Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2022 г.

Показать Красноярску лучшее

На скалах — хрупкая девушка, в ее руках диковинный музыкальный инструмент. Это национальная гордость и символ Швейцарии — четырёхметровый альпийский горн. Густой осенний воздух разрезают звуки горна. К нему присоединяется струнный оркестр...

Необычный концерт в Гранитном карьере национального парка «Красноярские Столбы» в сентябре прошлого года собрал более трёх тысяч слушателей. Выступление под открытым небом стало прологом Международного фестиваля классической музыки «Азия — Сибирь — Европа», который давно уже является неотъемлемой частью культурной жизни города, брендом региона. В концерте в нацпарке приняли участие хедлайнер форума — швейцарская исполнительница на альпийском горне Элина Бюрки и неизменный организатор и участник фестиваля — Красноярский камерный оркестр под управлением Михаила Бенюмова.

В одном котле

Объединить, перемешать в музыкальном котле исполнителей разных стран, жанры, направления, традиционные европейские и аутентичные национальные инструменты, сочинения классиков и современных композиторов… В этом суть и одно из отличий красноярского фестиваля от множества других форумов классической музыки, российских и зарубежных. После выступления на «Столбах» гостья из Швейцарии представила возможности альпийского рога: выступила с оркестром в программе академической музыки и дала джазовый концерт.

«Если бы не пандемия, в 2021 году мы бы отпраздновали двадцатилетие фестиваля, — говорит его директор заслуженная артистка России Лариса МАРКОСЬЯН (на фото). — Но в 2020 году по понятным причинам нам пришлось отменить фестиваль, поэтому круглую дату мы будем отмечать в начале сентября 2022 года. «Азия — Сибирь — Европа» — один из старейших фестивалей классической музыки не только в Сибири, но и за Уралом. Причем проводится ежегодно».

Фестиваль, утверждают его организаторы, вырос из желания привезти в Красноярск лучших музыкантов мира, с которыми артистам Красноярского камерного оркестра посчастливилось познакомиться в зарубежных поездках.

«Красноярский камерный оркестр концертирует на европейской сцене с 1994 года, — рассказывает художественный руководитель фестиваля и Красноярского камерного оркестра заслуженный деятель искусств РФ Михаил БЕНЮМОВ. — Каждая новая поездка прибавляла новые имена замечательных музыкантов и единомышленников. И нам хотелось поделиться с родным городом нашим зарубежным творческим опытом. В 2001 году по инициативе камерного оркестра и ректора Красноярского художественного института Александра ПОКРОВСКОГО на свет появился фестиваль искусств «Сибирь — Италия».

Беллуджи

Пьеро БЕЛЛУДЖИ — знаковая фигура для фестиваля «Азия — Сибирь — Европа». О нём хотелось бы сказать отдельно. Беллуджи — выдающийся дирижёр современности, чья творческая биография связана с крупнейшими музыкантами XX века: дирижером и композитором Игорем МАРКОВИЧЕМ, чешским композитором и дирижёром Рафаэлем КУБЕЛИКОМ и американским дирижёром, композитором и пианистом Леонардом БЕРНСТАЙНОМ. Беллуджи был ассистентом легенды дирижёрского искусства — Артуро ТОСКАНИНИ. Маэстро дирижировал лучшими оркестрами Парижа, Берлина, Тель-Авива, Праги, Мадрида, Лиссабона, Будапешта, Сан-Франциско, Буэнос-Айроса, Кейптауна. Беллуджи возглавлял симфонические оркестры Окленда и Портленда в США, оркестр «Тосканини» в Парме, симфонический оркестр Радио и Телевидения (RAI) в Турине. Среди его партнёров по ансамблю были Руджеро РИЧЧИ и Франко ГУЛЛИ, Ван КЛИБЕРН и Виктор ТРЕТЬЯКОВ.

«Наша встреча с ним после гастролей оркестра во Флоренции была предопределена судьбой, — уверен Михаил Бенюмов. — Это огромное счастье найти за тысячи километров от Красноярска большого художника и друга, с которым мы совпали в творческих убеждениях, в своей любви к искусству, во взглядах на музыку».

