Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2022 г.

Глаза в глаза, от сердца к сердцу

Что представляется, когда слышишь словосочетание «народная культура»? Бабушки в русских костюмах, частушки, трещотки, кокошники. На самом деле фольклор — лишь часть огромного культурного пласта. Современные танцы и песни, игрушки, сувениры, спектакли народных театров — всё, что исполнено или сделано руками непрофессионалов, тоже относится к народной культуре. Уже 85 лет эти сокровища отыскивают и берегут специалисты Государственного центра народного творчества Красноярского края, объединяя множество жанров, творцов и зрителей.
О народном творчестве в Красноярском крае мы поговорили с директором ГЦНТ Любовью РОМАНОВОЙ.

— Любовь Николаевна, какие времена переживает сейчас народная культура края? Можно ли сказать о подъёме либо спаде интереса к ней, к фольклору, традициям?

— Давайте разделим понятия народной и традиционной культуры. Конечно, мы воспринимаем их как единое целое, но традиционная культура, к которой относится фольклор, — только часть народной культуры, важная с точки зрения преемственности, идентичности людей, проживающих в определённой стране. А всё, что сверх традиций, более широкое понятие — «народное творчество».

Простыми словами, народная культура — это то, что в культурной сфере делают непрофессионалы во всех видах и жанрах творчества, как сценических, так и прикладных. При этом народное творчество всегда вторично по отношению к фольклору и профессиональному искусству, поскольку берёт образцы именно там.

Как живётся сегодня народной культуре? Думаю, как и народу, потому что она — проявление народной вовлечённости, активности. Если же говорить о традиционной культуре, то, пожалуй, в некоторые периоды истории, например, в 1990-е годы, мы наблюдали спад интереса к ней, внимание больше привлекала культура западная. Но это прошло, потому что для любого человека важна культурная идентичность. Она может быть со знаком плюс или минус, но каждому необходимо идентифицировать себя, понимать, кто ты такой, на каком языке говоришь, кто были твои предки, какие традиции можно перенять и транслировать последующим поколениям.

Я бы сказала, что сейчас мы видим волну интереса и к традиционной, и к народной культуре. Они развиваются в разной динамике: всё зависит от того, в каком окружении находится человек. В крае появляются школы фольклора, этнической культуры — людям это интересно и близко.

— И какова во всём этом роль Центра народного творчества?

— Государственный центр народного творчества — одно из старейших учреждений культуры Красноярского края. В этом году мы отмечаем 85-летний юбилей! Создавался центр с целью популяризации жанров народного творчества, просветительства, обеспечения условий для воплощения творческого потенциала. Сейчас всё это синхронизируется с национальными приоритетами развития России до 2030 года.

ГЦНТ — главный методический центр для всех учреждений культуры клубного типа в крае. Наша клубная сеть на четвёртом месте в России по количеству единиц: это 1206 учреждений клубного типа, 93% из которых находятся в сельской местности. Зачастую клуб — единственный социокультурный институт в шаговой доступности для сельчан, и это не только площадка для досуга и творческой деятельности, но и единственное место для общения, взаимодействия, поддержки инициатив населения.

Краевой конкурс исполнителей народной песни  «Сибирская глубинка»

Краевой конкурс исполнителей народной песни «Сибирская глубинка»

Наш центр занимается методической деятельностью и развитием жанров народного творчества во всех их проявлениях. Так, недавно в Красноярске завершился организованный нами краевой конкурс современной хореографии. Наши выезды — это мастер-классы, проведение итоговых фестивалей и конкурсов, выставок. В Красноярске ежегодно проводится лаборатория для руководителей хоровых и хореографических коллективов со всего края.

Кроме того, центр осуществляет межрегиональное взаимодействие. Мы представляем наш край на всероссийском уровне через выступления творческих коллективов, выставки работ красноярских мастеров. А на Всероссийский фестиваль национальных культур «Я люблю тебя, Россия!», который ГЦНТ проводит в Красноярске, съезжаются артисты из разных регионов страны.

— Можно оценить динамику развития народного творчества в крае, растёт ли число «народников»?

— По крайней мере, не снижается. У нас сегодня, как я уже говорила, 1206 учреждений клубного типа, свыше 10 800 клубных формирований, объединяющих 150 тысяч участников. А ещё есть те, кто занимается в школах, в учреждениях дополнительного образования, в частных студиях. Много ансамблей, коллективов в больших городах, где для всех желающих даже не хватает площадей. В районах проблема другая: отток населения. Тех, кто хочет заниматься творчеством, достаточно, но может не быть специалиста по конкретному жанру народного художественного творчества.

— Какой жанр можно назвать самым массовым?

— По количеству единиц и участников самые массовые — это музыкальный (вокальный и инструментальный), хореографический (от классики до фолка, брейк-данса, хип-хопа), театральный жанры, а также декоративно-прикладное искусство.

В крае около 2000 ансамблей, духовых оркестров, хоров, лучшие из них зрители увидели в начале марта на заключительном концерте смотра-конкурса исполнителей народной песни «Сибирская глубинка». В конце марта пройдёт конкурс фольклорных коллективов. В нашем регионе их чуть более 150, и мы трепетно относимся к ним.

