Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2020 г.

Жизнь в offline? Есть!

Почти полгода двери театров были закрыты для публики, и ветер печально перелистывал обрывки афиш прошлых сезонов на театральных тумбах. После того как пандемия наложила штамп «изоляция» на практически все сферы деятельности, культурная сатурация города рухнула, а срочно разработанные онлайн-дженерики оказались не настолько эффективными, чтобы восполнить дефицит искусства. Поэтому перехода к третьему этапу снятия ограничений с тоской ждали и театры, и зрители. И вот — свершилось — театры один за другим объявляют об открытии новых творческих сезонов. Мы отправились в Красноярский театр кукол, где готовят три необычных премьеры.

В этом небольшом уютном театре на улице Ленина будто и не было вынужденной паузы, здесь активно готовятся сразу к трём фестивалям, на которые премьеры прошлого сезона отправятся в сентябре и октябре: «Егоркина былина» по произведению Александра Башлачёва со дня на день поедет на Международный фестиваль «Петрушка Великий» в Екатеринбург; «Я — кулак. Я — А-Н-Н-А» чуть позже представят публике на «Артмиграции — детям» и Международном Большом Детском фестивале в Москве. Но главное, конечно, — радостное ожидание и подготовка к первому приёму зрителей. В зале идут репетиции, а в мастерских художники, бутафоры, скульпторы и столяры наводят последний лоск на главных героях предстоящих премьер — куклах. И куклы эти очень разные: яркие классические марионетки, строгие аутентичные старинные черкесские, мягкие объёмные паркетные. Объединяет их то, что все они родились во время самоизоляции.

«Сказок полный чемодан»

Сначала в палате появились двое — мужчина и женщина. Обыкновенные взрослые скучные люди, которые зачем-то притащили с собой чемодан. Из старого потрёпанного дорожного чемодана доносились какие-то странные приглушённые звуки. Мужчина осторожно открыл его, и оказалось, что в чемодане спали куклы: Феи, Королева, Принцесса, Царевич, Колобки и другие сказочные персонажи. Кто-то посапывал и сладко причмокивал во сне, а Король и вовсе беззастенчиво храпел. Но от любопытных детских взглядов они проснулись, и уже в следующее мгновение больничная палата превратилась в театр, чемодан — в сцену, а вместо двоих взрослых перед зрителями предстали волшебные марионетки, которые тут же отправились в волшебное приключение.

Последние 20 лет марионетки появлялись на сцене театра кукол нечасто и только во взрослых спектаклях: огромный трёхметровый Егор в «Егоркиной былине», трагические влюблённые в эпизоде «Деликатесов», Пушкин и Гоголь в «Хармсе». Пожалуй, и всё. И вот, наконец, появилась весёлая история, которую дети сочиняют вместе с артистами, а играют — марионетки.

Идея этого спектакля для детей возникла в прошлом году, когда на гастроли в Красноярск приезжал кукольник из Санкт-Петербурга, член гильдии кукловодов Нью-Йорка Леонид КОНДАКОВ. Тогда Леонид провёл несколько благотворительных выступлений в отделении онкологии Краевой клинической детской больницы и противотуберкулёзном санатории «Пионерская речка», и по признанию маленьких пациентов, эстрадные номера марионеток стали для них настоящим лекарством. Конечно, кукла — не доктор, она не выпишет рецепт и не поставит укол. Но бывает, что для выздоровления ребёнку не хватает самой малости — хорошего настроения, смеха, волшебства. Концентрат этой кукольной магии воплотился в проекте «Кукла лечит» Красноярского театра кукол, а самой истории помог появиться, как ни странно, режим самоизоляции. Вот что рассказывает сам Леонид Кондаков:

— У меня большая практика работы с детьми в больницах, даже в таком не самом радостном месте, как детский хоспис. И на опыте я убедился, что дети легче поверят кукле, чем человеку. А нам важно, чтобы они поверили в своё выздоровление, в то, что чудеса обязательно случаются. Сначала вместе с женой, художницей Галиной Максимычевой, мы придумали такой миниатюрный театр, который легко разместится в любой больничной палате, а помещается в обычном чемодане. Задумывали, что персонажами истории станут герои разных сказок, каждый из которых просто исполнит свой номер — песню, стихотворение и т.д., чтобы порадовать выздоравливающих детей.

