Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2016 г.

«Красноярск равнодушен к своей истории». Доказательства?..

Доклад о «Памятниках, историческом наследии и социокультурных особенностях Красноярья» историк Владимир ДАЦЫШЕН представил на одном из Сибирских исторических форумов. Учёный утверждает, что красноярцы относятся и к своим историческим деятелям, как и ко всему своему историческому прошлому, мягко говоря, равнодушно. Не знают, не помнят, не хранят.

Чем это обусловлено? Тем, что Красноярск долгие годы развивался как промышленный центр, и всё было подчинено задачам утилитарным? Тем, что здесь была построена крупнейшая ГЭС, затопившая такое количество окружающих поселений и памятников, что печалиться о точечных объектах уже казалось излишним? Ответ читатель может сформулировать сам, а в материале учёного — только сухие факты и имена, которые где-то на скрижалях коллективной памяти горожан всё-таки должны быть увековечены.

По пальцам перечесть

Специфика каждого региона отражена в отношении местного общества к своей истории. А исторический фактор, как известно, во многом определяет современные процессы развития.

Наиболее ярким и зримым проявлением отношения к истории являются памятники известным землякам — выдающимся историческим личностям. Сколько же памятников уроженцам Красноярского края сегодня украшают улицы краевого центра?

В путеводителе «Памятники культурного наследия в историческом центре Красноярска», где оговаривается, что указаны лишь «объекты культурного и исторического наследия», — следующие персональные памятники: три памятника Василию СУРИКОВУ, памятники Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОМУ и архиепископу Луке (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОМУ).

В нашем городе есть также памятники ещё трём прославившим Красноярск нашим землякам — художнику А.Г. ПОЗДЕЕВУ, писателю В.П. АСТАФЬЕВУ и Герою Советского Союза А.В. ВОДЯННИКОВУ (во дворе Центрального РОВД). Был ещё памятник К.У. ЧЕРНЕНКО, но его убрали из Красноярска. Итого в городе с миллионным населением и четырёхвековой историей есть памятники лишь одному уроженцу города и ещё трём уроженцам края, столицей которого является Красноярск.

Раз уж красноярцы не хотят помнить своего земляка К.У. Черненко, единственного сибиряка, ставшего главой государства, то не удивительно, что в Красноярске нет памятников красноярцам, возглавлявшим губернию, епархию, городскую управу...

Сегодня мало кто знает о бывшем красноярском гимназисте и главе Сибирского Правительства Петре Васильевиче ВОЛОГОДСКОМ. А он был вторым и последним в истории человеком, удостоившимся звания почётного гражданина Сибири. Да и первый общепризнанный почётный гражданин Сибири — Г.Н. ПОТАНИН — был когда-то почётным гражданином Красноярска. Что красноярская общественность знает о нём?

Возвращаясь к П.В. Вологодскому: многие факты биографии этого красноярца удивительно напоминают жизненный путь самого известного политического деятеля России прошлого века. В 1887 г. Вологодского исключили за революционную деятельность с юридического факультета Санкт-Петербургского университета, но в 1892 г. он экстерном сдал экзамены уже в Харьковском университете. Затем, работая юристом, спас немало известных общественных деятелей, например, председателя Совета рабочих депутатов Красноярских железнодорожных мастерских.

Не просто не известен широкой красноярской общественности, но даже не попал в «Енисейский энциклопедический словарь» Николай Николаевич КОЗЬМИН, чья биография просто уникальна. Красноярец по рождению, он по окончании столичного университета вернулся на родину и дорос до главы края. При этом был известен и как крупный учёный, стал одним из первых профессоров второго в Сибири университета — Иркутского. Вынужденный эмигрировать после победы советской власти, Козьмин при первой же возможности вернулся в родную Сибирь, оставил нам около сотни опубликованных работ.

Вообще, за несколько веков только два уроженца Приенисейского края стали главами нашего региона. Другим красноярцем, возглавившим Енисейскую губернию, стал Иван Иванович КРАФТ, о котором также не упоминается в давным-давно вышедшем и больше не переизданном «Енисейском энциклопедическом словаре». А вот в Якутске есть памятник Крафту, но там даже не подозревают, что он был красноярцем. Вообще, в Красноярске до настоящего времени не появилось ни одного памятника ни одному главе собственного региона, если не считать за такового Андрея Дубенского.