Массовым жанром можно назвать и театр. В крае много любительских театров, детских театральных студий. Самый представительный краевой конкурс в этой сфере — «Рампа», где выступают сильные коллективы со всего края.

— Детские театры, например при Дворце пионеров, тоже курируете?

— Нет, но они тоже являются неотъемлемой частью народного художественного творчества региона. Нам важно видеть всю палитру жанра. Народная культура развивается, налицо эволюция жанров, которая прослеживается через творческие эксперименты. Появляются новые коллективы и имена, растёт исполнительский уровень. Здорово, когда где-нибудь в отдалённых посёлках зажигаются новые звёздочки. Ты видишь, как они растут, побеждают в конкурсах, потом продолжают работать уже в столице края.

На всю страну известны и наши мастера декоративно-прикладного искусства. Это тоже популярный жанр народного творчества, которому в крае уделяют большое внимание. Через краевые субсидии поддерживаются муниципальные дома ремёсел, клубные формирования на базе ДК, индивидуальные предприниматели, занятые в этой сфере. Мы помогаем мастерам проводить выставки, устраиваем конкурсы. Наш регион отличается хорошей методической базой — у нас работают пять региональных методических центров, каждый по своим приоритетным направлениям. Кроме нашего учреждения с коллективами края работают Таймырский дом народного творчества, Дворец труда и согласия им. А.Н. Кузнецова, Центр культурных инициатив.

Востребован краевой конкурс народных умельцев «Мастера Красноярья», который проводится раз в два года. Участие в нём принимают до 900 мастеров. В 2022 году планируется выставка финалистов с лучшими работами, среди которых выберут обладателя Гран-при «Мастер — золотые руки». Вызывает большой интерес и вопрос о мерах поддержки умельцев. Здесь нам есть чем поделиться с коллегами из других регионов. В прошлом году с темой «Меры поддержки и развитие народных художественных ремёсел на примере Красноярского края» я выступала на всероссийских съездах в других регионах.

— А к фестивалю «МИР Сибири» ГЦНТ имеет отношение?

— Данный фестиваль — это бренд нашего региона. Несколько лет ГЦНТ был его организатором, сейчас мы продолжаем сотрудничество. Организуем дискуссионную площадку для мастеров, презентации их изделий, выполненных в современной и традиционной технике. Активно приглашаем участников.

— Кроме конкурсов, фестивалей, массовости, чем ещё могут похвастать красноярцы и ГЦНТ?

— У нас есть замечательное направление работы — выявление объектов нематериального культурного наследия. Оно сравнительно новое, было закреплено за учреждениями культуры клубного типа в 2006 году.

Поиски таких объектов — кропотливая работа. Подходящие объекты паспортизируются, затем их представляют на экспертном совете и вносят в региональный каталог, после чего они попадают в единый российский каталог. Чтобы было понятнее: это может быть какое-нибудь местное сибирское блюдо — травянка, бурдук или рыбный пирог, который пекли ангарцы. В паспорте описывают не только сам продукт, но и технологии его приготовления, состав, историю: когда и кто завёз его в Сибирь.

Или другой пример: в сёлах Абанского района есть танец «Топор», который не встретишь в других местностях. При описании его было проведено целое исследование: корни танца нашли в Винницкой области, откуда традиция пришла к нам.

В Идринском районе в список объектов нематериального культурного наследия попал иркинеевский половичок, тоже интересный образец народного творчества.

— Кто занимается выявлением таких объектов?

— Наши коллеги из муниципальных образований края, а паспортизируют обнаруженные объекты специалисты ГЦНТ. Со всеми паспортизированными объектами нематериального культурного наследия Красноярского края можно познакомиться на сайте ГЦНТ, вышли в свет два выпуска печатного варианта Каталога объектов нематериального культурного наследия края. Мы выезжаем на семинары в муниципальные образования, рассказываем, что делается в этом направлении.

В этом году Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова, который занимается формированием российского каталога, планирует презентовать золотую антологию объектов нематериального культурного наследия. В ней будет представлен каждый из регионов, в том числе наш край.

— Как всё-таки удаётся сохранять традиционную культуру? Ведь всё меньше остаётся в живых тех, кто с детства знал и помнил песни, обычаи, традиции своей деревни или района.

— В крае серьёзные фольклорные традиции. Я уже упоминала о 150 фольклорных коллективах. Многие из них, например, такие как ансамбль «Бакольё», «Красна Русь» из г. Бородино, детские ансамбли «Жаворонушки» и «Родничок», ансамбли «Первоцвет» и «Берегиня», известны далеко за пределами края. Ансамбль народной песни ГЦНТ «Сибирская вечора» представлял традиционную культуру Красноярского края не только в разных регионах России, но и в Америке, Китае.

