Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2011

Россия без Сибири — не Россия

О перспективах развития сибирского региона, конкурентоспособности его экономики и возможностях ускоренной модернизации размышляет председатель Законодательного Собрания края Александр УСС.

Новая точка опоры

— Александр Викторович, в последние годы федеральные власти уделяют Сибири большое внимание. Достройка Богучанской ГЭС, возведение крупных объектов социального характера, разработка стратегии развития Сибири до 2020 года, да и проведение в Красноярске экономического форума о многом говорят. Что необходимо сделать для того, чтобы наш регион стал ещё более привлекательным?

— Считаю, что в Сибири нужно создавать дополнительные стимулы для жизни. Действительно, многое в этом направлении уже делается. Здесь уместно поблагодарить Владимира Путина, стоявшего у истоков создания в Красноярске Сибирского федерального университета, и Дмитрия Медведева, ставшего председателем попечительского совета СФУ. В нашем городе начал работу кардиологический центр федерального значения, строится перинатальный центр, другие важные объекты — это тоже значимые события.

Необходимо разворачивать демографическую волну в сторону Сибири и Дальнего Востока. Для молодёжи Зауралья именно здесь должна найтись интересная работа, «социальные лифты».

Кстати, не мешало бы перевести из Москвы в Сибирь некоторые федеральные органы. Молодые специалисты потому и едут в столицу, что знают — именно там вырабатываются и принимаются важные решения.Пожалуй, можно серьёзно подумать над тем, не перенести ли сюда столицу России. Это не так фантастично, как кажется. Подобная практика оказалась успешной в такой большой стране, как Бразилия. С сибирской столицей наш регион приобретёт совсем другой статус, а Россия — крепкую точку опоры.

Если же говорить об экономике, заманчиво выглядит возможность освоения Нижнего Приангарья с участием крупных международных корпораций. Не исключено и создание свободной экономической зоны. Она стала бы буфером, который гасит стремление отдельных государств осуществить несбыточные планы по присоединению сибирских территорий.

Окно возможностей

— Долгое время бытовало мнение, что сырьевые богатства Сибири являются для обширного региона своеобразным пропуском в будущее, гарантией стабильного развития на десятилетия, а то и на века вперёд. Но практика последних лет показала: не всё так однозначно...

— Действительно, на колоссальный ресурсный потенциал Сибири прежде возлагались большие надежды, и вряд ли кто–нибудь станет утверждать, что они были необоснованными. Но времена меняются — развивается глобальная экономика, появляются новые технологии, в мире происходят геополитические изменения. Само по себе наличие сырья сейчас не может гарантировать уверенные перспективы развития того или иного региона.

На мой взгляд, у Сибири есть ограниченное во времени «окно возможностей». Это тот период, когда производственный и ресурсный потенциал региона можно обратить в фактор развития. Если пропустить этот интервал, общая ситуация, не исключено, изменится настолько, что станет затруднительно конвертировать упомянутый потенциал в уровень социально–экономического развития.

— Каковы, по–вашему, основные проблемы сибирских регионов, которые можно отнести к факторам риска на современном этапе?

— Прежде всего это конкуренция с другими сырьевыми регионами планеты. Тревожит нестабильность цен на сырьё, которая бьёт по бюджетам регионов. Яркий тому пример — обвальное падение мировых цен на цветные металлы в начале финансово–экономического кризиса. Тогда резко сократился спрос на продукцию ГМК «Норильский никель», и бюджет Красноярского края потерял миллиарды рублей поступлений от основного налогоплательщика.

К пагубным последствиям может привести и так называемое внешнее управление — как в экономическом, так и в политическом аспекте. Не секрет, что некоторые ресурсодобывающие корпорации, у которых головные офисы, как правило, в Москве, различными путями выводят прибыль из регионов присутствия, регистрируют свои компании за их пределами, в том числе в оффшорных зонах. К сожалению, такие примеры есть и в Красноярском крае. Настала пора законодательно оформить размещение головных офисов ФПГ на территориях, где расположены производственные мощности сырьевых компаний.

С другой стороны, для политики федерального центра характерно неравномерное перераспределение финансовых поступлений от добычи сырья явно не в пользу регионов. К тому же Федерация порой и не предлагает иных линий развития, кроме поддержки или открытия добывающих производств. Это прослеживается даже в таком полновесном документе, как стратегия развития Сибири до 2020 года — достаточно оценить состав предложенных к реализации проектов.

Впрочем, внедрение инноваций и переход на рельсы модернизации представляют для сибирских регионов немалую трудность ввиду их слабого потенциала в этой сфере. По большому счёту лишь несколько городов может претендовать на роль научно–технологических центров. Это Новосибирск, Томск и отчасти Красноярск. В то же время в Сибири хватает депрессивных территорий с нулевым потенциалом развития, который обусловлен бедным человеческим капиталом, неразвитой инфраструктурой, географическим положением.