То же можно сказать и о лидерах духовных. Хотя в некоторых исследованиях утверждается, что уроженцев Восточной Сибири на кафедры сибирских епархий не назначали, вторым по счёту главой Енисейской и Красноярской епархии был как раз уроженец Енисейского округа епископ Павел (ПОПОВ). Начав священническую службу на самой границе с Китаем, он вернулся в Красноярск. Нёс службу в разных епархиях от берегов Енисея до Аляски: стал первым епископом Якутским, рукоположил первых японцев во священнослужители, освятил первую православную церковь в Соединённых Штатах Америки, а похоронен на берегу Амура. Разумеется, не только не стои́т речь об установлении ему памятника, но до сих пор нет ни одной обобщающей научной публикации, посвящённой его личности.

Первый губернатор и другие

Ярким примером социокультурных особенностей Красноярска является история с предполагаемым памятником в связи с 80-летним юбилеем края. По поручению властей во время проведения Сибирского исторического форума в декабре 2013  г. научная общественность обсудила вопрос о памятнике. Учёные дали заключение, что в первую очередь городу необходим памятник первому губернатору Енисейской губернии А.П. СТЕПАНОВУ. Да и трудно найти лучший символ краю — воспитанник пансиона ломоносовского Московского университета, офицер штаба А.В. СУВОРОВА, участник Отечественной войны 1812 года, учёный и писатель, автор знаменитого, отмеченного многими наградами научного труда «Описание Енисейской губернии». Но в 2014 г. власти объявили, что красноярская общественность настаивает на первоочередном сооружении памятника отнюдь не А.П. Степанову, а руководителю ансамбля танца Сибири М.С. ГОДЕНКО — тоже, конечно, человеку уважаемому.

Ещё один интересный пример социокультурных особенностей Красноярска. У нас есть улица Матросова, где установлен памятник Александру МАТРОСОВУ, при том что были красноярцы, совершившие такой же подвиг. Некоторое время на улице Матросова висел плакат, сообщавший, что подвиг А. Матросова повторил Михаил ЮШКОВ, потомок первых красноярцев — казаков Юшковых. Плакат вскоре закрыли рекламой банка. Есть у нас памятники и другим Героям Советского Союза, не связанным с историей нашего края (например, В.П. МИРОШНИЧЕНКО), но лишь один бюст герою — уроженцу Красноярского края, названному выше Водянникову.

Общеизвестно, что наряду с В.И. Суриковым на улицах Красноярска в памятниках широко представлен В.И. ЛЕНИН. В нашем крае и во всём мире хорошо знают, что здесь он находился в ссылке, о чём постоянно напоминают общественности. Иногда в справочниках ещё отмечают: «Много работал в библиотеке купца коллекционера-библиофила Г.В. ЮДИНА»; «В городе Ленин... подбирал материалы для работы». Но почему нигде прямо не говорится, что именно в Красноярске, именно в Енисейской губернии, по большей части на собранных в красноярских библиотеках материалах будущий основатель советского государства написал свой главный научный труд «Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности»? Именно написанный в Енисейской губернии труд сделал его авторитетным для всего мира учёным и политиком. В этой ситуации коренным образом изменилось бы восприятие социокультурного пространства — из окраины, куда ссылают, где отсиживаются, регион становится важным центром, где создаётся будущее. Следует добавить, что не царское правительство определило Енисейскую губернию местом ссылки для В.И. Ленина, а сделал это выдающийся красноярец, врач и общественный деятель
В.М. КРУТОВСКИЙ. Можно отметить, что давно озвученный план сооружения в Красноярске памятника одному из знаковых личностей города и края Владимиру Михайловичу Крутовскому также благополучно забыт.

