», мне потом пишут: как так, ваши дети совсем другие, они — как советские дети! Это значит, что для них неприемлемы обман, небрежность, неуважительное отношение к педагогам и наставникам. И это главное. Можно осуществлять грандиозные программы, выступать в городе и по всей России, но нельзя забывать про духовно-нравственные ценности и гармоничное развитие человека в будущем.

Знаете, дети в «Юности Красноярья» отличные не только потому, что мы их воспитываем. Те, кто слушает русскую народную песню, танцует русские танцы, — они попадают под какое-то благословение сверху, что ли. Мы видим, что ребёнок словно очищается: он умеет плакать, радоваться, любить, жалеть и дарить.

Характер

— В наше время нужно быть гибче, нельзя вести себя так, как я по молодости.

Я часто попадала в сложные ситуации, был во мне внутренний протест. Нет, не по отношению к СССР. Я всегда говорю, что я родом из Союза и жалею о его развале. И если честно, многие жалеют. Сейчас всё строится на рыночной экономике, но для некоторых родителей это сложно.

Геннадий Леонидович РУКША, наш тогдашний замечательный, тонкий и умный министр культуры, многое мне прощал. Говорил: Татьяна нравится мне своими идеями, талантом, умением воспитывать детей, это единственная в городе женщина-постановщик. Спасибо, что ценил мою работоспособность!

В 2008 году Эдхам Шукриевич АКБУЛАТОВ, который тогда был мэром, помог нам с выделением двух миллионов рублей на ремонт залов и раздевалок, за что ему большое спасибо и низкий поклон! Кстати, он часто ходил на наши концерты. Интеллигентный, доброжелательный, человек слова и ответственности!

Возвращаясь к моему стилю работы. Знаете, держать ансамбль 52 года и быть «муси-пуси» невозможно. Кому-то ты угодил, а кто-то останется на тебя в обиде. Но потом, когда мои ученики уже сами приводят детей в «ЮК», они понимают: иначе никак.

Танец

— У нас четыре направления в творчестве. Академический русский народный танец, танцы народов мира, «Народный календарь» по обрядовым танцам и народно-стилизованные танцы. 2022-й — Год культуры, и очень хочется показать всю эту красоту, от завивания берёзы и Ивана Купалы до свадебного переполоха. Это будет на нашем концерте в конце марта. Обрядовые танцы вообще больше чем танцы. Это традиции, которые через века дошли до нас.

Люблю народную культуру, эту удаль молодецкую бесшабашную, «Выйду на улицу — гляну на село…», народный оркестр, баян, русскую нашу песню. Очень помогает мне ансамбль «Сибирские зори» под руководством Анастасии Витальевны ГУМЕНКО, там девчонки поют красиво, задорно. Есть у них в ансамбле и дети, совсем маленькие, три года. Это правильно. К русской песне и танцам, я считаю, надо приучать с детства.

У «Юности Красноярья» богатый «золотой фонд». Плохие танцы не удерживаем, и если чувствую, что «не пошло», не восстанавливаем номера. Хотя интересно бывает: например, в 1980 году мы показывали танец «Сибирские потешки» в «Артеке», и один из критиков разнёс его в пух и прах. Дети приехали понурые. И вдруг на конкурсе «Адмиралтейская звезда» в 2016 году мы получаем за этот восстановлённый танец Гран-при! 36 лет прошло. Мои выпускники пишут, что я опередила своё время.

Дети

— Танцы — большой труд. Приходится быть требовательной к себе, преподавателям и к участникам. Сейчас готовлю нового руководителя — Александра Владимировича ЛАПО, выпускника ансамбля «Юность Красноярья». Саша считает, что ученики должны сами отдаваться танцу, выполнять всё из любви к коллективу. И это работает!

В «Юность Красноярья» мы брали и берём всех детей. Но и выгоняла я, особенно в первые годы, немало. Сейчас практически нет. Ведь не только мы их, но и они нас воспитывают, вольно или невольно. Показывают нам, что вокруг идут изменения. Во всём ищем компромисс.

Многие, да, бросают сами. Занятия по полтора-два часа четыре раза в неделю — это же означает забросить всё. Здесь, в ДК, проходит целая жизнь! 13 лет отходить — это не все могут выдержать, другие интересы и т.д. Но большая половина достойно проходит этот путь. Выпускники меня помнят, говорят такие слова и дарят на юбилеи подарки, такие яркие краски и эмоции — не выскажешь.

Бывает, что танцы бросают из-за конфликтов со сверстниками. В этом случае говорю детям, что надо стараться любить свой коллектив, договариваться, самостоятельно разгребать ситуацию. Такое может повторяться и в классе, и в институте, и на работе, и с подругами. Руководитель должен быть чуточку психологом.

Часто говорю мальчикам: если вам что-то не нравится (ну, бывает, что меня занесло) — приходите в мой кабинет, попьём чаю, вы выскажете, что вас не устраивает, я скажу своё. Эти доверительные отношения мне помогают до сих пор. А детям, которые к такому привыкли, потом легче общаться, проще и в учёбе, и в жизни.

