Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2016 г.

Работяга

Он смотрит на Коммунальный мост, известный всей России, который строил сам. Он помнит, что в нескольких десятках километров выше моста стоит другой гигант — Красноярская ГЭС, на которую он когда-то привёз турбины. Он знает, что в нескольких тысячах километров вниз по Енисею есть Карское море, по которому он водил караваны судов с людьми и грузами к месту строительства «Жемчужины Заполярья» — Норильского комбината. Он многое помнит в отличие от нас. Мы о нём забыли…

Три богатыря

Тысячи красноярцев ежедневно спешат по Коммунальному мосту, с которого виден этот не утративший монументальности старый пароход, пришвартованный к острову Отдыха. Кстати, несмотря на солидную трубу, это и не пароход вовсе, а теплоход! Но об этом знают лишь немногие горожане да речники старшего поколения. Полная же история судна вообще мало кому известна, а интрига в ней закручена не слабее, чем в детективном романе!

На Енисее без малого полвека работали три однотипных буксира, и только «Красноярский рабочий» прожил свою жизнь под одним именем – старейшей российской газеты (в 2015 году ей исполнилось 110 лет!). «Красноярский рабочий», «Советская Сибирь» (позднее — «Владимир Ленин») и «Комсеверопуть» (в некоторых источниках — «Комсевморпуть», позднее — «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин») построены в Германии в 1930 году. Головное судно этой серии — «Первая пятилетка» — ушло на Лену, а «Анастас Микоян» — на Обь и Иртыш.

В Красноярском крае их звали «Три богатыря», на фоне речных архаичных «колёсников» они выглядели настоящими «морскими волками». И так оно и было! В 1933 году «Красноярский рабочий» возглавил караван первой Пясинской экспедиции, маршрут которой составил четыре тысячи километров. Это была первая заброска грузов для строящегося Норильского комбината с Енисея через Карское море на реку Пясину, к пристани Валёк.

Три богатыря на Енисее

Три богатыря на Енисее

В 1936 году «Красноярский рабочий» провёл ещё один караван барж с оборудованием и снабжением для Норильского комбината. Рейс оказался очень сложным, путь речному каравану по Карскому морю прокладывал знаменитый тогда ледокол «Александр Сибиряков». Тот самый, что первым в истории в 1932 году смог пройти весь Северный морской путь за одну навигацию, тот самый, что в 1942 году погиб в Карском море в неравном бою с немецким «карманным линкором» «Адмирал Шеер». Из-за тяжёлых ледовых условий суда второй Пясинской экспедиции не смогли вернуться на Енисей и зазимовали на Таймыре, пробиться сквозь лёд и вывезти часть людей смог только флагман каравана — «Красноярский рабочий».

Не отставали от нашего героя и его собратья: «Комсеверопуть» обеспечивал строительство морского порта в Диксоне, «Советская Сибирь» первой стала проводить через Осиновские пороги без расчалки длинные караваны из более чем десятка барж. На более спокойных участках эти самые мощные тогда на Енисее буксиры вели за собой многокилометровые караваны из десятков барж.

Вместе эти «три богатыря» прокладывали маршруты в Эвенкию и на Таймыр, работали в штормовых условиях в Енисейском заливе. Вместе они подводили полуарки на строительстве Коммунального моста. В 1970 году в год 100-летия со дня рождения Ленина теплоход «Владимир Ленин» доставил к месту стоянки восстановленный из небытия пароход-музей «Св. Николай». «Красноярский рабочий» с 1965 года пять раз приводил из Дудинки морской лихтер «Лодьма», на котором из Ленинграда были доставлены рабочие колёса всех турбин Красноярской ГЭС.

Лишь в 1970-х годах «три богатыря» уступили звание самых мощных буксиров на Енисее теплоходам серии ОТ-2000 венгерской постройки, а в 1977 году вообще были выведены из эксплуатации. Не из-за ветхости, хотя большинство их ровесников давно пустили на слом. Просто качество и надёжность теплоходов, построенных немецкими корабелами, оказались слишком хороши — они пережили свою эпоху и в конце ХХ века доставляли проблемы с обслуживанием и ремонтом.