Поддерживаем мы и традиционные техники декоративно-прикладного искусства, среди которых художественная резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости, рога оленя, бивня мамонта, а также гончарное ремесло (керамика), лозоплетение и рукоделие в различных техниках. Прекрасно, что есть современные техники и материалы, но мы прилагаем все усилия, чтобы сохранилась и развивалась традиционная культура, которая присуща нашему региону.

— Государственный центр народного творчества курирует культуру не только русского, но и других народов края?

— Решение вопросов национального взаимодействия является приоритетным направлением деятельности Дворца труда и согласия им. А.Н. Кузнецова. Но это не значит, что мы в стороне. Коллективы разных народов, проживающих в крае, принимают участие в наших конкурсах. Межнациональные отношения, поликонфессиональная среда важны как никогда.

— А с Домом дружбы народов Красноярского края сотрудничаете?

— Конечно. В 2022 году у нас запланировано около пяти выставочных проектов на его базе. В конце прошлого года, например, прошла выставка, посвящённая казачьей культуре, сохранению которой теперь уделяется внимание на государственном уровне.

— Как вы думаете, достаточна ли поддержка народной культуры государством? Что нужно делать для её сохранения?

— То, что Указом Президента Российской Федерации 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России, как раз показывает отношение власти к народной культуре и означает её поддержку. Конечно, нельзя сказать, что никакой помощи уже не требуется, но мы видим явную заинтересованность государства в развитии народного творчества, в том числе потому, что в этом заинтересованы и сами граждане.

Ежегодно выделяются субсидии на капитальный ремонт, укрепление материально-технической базы клубных учреждений, приобретение музыкальных инструментов, костюмов для коллективов художественной самодеятельности. Проводится конкурс для социально ориентированных НКО. Недавно открылся Центр культурного развития в Шарыпово, который станет базовой площадкой для реализации творческих инициатив населения. А мы, используя механизмы господдержки, консолидируем все ресурсы.

— Не тесно ли Центру народного творчества в старинном доме, который он занимает? Нет планов на новые масштабы развития?

— Мы временно переехали на Мира — в здании-памятнике на ул. Ленина, 167 идёт капитальный ремонт. Если всё пойдёт по плану, вернёмся «домой» уже в этом году. Что касается расширения, то с 2016 года у нас появилось новое структурное подразделение — культурно-исторический центр «Успенский» в Удачном.

— Чем занимаются специалисты культурно-исторического центра?

— Главное направление работы в «Успенском» — сохранение традиционной российской культуры. КИЦ расположен в отдельном здании, где проводится множество мастер-классов. В Летнем доме Архиерея размещается экспозиция «Православие в Сибири». Популярностью пользуются дни открытых дверей в КИЦе, приуроченные к календарным праздникам и памятным датам, ориентированные на различные категории населения, где можно отдохнуть всей семьёй.

Важная часть жизни нашего центра — издательско-методическая деятельность. Большим подарком в конце года для всех нас стало второе место во Всероссийском смотре-конкурсе «Лучший центр народного творчества России», который проводится раз в три года, как раз в номинации «Информационная деятельность». Каждый год мы выпускаем не меньше семи методических, репертуарных и фольклорных сборников.

— Что в народной культуре, как вы думаете, мы не сумели сберечь? О чём можно сожалеть?

— За 85 лет было организовано огромное количество фольклорных экспедиций, которые выезжали в глубинку, записывали образцы песен, сказок, историй. Эту деятельность в крае и сейчас продолжают, например, молодые артисты ансамбля «Сибирская вечора». А сожалеть, наверное, можно о том, что уходят носители старинной культуры. Но это жизнь...

Что касается народного творчества, то его главным принципом во все времена остаётся «глаза в глаза и от сердца к сердцу». И это нисколько не исключает современного подхода.

— Любовь Николаевна, как вы сами оказались в этой сфере? Что вам особенно близко в народном творчестве?

— Вся моя профессиональная жизнь связана с социокультурной деятельностью. За более чем 20 лет я прошла путь от методиста Дома культуры в Канске, директора ДК, заведующей автоклубом, начальника управления культуры до директора ГЦНТ. Помимо этого занималась преподаванием в колледже, а сейчас являюсь председателем государственной аттестационной комиссии. Кроме практики и методики занимаюсь наукой: изучаю роль культурных практик и народного творчества в формировании современного общества.

Есть ли у меня любимые жанры? Я стараюсь не упустить ничего. В один вечер слушаешь выступление фольклорных коллективов, в другой — получаешь драйв от современных хореографических постановок. За счёт разных примеров и образцов творчества мы получаем яркий рисунок, гармоничную картину мира.

Кстати, я всегда стараюсь смотреть на выступления не только как руководитель и организатор, но и как зритель. Не являясь специалистом узкого жанра, прислушиваюсь к мнению экспертов, знатоков, членов жюри.

Блиц

Книга: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
Человек, оказавший наибольшее влияние: родители. Папа был военнослужащим, я выросла в военных гарнизонах
Путешествия: по краю и России
Любимые места в Красноярске: национальный парк «Столбы» и эко-парк «Гремячая грива»
Хобби: семейный досуг, пешие прогулки

Татьяна АЛЁШИНА