Когда ты интересен детям, они будут держаться за тебя. Интересен не только танцами, а когда им в душу заглядываешь, когда помогаешь разобраться в ситуации — ведь не все дети, к сожалению, могут доверять своим родителям. Доверие ко мне — для меня награда. Матерям порой неприятно слышать, что говорит дочь или сын, но я считаю, что это нормально, ведь они говорят открыто.

Солисты

— Я считаю, что дети должны сами добиваться результатов. Солистами в танце я делаю, глядя на успехи ребят. Но отношение к этому у меня такое: без коллектива, без антуража никто солиста не заметит. А вот если кордебалет и солист работают в унисон как один организм, коллектив поднимает солиста на такую высоту! Именно коллектив, который чётко, органично, слушая друг друга, стройными рядами, чистотой дробей, азартом несёт актёрское мастерство. Так что шанс стать солистом есть у каждого из участников ансамбля.

Отсюда действительно возникает соперничество. Дети работают над собой, и я вижу, кто какого мастерства достиг в определённый период времени.

Репетиции важны. Они мобилизуют детей. Чтобы полностью отработать концерт, надо подготовиться физически и на эмоциональном уровне. Конечно, репетиция — это пот и слёзы, и работа над своей неуверенностью, и воспитание силы воли. Зато потом есть шанс в едином порыве сделать всё хорошо.

Здоровье

— Программа, конечно, у нас сложная, и мы её корректируем. Потому что не секрет: по физической подготовке, медицинским показателям современные дети намного слабее своих сверстников периода 1980-2000 годов, например. С каждым поколением физическая подготовка и выносливость оставляет желать лучшего. Аритмия, сахарный диабет, гипертония — заболевания помолодели в разы. Дело, наверное, в неправильном питании, в экологии, стрессе.

Когда-то мы выступали от двух с половиной до трёх часов, давали концерты из трёх отделений, и ни один танцор не падал в обморок, не синел. Я тренировала их как спортсменов, чтобы концерт прошёл легко, чтобы они и не заметили. Но сейчас, давайте честно: отделение одно, причём танцуют всего 45 минут, а остальное сценарий — песня, проза, ведущий.

Техника и рынок

— Стало ли сейчас проще в техническом плане, чем раньше? Отчасти да. Но в условиях рыночной экономики всё упирается в деньги. Я много воевала за то, чтобы мои дети не платили за занятия. Слава богу, управление культуры меня поддержало. Конечно, пошив костюмов и многое другое упало на плечи родителей и родительского комитета. Много лет ведёт эту работу Светлана Владимировна ЛОЩЕНОВА, вела Елена Владимировна МЕЛЕХИНА, сейчас — Алёна Валерьевна ВОРОГУШИНА. Ни для кого не секрет, что народные костюмы дорогие, как и для бальных танцев. Нельзя не отметить самоотверженную работу костюмера Юлии Андреевны КАЙСИНОЙ.

Мне повезло с хореографами — трудолюбивые, любящие своё дело. Каким бы ни был руководитель, основную работу по танцам и программе ведут его помощники. С детьми в нашем ансамбле работают Александр Владимирович ЛАПО, Дарья Владимировна ОДИЛОВА, Игорь Николаевич ЛАВРЕНЮК, Алёна Филипповна ИГНАТЬЕВА. Но платят в нашей сфере ужасно. Танцы сложные, это труд колоссальный. А оклад у хореографа не превышает 20 тыс. руб. И всё-таки люди не уходят, они до фанатизма преданы своей работе.

Я считаю, что культура не должна быть рыночной, особенно в сохранении и преумножении народной культуры. Вот, например, чтобы участвовать в конкурсе, надо заплатить взнос по 800 рублей с человека. А если ребёнок не может заплатить? Тебе именно его, талантливого, надо поставить в танец, а он не может. Родители уже разорвались платить репетиторам, в садики, в школы, им не до конкурсов.

Выпускники

— Много наших выпускников пошли в ансамбль танца Сибири, в «Енисейские зори», в ансамбль СибГАУ. Ирина СУГАК танцует в Москве, Данил СЛАБУНОВ работает в театре Куклачёва. Наших ребят можно встретить по всей России и за границей: Канада, Германия, Израиль, Испания, Болгария. Всех не перечислить, тем более что могу кого-то пропустить и этим обидеть.

Хочу сказать также, что ребята в нашем ансамбле очень дружные. Много лет общаются, уже когда становятся взрослыми. Они как братья и сёстры. Одна большая семья. Недавно отдыхала в Анапе, и меня нашёл Семён СЛЕСОРЕВ: «Вы не представляете, сколько у Вас выпускников по России!».

Вечная молодость, говорите? Да, мне кажется, так и есть. Я ведь уже 13 лет как на пенсии. У меня должны быть уставшие глаза, но вы же чувствуете энергетику? Дети заряжают меня своим позитивом.

Приходите на концерт — это такой заряд, такая аура! Когда наша программа помогает зрителям отвлечься от проблем, забыть о домашних печалях, погрузившись в атмосферу танца и песни, — это для меня просто счастье.

Татьяна АЛЁШИНА