Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2017 г.

Большая перемена

В информационный век быстрее всего меняются дети. Как родителям не отстать от этого экспресса и меняться вместе с детьми, мы поговорили с практикующим психологом Александрой ДЕМИДОВОЙ, которая родилась и училась в Красноярске, но в последние годы много путешествует и работает в разных странах. Этим летом Александра будет заниматься с детьми в лагере Крыма, а красноярских родителей продолжит консультировать в режиме онлайн.

О «других» детях

Александра с детьми

Александра с детьми

Не стоит думать о том, как меняются дети, в категориях «хорошо» или «плохо». Они действительно другие во всех отношениях: у них раньше выпадают молочные зубы, они раньше начинают садиться и ходить. Даже кризис подросткового возраста наступает сегодня не в 14, а в 10—11 лет. Развитие идёт активнее, и надо радоваться этому.

Мне нравится время, в которое растут мои дети. Замечательно, что сейчас делается большой акцент на чувствах ребёнка. Например, в мультфильме «Головоломка» детей учат осознавать, что они чувствуют. Общаясь с детьми, родители могут стимулировать их к обозначению своих эмоций: «Я вижу, что ты злишься», «Мне кажется, ты сожалеешь об этом» и так далее. Это очень важно для будущих отношений.

О новых родителях

Меняются и родители: они в массе начали интересоваться тем, как нужно воспитывать ребёнка. Создаются курсы, тренинги, школы по воспитанию детей, и это правильно: раньше получить такое образование было намного сложнее. Математике или химии всегда учили в школе, но уроков родительства никогда не было, и вот теперь появились отличные перспективы.

В наш век открыт доступ ко всем зарубежным книгам по психологии развития, детскому психоанализу, которым в мире занимаются уже очень давно. Можно найти любую информацию о воспитании детей. Если мы закладываем в детстве не только навыки, но и здоровую эмоциональную составляющую, из детей вырастают нормальные люди. Ребёнка можно провести через психологическую травму очень бережно, без последствий, и этому несложно научиться. Многочисленные курсы учат, как сделать ребёнка управляемым, как справляться с нытьём и истериками, как исправить причины, которые к ним приводят. Есть технологии родительства, которые помогают наладить семейную жизнь.

Словом, каждый сегодня в состоянии стать грамотным специалистом по воспитанию в своей семье — всё зависит от желания мамы и папы.

О гаджетах

Глупо безнадзорно выдавать ребёнку электронику и надеяться, что всё будет хорошо. Гаджеты часто заменяют родителей, занятых работой, но цена слишком высока: есть риск на выходе получить неуправляемых детей. Однако запрещать планшеты и телефоны полностью не стоит, ведь психологически каждый человек стремится противостоять запретам.

Гаджеты — это прекрасно в дозированном виде. Просто соблюдайте баланс. Например, ограничивайте время игры 30 минутами в день, используя песочные часы или будильник. Кстати, будильник поможет самоорганизоваться и взрослым, зависающим в Интернете.

Что, на мой взгляд, стоит запретить, так это социальные сети для детей до 14 лет. Это по-настоящему небезопасный мир. Раньше создать профиль, например «ВКонтакте», было невозможно детям до 18 лет. Но сейчас там очень хитрая интерпретация, позволяющая заходить в сеть чуть ли не в возрасте 6+. Поэтому родители должны сами устанавливать правила, ведь кто в доме хозяин? Важно не переводить прямую речь в «запрещаю» и «нельзя» — надо оперировать категориями «разрешаю/не разрешаю», «нравится/не нравится».

Не думаю, что хорошо читать переписку ребёнка в социальных сетях, я за доверие, поэтому лучше вообще не пускать его в эту часть Интернета.

О раннем развитии

Я за любую активность. Если маме комфортно и спокойно в группах раннего развития, куда она водит ребёнка, она хочет потешить самолюбие или восполнить нехватку общения — то почему нет? Надо понимать, зачем мамы ходят в «развивайки». Например, мой ребёнок плавал с трёх месяцев, потому что после этого он хорошо спал. А младшая рисовала с восьми месяцев, потому что это было нескучно. Они и сейчас плавают и рисуют, но не потому, что начали делать это в таком раннем возрасте.