Что-то шлягеры в почёте

В Красноярске отсутствуют монументы и памятники, посвящённые многим важнейшим для красноярцев историческим событиям. Конечно, имеются мемориалы, посвящённые Великой Отечественной войне и воинам-афганцам, но никогда даже не поднимался вопрос о сооружении мемориалов в память красноярцев, погибших в Русско-японской, в Первой мировой, в других многочисленных войнах и военных конфликтах на восточных и западных границах России. А ведь красноярцы воевали и раньше. А в XVII в. сам Красноярск дважды осаждался войсками Джунгарского ханства. Именно енисейские казаки обороняли Амур в XVII в., в середине XIX в. красноярский предприниматель Кузнецов профинансировал возвращение Амура России. Именно красноярцы организовали и обеспечили вхождение в XX в. Тувы в состав России, неоднократно вступая в противостояние с Санкт-Петербургом и Москвой.

Вместо памятника основателю правобережья стоит скульптура «Бременские музыканты»

Вместо памятника основателю правобережья стоит скульптура «Бременские музыканты»

В революционном ХХ в. были популярны памятники народным движениям и восстаниям, но хорошо известные «красноярские шатости» так и не были увековечены в камне и бронзе. В советскую эпоху местные власти в Красноярске наводнили город памятниками вождям революции, но так и не рискнули установить ни одного памятника региональным лидерам. А масштабы личностей А.Д. КРАВЧЕНКО и П.Е. ЩЕТИНКИНА не уступают никому из известных народных вождей революционной эпохи. Сегодня вроде бы вспомнили имена репрессированных «лидеров-символов» бурных 1930-х, но так и не появилось памятников ни первым руководителям образованного 80 лет назад Красноярского края И.И. РЕЩИКОВУ и П.Д. АКУЛИНУШКИНУ, ни «основателю» Правобережного Красноярска А.П. СУББОТИНУ.

Современные границы России в Азии были «нарисованы» трудами таких красноярцев, как П.И. КУЗНЕЦОВ и И.Г. САФЬЯНОВ, и где как не в Красноярске должны стоять памятники этим выдающимся личностям, занимающим достойное место среди «отцов-основателей» современной России. Если говорить о трагической истории нашей страны первой половины ХХ в., то памятник епископу Красноярскому Амфилохию (СКВОРЦОВУ) мог бы стать настоящим символом эпохи. Между тем на месте, где должен был появиться памятник А.П. Субботину, поставили памятник Бременским музыкантам, на месте памятника А.П. Степанову — памятник Н.П. РЕЗАНОВУ.

Научное донкихотство

Создание в Красноярске федерального университета должно, казалось бы, усилить интерес общественности к историческому прошлому науки и образования в Приенисейском крае. Очень долго представители старых университетских центров в Сибири — Томска, Иркутска, Новосибирска недоумевали, почему именно в Красноярске создан новый университетский центр. И здесь можно было бы опереться в том числе на авторитет известных красноярцев, бывших в предыдущие эпохи в числе лидеров отечественной науки и образования. Обсуждалась даже идея создания в университетском городке аллеи с бюстами известных учёных. Однако эта идея так и не получила широкой огласки и поддержки общественности. И если средства массовой информации и будоражили общественность идеей памятника в Красноярске учёному, то говорили только о М.В. Ломоносове. А ведь в Приенисейском крае работали многие первые российские академики — основоположник научного изучения Сибири Д.Г. МЕССЕРШМИДТ, «отец сибирской истории» Г.Ф. МИЛЛЕР, первооткрыватель первого метеорита П.С. ПАЛАС и другие. Во всём мире знают, что в XVIII в. российская академическая наука получила мировую известность благодаря многочисленным открытиям, сделанным на берегах Енисея, отсюда берёт начало мировая метеоритика и российская археология. Но красноярская научная общественность признаёт только М.В. Ломоносова.

В начале XIX в. в Красноярске многие годы жил и работал член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Г.И. СПАССКИЙ. Красноярские власти увековечили память этого одного из самых известных российских учёных и общественных деятелей, но вряд ли улица его имени на окраине Октябрьского района, где расположены частные дома, окажет влияние на развитие социокультурной среды Красноярска.