— И чем грозят Сибири все эти риски?

— Хуже всего, если сибирские регионы «выпадут» из участия в процессах развития России и мира. При всём желании они не смогут войти в состав «футурозоны», группы стран и регионов — технологических лидеров, переходящих на уровень «общества знаний». Вряд ли сибиряки станут и «копиистами» — теми, кто повторяет и транслирует технологические достижения «футурозоны». Для реализации претензий на «особый путь» у нас не хватает ресурсов. Но и обычным сырьевым регионом нельзя оставаться — перспективы рентабельности добычи не обнадёживают, да и мировой спрос на традиционные сырьевые ресурсы сокращается (вспомним о новых технологиях).

Время креативных решений

— Есть ли тот путь, который поможет избежать серьёзных угроз?

— Уверяю вас, он существует. Для начала нужно сформулировать цели деятельности всех субъектов, заинтересованных в сохранении и развитии Сибири. Считаю, что в первую очередь необходимо провести диверсификацию экономики. Прошу прощения за избитую тему, но, увы, она до сих пор не утратила своей актуальности. Нужно наконец преодолеть жёсткую сырьевую специализацию, которая суживает каналы социально–экономического развития территорий.

Для успешного проведения диверсификации имеет смысл сформировать в сибирских регионах центры индустрии, транспорта и логистики, высокотехнологичные производства (в том числе и знаний, чему призван способствовать Сибирский федеральный университет). Не следует забывать о зонах отдыха и туризма — потрясающая природа Сибири может привлекать большое число туристов при наличии современной инфраструктуры, о которой должно позаботиться государство в содружестве с частными инвесторами.

В Сибири необходимо создать систему городских агломераций — именно она может послужить основой диверсификации экономики. Высокотехнологичные производства, «экономика знаний», «креативная экономика» — всё это как раз характерно для мегаполисов. Помимо всего прочего они будут играть роль «территориальных скреп», являясь жизненной средой для образованного населения.

Безусловно, нужно сделать акцент на разработке эффективной миграционной политики, которая позволит «впустить» в Сибирь необходимый для её развития человеческий ресурс, но не «импортировать» при этом преступность, бедность, межэтническую напряжённость и прочие неприятные вещи.

Для депрессивных регионов Сибири должны быть созданы ниши, осваивая которые, они со временем превратятся в экономически и социально состоятельные. Можно формировать в таких регионах природные резерваты, возрождать традиционное хозяйство либо повышать ценность природных ресурсов новыми технологиями их переработки.

Все эти цели не могут быть достигнуты и даже поставлены без активности сильных субъектов, которых отличают стратегическое мышление, чётко заявленная позиция. Необходима их кооперация, определение разумных и понятных правил игры. К числу таких субъектов относятся федеральное и региональные правительства, законодательные органы власти, муниципалитеты, крупные компании, университеты.

Нормативной платформой для развития Сибири должны стать решения, принятые на уровне Федерации. Это законы и правовые акты, регулирующие тарифную политику, налоговый режим. Но главное — нужна политическая воля для того, чтобы можно было реализовать намеченные меры.

Когда идёт речь о стратегии развития Сибири, считаю, прежде всего нужно дать ответ на фундаментальный вопрос: в каком качестве развивать этот регион? «Тут построим дорогу, а здесь — мост» — это проблемы второго уровня. Главное — определиться, зачем и как осуществлять развитие.

Выселять или заселять?

— Существует и такая точка зрения: Сибирь — это не природная кладовая и не источник развития России, а обуза для нашей страны. На эту тему серьёзную работу с научными выкладками написали Фиона Хилл и Клиффорд Гэдди. Название говорит само за себя — «Сибирское проклятие». По мнению американских учёных, у России есть только один выход — уйти из Сибири, оставив там крупные города, обеспечив охрану границ и разработку месторождений вахтовым методом. Иначе в современных рыночных условиях она попросту не вытянет этот регион, который вообще мало подходит для жизни людей.

— Вот нам и нужно определиться, что делать — выселять людей из Сибири или же заселять её. Это и есть тот самый фундаментальный вопрос.

Мне ближе второй подход, и не только потому, что я сибиряк, но и потому, что являюсь наследником людей, переселившихся в Сибирь из западных регионов страны в начале прошлого века. В истории России есть пример успешного освоения бескрайних сибирских просторов — это столыпинская реформа. Да и очередная индустриализация Сибири — тема для России перспективная.

Говорят, Сибирь непригодна для жизни. Но давайте вспомним Объединённые Арабские Эмираты и некоторые африканские страны. Там ещё более жёсткие климатические условия, только у нас бывает очень холодно, а у них почти всегда очень жарко. Так вот, в ОАЭ тратят огромные деньги на выращивание деревьев, кондиционирование помещений. Там спокойно идут на эти необходимые расходы, и никто не говорит о выселении людей.