«Есть что-то щемящее и бесконечно дорогое в этом одиноком учаленном, умолкшем навсегда, но не утратившем гордого достоинства старике, есть что-то вечное, немеркнущее в его молчаливой, отстранённой от современной жизни осанке, как будто всем своим видом он говорит: «Я отработал своё, много пользы сделал людям. Посмотрим, что сделаете вы? Как проживёте жизнь свою? Пока лишь шум с моста доносится, дымы заводские наплывают с берегов да порою пролетят надо мной косяки высоких птиц, поприветствовав меня родными прощальными криками, или с гор принесёт ветром одинокий осенний жёлтый лист. Мне снятся речные просторы и высокое голубое небо над ними. Что снится вам, тревожные люди?..» (В.П. АСТАФЬЕВ, «Старый корабль»)

— Очень тяжело было ремонтировать дизели MAN 1920-х годов на судоремонтном заводе, - вспоминает енисейский капитан, а ныне – директор Народного музея истории и развития судоходства на Енисее Борис ГОНЧАРОВ. — Корпуса этих судов были не сварные, а клёпаные – тоже уже забытая технология. Они устарели не физически, а морально. Два буксира-ветерана разрезали на металл, а «Красноярский рабочий» был передан в качестве плавбазы Красноярскому детскому речному пароходству.

Со славной трудовой биографией «Красноярского рабочего» и его систершипов можно познакомиться в упомянутом музее, расположенном в здании Енисейского речного пароходства. К сожалению, не вся информация там соответствует действительности.

Так, например, табличка у модели «Красноярского рабочего» гласит, что он якобы построен в Данциге и в 1938 году был переименован во «Владимир Ленин» (истории переименований описаны выше). Зато в этом музее воссоздана капитанская каюта легендарного теплохода и его стилизованный мостик.

Иммигрант? Нет, «возвращенец»

Считается, что все суда проекта «Первая пятилетка» построены в Германии, поэтому даже енисейские речники-ветераны называют их исключительно «немецкими». Чтобы разобраться в этом, пойдём от обратного. Закладные доски «Красноярского рабочего» и «Владимира Ленина», которые хранятся в музее судоходства на Енисее, недвусмысленно говорят, что буксиры эти построены фирмой «F.Schichau G.m.b.H.» из города Эльбинга на её верфи в Данциге. Но таких городов сейчас на картах нет!

Дело в том, что в 1945 году Сталин «подарил» их вместе со всей Восточной Пруссией Польше взамен польских территорий, присоединённых СССР к Литве и Украине. С тех пор Данциг стал Гданьском, а Эльбинг — Эльблонгом, и о немецкой их истории теперь стараются не вспоминать. В справочнике нынешнего Эльблонга среди известных жителей вы не найдёте Фердинанда ШИХАУ, который в 1837 году основал здесь ставшие впоследствии всемирно известными машиностроительный и судостроительный заводы. А когда-то жители Эльбинга поставили памятник этому выдающемуся инженеру-конструк­тору.

После смерти Фердинанда Шихау компанию возглавил его зять Карл Генрих ЦИЕЗЕ, как это ни покажется странным - коренной москвич: он родился в Москве. В Москве же родился и умер его отец — владелец машинной фабрики. Может быть, поэтому история «F. Schichau» оказалась достаточно тесно переплетена с Россией?

Фирма построила для императорского флота множество миноносцев и минных крейсеров. Знаменитый лёгкий крейсер «Новик» (первый в мире среди 25-узловых), прославившийся в 1904 году при обороне Порт-Артура и погибший в неравном бою с двумя японскими броненосными крейсерами у берегов Сахалина, для России тоже построила фирма «Шихау». Из «чужих», но знаменитых кораблей, построенных этой компанией, можно назвать крейсер «Эльбинг» (первоначально строился для России как «Адмирал Невельской»), который первым поразил неприятеля в самом крупном морском сражении ХХ века — Ютландской битве. Флагманский линкор «Баден» командующего немецким флотом в Первую мировую войну адмирала Рейнхарда ШЕЕРА тоже построила «Шихау».