Но тут случилась самоизоляция, спектакли и гастроли отменились, и мы с Галей засели дома. Идеальная ситуация, чтобы написать пьесу! Идей у меня всегда было много, а вот времени, чтобы их записать, недоставало. Так я стал начинающим драматургом. С компьютером не дружен, поэтому писал на листочках, а Галя переводила текст в электронный вид и довольно много при этом исправляла. Параллельно она придумывала облик марионеток для нашего чемодана, и это, конечно, удивительное зрелище. Галина невероятно талантливый художник. Такое ощущение, что при создании куклы она каждый раз отдаёт ей частицу своей души. Вот вроде лежит безликая болванка, заготовка головы, Галя рисует глаз, и кукла оживает! Она одним лишь этим глазом уже разговаривает. Магия! Даже COVID ей не помешал: пока мы работали над пьесой и куклами, выяснилось, что Галя заболела этой неприятной болезнью. Мне кажется, именно наша сказка помогла нам победить вирус легко и без осложнений.

Команда спектакля  «Сказок полный чемодан» после первого показа для зрителей

Команда спектакля «Сказок полный чемодан» после первого показа для зрителей

После начались репетиции: я в Санкт-Петербурге, артисты в Красноярске, а встречались мы в WhatsApp. Во время этих встреч и текст менялся, и новые детали добавлялись. Например, у Колобков, а их в нашей сказке двое, кроме рэп-баттла появился ещё и дэнс-баттл. Вместе с артистами решили обязательно сделать вариант с большими марионетками для сцены театра, чтобы увидеть нашу современную сказку могли все желающие. А как только появилась возможность, я прилетел в Красноярск. Тем, что получилось у нас — и в варианте для чемоданчика, и в варианте для театральной сцены, — доволен. Жаль только, что не смог увидеть, как спектакль принимают дети. Но надеюсь во время премьеры виртуально присутствовать в зале с помощью Zoom.

«Старая сказка»

Ещё одна премьерная сказка, на этот раз от главного режиссёра театра, неоднократного лауреата театральной премии «Золотая Маска» Евгения ИБРАГИМОВА, адресована и детям, и взрослым. Это одновременно и поэтичная черкесская притча о счастье, и застольный тост, и урок этнографии, и невероятно зрелищная реконструкция черкесского карнавала. Да-да, у черкесов были свои карнавалы, которые так же, как и европейские, разрушали барьеры между сословиями и были наполнены бесконтрольным весельем. С древних врёмен по каждому значительному поводу — свадьба или рождение ребёнка, битва или приём дорогих гостей — черкесы устраивали карнавал. Только назывался он иначе — джегу, что переводится как игра. На таких играх или игрищах обязательно были песни, танцы, состязания в ловкости и, конечно, театральные представления. Джегу были одновременно лучшей формой общения с Богом, способом объединить людей и проявлением убеждения, что человек — не игрушка в руках судьбы и может отвоевать у неё удачу. Это буйство красок, веселье, песни, танцы, джигитовка, экспромты, а управляет этим карнавальным вихрем джегуако. Он демиург и режиссёр, церемониймейстер и дирижёр, сказитель, жрец и волшебник. Черкесы верили, что джегуако обладали магической силой, способной воздействовать на судьбу, на природу, лечить больных, толковать сны и знамения. Джегуако были насмешливыми, талантливыми и мудрыми, но главное — свободными. Они могли говорить правду любому, вне зависимости от сана и чина. Они слагали песни и сказки обо всём, что происходило, таким образом передавая историю народа из поколения в поколение. Из этих песен через много лет потомки узнавали, был ли их прапрадед храбр или труслив, скуп или великодушен, какие подвиги он совершил.

Джегуако присутствовали на всех битвах. Как рассказывает один из очевидцев: «...Я видел весною 1857  г. во время сильной перестрелки на реке Атакуме, как один джегуако влез на дерево, откуда он далеко раздающимся голосом воспевал храбрых и называл по имени боязливых. Адыг больше всего на свете боится быть названным трусом в национальных песнях, в этом случае он погиб, ни одна девушка не захочет быть его женой, ни один друг не подаст ему руки — он становится посмешищем в стране. Присутствие джегуако во время битвы — лучшее побуждение для молодых людей показать свою храбрость».