«Музыка сама по себе — это любовь и свет», —говорил Пьеро. И здесь, в Красноярске, который был так не похож на его родной город Флоренцию, он находил для себя самое важное — любовь и свет.

Первый раз Беллуджи дирижировал оркестром в Красноярске в 1995 году. С того момента оркестр концертировал в Италии практически ежегодно, участвовал в Высшей школе дирижёрского мастерства под его руководством, знакомился с выдающимися музыкантами. И через какое-то время сибирско-итальянские отношения были официально «оформлены». На фестиваль он приезжал четыре раза. Последний его визит в Красноярск случился в 2011 году, а в 2012 году Беллуджи не стало. Ему было почти 88 лет.

Шире круг

Со временем к итальянским музыкантам присоединились артисты Польши, Австрии, Германии, Франции, Великобритании, Испании, и фестиваль обрёл новое название «Сибирь — Европа».

После гастролей в Китае добавилась Азия. Новая страница была открыта в 2015 году. Гости из Японии, Кореи, Индии привезли в Красноярск диковинные для нас, европейцев, инструменты.

«За эти годы красноярцы познакомились с такими китайскими инструментами, как губной орган шен, пипа, эрху, гуцинь; с японским сямисеном, губным органом сё; с индийским ситаром, барабанами табла; альпийским горном, — рассказывает Лариса Маркосьян. — Появление на фестивале экзотических инструментов вдохновило на эксперименты на сцене и неожиданные коллаборации. Один из участников фестиваля, который бывал в Красноярске неоднократно — Ву Вэй — выдающийся музыкант современности, виртуоз игры на китайском губном органе шен. Благодаря ему китайский губной орган узнали во всём мире. На шене он исполняет не только народную музыку. Ву Вэй расширил возможности старинного инструмента, создал новые методы игры, объединил различные стили и жанры. Так, например, на одном из фестивалей в баховском концерте для гобоя и скрипки с оркестром партию гобоя Ву Вэй исполнил на шене».

Но расширялись не только географические границы. Если в первые годы существования фестиваля приезжали солисты и дирижёры, теперь среди гостей — ансамбли и большие коллективы. С 2014 года гостями фестиваля становятся не только знаменитые солисты и дирижёры, но и известные коллективы: Казанский камерный оркестр «La Primavera», Харбинский симфонический оркестр (Китай), Корейский камерный оркестр, Цзилиньский симфонический оркестр (Китай), Камерный оркестр Baltic Neopolis Virtuosi (Польша) и другие. Причём музыкантам предоставляется возможность показать на фестивале собственную программу и стать частью фестивального оркестра.

Нет ничего важнее репутации

Чем определяется программа каждого фестиваля? Компонентов много. Но главным является уровень музицирования.

«Чтобы получить приглашение на «Азию — Сибирь — Европу», музыканту нужно иметь имя, талант, высокий профессиональный рейтинг, — утверждает худрук Михаил Бенюмов. — За всю историю проведения фестивалей у нас ни разу не было двух программ, похожих друг на друга. Каждый раз они обновляются, лишь в единичных случаях мы повторили одно или два произведения».

Каждый год на фестивале звучат премьеры — мировые и красноярские. Специально для «Азии — Сибири — Европы» современные композиторы создают сочинения. Одни из последних: сюита «Духи Сибири», написанная немецким композитором Эньоттом ШНАЙДЕРОМ, «Слияние» — создано французским композитором Николя ДЭЛЕГОМ, для индийского ситара, барабанов табла и струнного оркестра.

Помимо концертов фестиваль имеет ещё одну важную сторону, которую не видит публика: за кулисами идёт огромная работа — репетиции и мастер-классы. Опыт, приобретённый красноярскими артистами во время общения с выдающимися зарубежными музыкантами, трудно переоценить, считает маэстро Бенюмов.

«Считаю, что каждый наш фестиваль — звёздный, — говорит Лариса Маркосьян. — Ведь даже молодые музыканты, приезжающие к нам — настоящие мастера, достойные представители зарубежной исполнительской школы. И, конечно, наша особая гордость — то, что наши приглашения были приняты такими легендарными музыкантами, как народные артисты СССР пианистка Элисо ВИРСАЛАДЗЕ и скрипач Виктор Третьяков, нам очень приятно, что музыканты, побывавшие на нашем фестивале, не только возвращаются к нам вновь, но и рекомендуют его своим коллегам. Так мы обрастаем новыми связями и проектами».

