Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2016 г.

Плетём кружево современности

Традиционное и современное в искусстве всегда будет находиться в противостоянии. Так, художник академической школы никогда не поймёт, зачем нужен стрит-арт на набережной Енисея или стене Музейного центра, и наоборот. Но иногда традиция и инновация могут объединяться, не мешать друг другу, а помогать. Примером такой совместной работы можно назвать проект «Переплетения».

Выставка открылась в Музейном центре «Площадь Мира» и сочетает этнографический материал народного кружевоплетения и современное искусство. Главная идея — показать, что плетение или, точнее, все эти схемы, механизмы сплетения нитей в салфетках либо любом обыденном предмете характерны не только предыдущим столетиям и существуют не только для украшения предметов быта. Более того, плетение свойственно природе в целом. Привычные для обычного человека природные элементы (переплетения паутины, прожилки листа) переносятся на рукотворное и возделанное — сначала на ткани и коврики, затем на городские улицы и микросхемы. На выставке демонстрируются разные возможности плетения, вышивки, работы с нитью — не только привычные салфетки или рушники, которые, возможно, ещё хранятся в доме родителей или бабушек, но и удивительно современные вещи.

Валик с коклюшечным кружевом, принадлежавший Александре Гадаловой

Валик с коклюшечным кружевом, принадлежавший Александре Гадаловой

Проект «Переплетения» начался с того, что в музей «Проспект мира», известный всему городу как инновационный, странный и для кого-то даже «дикий», обратился маленький частный музей «Бабушкин сундук», которому в этом году исполнилось пять лет. За время своего существования «Бабушкин сундук» собрал около полутора тысяч предметов декоративно-прикладного искусства Сибири в области текстиля, украшенного вышивкой и кружевом.

На самом деле история «Бабушкиного сундука» началась раньше пятилетней отсечки, о чём рассказывает идейный вдохновитель и создатель коллекции Алёна ЕХАНИНА: «Коллекции двадцать лет, она начиналась ещё в перестроечные времена, когда этих вещей было много. Мы ездили по деревням в малые экспедиции, делали такую краеведческую работу: фотографии собирали, записывали историю семей, рассказы, как те или иные вещи в семью попали. А через вещи раскрывается история Сибири. Коренных мало сибиряков, все привозили свои техники, инструменты: кто с Украины, кто с Севера, из Вологды. И сложилось такое понятие, как «сибирское рукоделие» — было большое разнообразие техник: и крючком, и ткали, и коклюшками. Как раз потому, что был симбиоз культур. Пять лет назад мы презентовали эту идею на городском форуме, сняли помещение: у нас триединство в виде магазина, музея и мастерской. Школа коклюшниц открылась три года назад, уже больше шестидесяти выпускниц, мы их держим вокруг себя. Стараемся поддерживать связь и с кружевницами других городов и стран. Наша музейная часть признана специалистами.

Музейные истории, собранные в отдельные книги, доступны на сайте абсолютно всем; а описанные там вещи перестают быть «вещью в себе», представляя ещё и лицо своего создателя».

Для выставки «Бабушкин сундук» предоставил собственные экспонаты, подлинные, народные: платья, рубахи, разнообразные салфетки, «накидушки», занавески. Вещи эти не имеют уникальности, не многие из них эксклюзивны, они не составляют гордость национальных музеев, но все они — свидетельства той жизни, той среды, где они были сотворены, и тех событий народной жизни, участником которых они являлись. Сейчас эти совсем простые вещи, некогда обыденные и практичные, бывшие в обиходе каждой семьи, становятся эстетическим фактом и обладают особенной притягательностью.

Алёна Еханина подтверждает: «У нас редких экспонатов немного, потому что их вообще осталось мало, учитывая войны ХХ века, голод, нищету. Если совсем что-то «из сундуков» — это салфетка девятнадцатого века и каталог французского кружева. Каталог лежал в красноярских галантерейных магазинах, и по нему можно было выписать кружева из Парижа; два месяца шло, как мне сказали».