Младенец очень привязан к маме, и всё, что делает мама, ребёнку в удовольствие. Если маме хорошо, то и её детям тоже. Кто-то идёт на занятия общаться, кого-то это вытаскивает из послеродовой депрессии, и вряд ли ранним развитием занимаются затем, чтобы крошечка потом стояла на пьедестале почёта.

О соревновательной среде

Я считаю, что ориентация на успех, постоянные конкурсы и в школе, и в местах дополнительного образования — это прекрасно.

Участвовать в конкурсах престижно, они воспитывают уверенность в себе. Другое дело, как кто распорядится этой уверенностью. Кто-то, может, столкнётся и со звёздной болезнью, и это тоже интересный опыт.

А вот задача родителей — принимать ребёнка любым, даже если он не чемпион. Нужно правильно, грамотно настраивать сына или дочь на соревнование: «Ты соревнуешься сам с собой». Родители должны учить детей и проигрышу. Нужно заранее предупредить их о возможности такого результата: «Что будет, если ты проиграешь?». Убедить, что это не конец света, научить безболезненно проигрывать. Сказать: «Да, бывает, люди проигрывают, но я тебя всё равно люблю». С рождения у детей слеплены два понятия — они думают, что их любят за что-то, за их поступки, а не просто так. Поэтому с самого рождения старайтесь внушить ребёнку свою безусловную любовь.

Об избалованности

В принципе, кому от этого плохо? У всех разные семейные истории. Как достаются дети родителям? Например, мама сделала десять ЭКО, и вот в 45 лет у неё получилось родить сына. Конечно, она будет его баловать, и это её право. Каждый любит детей по-своему. Кто-то более строг, воспитывая по канонам своего детства, кто-то балует. Лично я стараюсь дать своим детям больше «телесности», ласки, чего не хватало мне.

О трудотерапии

Я за трудотерапию. В том числе и за трудотерапию вместо наказаний.

У ребёнка должен быть круг обязанностей по дому, который с возрастом увеличивается. Каждый делает свой вклад в домашнюю работу. В маленьком возрасте выполнение каких-то дел совмещается с удовольствием, в возрасте постарше у детей появляется мотивация «Я делаю что могу на благо семьи».

Помимо этого я применяю «трудовые санкции», если дети нарушают какие-то установленные у нас дома правила. Все они подробно обговариваются заранее. И если нарушен какой-то запрет, то ребёнок идёт, к примеру, мыть подъезд. Это намного лучше, чем унизить его физическим или моральным наказанием, навесить чувство вины, с которым ему придётся справляться много лет. В случае трудовых санкций ребёнок заранее знает, что его ждёт, готов к этому, а работа замечательным образом мотивирует его в следующий раз выполнить все договорённости и воспитывает ответственность, самоорганизацию, а не чувство вины.

О «в семье не без урода»

Я в это не верю. Если с выросшим ребёнком что-то не так, или он отличается деструктивным поведением, значит, в истории его взросления, в семейной истории было какое-то событие, которое на него повлияло. Это событие либо игнорировали, либо не придали ему значения. Возможно, в раннем возрасте малыш пережил насилие, о котором потом забыл, или отец ушёл из семьи, или произошёл какой-либо конфликт. На занятиях по гештальт-терапии часто становишься свидетелем того, что люди неожиданно вспоминают детские травмы.

О способностях

В каждом ребёнке всё заложено от природы. У любого есть музыкальный слух, просто надо его развивать. Да, существует предрасположенность, не каждого возьмут в балет, но в общем и целом можно развить все виды восприятия.

Об осознанном родительстве

Мы живём во времена осознанного родительства. В советское время за всё, включая воспитание детей, вроде как отвечало государство. Сегодня пришло время брать ответственность только на себя. Родители сами в силах выбрать своему ребёнку окружение, поменять школу в случае необходимости или вообще перейти на домашнее обучение, поместить детей в более развивающую среду. Вкладывайте в своих детей здесь и сейчас.

Я считаю, что правы те, кто ставит себе задачу растить ребёнка легко. А главная цель воспитания — не чтобы «было кому подать стакан воды». Она в том, чтобы выросшие дети были счастливы.

Татьяна АЛЁШИНА