В общем, было бы не удивительно, если бы и передовой проект необычного буксира, ставшего в нашей стране родоначальником судов класса «река-море», разработали корабелы этой всемирно известной компании… Но это не так! На самом деле буксир для Сибири был разработан в конце 1920-х годов не где-нибудь, а в самой Сибири — в Омском бюро и Центральном бюро Регистра СССР инженерами Н.М. ТУРКОВЫМ и П.О. ЗОНДИНЫМ.

И, кстати, «Первая пятилетка», ушедшая на Лену, вовсе не была первенцем проекта, как принято считать, наоборот — она последнее судно серии. А первым был построен в 1929 году «Анастас Микоян», ушедший работать как раз в Омск на Иртыш и Обь.

Не знаю, как сложилась судьба второго конструктора, а вот относительно Николая Михайловича Туркова удалось выяснить, что в 1950 году, уже будучи заместителем начальника отдела флота и судостроения территориального управления министерства речного флота СССР, он был удостоен Сталинской премии в 50 тысяч рублей (при средней зарплате в СССР в том году в 646 рублей) — как раз за разработку и внедрение в производство новых типов речных судов.

Лучше пойти ко дну?

Много лет стоит «Красноярский рабочий» у острова Отдыха на виду у всего Красноярска. Предложений по его спасению, превращению в музей и даже переоборудованию в молодёжный клуб (!!!) было множество, но «Schiff», как говорят немцы, и ныне там, и во всё более ветшающем состоянии.

Кстати, порывшись в Интернете, я выяснил, что из двух закладных досок, хранящихся в музее Енисейского судоходства, ни одна не принадлежит «Красноярскому рабочему» (№1233). Получается — родная ещё где-то на нём? Значит, можно считать, что, пусть даже всеми позабыт-позаброшен, легендарный буксир ещё жив?

А ведь как стараются его похоронить!… Как только заходит разговор о возможности спасения судна, ответ один: «Машина разобрана. Корпус течёт. Листы обшивки расходятся. Восстановлению не подлежит». Но самое удивительное, что «Красноярский рабочий» упорно не хочет подтверждать «высокий диагноз»! Судите сами: теплоход, которому уже 86 лет, без малого 40 лет как выведен из эксплуатации, но до сих пор на плаву — практически без ремонта и без обслуживания! Какое современное судно на это способно?

С нынешним хранителем легендарного буксира, бывшим капитаном-наставником, а ныне пенсионером Николаем ПЕСТОВЫМ мы спустились в носовой трюм. Удивительно, но там было почти сухо! Николай Васильевич пояснил: после того как весенним манским ледоходом был несколько раз повреждён корпус, он с коллегами лет пять назад наложил цементные заплаты от борта до борта в носовой части, и теперь нужен лишь постоянный контроль да откачка воды небольшим насосом раз в полтора-два месяца.

— Людям интересен теплоход, иногда даже целыми семьями приходят посмотреть, делегации туристов из других городов бывают, — говорит капитан Пестов. — Но состояние судна такое, что на борт пускать людей просто опасно, да и картина не из весёлых... Это издалека «Красноярский рабочий» ещё выглядит молодцом, а вблизи все «морщины» на виду…

Я слушал ветерана-речника и вспоминал, что знакомый всем красноярцам (и не только) пароход-музей «Св. Николай» к 100-летию со дня рождения Ленина на Красноярском судоремонтном заводе восстановили буквально из ничего — чудом нашли ещё не разрезанный корпус на корабельном кладбище в Подтёсово, а всё остальное делали заново. В сравнении с ним «Красноярский рабочий» — шедевр сохранности, а уж по степени интереса к нему точно не уступит.

Вы скажете, на восстановление исторического судна и превращение его, например, в музей нет средств? А вот в Иркутске их нашли даже на рубеже голодных 1980-90-х годов и подняли заброшенный затонувший ледокол «Ангара». Средства на его восстановление собирали с миру по нитке — даже легендарный чемпион мира по шахматам Анатолий КАРПОВ внёс свою лепту в восстановление. Сейчас этот самый старый в мире из сохранившихся ледокол официально оформлен как государственное имущество Иркутской области, на нём размещён филиал краеведческого музея.

Вот и лезет в голову крамольная мысль: может «Красноярскому рабочему» утонуть, чтобы о нём вспомнили?

Андрей КУЗНЕЦОВ