Каталог датируется 1886 годом, на каждой странице приведены небольшие фрагменты — образцы кружев, их сотни, и каждый даёт представление о качестве работы, фактуре определённого рисунка. Ещё на выставке есть рушник владимирского детского приюта, который попал в коллекцию совершенно случайно — его продала женщина, чья бабушка была воспитанницей этого приюта. Из редких экспонатов — ящик для рукоделия из-под пряников начала ХХ века. Также представлен валик с коклюшечным кружевом, принадлежавший Александре ГАДАЛОВОЙ, этим экспонатом поделился Краеведческий музей. Все остальные предметы — свидетели двадцатого века. Но через 60 лет и они будут редкостью.

Музей «Бабушкин сундук» бережно поддерживает свою коллекцию, если есть редкий рисунок, то нанимает мастеров, чтобы они сделали схему и перевязали, или кружевниц, чтобы те восстанавливали рисунки.

Всё это — краеведческая работа, но в инновационном музее никто не представлял предметы в традиционной развеске. Недавно музейный центр заявил свой подход к экспонированию, по которому на каркас современной и актуальной культуры, сложной и иногда непонятной, может нарастать что угодно. Декоративно-прикладное искусство может подвергаться трансформации и с помощью кураторского подхода помогать смотреть на мир по-другому.

На создание получившейся экспозиции работников музейного центра вдохновило многоярусное, разнообразное, рваное и ячеистое пространство самого верхнего этажа, «Полиэкрана». «Бабушкин сундук» отдал для экспозиции предметы обстановки быта — буфеты, кровать, подушки, комоды. Всё это получило новую жизнь: художник и дизайнер Вадим МАРЬЯСОВ сделал из них инсталляции, предметы оказались подвешенными в воздухе, парящими. Так, кровать, пронизанная множеством тонких нитей, преградила проход, а подушки замерли, вися на высоте двух метров. Другая инсталляция — высокая гора подушек, наложенных одна на другую до самого потолка, чудом не падающая. Приподнятые над полом предметы интерьера теряют утилитарные функции и становятся объёмными экспонатами, «скульптурами времени». Основной идеей стала возможность воздушности, обращение к тотальным цветам — белому и чёрному, исследование, как одно выглядит на другом и как нити, протянутые через экспозицию, воспринимаются при изменении точки смотрения.

Важным дополнением здесь становится соседство с работой Андрея БАРТЕНЕВА «Люби меня» (на фото внизу), созданной специально для X Красноярской музейной биеннале. Художник использует один из самых популярных гимнастических снарядов, шведскую стенку, как толчок для создания произведения, заполняет перекладинами пространство. При этом «Люби меня» — это призыв к структурированию и, что актуально в контексте выставки, к переплетению в буквальном смысле, вхождению одного в другое посредством протянутых металлических труб. Зритель оказывается внутри этого переплетения, в постоянном выборе: трубы становятся нитями, только сделанными из другого материала. Здесь работает и простая механика изобразительности линий — всё белое, и фон тоже.

Алёна Еханина считает, что такие инсталляции могут привлечь внимание к традиции: «Мы всегда стараемся как-то интересно подать коллекцию, но тут мы остались особенно довольны. Моя дочь — локомотив этого процесса, она говорила, что нужно отойти от «деревенской избы», сделать что-то новое. Поэтому мы были готовы к экспериментам и современному искусству. Было много вариантов площадок для выставки, но нам было важно подать эти вещи неординарно, поэтому мы остановились на центре «Площадь Мира». Нас устроило на сто процентов и видение одного из кураторов выставки Вадима Марьясова, и отношение к проекту директора музея Марии БУКОВОЙ. Помогают ли инсталляции воспринимать выставку? Смотря кому. Конечно, если бабушка придёт, она не всё поймёт, кучу вопросов задаст. Но для современного молодого человека поданные таким способом вещи не проходят мимо. Уже есть такая запись в книге отзывов: «Спасибо за выставку, я как будто побывала у мамы». На самом деле в этом и заключается идея всего, что мы делаем».

Ещё одно интересное дизайнерское решение: использовать ячеистый потолок для демонстрации подзоров (подкроватных кружев), создавая глубокое пространство для наблюдения. Зритель интуитивно понимает, что попадает в интимное пространство «под кроватью».