В сентябре в Красноярске пройдёт ХХ Международный фестиваль «Азия — Сибирь — Европа». Конечно, его программа, которая уже была готова, из-за последних событий в мире претерпевает изменения, в неё вносятся коррективы. Но фестиваль обязательно будет, уверяют организаторы. Ведь музыка — это универсальный язык души, который объединяет народы и страны.

Фото Олега Кузьмина

Фото Олега Кузьмина

В 2021 году художественный руководитель фестиваля — заслуженный деятель искусств РФ, почётный гражданин города Красноярска Михаил Бенюмов удостоен за проект «Международный фестиваль камерно-оркестровой музыки «Азия — Сибирь — Европа» Государственной премии Красноярского края имени И.В. Шпиллера.

Фестивальное движение

Фестивалей и конкурсов в Красноярском крае очень много. Жанры и направления трудно перечесть. Но фестивали, посвящённые классическому искусству, стоят особняком. И с каждым годом их появляется всё больше. Судя по их популярности (на некоторые билеты разлетаются за считаные часы), Красноярск — музыкальный город, где любят и ценят академическое искусство. Перечислим знаковые события.

Фестиваль Дмитрия Хворостовского

Отдаёт дань уважения одному из величайших русских баритонов. Проходит в Красноярске, родном городе певца. Фестиваль призван сохранять и поддерживать уникальное культурное наследие, которое оставил выдающийся певец. Исключительная творческая жизнь и судьба Дмитрия Хворостовского уже стали мировым культурным достоянием, и это особым образом подчёркивает международный статус фестиваля. Фестиваль учреждён при участии Александра Степановича и Людмилы Петровны Хворостовских, родителей певца. Проводится Красноярским фондом развития искусства имени Дмитрия Хворостовского при всесторонней поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Красноярского края.

Международный конкурс скрипачей Виктора Третьякова

I Международный конкурс скрипачей Виктора Третьякова прошёл в Красноярске в 2018 году. В нём приняли участие 21 музыкант из 11 стран мира. Призовой фонд второго конкурса в 2021 году составил 58 000 долларов США. Также призы учреждены Губернатором Красноярского края Александром УССОМ и главой города Красноярска Сергеем ЕРЁМИНЫМ. Особая награда для победителей — концерты с ведущими оркестрами России и зарубежья. В жюри, которое возглавляет президент конкурса Виктор Третьяков, входят выдающиеся скрипачи современности, профессора ведущих музыкальных вузов

Парад звёзд в оперном

Международный фестиваль оперного искусства проводится в Красноярском государственном театре оперы и балета с 2010 г. Его цель — приобщение массового зрителя к шедеврам оперы и популяризация оперного искусства.

Первый фестиваль прошёл в 2010 году. В Красноярск были приглашены шесть дирижёров и восемь солистов из Швейцарии, Австрии, Сербии, Москвы и Санкт-Петербурга — лауреаты всероссийских и международных музыкальных конкурсов.

Выступления победителей Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» с Красноярским камерным оркестром

Уникальное событие, объединяющее сразу два направления: концерты детей-звёзд и мастер-классы лидеров российской музыкальной педагогики. Впервые проект был представлен в творческом сезоне 2019-2020 гг. Тогда идею пригласить с концертами в Красноярск лауреатов престижного международного состязания поддержал Благотворительный фонд Владимира Спивакова. В 2022 году программа проекта дополнена образовательным модулем. Помимо концертов юных артистов в Красноярске состоятся открытые уроки педагогов, готовивших этих ребят.

Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Фестиваль объединяет культуру и музыку десятков стран и народов. Это сочетание традиционного народного, классического и современного искусства. Основными составляющими программы фестиваля являются музыкальные выступления творческих коллективов различных жанров и направлений — концерты камерной и симфонической музыки, выступления фольклорных коллективов, театральные представления на сценических площадках и под открытым небом, изобразительное искусство, кинопоказы и фотовыставки, а также дискуссии философов и искусствоведов. I Международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона состоялся в 1992 году.

Марина ЯБЛОНСКАЯ