А во время джегу — черкесского карнавала — джегуако обязательно рассказывал сказку, да такую, что именно сейчас была нужна людям. Вот на таком невероятном джегу когда-то маленький черкесский мальчик Женя Ибрагимов и побывал, влюбился в этот вихрь веселья и мудрости, заболел театром, а в сердце его поселилась мечта когда-нибудь показать это чудо как можно большему количеству людей, ведь каждый черкес знает, что добром и радостью нужно делиться. Прошло много лет, и заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии Станиславского Евгений Николаевич Ибрагимов воплотил эту мечту на красноярской земле. Работа над постановкой тоже шла в период самоизоляции: почти ежедневные репетиции проходили в Zoom, там же артисты осваивали работу с непривычными для нас традиционными черкесскими куклами, и даже основы хореографического рисунка спектакля разучивались онлайн.

И теперь в центре Сибири ореховый жезл, увитый гроздьями фундука, взмывает вверх, мелодия растворяется, танцоры рассыпают круг, а мудрый джегуако тихо начинает свою сказку: «Не взыщите, если я допущу ошибку, рассказываю то, что слышал...». И эта сказка избавит от душевных терзаний, подтолкнёт к верному решению, приманит удачу, увлечёт ребёнка и подарит надежду взрослым.

«Есть ли жизнь в offline?»

Соцсети, любовь, котики, песни и юмор в идеальных пропорциях смешались в постановке калининградского режиссёра Наталии СТЕПАНЕНКО. Этот интернет-мюзикл в одном действии напомнит о том, как важна реальная жизнь. И хотя в одной из первых сцен персонажи пьесы, написанной омским драматургом Дмитрием ВОЙДАКОМ, декларируют:

«Преград больше нет!

Наш бог — интернет,

И царят на планете

Социальные сети.

Компьютер включи,

В нём счастья ключи.

Побывай во всём мире,

Оставаясь в квартире»,

но главный герой мюзикла Кот — романтик, бродяга, поэт и музыкант — хочет любить и радоваться здесь, а не в виртуале. Он не понимает, как прогулку по набережной можно добровольно променять на встречу в Skype, и почему вместо того, чтобы вместе считать звёзды, так щедро рассыпанные по небу, нужно обмениваться лайками. Он откажется от головокружительной карьеры в музыкально-урчальной группе «Сахарные хвостики» и вытворит такое… Не будем спойлерить. Но окружающие оторвут глаза от «чёрного зеркала» своих планшетов и смартфонов и увидят красоту и уникальность реальной жизни. Девочка Маша встретит мальчика Вову. А прекрасная Кошка Плюшка забудет про свой аккаунт в TikTok.

Этого Кота режиссёр наделила некоторыми своими чертами и мыслями. Рассказывает мама двоих детей и режиссёр-постановщик Наталия Степаненко.

— Современные дети гораздо живее нас по восприятию, скорости реакций, свободнее. Но эта свобода, на мой взгляд, как будто больше отбирает, чем даёт. В США подростки идут на суицид из-за того, что в их аккаунтах в соцсетях слишком мало лайков. В Японии всё больше подростков-хикикомори, которые в принципе уходят жить в виртуальную реальность, отрицают социум. Я вижу, как у нас дети на переменах сидят в смартфонах или планшетах, а если общаются, то только по поводу того, что они видели в интернете. Школьник чатится с соседом по парте, а мама из гостиной шлёт смайлы в WhatsApp для дочки, комната которой через коридор.

Мы всё стремительнее утрачиваем навыки реальных отношений. У нас атрофируется навык разговаривать, скоро он может стать атавизмом, как хвост.

Парадоксально, но чудо, созданное для объединения людей, нас разъединяет. Да, интернет — это отличный рабочий и образовательный инструмент, я сама иногда беру уроки онлайн, и у меня много друзей и коллег в самых разных точках мира, с которыми я общаюсь благодаря интернету, но когда иллюзорная жизнь становится важнее реальной, это патология.

Тысяча подписчиков в Instagram не значит, что у тебя есть хотя бы один настоящий друг. И ты никогда не получишь столько удовольствия в чате, как от живого общения с интересным человеком, с компанией близких по духу людей. Подменять дружбу, любовь, саму жизнь их отражениями в экранах глупо. Глупо и страшно.

Я переживаю за своих детей, не хочу, чтобы их друзья были только виртуальными, через экран, чёрное зеркало. Мечтаю, чтобы они испытывали радость живого общения со своими товарищами.

Жизнь лучше любых иллюзий.

Александра КАЗАНЦЕВА