Памятник одному из основателей мировой тюркологии, нашему земляку Н. Катанову, есть в Казани

Памятник одному из основателей мировой тюркологии, нашему земляку Н. Катанову, есть в Казани

В Красноярской гимназии закончил свой жизненный путь самый талантливый китаевед второй половины XIX в. Н.И. МОНАСТЫРЁВ и начал свой путь в большую науку один из основателей мировой тюркологии Н.Ф. КАТАНОВ. Но памятник Катанову стоит в Абакане, улица Катанова — в центре Казани, а в Красноярске — ничего. В здании гимназии расположен один из учебных корпусов СФУ. Что знает красноярская общественность про академиков П.Н. КРЫЛОВА и А.А. БАЛАНДИНА, профессоров В.П. КОСОВАНОВА, В.Д. КУДРЯВЦЕВА, Е.Р. ШНЕЙДЕРА выдающихся учёных и педагогов А.С. ЕЛЕНЕВА и И.Т. САВЕНКОВА?

Признаем, в Красноярске всегда было своеобразное отношение к людям науки. В протоколе заседания президиума Енисейского губернского комитета РКП(б) от 14 августа 1923 г. говорилось: «Материальное положение работников просвещения крайне скверное, как результат этого наблюдается их массовое бегство…». В составленной в феврале 1944 г. справке о состоянии научно-исследовательской работы в вузах края говорилось: «…среди научных работников настроение неудовлетворённости условиями работы в Красноярске и стремление при первой возможности уехать отсюда. Эти настроения подогреваются реэвакуировавшимися из Красноярска специалистами, сравнивающими в своих письмах отношение к работникам науки в Красноярске с отношением, имеющим место в других краях и областях Союза, к профессорско-преподавательскому персоналу вузов».

Ярким примером такого отношения является судьба приехавшего в 1944 г. в Красноярск Э.Р. РЫГДЫЛОНА. Этот энциклопедически образованный человек был единственным за всю историю Красноярска учёным, который знал китайский, читал средневековые монгольские тексты и переводил енисейскую рунику. Именно он стал основателем первой в Красноярске кафедры всеобщей истории, возобновил после многолетнего перерыва археологические исследования в крае. Триумфальная защита кандидатской диссертации Э.Р. Рыгдылона состоялась в мае 1946 г., отмечали защиту на квартире Анны АХМАТОВОЙ. Как написал его ученик В.В. СВИНИН: «С триумфом возвращался Э.Р. Рыгдылон в Красноярск… Его сократили с октября 1947 г. Красноярскому пединституту он был не нужен…».

Вероятно, Рыгдылона, как и ряд других историков, выгнали из Красноярска за то, что они не включились в кампанию «обсуждения научных трудов» советского вождя И.В. СТАЛИНА. Но это не повод и сегодня замалчивать имя учёного, связавшего на несколько лет наш край с мировой наукой.

Конечно, речь не идёт о том, чтобы заслуги каждого учёного были увековечены персональным памятником. Важно, чтобы «историческое лицо науки» в Красноярске не ограничивалось лишь одним памятником одному академику. Кроме того, памятник в общественном сознании ассоциируется с подвигом. Нет памятников — значит, среди красноярцев не было и героев. На самом же деле среди известных учёных-красноярцев были и те, чья жизнь явилась примером научного подвига.

Сибирские подвижники

Ведущий российский синолог А.И. КОБЗЕВ пишет: «крупнейшим в России и на Западе стал двухтомный «Полный китайско-русский словарь» (Пекин, 1909) под ред. епископа Иннокентия (И.А. ФИГУРОВСКОГО)... Подобный «мировой рекорд» был повторён 4-томным «Большим китайско-русским словарем» (М., 1983-1984) под ред. И.М. Ошанина)». Речь идёт об уроженце Енисейского округа и воспитаннике Красноярского духовного училища Иване Аполлоновиче Фигуровском. Прежде чем создать самый большой в мире китайско-русский словарь, для повторения которого советской науке понадобилось 70 лет, этот красноярец пешком пришёл из Верхнего Кужебара в Санкт-Петербург и добился специального распоряжения императора Александра III о приёме в духовную семинарию. Двухметровый великан-сибиряк вошёл в историю не только своим непревзойдённым китайским словарём, созданием Китайской православной церкви и вошедшего в «Книгу рекордов Гиннеса» посольства Российской Федерации в Пекине (наша дипмиссия там — самая большая по площади в мире). Митрополит Иннокентий Пекинский в первой трети ХХ в. стал символом борьбы за сохранение традиционного православного русского общества.