Подзоры — уже архаика в отличие от, например, салфеток или ковриков, оставшихся частью домашнего обихода, пусть даже в изменённом виде. Подзоры — исключительно музейная вещь. Полоска ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемая к одному из длинных краёв простыни. А подзоры на потолке — пожалуй, самое деликатное соединение традиции и инновации; они не сразу заметны, но сидение под ними рождает невероятные переживания — потолок поднимается ещё выше, и воздуха, кажется, становится больше.

В центре всего находится композиция с костюмами. Платья отражают историю, будучи как будто фрагментом краеведческой выставки на фоне многочисленных тканых ковров. Но при этом зрительно они находятся на одной линии с парящими комодами и преграждающими путь кроватями. Эта «пешеходная линия», прочерченная по выставке, позволяет переходить от одного понимания к другому, и соединение этнографии с чем-то новым качественно её меняет.

Арт-директор музейного центра Сергей КОВАЛЕВСКИЙ рассказывает, зачем такой выставке, изначально краеведческой, необходимо современное искусство: «Это сейчас наш жёсткий принцип: всё, что к нам попадает чужого, инородного, мы должны переформатировать в направлении актуальных смыслов и актуальной культуры. Мы набрались смелости и поверили, что это возможно: не потеряв лица, работать с самым разнообразным. Этнографический материал содержит в себе монокультуру плетения — понятного, анонимного, народного. В современном текстильном дизайне эти темы продолжаются и развиваются. На таком материале сразу возникают ассоциации. Мы вспомнили художницу Тихару СИОТУ (участник Венецианской биеннале в 2015 году — прим.). Решили добавить к традиционным вещам другое измерение. Причём нам удалось это сделать, не смешивая пространства, на разных плоскостях. С одной стороны разместилось этнографическое, с другой — современное искусство. Надо отметить, что в проекте три составляющих. Первая — народное творчество, в течение ста лет непрерывное по техникам и смыслам. Вторая — дизайн инсталляционный, экспозиционный, где есть мощные удары — квадрат, круг на чёрном фоне. И третья составляющая — художественный взгляд с элементами технологий».

Открытие выставки стало завершением только «первой очереди» проекта. Дальше запланирована работа с художниками. На сегодня «изнанка» этнографической экспозиции — три стены с работами современных художников, продолжающих общую мысль проекта. В центре располагается произведение «Тихая жизнь» красноярского художника Евгения КОРНИЛЬЦЕВА из фондов музея, обыгрывающее тему занавески: перед зрителем располагается окно, шторка, сквозь которую можно увидеть прошлое и мальчика, сидящего у стола и смотрящего в сторону. По обе стороны от этого «окна» — две работы пермских художников Ольги СУББОТИНОЙ и Михаила ПАВЛЮКЕВИЧА, продолжающих тему смотрения, на этот раз в небо. В их случае важной становится непосредственно технология — нитки, ткань, местами тюль и то, что из этого можно сделать. Ключевой смысл — нити, сети, всё, что можно собрать в некую «мировую паутину».

Получается, художники используют примерно ту же технику, что и авторы рушников и салфеток, но при этом делают уже не анонимную работу, а авторские высказывания в контексте проблематик и поэтик художественного творчества.

После открытия выставки поиск решения экспозиции продолжается. Так, красноярский художник Александр БЛОСЯК вступает в диалог с кружевом посредством графем и геометрий. Это будет видеоработа. Художник рассказывает: «Многих смущает архаичность и рукодельность кружев. Но когда я посмотрел на схемы вязания и условные обозначения соединений, я полюбил кружева. Мой совместный проект с музыкантом Ильёй ЧАБАНОМ очень удачно подходит сюда». Дизайнер музейного центра Иван УСЯКИН тоже готовит объект, который расслоится в пространстве полиэкрана — плоская сетевая конструкция салфетки набрасывается на торцы стен. По задумке у посетителя будет возможность погрузиться в этот плоский мир, который, в свою очередь, окажется пространственным, с множеством закоулков, входов.

Выставка пытается «вытянуть» из плетения нити и протянуть их в современность, показывая, что традиции, преемственность, связь поколений, ностальгическое «так было у моей мамы» — способны стать действительно актуальными. Необычный подход изменяет понятия «старое», «скучное», «архаичное» и доказывает: в любом предмете, тем более народном, есть оборотная сторона, и люди оказываются связанными, как история связана с современностью.

Олеся ПОЗДНЯКОВА