Сибирь — это красивейшее место, лёгкие планеты. И здесь нужны не столь уж значительные усилия, чтобы обеспечить людям надлежащий комфорт. Если будет избран путь заселения, разумеется, возникнет необходимость в привлечении дополнительных финансов. Необходимо чётко понять, что и в какие сроки нужно сделать. Да, у Сибири есть две главные проблемы — холодная зима и удалённость от основных рынков сбыта. И если сырьё вполне может быть конкурентоспособным, то продукция переработки — не всегда.

— Об этом пишет Андрей Паршев в своей известной книге «Почему Россия не Америка». Он считает, что в условиях сибирского климата по определению невозможна конкуренция с остальным миром. Сибирь, мол, могла развиваться только в условиях плановой, распределительной экономики, когда за «железным занавесом» давали эффект проекты, заведомо убыточные с рыночной точки зрения.

— Спору нет, в Сибири есть известные проблемы, делающие невыгодными производство обычных предметов потребления. Здесь нужно строить более толстые стены, давать людям более весомую зарплату, чтобы они могли купить больше одежды и пищи. Почему сейчас рванули вперёд страны Юго–Восточной Азии? Там дешёвая рабочая сила и тёплый климат — вот основные причины.

Но это не значит, что мы, сибиряки, должны смириться со своими конкурентными проблемами. Уже пару десятков лет говорится о создании дифференцированных транспортных тарифов. А ведь и тут перед нами замечательный исторический пример — строительство Транссиба. Эта магистраль изначально задумывалась для того, чтобы давать жизнь экономике Сибири. Железную дорогу государство содержало, чтобы обеспечить развитие территорий.

Сам Транссиб зарабатывал немного, зато сибирским товаропроизводителям был дан зелёный свет в Западную Европу. И результат такой тарифной политики не замедлил сказаться — после столыпинской реформы пшеница, масло, мёд и патока из Сибири сокрушили западноевропейский рынок. Там даже началась паника — местные производители потребовали заградительных барьеров. Так может, и сейчас было бы логично дотировать железную дорогу процентов на 90, сделав почти нулевыми тарифы для сельхозпроизводителей и лесозаготовителей.

Пойдём дальше. Да, в Сибири холодно, зато себестоимость электроэнергии и углеводородов здесь минимальна. Возникает наивный вопрос: почему тогда тарифы должны быть такими же, как и там, куда электроэнергия поставляется за тысячи километров? Непонятно, например, по какой причине Красноярский край с его мощной ГЭС должен получать электроэнергию с оптового рынка.

Если уж говорить о финансовых затратах на развитие региона, то ряд сибирских территорий вполне может обойтись без дополнительных вливаний из федерального бюджета. Оставьте сибирякам хотя бы половину того, что они зарабатывают здесь, дайте использовать эти средства на благо России!

Сценарий модернизации

— Как вы считаете, может ли Сибирь при хорошем раскладе рассчитывать на ускоренную модернизацию, о которой сейчас так много говорят?

— К реализации наиболее предпочтительного сценария ускоренной модернизации стремится большинство прогрессивной и патриотически настроенной административной и политической элиты федерального центра и самой Сибири. Модернизация, бесспорно, усилит её позиции в стране и во внешнем мире. Значительная часть крупных сырьевиков также способна поддержать такой сценарий. Речь идёт о собственниках и менеджерах, контролирующих сырьевые производства, которые балансируют на грани утраты рентабельности или ощущают сильную конкуренцию со стороны аналогичного сектора мирового хозяйства.

Ускоренная модернизация предполагает наращивание капитализации хозяйства, а значит, почти неизбежное сокращение расходов на потребление. Поэтому переход к ней может вызвать противодействие со стороны определённой части населения и популистски настроенных политиков. Против ускоренной модернизации также могут выступить собственники и управленцы, ориентированные на старые технологии, стремящиеся к консервации и поддержанию того, что они уже имеют.

В XXI веке Сибирь остаётся одним из самых важных в геополитическом отношении регионов России. Очевидно, что для страны с точки зрения её будущего единственно приемлемым является сценарий ускоренной модернизации Сибири. Однако сам по себе он не реализуется — необходимы совместные усилия. Отпущенный нам срок не столь велик; полагаю, он измеряется пятью—семью годами.

Знаменитый тезис Михаила Васильевича Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью, актуален сегодня, как никогда. Не раз говорил об этом и повторю вновь, коль скоро эта мысль по–прежнему злободневна. Просто так ничего нигде не прирастает.

Могущество, богатство, процветание и, может быть, сама судьба России будут зависеть от того, сумеем ли мы переломить нынешнее течение событий и избрать правильную точку приложения наших сил. Их потребуется немало, но дело того стоит. Россия без Сибири — не Россия.

Пётр БОГДАНОВ