Архиепископ Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) на фоне церкви Всех Святых китайских мучеников

Архиепископ Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) на фоне церкви Всех Святых китайских мучеников

Недавно исполнилось сто лет со дня рождения И.И. ПОТЕХИНА. В некрологе, опубликованном полвека назад в главном академическом востоковедном журнале СССР «Народы Азии и Африки», говорилось: «17 сентября 1964 г. на 61 году жизни скончался один из известных исследователей Африки доктор исторических наук, профессор Иван Изосимович Потехин. С его именем связаны зарождение и развитие советской африканистики, получившей признание мировой научной общественности. Он был инициатором создания и первым директором Института Африки Академии наук СССР». Иван Потехин родился в селе Кривошеино Новосёловского района Красноярского края в семье крестьянина, принадлежал к старожильческой сибирской (чалдонской) фамилии, жившей на берегах Енисея с XVII века. Основатель Института Африки не только рождением, но становлением обязан нашему краю. Важной вехой его пути была Енисейская губернская советско-партийная школа в Красноярске, в которой И.И. Потехин учился в 1922-1923 гг. Во всех списках курсантов в начале 1923 г. его фамилия стоит первой из 144 человек. Став столичным учёным, Иван Изосимович никогда не порывал со своей малой родиной, где жили его родители и многочисленная родня.

И.И. Потехин — яркий пример подвига учёного, вышедшего из красноярской деревни и создавшего новый научно-исследовательский институт в Академии наук СССР. В середине ХХ в. его научными трудами было подготовлено «мирное завоевание» Чёрного континента. А как только колониальные границы дали трещины, он первым, несмотря на смертельную опасность, выехал в новые страны. Заразившись в Африке неизлечимой вирусной болезнью, потомок енисейских казаков, уже будучи парализованным, в последние дни своей земной жизни дописывал свою последнюю монографию.

Мы видим: красноярцы дали много примеров гражданского мужества и героизма, в том числе в науке. Но этот потенциал крайне слабо используется местным обществом для своего развития. Сегодня на улицах Красноярска больше памятников античным богам, чем красноярцам.

А воз и ныне там

Как особенность социокультурного развития региона можно отметить и инертность, консерватизм. Например, к 350-летию Красноярска была подготовлена книга «Красноярск и красноярцы». Это было официальное издание, редколлегию возглавили первый секретарь горкома КПСС и председатель горисполкома. Книга начиналась с базовых тезисов о Красноярске: «стоит на пересечении великой сибирской железнодорожной магистрали и многоводного Енисея; город, где бывал Владимир Ильич Ленин; оплот большевиков в годы борьбы за Советскую власть в Сибири; родина великого русского художника Василия Сурикова; самый крупный индустриальный город Восточной Сибири…». Прошло почти полвека, сменилось несколько эпох в истории страны, но Красноярск так и остался городом Ленина и Сурикова: памятников этим двум личностям в городе больше, чем всем остальным историческим деятелям вместе взятым.

Ситуация, когда местные власти и элита стараются не акцентировать внимание на историческом прошлом своего региона, имеет давние корни. Историк С.Г. КОМАРИЦЫН в одной из публикаций привёл интересный пример: в начале 1930-х гг. руководство Красноярска подверглось репрессиям за то, что в 300-летний юбилей города попыталось обратить внимание общественности на историю города. Возможно, в начале XXI века глава Красноярска и не знал печальной судьбы своего предшественника, рискнувшего в конце 1920-х гг. переименовать улицу Парижской Коммуны в улицу Андрея Дубенского, но инстинктивно поставил памятник не основателю Енисейской губернии, а герою, известному в нашем обществе благодаря рок-опере. Почти полное отсутствие памятников красноярцам на улицах города отражает не просто опасливое отношение к своему прошлому, но указывает на ответственность за своё будущее.

В.Г. ДАЦЫШЕН, Гуманитарный институт СФУ